Практическая работа №8 |
|
Тема: | «Разработка положения о кабинете начальных классов» |
Фамилия, имя студента: | |
Группа (номер): | |
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1. Общие положения
1.1. Основополагающие документы
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100)
- ФГОС НОО ОВЗ Приказ №1598 от 19.12.2014 г.
- СанПиН для лиц с ОВЗ 2.4.2.3286-15 от от 10 июля 2015 г. №26
-Приказ Министерство образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. n 986 об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений
1.2. Определение учебного кабинета, цель его создания.
Учебный кабинет в начальной школе представляет собой особую развивающую среду, позволяющую реализовывать цели, ценности и принципы личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода. Эта развивающая среда способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой самореализации, поощряет к развитию у него инициативы и самостоятельности, создаёт возможности для обучения обучающихся на основе их личной активности.
1.3. Принципы предметно-развивающей среды кабинета
безопасности и личного комфорта обучающихся,
вариативности в использовании форм и методов обучения, учебных пособий, средств и материалов,
динамической изменчивости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением индивидуальных интересов обучающихся.
1.4. Предназначение учебного кабинета
учебных занятий
индивидуальной работы с учащимися
классных часов, досуга учащихся во время перемен и после занятий.
2. Общие требования к учебному кабинету
2.1. В помещении класса имеются открытые и невысокие полки и шкафы, где хранятся разнообразные учебные средства и материалы для свободного использования детьми во время занятий. Все средства и материалы сгруппированы на полках/стеллажах в определённом порядке, а места их расположения имеют соответствующие словесные или символические обозначения (ярлыки). Эти средства и материалы регулярно обновляются учителем в зависимости от прохождения учебной программы, изменения интересов и возможностей детей.
2.2. Планировка парт регулярно изменяется в соответствии с использованием различных форм работы, либо парты постоянно стоят таким образом, что это позволяет использовать на уроке различные формы работы детей (фронтальную, подгрупповую, парную, индивидуальную и т.п.)
2.3. В учебном кабинете начальных классов имеются различные средства для получения быстрой обратной связи с детьми: значки, таблички, символы, средства индивидуальной самооценки детьми своей деятельности и др.
2.4. В учебном кабинете должно иметься место для отдыха обучающихся или занятий по интересам во внеурочное время и во время перемен.
2.5. В оформлении учебного кабинета должны быть представлены материалы, отражающие индивидуальность каждого ребёнка (например: детские работы, фотографии, достижения учащегося, и т.д.).
2.6. В учебном кабинете в открытом доступе для родителей должны быть представлены портфолио обучающихся.
2.7. Учебный кабинет должен быть оснащен компьютером, мультимедийным оборудованием.
3. Санитарно-гигиенические требования к кабинету начальных классов
3.1. Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °C; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C; раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °C.
3.2 Для обучающихся с нарушениями зрения учебные помещения и читальные залы оборудуются комбинированной системой общего искусственного и местного освещения. Суммарный уровень освещённости от общего и местного освещения должен составлять: для обучающихся с высокой степенью осложнённой близорукости и высокой степени дальнозоркостью - 1000 лк; для обучающихся с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни) - 1000 - 1500 лк; для обучающихся со светобоязнью - не более 500 лк.
Для детей со светобоязнью над учебными столами предусматривается раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения.
3.3 При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении по сравнению с нормативным уровнем, но не более чем на 1 - 2 °C.
3.4 Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся с ОВЗ в организации (дневное или круглосуточное пребывание).
Питьевой режим для обучающихся с ОВЗ должен быть организован круглосуточно.
3.5. Мебель, оборудование для занятий должны быть безвредными для здоровья и соответствовать росто-возрастным особенностям обучающихся с ОВЗ.
3.6 Окна учебного кабинета должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. Окна в учебном кабинете в зависимости от климатической зоны оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами. Допускается в качестве солнцезащитных устройств использовать шторы (или жалюзи) светлых тонов со светорассеивающими и светопропускающими свойствами. Солнцезащитные устройства на окнах не должны уменьшать светоактивную площадь оконного проема. Используемый для жалюзи материал должен допускать влажную обработку, с использованием моющих и дезинфицирующих растворов.
3.7 Относительная влажность воздуха в учебном кабинете должна составлять 40 - 60% во все периоды года, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
3.8 Отопительные приборы должны быть закрыты ограждениями, выполненными из материалов, разрешенных к применению и безопасных для здоровья обучающихся. При наличии печного отопления топка устраивается в коридоре.
4. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета
4.1. В учебном кабинете должна находиться методическая литература по проблеме обучения в соответствии с ФГОС НОО.
4.2. В учебном кабинете должен быть вариативный дидактический материал по основным темам преподаваемых учителем предметов (карточки с вариантами заданий, упражнений, вопросов и т.п.) Этот дидактический материал должен обновляться учителем по мере необходимости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением интересов детей. Дидактический материал может храниться, в том числе, на электронных носителях.
4.3. В учебном кабинете должны находиться планы и отчёты работы учителя, планы-конспекты открытых уроков, выступлений учителя на заседаниях методических объединений, совещаниях, педсоветах, семинарах, конференциях и т.д., печатные работы учителя, мультимедийное представление (видеоматериалы, компьютерные презентации открытые уроки, родительские собрания, внеклассные мероприятия, индивидуальные характеристики на каждого ребёнка, составляемые ежегодно на основе новых данных педагогических наблюдений, программы психолого-педагогической поддержки ученика и т.д.)
5. Руководство учебным кабинетом
5.1. Руководство учебным кабинетом осуществляет учитель начальных классов, назначенный приказом по общеобразовательному учреждению
5.2. Оплата за руководство учебным кабинетом осуществляется в установленном порядке.
5.3. Заведующий учебным кабинетом:
– планирует работу учебного кабинета, в т. ч. организацию методической работы;
– максимально использует возможности учебного кабинета для осуществления образовательного процесса;
– выполняет работу по обеспечению сохранности и обновлению технических средств обучения, пособий, демонстративных приборов, измерительной аппаратуры, лабораторного оборудования, других средств обучения, т. е. по ремонту и восполнению учебно-материального фонда кабинета;
– осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета;
– принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного кабинета, ведёт их учёт в установленном порядке;
– при нахождении обучающихся в учебном кабинете несёт ответственность за соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за охрану жизни и здоровья детей;
– ведёт опись оборудования учебного кабинета, делает копии заявок на ремонт, на замену и восполнение средств обучения.
6. Оценка деятельности кабинета
№ | Критерии | Баллы |
1. | Учебный кабинет оценивается согласно требованиям СанПиН и перечнем минимального оснащения кабинетов по следующим критериям: | 0-15 |
1.1 | организация рабочего места учителя и учащихся | 0-2 |
1.2 | использование технических средств обучения | 0-2 |
1.3 | укомплектованность, порядок размещения и хранения учебного оборудования, учебно-методических пособий и т. д. | 0-2 |
1.4 | рациональное содержание экспозиций, эстетика и культура оформления кабинета | 0-2 |
1.5 | состояние мебели, оборудования | 0-2 |
1.6 | соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, пол, стены, окна) | 0-2 |
1.7 | оптимальность организации пространства кабинета | 0-1 |
1.8 | создание единства стиля оформления кабинета | 0-2 |
2. | Наличие в кабинете необходимой качественно оформленной документации: | 0-12 |
2.1 | паспорт учебного кабинета | 0-3 |
2.2 | график занятости кабинета | 0-1 |
2.3 | наличие плана работы кабинета на учебный год | 0-2 |
2.4 | наличие перспективного плана развития кабинета на 5 лет | 0-2 |
2.5 | инвентарных номеров на имеющемся оборудовании | 0-2 |
2.6 | инструкций о правилах техники безопасности | 0-2 |
3 | Учебно-методическое обеспечение кабинета: | 10 |
3.1 | укомплектованность учебным оборудованием | 0-2 |
3.2 | укомплектованность учебно-методическими комплексами (методической литературой, книгами для учителя, рабочими тетрадями); | 0-3 |
3.3 | укомплектованность техническими средствами обучения | 0-2 |
3.4 | наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов | 0-3 |
3.5 | наличие дидактического и раздаточного материалов, их систематизация | 0-2 |
ИТОГ: | 37 |
Источники информации: | Положение о кабинете начальных классов, с учетом требований ФГОС НОО Муниципального общеобразовательного учреждения – Информационно-технологический лицей №24 г. Нерюнгри имени Е.А. Варшавского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sch24.ru/pol_kabnach.pdf |
| Положение о кабинете начальных классов с учётом требований ФГОС НОО в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Клетская средняя общеобразовательная школа» Клетского муниципального района Волгоградской области. |
| Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 98 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений" |