СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение о проектной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Положение регламентирует организацию проектной деятельности по ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Положение о проектной деятельности»











Положение

об итоговом индивидуальном

проекте обучающихся

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основе закона «Об образовании в Российской Федерации» (№273–ФЗ), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ средней школы №2 г. Макарьева.

1.2. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

1.3. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность: учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую.

1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС ООО с 5-8 класс

1.5. Невыполнение индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

1.6. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.


2. Цели и задачи итогового индивидуального проекта

    1. Для обучающихся:

Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области.

    1. Для педагогов:

Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.

    1. Задачами выполнения проекта являются:

  1. Обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).

  2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её использовать).

  3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и

критическое мышление.

  1. Формировать и развивать навыки публичного выступления.

  2. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).


3. Требования к подготовке итогового индивидуального проекта

3.1. План, программа подготовки проекта для каждого учащегося разрабатываются самостоятельно руководителем проекта.

3.2. Руководителем проекта является учитель-предметник

3.3. Учащиеся сами выбирают как тему, так и руководителя проекта.

3.4 Темы проекта утверждается не позднее декабря.

3.5. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта.


4. Требования к содержанию и направленности проекта

4.1. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

4.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

  • письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);

  • художественная творческая работа(в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

  • материальный объект, макет, модель, иное конструкторское изделие;

  • отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.


5. Требования к этапам работы над проектом

5.1. Метод проектов, как педагогическая технология, не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.

5.2. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение. Этапы работы над проектом:

  1. поисковый: определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта.

  2. аналитический: анализ имеющейся информации, поиск информационных пробелов, сбор и изучение информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности, составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ анализ ресурсов.

  3. практический: выполнение запланированных технологических операций, текущий контроль качества, внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

  4. презентационный: подготовка презентационных материалов, презентация проекта, изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

  5. контрольный: анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

  • Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.

  • Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель.


6. Требования к оформлению итогового индивидуального проекта

6.1.Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:

  1. работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом TimesNewRoman, размером шрифта 12- 14;

  2. титульный лист считается первым, но не нумеруется;

  3. каждая новая глава начинается с новой страницы;

  4. точка в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится;

  5. все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц;

  6. все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 5 машинописных страниц.

Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.

Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений - арабскими цифрами.

6.2. Подготовленное учащимся введение должно быть объемом не более одной машинописной страницы с указанием для всех проектов:

а) исходного замысла, цели и назначения проекта;

б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;

в) списка использованных источников.

Для конструкторских проектов в ведение, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта.

6.3. Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на различные источники.


7. Требования к защите проекта

7.1. Защита итогового индивидуального проекта осуществляется в соответствии с Приложением № 2.

7.2. Для защиты создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, члены родительского комитета, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х . Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов назначается приказом директора школы.

7.3. Процедура защиты проводится в устной форме с обязательной демонстрацией фрагментов проекта или презентации и не должна превышать 5-7 минут, количество слайдов в презентации. Обучающийся раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.

7.4. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации учащихся.

7.5. Индивидуальный итоговый проект защищается на ежегодной школьной научно-практической конференции.

7.6. Лучшие проекты (по согласованию с автором проекта) представляются на школьной конференции в рамках «Дня науки».


8. Критерии оценки итогово гоиндивидуального проекта

8.1. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:

  1. способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;

  2. сформированность предметных знаний и способов действий,проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

  3. сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;

  4. сформированность коммуникативных действий,проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

8.2. С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта необходимо учитывать два уровня сформированности навыков проектной деятельности:











Примерное содержательное описание каждого критерия

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый (1 балл)

Повышенный (2-3 балла)

Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного.

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить;

продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.

Сформированность предметных знаний и способов действий

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.

Сформированность регулятивных действий

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося.

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

Сформированность коммуникативных действий

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы.

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор проекта свободно отвечает на вопросы.


8.3. Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:

1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трех предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий);

2) сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;

3) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не дает оснований для иного решения.

8.4. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:

1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;

2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта;

3) даны ответы на вопросы.


8.5. При осуществлении отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом максимальная оценка по каждому критерию не превышает 3 баллов.


Критерий

Уровни сформированности навыков

проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

1 балл

от 2 до 3 баллов

Сформированность предметных знаний и способов действий

1 балл

от 2 до 3 баллов

Сформированность регулятивных действий

1 балл

от 2 до 3 баллов

Сформированность коммуникативных действий

1 балл

от 2 до 3 баллов

Итого:

4 балла

от 8 до 12 баллов


При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырех критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7-9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10-12 первичных баллов (отметка «отлично»).


8.6. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника основной общей школы на избранное им направление профильного обучения в старшей школе.

8.7. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку.


9. Права и ответственность сторон.

Руководитель индивидуального проекта должен:

  1. Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту;

  2. Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации;

  3. Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту;

  4. Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования;

  5. Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта.


Руководитель индивидуального проекта имеет право:

  1. Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;

  2. Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;

  3. Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта.


Обучающийся должен:

  1. Выбрать тему индивидуального образовательного проекта;

  2. Посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту;

  3. Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя

  4. индивидуального образовательного проекта:

  5. Подготовить публичный отчет о проделанной работе.


Обучающийся имеет право:

  1. На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального образовательного проекта;

  2. Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы школы.









































Приложение 1

Алгоритм работы над проектом

Этап/срок

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность

учителя

1. Поисковый

(сенябрь).






а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения.



Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости

дополнительную информацию.

Определяют цели проекта.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся.

Помогает в определении цели проекта.

Наблюдает за работой учеников.

2. Аналитический

(октябрь).










а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

Формируют задачи проекта.

Вырабатывают план действий.

Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.


Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся.


3. Работа над проектом(ноябрь-февраль)












а) Сбор и уточнение информации (основ­ные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).

б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

в) Выбор оптимального варианта хода проекта.

г) Поэтапное выполнение исследовательских задач.

Поэтапно выполня­ют задачи проекта.











Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.










4.Анализ, коррекция, оценка результата (март).

а) Анализ информации.

б) Формулирование выводов.


Выполняют иссле­дование и работают над проектом, ана­лизируя информа­цию. Оформляют проект.




5. Рефлексия. Защита индивидуального итогового проекта (апрель).

а) Подготовка отче­та о ходе выполне­ния проекта с объ­яснением полученных результатов (возможные формы

отчета: устный отчет, устный от­чет с демонстрацией материалов, письменный отчет).

б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Представляют про­ект, участвуют в его коллективном ана­лизе и оценке.









Приложение 2

Требования к защите проектной работы

1. Содержание защиты по проекту должно включать:

  1. обоснование актуальности темы, практической значимости проекта;

  1. изложение поставленных в нем целей и задач;

  2. описание хода выполнения проекта и полученных результатов;

  3. краткий обзор изученных источников и использованной литературы;

  4. продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это требуется).

Выступление ограничивается во времени — 7-10 минут.

2. Выступление оценивается на основе критериев:

  1. соблюдение структуры выступления;

  1. соблюдение регламента;

  2. умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления;

  3. адекватность громкости и темпа;

  4. адекватность языка и стиля;

  5. уверенность и убедительность манеры изложения.

3. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать требованиям:

  1. соответствия содержания ответов вопросам;

  1. корректности при ответе на вопросы оппонентов;

  2. краткости и аргументированности;

  3. грамотности речи и стилистической выдержанности изложения.




























Приложение 3

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПРОЕКТА

  1. Титульный лист. Паспорт проекта.

  2. Краткая аннотация проекта (введение)

  3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для ученика, образовательного учреждения; степень адекватности проекта современным целям, задачам).

  4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).

  5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).

  6. Ресурсы.

  7. Партнеры.

  8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект).

  9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием).

  10. Ожидаемые результаты и (или) социальный эффект (результаты- продукты, возможные последействия реализации проекта).

  11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшегопродолжения проекта и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта).

  12. Литература.

















Приложение 4

Рекомендации

к компьютерной презентации индивидуального проекта

(уровень основного общего образования)

  1. Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 15 слайдов.

  2. Титульный лист презентации включает:

а) полное наименование образовательной организации;

в) сведения об авторе и руководителе проекта;

г) год разработки проекта.

  1. Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления каждого раздела.

  2. Слайды должны быть озаглавлены.

  3. Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи анимации, цветовых эффектов, иллюстраций, графиков, схем, таблиц.

  4. Компьютерные презентации удобно создавать при помощи программы MicrosoftPowerPoint.

  5. ВНИМАНИЕ! Не стоит увлекаться чрезмерным включением цветовых и анимационных эффектов, т.к. они отвлекают внимание слушателей от сути проекта.


































Приложение 5


Лист оценивания индивидуального итогового проекта

Ф.И.О.______________________________класс___________

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Количество баллов

Базовый (1 балл)

Повышенный (2-3 балла)


Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного.

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить;

продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.


Сформированность предметных знаний и способов действий

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибкиотсутствуют.


Сформированность регулятивных действий

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося.

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.


Сформированность коммуникативных действий

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Авторотвечаетнавопросы.

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор проекта свободно отвечает на вопросы.


Итого



«_____»________________ 20___г. __________________/___________________/

(дата) (подпись члена комиссии) (расшифровка подписи)





Приложение 11

ПРОТОКОЛ

защиты индивидуального итогового проекта обучающихся 9 А класса
МБОУ Школа № 140 г.о. Самара (5-9 класс) в соответствии с требованиями ФГОС ООО


Ф.И.О. председателя комиссии: ____________________________________________________


Ф.И.О. членов комиссии: ____________________________________________________


____________________________________________________


На защиту явились допущенные к нему ______________ человек.

Не явились __________ человек.

Ф.И.О. неявившихся: _____________________________________________________________

Защита началась в _____________ час ________мин

Защита закончилась в __________ час ________мин


ФИОобучающегося

Тема проекта

Итоговая

оценка

1




2




3,,,





Особые мнения членов комиссии об оценке ответов отдельных учащихся:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Запись о случаях нарушений установленного порядка защиты в комиссии:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата проведения защиты: «_____»________________ 201__ г.


Дата внесения в протокол оценок:«_____»________________ 201__ г.



Председатель комиссии: ____________________/________________________

(подпись) (расшифровка)


Члены комиссии: ____________________/________________________

(подпись) (расшифровка)


____________________/________________________

(подпись) (расшифровка)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!