СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение об учебном кабинете начальных классов 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Положение об учебном кабинете начальных классов 2»


Практическая работа №8



Тема:

«Разработка положения о кабинете начальных классов»

Фамилия, имя студента:



Группа (номер):





ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

1. Общие положения

1.1. Основополагающие документы

Настоящее положение разработано на основе следующих нормативных документов:

  • ФГОС НОО ОВЗ Приказ №1598 от 19.12.2014 г.

  • СанПиН для лиц с ОВЗ 2.4.2.3286-15 от от 10.07.2015 г. №26

  • Приказ министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 98 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений"

  • ФГОС НОО Приказ № 286 от 31.05.2021 г.

  • СП 2.4.3648-20


1.2. Определение учебного кабинета, цель его создания.

Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися и методическая работа по предмету.

Кабинет создается с целью обеспечения благоприятных условий для совершенствования образовательного процесса, повышения эффективности и качества обучения, методического и профессионального уровня педагогов, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам введения и реализации ФГОС.

1.3. Принципы предметно-развивающей среды кабинета

Предметно развивающая среда в классе организована на основе следующих принципов:

  • Принцип открытости

  • Принцип гибкого зонирования

  • Принцип стабильности-динамичности развивающей среды

  • Принцип полифункциональности


1.4. Предназначение учебного кабинета

Учебный кабинет – сложная функциональная система, назначение которой – рациональная организация учебно-воспитательного процесса по учебному предмету, оптимизация его во всех звеньях.

2. Общие требования к учебному кабинету

2.1. Использование и расстановка мебели

Учебные кабинеты оснащаются мебелью,
оборудуется удобное рабочее место для педагогического работника: рабочий стол, приставка для демонстрационного оборудования и технических средств обучения, шкафы для хранения наглядных пособий, экспозиционные устройства, инструменты и приспособления

2.2. Планировка парт

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Планировка парт может регулярно изменяться в соответствии с использованием различных форм работы, либо обеспечивается постоянная постановка парт таким образом, что это позволяет использовать на уроке различные формы работы детей (фронтальную, подгрупповую, парную, индивидуальную и т.п.)


2.3. Средства предметно-развивающей среды, включая технические

В учебном кабинете начальных классов имеются различные средства для получения быстрой обратной связи с детьми: значки, таблички, символы, средства индивидуальной самооценки детьми своей деятельности и др.


2.4. Зонирование

Предметно-развивающая среда состоит из следующих зон:

  • Учебная;

  • Игровая;

  • Информационная;

  • Зеленая;

  • Санитарно-гигиеническая.

Разные зоны учебного кабинета имеют свои субъекты.

1) Учебная зона включает в себя:

- учебную мебель: парты, расставленные в 3 ряда (по 5 парт в каждом), каждая из которых оснащена регулятором высоты. Имеют цвет натурального дерева и матовую поверхность. Расстояние между рядами определено в соответствии с требованиями СанПиН;

- рабочее место учителя;

- темно-зеленая меловая доска с матовым покрытием;

- проектор, закрепленный на потолке на штативе.

2) Информационная зона:

- шкафы: в свободном доступе для обучающихся учебные пособия, энциклопедии, занимательные материалы;

- стенды (классный уголок, информационный материал);

- ПК (оснащен специализированным учебным ПО);

3) Игровая зона:

- шкаф с дидактическими играми, игровыми пособиями, познавательными фильмами и т.д.

4) Зеленая зона:

- аквариум;

- комнатные растения и инвентарь по уходу за ними.

5) Санитарно-гигиеническая

- кулер;

- емкость для мусора;

- бумажные полотенца;

- настенный шкафчик для средств личной гигиены.

2.5. Оформление учебного кабинета.

Оформление учебного кабинета осуществлено в едином стиле с учетом эстетических принципов и оптимизации организации пространства кабинета.


2.6. Субъекты предметно-развивающей среды учебного кабинета:


3. Санитарно-гигиенические требования к кабинету начальных классов


Требования к воздушно-тепловому режиму

  • Ограждения отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, разрешенных к применению и безопасных для здоровья обучающихся.

  • Очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляются не реже одного раза в год.

  • Для вновь строящихся и реконструируемых зданий организаций для обучающихся и детей с ОВЗ не допускается использовать печное отопление.

  • Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °C; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C; раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °C.

  • Температура воздуха в гардеробных (раздевальных), жилых комнатах (спальнях), помещениях для отдыха должна составлять 20 - 22 °C; санитарных узлах, умывальных, комнате гигиены девочек - 19 - 21 °C; душевых - 24 - 26 °C.

  • Относительная влажность воздуха помещений должна составлять 40 - 60% во все периоды года, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

  • Все помещения должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится через фрамуги и форточки в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их возвращения с прогулки или занятий. В жилых помещениях (спальнях) проветривание проводят до укладывания детей. Не допускается проветривание помещений через туалетные комнаты.

  • При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении по сравнению с нормативным уровнем, но не более чем на 1 - 2 °C. В физкультурном зале при достижении температуры воздуха 14 °C проветривание прекращается.

  • Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные помещения - во время учебных занятий.

  • Сквозное проветривание учебных помещений проводится до начала занятий и после их окончания (при наличии двух смен обучения - после каждой смены).

Требования к естественному, искусственному освещению

и инсоляции

  • Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий и настоящим санитарным правилам.

  • Для обучающихся с нарушениями зрения учебные помещения и читальные залы оборудуются комбинированной системой общего искусственного и местного освещения. Суммарный уровень освещенности от общего и местного освещения должен составлять: для обучающихся с высокой степенью осложненной близорукости и высокой степени дальнозоркостью - 1000 лк; для обучающихся с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни) - 1000 - 1500 лк; для обучающихся со светобоязнью - не более 500 лк.

  • Для детей со светобоязнью над учебными столами предусматривается раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения.

  • В помещениях, имеющих зоны с разными условиями естественного освещения и различными режимами работ, предусматривается раздельное управление освещением таких зон.

  • Осветительные приборы оборудуются защитной светорассеивающей арматурой для обеспечения равномерного освещения. Чистку осветительных приборов и светорассеивающей арматуры проводят по мере загрязнения, но не реже двух раз в год.

  • Перегоревшие лампы подлежат своевременной замене.

  • Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер и хранятся в выделенном помещении, недоступном для детей. Вывоз и утилизация ламп осуществляется специализированными организациями.

Требования к водоснабжению и канализации

  • Холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются помещения пищеблока, столовая, душевые, умывальные, комнаты (кабины) личной гигиены, помещения медицинского назначения, кабинеты технологии, учебные кабинеты для обучающихся 1-4 классов, кабинеты изобразительного искусства, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств, а также туалеты.

  • Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям на питьевую воду.

  • Предусматривается установка резервных источников горячего водоснабжения с разводкой воды для бесперебойного обеспечения горячей водой помещений пищеблока, буфетных, душевых, комнат гигиены девочек в периоды проведения профилактических и ремонтных работ в котельных, бойлерных и на водопроводных сетях горячего водоснабжения. Не допускается использование горячей воды из системы отопления.

Требования к организации образовательной деятельности

и режиму дня

  • В общеобразовательных организациях, работающих в две смены, обучение 1, 5, 9–11 классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в первую смену.

  • Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается. Занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19 часов.

  • При реализации образовательных программ должны соблюдаться следующие санитарно-эпидемиологические требования11: Объем обязательной части образовательной программы начального общего образования должен составлять 80%, образовательной программы основного общего — 70% и образовательной программы среднего общего образования — 60%. Суммарный объем обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в рамках максимального общего объема недельной образовательной нагрузки.

  • Часы, отведенные на внеурочную деятельность, должны быть организованы в формах, отличных от урочных, предусматривающих проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и иные формы.

  • Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляющих суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.

  • Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5 дневной учебной неделе, в субботу возможны организация проведение внеурочной деятельности. С целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времен, сессий и каникул.

  • Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами.

  • Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю — 5 уроков, за счет урока физической культуры, для обучающихся 2–4 классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры,

Требования к организации питания и питьевого режима

  • Детям должен быть обеспечен питьевой режим

  • Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся с ОВЗ в организации (дневное или круглосуточное пребывание).

  • Питьевой режим для обучающихся с ОВЗ должен быть организован круглосуточно.

  • Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, питание которых осуществляется в учебно-жилой ячейке, необходимо предусмотреть буфетную. Буфетная оборудуется двумя моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды, шкафом для хранения посуды и инвентаря, столом.

  • Площадь обеденного зала столовой на 1 посадочное место должна составлять не менее 1,6 м2, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не менее 2,3 м2.

4. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

  • Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы.

  • Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств обучения по профилю кабинета требованиям стандарта образования и образовательной программы.

  • Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.

  • Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.

  • Наличие компьютера и мультимедийного оборудования, учебно-наглядных печатных пособий, цифровых образовательных ресурсов, экранно-звуковых пособий, учебно-практических, учебно-лабораторных оборудований, измерительной аппаратуры.


5. Руководство учебным кабинетом

5.1. Кто осуществляет руководство учебным кабинетом

Руководство учебным кабинетом осуществляет учитель начальных классов, назначенный заведующим кабинетом приказом по общеобразовательному учреждению.


5.2. Оплата заведующему за руководство учебным кабинетом осуществляется в установленном порядке.


5.3. Функции руководителя учебным кабинетом:

  • Заведующий учебным кабинетом выполняет следующие обязанности:
    планирует работу учебного кабинета, в том числе организацию методической работы;

  • выполняет работу по обеспечению сохранности и обновлению технических средств обучения, пособий, демонстрационных приборов, измерительной аппаратуры, лабораторного оборудования, других средств обучения;

  • принимает на хранение материальные ценности учебного кабинета, ведёт их учёт в установленном порядке; делает заявку на списание устаревшего и испорченного оборудования;

  • делает заявки на ремонт, на замену и восполнение средств обучения;
    осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета в соответствии с СанПиН 2.4.2.178-99;

  • следит за наличием медикаментов в аптечке;
    проводит инструктаж обучающихся в учебном кабинете с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале установленного образца;
    периодически пересматривает (по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору;

  • контролирует оснащение учебного кабинета противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, рабочей одеждой, оформляет уголок по охране труда и ТБ, правилам поведения для учащихся;

  • не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы с извещением об этом заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;

  • ведёт документацию:

- паспорт кабинета;
- график работы кабинета;
- папка инструктажей по охране труда и ТБ;
- журнал регистрации инструктажей по охране труда

6. Оценка деятельности кабинета

6.1. Критерии оценки

Критерий

Баллы (от 0 до 2)

1. Эстетика кабинета


2. Укомплектованность кабинета необходимым учебным оборудованием (в соответствии с перечнем)


3. Наличие и состояние документации

- паспорт кабинета

- план работы кабинета на учебный год

- перспективный план работы кабинета

- график работы кабинета

- календарно-тематическое планирование по предмету (электронный вариант)


4. Техническое оснащение кабинета, использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе


5. Методическое обеспечение (наличие методической литературы, дидактических и раздаточных материалов)


6. Обеспечение охраны труда (наличие заверенных инструкций по охране труда, наличие журналов и инструктажей по ОТ для учащихся, наличие и укомплектованность аптечки)


7. Внеклассная работа по предмету (материалы для работы кружка, элективного курса, подборка материала для олимпиад)


8. Оснащение современным оборудованием и мебелью


9. Библиотечный фонд (нормативные документы: примерные программы, планируемые результаты освоения школьной программы, учебники, учебные пособия, рабочие тетради, сборники контрольных работ, научная, научно-популярная, историческая литература)


10. Санитарно-гигиеническое состояние кабинета (чистота помещения, наличие и соблюдение графика проветривания кабинета, уровень освещенности, состояние шкафов, столов и другой мебели для хранения вспомогательных материалов, соответствие мебели возрасту школьников, наличие умывальника, моющих средств, мыла, организация питьевого режима учащихся



6.2. Характеристика готовности кабинета к деятельности

Максимальное количество баллов- 20. Оценить кабинет можно по следующей шкале:

0-10 баллов – состояние кабинета неудовлетворительное

11-15 баллов – состояние кабинета среднее

16-20 баллов – состояние кабинета хорошее и соответствует всем требованиям




Источники информации:

  1. https://ohrana-tryda.com/node/2039


  1. https://multiurok.ru/files/kriterii-proverki-kabinetov.html