Просмотр содержимого документа
«Положение психолого-медико-педагогического консилиума школы»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Парфеньевская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
директор МКОУ «Парфеньевская СОШ»
_____________Е.Г.Магомеднабиева
«01» сентября 2013 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)
Общие положения
Психолого-медико-педагогический консилиум проводится с целью социально-психологического обеспечения образовательно-воспитательного процесса.
Консилиум руководствуется в своей деятельности нормативными документами Министерства образования РФ, Конвенцией ООН «О правах ребёнка», законом Костромской области о гарантии прав ребёнка, стратегическими документами ОУ и настоящим положением.
Общее руководство консилиумом осуществляет директор школы и назначает председателя ПМПк.
Консилиум осуществляет взаимодействие с учреждениями, занимающимися образовательно-воспитательным процессом.
Основные принципы
Принцип системности – системное видение педагогических явлений и процессов, происходящих в ОУ.
Принцип гуманистической ориентации образования – рассмотрение ребёнка, как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой в которых является гуманность.
Принцип автономного получения диагностической информации – каждый специалист во избежание индуцированных, «навязанных» оценок ребёнка со стороны своих коллег, должен получать массив первичных диагностических данных самостоятельно, преждевременно не обмениваясь сведениями с другими специалистами.
Принцип соблюдения границ профессиональной компетенции – диагностическое обследование ребёнка должно проводиться каждым специалистом в инструментальных и методических рамках, определяемых сущностью конкретного исследовательского подхода.
Принцип «бригадного консилиума» - организация условий для продуктивного обмена диагностической информацией включает в себя несколько правил:
данные, представляемые для совместного обсуждения каждым специалистом, должны иметь форму аргументированного заключения, основанного на достоверном фактическом материале;
обсуждение всех диагностических данных должно строиться на паритетных началах, т.е. должно исходно основываться на представлениях о равноценном значении каждого блока информации (медицинского, психологического, логопедического);
итоговое заключение должно отражать индивидуальные проблемы психического развития ребёнка.
Принцип индивидуального воспитания – определение индивидуальной траектории социального развития каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Принцип социальной адекватности – соответствие содержания и средств обучения и воспитания социальной ситуации, в которой организуется образовательный процесс.
Принцип создания воспитывающей среды – создание в ОУ таких отношений, которые формировали бы социальность ребёнка.
Основная цель
Создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности детей с ОВЗ и состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей школы и в соответствии со специальными образовательными потребностями учащихся.
Основные задачи
Выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении детей.
Разработка индивидуального образовательного плана (тактики развития) в соответствии с рекомендациями ПМПК: разработка программ коррекционных и воспитательных мер для учащихся.
Определение всей линии мероприятий адаптации по включению детей с ОВЗ в образовательное пространство (в среду обычных сверстников). Выявление причин и оказание помощи детям с дезадаптацией.
Определение путей и средств коррекционно-развивающей работы для педагогов и родителей (дидактический и воспитательный аспекты).
Осуществление индивидуально ориентированной педагогической психологической, социальной и юридической помощи детям.
Основные направления деятельности
Анализ диагностики уровня психического и социального развития детей.
Планирование психокоррекционной работы с детьми с ОВЗ, способствующей компенсации дефектов развития и неадекватных форм поведения.
Оказание помощи в адаптации и социализации детей.
Методическое обеспечение профилактической работы психологов, учителей, социальных педагогов и родителей по преодолению и коррекции проблем в обучении и воспитании.
Анализ конфликтных ситуаций в педагогической и семейной среде.
Состав: председатель, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог, медицинский работник, ЗУВР, учителя.
Организация работы
1. Работа консилиума осуществляется по плану:
Не менее 4 плановых рабочих цикла в год (определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута, динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы, решение вопроса об изменении образовательного маршрута и содержания коррекционно-развивающей работы по завершению учебного года).
Внеплановые консилиумы (проводятся по запросу специалистов, родителей): принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам, изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае её неэффективности, изменение образовательного маршрута (в рамках школы или подбор иного типа учебного заведения) в течение учебного года.
2. Порядок работы консилиума в рамках обсуждения конкретного вопроса: а). информационный обмен между участниками; б). разработка тактики сопровождения данного ребёнка.
3. Деятельность консилиума по отношению к конкретному ребёнку состоит в ответе на вопросы:
Каков психологический, педагогический статус учащегося на момент обследования?
Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие ребёнка в целом на момент обследование?
Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная тактика его сопровождения в процессе воспитания и обучения?
В каких формах, и в какие сроки в сопровождении ребёнка примут участие психолог, учитель, специалист?
Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная помощь участников консилиума педагогическому коллективу или отдельным учителям, родителям ребёнка?
Как управлять процессом реализации психолого-педагогического сопровождения?
Как будет предоставлена система мониторинга, если будет меняться диагностический комплекс?
4. Специалисты ПМПк выполняют работу в рамках основного рабочего времени по индивидуальному плану работы, составленному в соответствии с выполнением рекомендаций ПМПК и реальным запросом на обследование детей. Специалистам может быть установлена доплата, размер которой в соответствии со ст. 32 и ст. 54 "Закона об образовании РФ" определяется ОУ самостоятельно.
6