Принято на педагогическом совете Протокол №____ от__________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Бирюлинская СОШ» ______________ И.П.Санарова «_______» ___________ 2019г. Приказ №____ от__________ |
Положение
о рабочей программе внеурочной деятельности ФГОС ООО.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"; Письмом Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» ; Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960. и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ внеурочной деятельности основного общего образования.
1.2. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную в первую очередь на достижение обучающимися 2 – 9 классов личностных и метапредметных результатов основного общего образования. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
1.3. Содержание внеурочной деятельности обучающихся в 2 – 9 классах должно:
Учитывать достижения мировой культуры.
Соответствовать:
российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям региона;
содержанию основного общего образования;
современным образовательным технологиям, обеспечивающим системно- деятельностный подход в соответствующих формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, фестивали, экскурсии, походы и т. п.), в методах контроля и управления образовательным процессом (экспертный анализ продуктов деятельности обучающихся);
3. Быть направленным:
на создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающегося к общечеловеческим ценностям, национальным
ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности);
профилактику асоциального поведения обучающихся;
создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения творческой самореализации ребенка, его интеграции в
систему отечественной и мировой культуры;
обеспечение целостности процесса психического и физического,
умственного и духовного развития личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья детей;
развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
1.4. Внеурочная деятельность обучающихся в 2–9 классах организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, клубы, круглые столы, конференции диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на этапе основной школы не более 1750 часов, в год – не более 350 часов. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов.
1.5. Рабочая программа (далее – Программа) – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности.
1.6. Цель рабочей программы – создание условий для развития личности и создание основ творческого, познавательного, физического потенциала обучающихся по определенному курсу внеурочной деятельности.
1.7. Функции рабочей программы:
Нормативная: является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
Целеполагания: определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область, определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
процессуальная: определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочная: выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
2.Технология разработки рабочей программы
Рабочая программа составляется учителем, педагогом дополнительного образования или другими педагогическими работниками по определенному курсу самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ внеурочной деятельности, а также педагогический работник может использовать авторскую программу внеурочной деятельности без изменений.
Рабочая программа составляется на учебный год.
Рабочая программа должна быть рассчитана на школьников определённой возрастной группы.
Содержание программы формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организаций, отличных от урочной системы обучения, таких как кружки, творческие объединения, секции, клубы и т.д.
3.Структура рабочей программы внеурочной деятельности
3.1. Структура Программы является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист.
Пояснительная записка
Организационно- педагогические основы деятельности
Результативность образовательной программы
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Форма организации занятий
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование
Методическое обеспечение программы
Условия реализации программы
Список литературы
3.2. Титульный лист - структурный элемент программы, который должен содержать следующую информацию:
название ОУ;
название программы;
направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное и т.д.);
класс;
составитель и его квалификационная категория;
учебный год;
Пояснительная записка должна раскрывать:
нормативно-правовую базу;
назначение программы;
актуальность и перспективность курса;
возрастную группу обучающихся, на которых ориентированы занятия;
объём часов, отпущенных на занятия;
цели и задачи реализации программы;
формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);
Учебно-тематический план или Содержание курса должна содержать:
перечень основных разделов, блоков, тем программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; количество часов по теме с разбивкой на теоретические и практические занятия.
Учебный план может быть представлен в форме таблицы:
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов |
| | | теория | практика |
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
Результаты необходимо описать на трех уровнях: личностном, метапредметном, предметном.
Ожидаемый личностный результат должен соответствовать целям внеурочной деятельности.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
К предметным результатам обучающихся относится опыт специфической деятельности по получению продукта ( нового знания), его преобразованию и применению .
Результативность освоения программы определяется на основе участия школьников в конкурсных мероприятиях или выполнения творческих работ. Обязательное количество такого рода сертификационных испытаний не должно превышать 4-х за учебный год.
Формами подведения итогов, освоения программы внеурочной деятельности являются выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.
Календарно-тематическое планирование должно содержать:
разделы программы;
темы занятий,
формы проведения занятий;
планируемые результаты (возможно)
количество часов
даты проведения по плану и по факту;
Информационно-методическое обеспечение :
дополнительная литература;
цифровые образовательные ресурсы;
Оформление рабочей программы внеурочной деятельности
Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием названия издательства, года выпуска, количества страниц. Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого курса.
5.Экспертиза и утверждение рабочей программы внеурочной деятельности
5.1. Рабочая программа внеурочной деятельности подлежит экспертизе. Сначала она рассматривается на заседании школьного методического объединения классных руководителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта, а также миссии, целям, задачам образовательной организации, зафиксированным в образовательной программе. Решение ШМО классных руководителей отражается в протоколе заседания.
5.2. Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебной работе на предмет ее соответствия учебному плану образовательной организации и требованиям государственных образовательных стандартов.
5.3. После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе.