Рекомендовано решением Утверждаю:
педагогического совета Директор
МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка
имени Героя Советского Союза имени Героя Советского Союза
Н.Ф. Горюнова Н.Ф. Горюнова
Протокол № 6 от 23 марта 2020 г. _____________ Н.В. Тренина
Приказ № 85 от 23 марта 2020 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о службе примирения
МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка
имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова
р.п. Чаадаевка
1. Общие положения.
1.1 Служба примирения является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий педагогов и учащихся.
1.2 Служба примирения является исполнительным органом школьного ученического самоуправления.
1.3 Служба примирения действует на основании законодательства, Устава школы и настоящего Положения.
2. Цели и задачи службы примирения.
2.1 Целью деятельности службы примирения является содействие профилактике и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.
2.2 Задачами деятельности службы примирения являются:
- проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера;
- обучение школьников методам мирного урегулирования конфликтов.
3. Принципы деятельности службы примирения.
Деятельность службы примирения основана на методах восстановительного правосудия и строится на следующих принципах:
3.1 Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учителей и школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация в возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
3.3. Принцип нейтральности, запрещающей службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение, сделать выводы.
4. Порядок формирования службы примирения.
4.1. В состав службы примирения входят: председатель, члены службы примирения школьники 7-9 классов (председатели), классные руководители 7-9 классов.
4.2. Председателем службы примирения может быть любой педагогический работник школы, на которого приказом директора возлагаются обязанности по руководству службой примирения.
4.3. Вопросы членства в школьной службе примирения, требований к школьникам, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться локальными актами, принимаемыми службой примирения самостоятельно.
5. Порядок работы службы примирения.
5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от учащихся, педагогов, родителей, администрации школы, членов службы примирения.
5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости, о принятом решении информируются должностные лица школы.
5.3. Примирительные программы могут быть проведены по фактам совершения подростками преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 115,116,129 и ст. 130 УК РФ. В данных случаях сотрудники УВД должны уведомлять администрацию школы о совершенных преступлениях до принятия решений по существу. Данное уведомление является основанием для организации примирительной встречи.
5.4.Примирительная программа начинается в случае согласия обеих конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение – также необходимо согласие родителей или других законных представителей несовершеннолетних.
5.5. Во время проведения программы примирения вмешательство работников школы в процесс разрешения конфликта не допускается. В случае если служба примирения поставила в известность администрацию школы о начале проведения программы примирения, администрация школы обязана обеспечить невмешательство в конфликт школьных работников.
5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель службы примирения.
5.7. Примирительная программа не может проводиться по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут участвовать лица, имеющие психические заболевания.
5.8. Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут быть зафиксированы в примирительном договоре. При необходимости копия примирительного договора передается в администрацию школы и выносится ходатайство о том, чтобы меры наказания не применялись.
5.10. Служба примирения осуществляет контроль за выполнением обязательств, взятых на себя сторонами, но не несет ответственности за их выполнение. При возникновении затруднений в выполнении обязательств, служба помогает сторонам осознать причины трудностей, найти пути их преодоления.
5.11. При необходимости служба примирения содействует в предоставлении участникам примирительной программы доступа к услугам по социальной реабилитации.
6. Организация деятельности службы примирения.
6.1. Службе примирения, по согласованию с администрацией школы, предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы, такие как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации.
6.2. Должностные лица школы оказывают службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов, родителей и школьников.
6.3. Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других специалистов школы.
6.4. Администрация школы обеспечивает невмешательство должностных лиц школы в процесс урегулирования конфликта на период работы с этим конфликтом службы примирения, конструктивного отношения к деятельности службы примирения.
6.5. Администрация школы содействует службе примирения в налаживании взаимодействия с социальными службами и другими организациями.
6.6. В случае если программа примирения проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация школы может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
7. Заключительные положения.
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее Положение вносятся директором школы по предложению школьной службы примирения или органов ученического самоуправления.
Алгоритм создания служб примирения.
Информационные семинары для коллектива учреждения и родителей по использованию принципов восстановительного правосудия при разрешении конфликтных и криминальных ситуаций.
Согласование с директором школы кандидатуры руководителя службы, который уже имеет доступ к информации о конфликтных ситуациях, либо обсуждение вопроса, как это право будет ему предоставлено.
Подписание приказа о создании службы. Обучение сотрудников службы навыкам ведения программ восстановительного правосудия.
Проведение обучающих семинаров по созданию, назначению и возможностям службы, тренингов по подготовке ведущих программ примирения и созданию команды специалистов, способных работать в службе примирения, создание мотивации на приобретение новых навыков.
Разработка и утверждение Положения о службе примирения и пакета документов, обеспечивающих работу службы (формы заявок и отчетов, журнал регистрации поступивших заявок, кодекс сотрудника службы, информационные листы о работе службы, примирительные договоры и т.п.)
Проведение обучающих программ примирения.
Проведение информационных встреч с подростками о внедрении в жизнь школы новой службы.
Работа службы по разрешению конфликтных ситуаций.
Привлечение и отбор в работу службы подростков, которые изъявили желание обучаться и участвовать в работе службы.
Обучение подростков навыкам ведущих программ восстановительного правосудия.
Проведение подростками программ примирения среди подростков.
Включение в должностную инструкцию сотрудника-руководителя службы обязанностей по организации работы и дальнейшей преемственности службы.
Устав детской Школьной службы примирения
1. Общие положения
Детская школьная служба примирения (ШСП) - добровольная самоуправляемая общественная организация подростков
Служба создаётся и действует в соответствии с Международной конвенцией «О правах человека и ребёнка», положением о школьной службе примирения
2. Цели и задачи
Ведущая цель: социализация учащихся через технологии конструктивного общения (формирование правовой культуры)
Приоритетные задачи:
Создание условий реализации программ примирения для участников школьных конфликтов
Самовыражение каждого члена службы через участие в работе службы
Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися;
Ранняя профилактика правонарушений и преступлений.
3. Девиз, символы, принципы деятельности Службы примирения
Девиз - «от конфликта к примирению!»
Символ службы - пожатие рук
Основные принципы деятельности:
Условия и порядок приёма в детскую школьную службу примирения
Членами службы являются учащиеся 7-9 классов МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова, классные руководители 7-9 классов.
5. Положение о взрослых членах службы
Взрослые в детской службе примирения отвечают за защиту прав ребёнка.
Взрослые должны организовать деятельность ребят на достижение цели службы.
Взрослые являются главными помощниками детей в деятельности службы
Приобщение детей и подростков к общечеловеческим нормам, формирование толерантности.
6. Детская служба примирения способствует:
7. Функции и полномочия службы примирения:
Организаторская;
Представительская;
Информационно-пропагандистская;
Методическая.
В пределах этих функций детская служба имеет следующие полномочия:
Представлять службу примирения перед детскими коллективами школы, педагогическим коллективом, родительской общественностью, в общественных и государственных структурах;
Планировать и проводить примирительные встречи;
Изучать, анализировать и пропагандировать интересный опыт работы;
Принимать решения по вопросам общественной жизнедеятельности службу примирения.
8. Права и обязанности членов Школьной службы примирения:
1. Член службы примирения имеет право:
Членом службы примирения может стать любой учащийся 7 – 9 классов школы, старшеклассник или взрослый, кому интересна деятельность организации, кто считает деятельность такой службы полезной, признаёт данный Устав, а также принимает участие в деятельности организации;
Участвовать в планировании и корректировании деятельности службы и выполнении принятого плана;
Сохранять и развивать традиции своего коллектива;
Участвовать в работе школьного пресс-центра;
Приём в Службу примирения осуществляется на добровольных началах;
Все члены имеют равные права и обязанности;
На защиту своих прав и интересов.
2. Член службы примирения обязан:
выполнять все требования Устава и принимать активное участие в деятельности школьной службы примирения;
не разглашать сведения, полученные в ходе программ примирения, за исключением информации о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности;
являться независимым посредником, помогающим сторонам конфликта самостоятельно найти решение.
9. Заключительные положения
Настоящий Устав вступает в силу с момента утверждения
Изменения в Устав вносятся руководителем службы по предложению членов службы.