СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение о едином орфографическом режиме начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящее Положение разработано на основе федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ, Устава  образовательного учреждения, должностных квалификационных характеристик учителя начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Положение о едином орфографическом режиме начального общего образования»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол №_____от «___»______20___

«УТВЕРЖДАЮ»



Приказ № __ от «___» __________ 20__









Положение

о едином орфографическом режиме

начального общего образования























 1. Общие положения

    1. . Настоящее Положение разработано на основе федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 № 273-ФЗ, Устава образовательного учреждения, должностных квалификационных характеристик учителя начальных классов.

    2. . Настоящее Положение определяет следующие цели введения единого орфографического режима на ступени начального общего образования:

стандартизация требований учителей к учащимся при работе с тетрадями по предметам учебного плана для реализации принципа преемственности и создания единого образовательного пространства;

развитие у обучающихся ответственности за результаты своего труда;

воспитание у обучающихся прилежания, внимательности и аккуратности;

реализация принципа «прозрачности» требований для всех участников образовательного процесса;

сформировать актуальные для младших школьников универсальные учебные действия:

а) формируется устойчивый навык самоконтроля и самооценки у учащихся: благодаря стремлению более аккуратно оформить работу у школьника систематически возникает потребность чаще и внимательнее проверять и перепроверять ее;

б) у учащихся воспитывается уважение к тем, кто проверяет их работы, что является частью воспитания общей и внутренней культуры учащихся;

в) происходит организация и мобилизация учащихся для более внимательного выполнения самостоятельной письменной работы.

1.3. Единый орфографический режим определяет следующие функциональные процедуры:

- количество и название тетрадей, необходимых для ведения обучающимися, требования к их оформлению и проверке;

- требования к устной и письменной речи обучающихся;

- требования к письменным работам обучающихся.

    1. Деятельность учителей начальных классов по соблюдению требований единого орфографического режима контролируется и анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с планом внутришкольного контроля.

    2. Администрация общеобразовательного учреждения обязана ознакомить учителей начальных классов с настоящим Положением.

    3. Администрация общеобразовательного учреждения обязана довести требования настоящего положения до сведения учащихся и их родителей (законных представителей).

    4. В случае ненадлежащего выполнения учащимися требований единого орфографического режима, определённых настоящим Положением, учитель обязан принять необходимые меры педагогического воздействия и проинформировать родителей (законных представителей) обучающихся.

    5. В случае ненадлежащего выполнения учителем требований единого орфографического режима, определённых настоящим Положением, администрация общеобразовательного учреждения вправе применить дисциплинарное взыскание.


2. Требования к устной и письменной речи обучающихся.

2.1. Формирование речевой культуры младших школьников как необходимое условие их подготовки к полноценной учебной деятельности на ступени основного общего образования, призвана обеспечить начальная общеобразовательная школа.

В настоящее время созданы необходимые условия для целенаправленной работы по формированию речевых компетенций: в соответствии с требованиями ФГОС НОО в примерных программах по учебным предметам для начального общего образования, усилено внимание к вопросам культуры речи учащихся.

Ведущая роль в овладении учащимися культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит учителям начальных классов. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в начальной общеобразовательной школе, при которой речевая культура младших школьников воспитывается в единстве, а требования, предъявляемые на уроках русского языка, поддерживаются учителем на других уроках, в рамках внеурочной деятельности и внеклассных, внешкольных мероприятий.

Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от организованной деятельности учителей начальных классов, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми педагогическими работниками.

Необходимо привлекать учащихся начальных классов к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, использовать средства наглядной агитации – стенды «Пиши правильно», «Говорите по-русски», «Люби и знай русский язык» и прочее.

2.2. Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление, а также следующие умения младших школьников:

• давать ответ на любой вопрос в полной форме, т.е. в форме предложения или маленького текста; односложные ответы рекомендуется исключать;

• правильно строить сложноподчиненные предложения;

• давать развернутый устный ответ типа рассуждения, имеющего структуру: тезис – аргументы – вывод;

• говорить на тему, соблюдая ее границы;

• отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной цели высказывания;

• излагать материал логично и последовательно, устанавливать причинно- следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы;

• правильно и точно отбирать лексический материал в соответствии со значением и стилистической окраской слова;

• отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

• оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

2.3. Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются: правила произношения и постановка ударений;

правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;

правила орфографии и пунктуации (не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событии, в собственных именах людей и т.д.).

2.4. Речь учащихся должна быть выразительной, это проявляется в разнообразии словарного запаса, богатстве грамматического строя, уместном использовании эмоционально окрашенных средств речи. Для речевой культуры младших школьников важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы или учебной задачи.

2.5. Речевая культура младших школьников может успешно воспитываться только в результате целенаправленных действий учителя, для чего рекомендуется:

• показывать учащимся образцы устной и письменной речи (обязательное соблюдение орфоэпических, орфографических, грамматических, словообразовательных норм, норм лексической сочетаемости);

• использовать все виды пересказа для расширения и активизации словарного запаса учащихся, для практического усвоения нормированной устной и письменной речи;

• для совершенствования речи детей младшего школьного возраста использовать такие методические приемы, как самостоятельные задания, направленные на пополнение знаний по различным предметам, работа в постоянных и сменяемых парах, группах.

• тщательно продумывать ход изложения материала, корректность и точность всех формулировок;

• писать разборчивым почерком;

• уделять внимание формированию умения анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

• на уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слов учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать сформулировать тему, цели и задачи урока, составить план собственной работы в группе и т.д.;

• любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ, сообщение, доклад, презентация исследования или творческого проекта) следует оценивать с учетом содержания высказывания, логического построения и речевого оформления, исправляя допущенные ошибки;

• шире использовать выразительное чтение вслух как один из важных приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста;

• систематически учить младших школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой и т.д.;

• систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. Новые термины произносить и объяснять четко, записывать на доске или в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной дисциплине;

• следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки, каллиграфические недочеты;

• шире использовать все формы внеурочной и внеклассной деятельности (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, клубы и т.п.) для совершенствования речевой культуры учащихся;

• при планировании общешкольных и классных мероприятий предусматривать беседы с родителями (законными представителями) учащихся по выполнению единых требований к речи в ОУ и дома.


3. Требования к оформлению письменных работ учащихся.

3.1. Организация и контроль за всеми видами письменных работ на ступени начального общего образования осуществляются на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

3.2. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются:

• упражнения по русскому языку и математике;

• текущие, итоговые письменные контрольные, самостоятельные и проверочные работы по русскому языку (диктант, списывание текста, обучающее изложение, обучающее сочинение) и математике;

• фиксация наблюдений в природе, осуществляемая в процессе изучения окружающего мира (дневники наблюдений).

3.3. Затраты времени на выполнение домашних заданий по всем предметам учебного плана не должны превышать (в астрономических часах) 1,5 часа во 2-3 классах, 2 часа в 4 классе.

3.4. Текущие контрольные, самостоятельные и проверочные работы проводятся с целью оценки уровня усвоения программного материала. Их содержание и частотность определяются учителем самостоятельно с учетом специфики предмета, степени сложности и логики изучаемого материала, а также особенностей учащихся конкретного класса, и отражаются в его рабочей программе. Для проведения текущих контрольных самостоятельных и проверочных работ учитель может отводить весь урок либо его часть.

3.5. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых разделов и тем образовательной программы по отдельному предмету учебного плана. Таким образом, итоговые контрольные работы, как правило, проводятся в конце четверти (триместра), полугодия, года.

3.6. Содержание работ для письменного контроля может быть определено по одноуровневым или разноуровневым вариантам, различающимся по степени сложности.

3.7. В целях предупреждения перегрузки учащихся время проведения контрольных, самостоятельных и проверочных работ определяется общешкольным графиком, разработанным с учетом общего количества контрольных работ и утвержденным в установленном порядке. Указанный график согласовывается с методическим объединением учителей начальных классов. В один учебный день допускается проведение в классе только одной письменной контрольной, самостоятельной, проверочной работы. В течение учебной недели рекомендуется проведение в классе не более двух подобных работ. При планировании данного вида работ в каждом классе необходимо предусмотреть их равномерное распределение в течение четверти (триместра), полугодия. Не рекомендуется проводить указанные работы в первый день недели, четверти (триместра), в первый день после каникул и праздников.

3.8. Устанавливается примерное распределение видов работ, которое может быть выполнено учащимися в год в зависимости от класса:






1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

Списывание текста

1

2

2

2

Словарный диктант

-

2

2

2

Итоговая контрольная работа

1

4

4

4

Проверочная работа

(текущие контрольные работы) распределение по четвертям на усмотрение педагога

-

4

4

4

Изложение (контрольн)

Развитие речи (проводится в течение года по материалам учебника)

-

-

1(в конце года)

1(2 четв)

Сочинение (контрольн)

-

-

-

1 (3 четв)



Математика





Математический диктант

-

4

4

4

Проверочная работа (текущие контрольные работы)

1

4

4

4

Итоговая контрольная работа (комбинированная)

1

4

4

4







Проведение письменных итоговых контрольных работ по другим предметам учебного плана не рекомендуется.


3.9. При определении объема контрольной работы необходимо учитывать следующие рекомендации.

В словарные диктанты включаются слова на изученные орфограммы, а также слова из словаря, написание которых нужно запомнить. Итоговый контрольный словарный диктант рекомендуется проводить во 2-4 классах один раз в год (апрель/май)


    1. Объём словарного диктанта

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5-6

8-10

10-12

12-15



Объём диктанта

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

15-20

30-40

55-60

75-80



Объем текста для контрольного списывания

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

20-25

40-50

65-70

80-90



3.10. Объем текстов обучающих изложений должен быть на 15-20 слов больше объема текстов диктанта. Для письменных обучающих изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией. Поскольку навык письменной речи в начальной общеобразовательной школе только складывается, данный вид работы должен носить обучающий, а не контролирующий характер. Для проверки формирования навыка письменной речи, умения понимать и передавать основное содержание текста проводятся изложения и сочинения.

Основными критериями оценки изложений и сочинений является полное, последовательное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, правильное употребление слов и построение предложений, орфографическая грамотность.

Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка не выставляется и в классный журнал не заносится. Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой –только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

Контрольное изложение и контрольное сочинение оценивается двумя отметками: за содержание и грамотность (5/4).

Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков техники письма. Контрольное списывание оценивается двумя отметками: за технику письма и грамотность (5/4).


3.11. Тесты на ступени начального общего образования рекомендуется использовать с целью диагностики затруднений, возникающих у учащихся на каждом этапе изучения программного материала.



3.12. В конце учебного года проводится комплексная метапредметная проверочная работа.


3.13. Контрольная проверка навыка чтения проводится дважды в год, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям :

-         беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Количество итоговых работ по литературному чтению


Четверть

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Провер.

Техника чтения

Провер.

Техника чтения

Провер.

Техника чтения

Провер.

Техника чтения

II

-

-


1


1


1

IV

-

1

1

1

1

итого

-

1

8

2

8

2

8

2


Темп и оценивание техники чтения


Виды чтения

Количество слов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Вслух

35-40 слов II-е полугодие

45-50 слов

65-70 слов

85-90 слов

Про себя


50-60 слов

85-90 слов

115-120 слов

Наизусть*

(на усмотрение педагога)


8-10 стихотворений

10-12 стихотворений

Не менее 15 стихотворений


Для текущего и промежуточного контроля используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени и различные проверочные практические работы.

Целесообразно при проведении итогового письменного контроля использовать тестовые задания.

Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки.

Тесты с открытым ответом позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ.

В письменных проверочных работах по предмету орфографические ошибки не учитываются.


Окружающий мир

Ориентировочное количество проверок



1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Итоговая контрольная работа

1

4

4

4

Проверочная работа*


4

4

4

Всего за год

1

8

8

8

*в конце изучаемого раздела

Формы организации проверочных работ: на усмотрение педагога - любая форма.


4. Количество и назначение тетрадей, требования к их оформлению и проверке


4.1.Количество тетрадей по предметам соответствует норме, определённой программой учебного предмета.

В период обучения грамоте в 1 классе учащиеся выполняют работы в тетрадях на печатной основе(прописи), но по усмотрению учителя работа может выполняться и в обычных тетрадях.




Предмет учебного плана

Период обучения

Количество тетрадей

Примечания

текущие

контрольные

Русский

язык

Период обучения грамоте

Прописи

-

Допускается наличие 1-2 тетрадей помимо прописей

2-4

2

1+ 1

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

Литературное чтение

2-4

-

-

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК, при отсутствии токовых, допускается ведение обычной тетради

Иностранный язык

2-4

1

-

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

Математика

Период обучения грамоте

2

-

Допускается наличие 1-2 тетрадей помимо прописей

2-4

2

1

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

Окружающий мир

1-4

-

-

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК, при отсутствии токовых, допускается ведение обычной тетради

Основы религиозных культур и светской этики

4

-

-

Музыка

1-4

1

-

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

Технология

1-4

-

-

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК, при отсутствии токовых, допускается ведение обычной тетради

ИЗО

1-4

Альбом

-

Физическая культура

1-4

-

-

-

Информатика

2-4

1

-

Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

4.2. Для контрольных работ по математике и русскому языку используются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в классе и выдаются учащимся для выполнения контрольных работ и работ над ошибками. В тетрадях по математике словосочетание «Контрольная работа» не записывается, а в тетрадях по русскому языку записывается только вид работы: диктант, изложение, сочинение.

4.3. Учитель обязан предупредить обучающихся о необходимом количестве тетрадей на первом уроке по предмету текущего учебного года.

4.4. Обучающийся обязан иметь полный комплект тетрадей, необходимых для работы.

4.5. Тетради для обучающихся 1 класса подписываются учителем. Со второго полугодия 2 класса учащиеся подписывают тетради самостоятельно под руководством учителя.

4.6. Обложка рабочей тетради подписывается чётко, разборчиво и аккуратно по единому образцу, который включает в себя минимальный объём основной информации: назначение тетради, класс, наименование ОУ по уставу, фамилию и имя учащегося:





Тетрадь

для работ

по русскому языку

ученика 3-А класса

МБОУ «Школа-гимназия№39»

Иванова Петра


Тетрадь

для контрольных работ

по русскому языку

МБОУ «Школа-гимназия№39»

Иванова Петра

4.7. Все записи в тетрадях оформляются каллиграфическим аккуратным почерком, с использованием ручки с чернилами синего (фиолетового) цвета.

4.8. Все подчёркивания, выделения и начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.

4.9. Рабочие тетради проверяются учителем чернилами красного цвета ежедневно и в полном объёме. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующими рекомендациями:

• Учитель зачеркивает орфографическую ошибку, цифру, математический или пунктуационный знак косой линией и надписывает сверху нужную букву, знак, верный результат математических действий; при пунктуационных ошибках пишется необходимый в этом случае знак препинания.

• В контрольных тетрадях по русскому языку на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I – орфографическая ошибка, V – пунктуационная).

После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работу над ошибками рекомендуется проводить в тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

4.10. Все контрольные, самостоятельные, проверочные работы обязательно оцениваются учителем в день ее проведения и отметки заносятся в классный журнал. Самостоятельные письменные работы по развитию речи (сочинения, изложения) обучающего характера оцениваются, и отметка за эти работы может быть выставлены в журнал по усмотрению учителя.

4.11. Письменные работы учащихся оцениваются, начиная со второго класса. При оценке письменных работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется соответствующими нормативными и методическими письмами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, уставом ОУ, локальными нормативно-правовыми актами. Не допускается фиксация учителем в тетрадях отрицательных эмоциональных оценок, комментариев, рекомендаций и поручений учащимся.


    1. Требования к оформлению письменных работ по русскому языку

5.1. Все записи в тетрадях следует оформлять аккуратным каллиграфическим почерком.

5.2. Запись даты выполнения работы по русскому языку ведется по центру рабочей строки. В 1 классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа (1.09). По окончании периода обучения грамоте дата записывается полностью (1 марта). Со 2 класса допускается запись даты выполнения работы с использованием числительных прописью (Первое февраля).

5.3. Запись названия работы производится на следующей рабочей строке без пропуска по центру (Классная работа Домашняя работа Диктант Работа над ошибками). При необходимости вариативность работы фиксируется на следующей строке без пропуска по центру (Вариант II.).

5.4. Запись слова «Упражнение» с заглавной буквы в 1 классе допускается в краткой форме (Упр. 142). Полная форма записи допускается по усмотрению учителя со 2 класса и пишется посередине строки с указанием номера (Упражнение 5.). Номер упражнения может быть не указан, если оно выполняется не в полном объеме.

5.5. После выполнения работы (классной или домашней) следует отступать две рабочие строки, начиная выполнять очередную работу на третьей рабочей строке.

5.6. При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см. Соблюдение красной строки рекомендуется контролировать с 1 класса при оформлении текстов или начала нового вида работы.

5.7. Записи на новой странице тетради начинаются с самой верхней строки и дописываются до конца, включая последнюю рабочую строку. В ходе выполнения работы не допускается необоснованный пропуск строк или наличие пустых мест на строке. Использование правил переноса обязательно.

5.8.При выполнении работы на странице необходимо соблюдать внешние и внутренние поля. Дополнительная разлиновка внутренних полей в тетрадях осуществляется по усмотрению учителя.

5.9. В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется со строчной буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся:

ветер

мир

мороз

При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки с большой буквы. Далее слова записываются через запятую (Ветер, мир, мороз.).

5.10. При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращения слов, обозначений и терминов. Слово сокращается до согласного звука (звонкий – зв., согласный – согл., существительное – сущ., мужской род – м.р., прошедшее время – прош.вр., единственное число – ед.ч.). Название падежей указывается заглавной буквой (И.п., Р.п., Д.п.).

5.11. Все подчеркивания делаются по линейке с помощью простого карандаша, как и обозначения над словами, разбор слова по составу.

5.12. При оформлении письменных видов разбора слова (фонетического, морфологического и т.д.) следует соблюдать требования образцов, предложенных авторами учебников в рамках УМК, обращая внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.

5.13. Исправление учащимися допущенной ошибки рекомендуется производить ручкой. Зачеркивается неправильно написанное слово, буква или знак тонкой косой либо горизонтальной чертой, надписывая сверху верный вариант. Заключать неверное написание в скобки не рекомендуется.

5.14. Работу над каллиграфическим почерком следует строить с учетом системы дифференцированного подхода и осуществлять в течение всех четырех лет обучения на ступени начального общего образования. Рекомендуется проводить данную работу с каждым учащимся по индивидуальной образовательной траектории, соблюдая требования к содержанию, объему и частотности ее проведения: в 1-2 классе ежедневно прописывать по 2 строки, в 3-4 классе прописывать по 3 строки 2-3 раза в неделю.

5.15. В период обучения грамоте в 1 классе учитель прописывает образцы в тетрадях. Рекомендуется индивидуально прописывать учащимся именно те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки. Со 2 класса образец может быть записан учителем на доске с комментированием и указанием на типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание младших школьников на положение тетради, посадку, правила работы с ручкой и карандашом. К приемам стимулирования относится словесное оценивание учителем выполненных работ в отношении каллиграфии.

5.16. Работа в тетрадях в узкую рабочую строку рекомендуется для учащихся 1 класса, если иное не предусмотрено авторской методикой в рамках УМК. Сроки перехода младших школьников к выполнению заданий в тетрадях с широкой рабочей строкой определяется учителем самостоятельно со 2 класса с учетом наличия у учащихся сформированного навыка каллиграфического письма.


6. Требования к оформлению письменных работ по математике

6.1. Все записи в тетрадях следует оформлять аккуратным каллиграфическим почерком.

    1. В 1 классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися по центру рабочей строки в виде числа (1.09). По окончании периода обучения грамоте дата записывается полностью (1 марта). Со 2 класса допускается запись даты выполнения работы по центру рабочей строки, с указанием числа и месяца (1 сентября).

    1. Запись названия работы производится на следующей рабочей строке по центру с пропуском 1 клетки от числа (Классная работа Домашняя работа Самостоятельная работа Работа над ошибками). Во всех остальных случаях рекомендуется пропускать 2 клетки. При необходимости вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру (Вариант I.).

    2. После выполнения работы (классной или домашней) следует отступать 4 клетки, начиная выполнять очередную работу на пятой клетке. В ходе выполнения работы не допускается необоснованный пропуск строк или наличие пустых мест на строке. Использование правил переноса, принятых в математике, обязательно.

    3. При выполнении работы на странице требуется соблюдать внешние и внутренние поля. Дополнительная разлиновка внутренних полей в тетрадях осуществляется по усмотрению учителя.

    4. Между столбиками выражений, уравнений, неравенств и другими видами заданий отступаются три клетки вправо. Запись нового столбика начинается с четвертой клетки.

    5. При оформлении письменных заданий по математике рекомендуется указывать его номер (№ 5) без уточнения вида (Неравенства, Выражения), соблюдая требования принятых в математике норм и образцов, предложенных авторами учебников в рамках УМК. При оформлении задачи указывать вид задания: Задача № 253.

    6. Краткая запись условия задачи оформляется в соответствии с их видом (краткая запись, схема, чертеж, таблица, диаграмма, рисунок). Ключевые слова в краткой записи пишутся с большой буквы. В 1 классе допускается их сокращение по первым буквам:

М. – 7 м.

Б. – 3 м.

Начиная с 2 класса по усмотрению учителя ключевые слова в краткой записи могут быть зафиксированы полностью:

Маленькие – 7 м.

Большие – 3 м.

    1. Форма записи решения задачи (по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением и т.д.) определяется учителем самостоятельно с учетом изучаемой темы. При записи решения задачи по действиям с письменными пояснениями (с записью вопроса) или выражением после каждого действия ставится наименование в круглых скобках с использованием правил сокращения слов.

    2. Слово «Ответ» пишется под решением с заглавной буквы с отступлением 1 клетки вниз. В первом классе ответ задачи может быть записан в краткой форме (От. 10 ябл.). Со 2 класса слово «Ответ» записывается полностью (Ответ: 10 яблок.).

    3. Оформление условия задачи при помощи схемы, чертежа, таблицы, диаграммы или рисунка осуществляется с использованием линейки и простого карандаша. При записи условия задачи в виде таблицы ее вычерчивание можно опустить. Учащиеся заполняют графы, отступая между ними три клетки. Названия граф (колонок) пишутся с большой буквы.

    4. Краткую запись не следует делать громоздкой, она должна быть удобной, отображать все числовые данные задачи и взаимоотношения между величинами.

    5. При выполнении контрольных, самостоятельных и проверочных работ по соответствующей тематике для решения текстовой задачи учащиеся могут самостоятельно определять объем записи краткого условия и удобную форму ее решения.

6.14. При оформлении решения выражений на порядок действий необходимо требовать

от учащихся соблюдения следующих норм:

  • записывать выражение полностью;

  • указывать цифрами порядок действий;

  • расписывать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений);

  • записывать окончательное значение выражения.

    1. В записи уравнений следует соблюдать требования образцов, предложенных авторами учебников в рамках УМК, обращая внимание учащихся на аккуратность оформления.

    2. При оформлении записи задач геометрического характера необходимо требовать от учащихся соблюдения следующих норм:

  • чертежи выполнять простым карандашом по линейке;

  • геометрическую фигуру чертить в тех случаях, когда этого требует условие задачи;

  • результаты измерений подписывать ручкой;

  • обозначения выполнять прописными буквами латинского алфавита.

6.17. При оформлении математического диктанта следует записывать только ответы в

строчку, отступая одну клетку.