Отечество-2020
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22» г. БРЯНСКА
Областной конкурс исследовательских работ обучающихся по школьному краеведению
Номинация: «Культурное и природное наследие»
Положение церкви в советское время на примере Троицкого храма в Бежичах
Подготовила:
Наумкина Валерия Константиновна
учащаяся 10 класса, 05.06.2003г.р.,
МБОУ СОШ № 22 г. Брянска,
241024 г. Брянск, ул. Делегатская, 76.
Домашний адрес: 241041 г. Брянск, ул. Ильича, 18-1
8-930-826-43-45, [email protected]
Руководитель:
Ковалева Лариса Анатольевна
учитель общественных дисциплин
МБОУ СОШ № 22 г. Брянска
241024 г. Брянск, ул. Делегатская, 76
8-961-003-89-79, [email protected]
Брянск – 2020
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Положение церкви в 20-30-е годы XX века ………………………….. 4
Глава 2. Церковь с 1941 года и до наших дней … …………………………….. 8
Заключение ………………………………………………………………………. 12
Список источников и литературы ……………………………………………… 13
Приложения ……………………………………………………………………… 14
Введение
В наше время достаточно актуальным вопросом является история малой родины. Кто-то проявляет интерес к ее историческому пути, кто-то изучает героическое прошлое своей малой родины, а я углубилась в изучение ее духовных истоков. Продолжить изучать историю храма Святой Живоначальной Троицы в Бежичах нас подтолкнула мемориальная доска на храме, где указаны имена репрессированных священнослужителей. Малоизученность данного вопроса обусловлена довольно сложным положением храма в советский период.
В Государственном архиве Брянской области нами изучен документ, относящийся к 1922 году об описи имущества церкви. Архивные материалы хранились и в самой церкви, но в результате пожара начала 1980-х годов были полностью утрачены. Информация о репрессированных священнослужителях найдена на сайте Брянской Епархии, а сведения из их биографии до 1917 года изучены по Орловским Епархиальным ведомостям (ОЕВ). Были записаны воспоминания местных жителей (Куяновой Тамары Ефимовны, Чумаковой Валентины Федоровны и Башановой Лидии Алексеевны) о деятельности храма и священников в годы советской власти.
Цель работы: исследовать положение церкви в советский период на примере храма Святой Живоначальной Троицы в Бежичах.
Задачи: изучить положение церкви в 20-30–е годы XX века и биографии репрессированных священников; выяснить время закрытия Троицкой церкви и ее открытия; исследовать деятельность храма в 1940-е годы и последующий период. Объект исследования: история церкви Святой Троицы в Бежичах. Предмет: история церкви Святой Троицы в Бежичах с 1917 года и до наших дней. Методы: изучение архивных документов, литературы, фотографий, интернет-сайтов; анализ и обобщение полученных сведений; подбор иллюстративного материала.
Работа может быть использована на уроках по истории Брянского края, классных часах.
Глава 1. Положение церкви в 20-30-е годы XX века
После Февральской революции церковь перестала быть подчинена государственному аппарату. В августе 1917 года открылся поместный собор Русской православной церкви (РПЦ), который восстановил должность патриарха, ликвидированную Петром I. На этот пост был избран Василий Иванович Белавин, который после избрания взял себе имя Тихон [9].
Декретом от 2 февраля 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» граждане получили право на свободу совести. В результате Церковь была лишена гарантий правовой защищенности, и церковная жизнь стала отделяться от общественной жизни страны. Искажение на местах юридического понятия отделения Церкви от государства приводило к репрессивным акциям со стороны представителей власти. На проведении Декрета в жизнь сказались также условия гражданской войны и разрухи. Но до 1922 года у власти не было цельной программы борьбы с Церковью как с духовным и политическим противником. Власть решала первостепенные задачи: окончания войны и борьбы с экономической разрухой [5].
Голод 1921 года явился поводом для развязывания кампании по изъятию церковных ценностей. Имущество Троицкой церкви было описано 10 апреля 1922 года секретарем губернского отдела юстиции и передано заведующему Бежицким отделом Управления товарищу Горохову [4. Л. 32]. Таким образом, после Октябрьской революции 1917 года Троицкая церковь (Приложение 1) испытывала притеснения со стороны советской власти, но не была закрыта.
Предписания Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» были направлены на разобщение верующих и церковной жизни, а также взятию под контроль власти любых религиозных действий. Начался очередной этап борьбы с церковью и священнослужителями: храмы закрывались, священники арестовывались [5].
О.Ю. Васильева, доктор исторических наук, в своем докладе приводит следующие цифры о репрессированных священнослужителях в 1929 – 1936гг: «Осужденных 50 000, из них казненных — 5 000. 1937 и 1938 гг. были самыми страшными для духовенства и мирян — 200 000 репрессированных и 100 000 казненных» [5]. Репрессии коснулись и священников нашей церкви. На памятной доске (Приложение 5) указаны имена расстрелянных священнослужителей: иерей Митрофан Иванович Покровский в 1920-х гг., иерей Петр Семенович Покровский в 1937 году (служили в нашей церкви до 1917); протоиерей Николай Петрович Попов в 1938 году, священник Александр Васильевич Преображенский в 1937 году, монах Михаил Петрович Дяченко в 1937 году (служили в 1930-е годы).
Попов Николай Петрович родился в городе Брянске 4 апреля 1872 года. В 1894 году окончил Орловскую Духовную Семинарию и был определен псаломщиком в Горне-Николаевскую церковь г. Брянска [7, 1896г., № 20, с.624]. В 1903 году Николай Попов был рукоположен в сан священника [7, 1903г., № 6, с. 63] и назначен в Николаевский собор г. Мценска [7, 1903г., № 1, с. 2]. Священник Попов за усердную деятельность и добросовестное исполнение церковно-школьных обязанностей был награжден набедренником в 1907 году к празднику Пасхи [7, 1907г., № 15, с. 173]. В 1909 году он по прошению перемещен в Серафимовскую церковь при станции «Брянск» [7, 1909г., № 20, с. 193]. Николай Попов был заведующим и законоучителем церковно-приходской школы при церкви. Он вел большую пропагандистскую работу среди населения по переходу из других конфессий в православие [7, 1910г., № 21, с. 194; 1914г., № 36, с. 661; 1916г., № 2, с. 18; 1916, № 14. С. 170]. Николай Петрович Попов значится в списках настоятелей церквей, имеющих право участвовать в выборах в Государственную Думу на предварительных съездах [7, 1912г., № 32, с. 387]. За свой труд во благо веры в 1912 году был награжден скуфьей [7, 1912г., № 12, с. 126]. Николай Петрович в 1916 году на нужды войны пожертвовал 22 рубля 34 копейки, которые поступили в Орловский Епархиальный Училищный совет [7, 1917г., № 3-4, с. 31]. Cвященник Попов 29 декабря 1916 года был перемещен в Спасо-Гробовскую церковь г. Брянска [7, 1917г., № 1-2, с. 2]. За усердную деятельность был награжден камилавкою в 1917 году [7, 1917г., № 12-14, с. 73]. Николай Попов в 1919, 1924, 1925 г. подвергался аресту за контрреволюционную деятельность, был лишен избирательного права. С 1930 года служил священником в Троицком храме поселка Бежичи. 16 декабря 1937 года был арестован, содержался в тюрьме г. Брянска. Ему было предъявлено обвинение по ст.58 п.10 УК РСФСР: «вел нелегальную религиозную работу среди рабочих пос. Бежичи, проводил контрреволюционную агитацию, клеветал на Сталина» [6]. 26-27 декабря 1937 г. решением особой тройки УНКВД по Орловской области приговорен к расстрелу. 31 июля 1989 года был реабилитирован [6].
Преображенский Александр Васильевич родился в 1879 году в селе Мошенец Брянского уезда Орловской губернии (сейчас Рогнединский район) в семье дьякона. Закончил духовную школу и два класса Духовной Семинарии и в 1901году определен псаломщиком в Воскресенскую церковь г. Брянска [7, 1901г., № 30 с. 1285]. 26 сентября 1903 года был посвящен во стихарь [7, 1903г., № 40, с. 527], что символизирует одежду спасения. Псаломщик Александр Преображенский в 1906 году Елецким епископом Митрофаном был рукоположен в дьяконы, но остался на псаломщической должности [7, 1906г., № 40, с. 1112]. Дьякон Александр в 1909 году 14 мая был переведен в Серафимовскую церковь при станции «Брянск» [7, 1909г., № 21, с. 198]. За усердную и полезную церковно-школьную деятельность учитель пения Серафимовской церковно-приходской школы дьякон Александр Преображенский был награжден Архипасторским благословением с выдачей грамоты [7, 1910, № 2, с. 16]. 4 февраля 1913 года определен на должность дьякона Серафимовкой церкви [7, 1913г., № 6, с. 37-38]. Сведений о Преображенском в ОЕВ больше не найдено. По данным Брянской епархии, он до 1917 года был рукоположен в священный сан [6].
В 1930-е годы Александр Преображенский был священником Троицкой церкви в Бежичах. У монахини Варвары (Чумаковой Валентины Федоровны) сохранились личные церковные книги Александра Преображенского дореволюционного издания: Служебник, Евангелие, православный календарь, конспект для ведения противосектантских бесед и другая духовная литература, где есть пометки, сделанные им (Приложение 6). «3 сентября 1937 г. был арестован, содержался в тюрьме г. Брянска. Обвинялся в том, что состоял членом контрреволюционной повстанческой организации, вел подготовку к вооруженному восстанию на случай военной интервенции. 28 - 29 сентября 1937 года тройкой УГБ УНКВД Западной области приговорен к расстрелу с конфискацией личного имущества. 13 октября 1937 года приговор приведен в исполнение. 9 августа 1989 года А. Преображенский был реабилитирован Прокуратурой Брянской области» [6].
Дяченко Михаил Петрович родился 24 июня 1870 года в с. Телепино Каменского района Киевской области. В 1887 году поступил в Жаботинский во имя преподобного Онуфрия Великого мужской монастырь. С 1917 по 1921 год служил в Киево-Печерской лавре. Был лишен избирательных прав. В 1934 году выслан из Киева как нетрудовой элемент [6]. В 1936 году был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности, но вскоре освобожден. В июне 1936 года переехал в г. Бежицу и помогал псаломщику в храме Святой Троицы в Бежичах. 27 декабря 1937 года был вновь арестован, обвинялся в том, что «возводил клевету на советскую власть, проводил контрреволюционную агитацию против выборов в Верховный Совет» [6]. Виновным себя не признал. 29 декабря 1937 года заседанием Особой Тройки при УНКВД Орловской области обвинен по ст.58 п.10 УК и приговорен к расстрелу. 31 марта 1989 года был реабилитирован прокуратурой Брянской области [6].
В 1920-30-е годы в СССР было организовано массовое атеистическое движение. У учащихся воспитывали отрицательное отношение к Богу, вере и церкви, запрещали ходить в храм на службу, и учителя контролировали, чтобы дети не посещали церковь. И это дало свои результаты: молодежь была воспитана атеистами. Во время закрытия Троицкого храма в 1938 году многие топтали иконы ногами. Верующие люди прятали иконы у себя дома, чтобы потом вернуть их в храм. Храм был превращен в зерносклад [1].
Глава 2. Церковь c 1941 года и до наших дней
Позиция церкви во время войны была неоднозначной. С одной стороны, руководство церкви выступило за защиту Родины, многие священники солдатами и офицерами прошли дорогами войны, а некоторые из них участвовали в партизанском движении. Помогали фронту материально, вносили свои деньги в фонд Победы. На средства Церкви была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского, состоящая из сорока танков Т-34 [5]. Однако на оккупированных территориях обычным явлением был переход церковников на сторону оккупантов. Киевский митрополит Филарет и ряд деятелей рангом пониже приветствовали гитлеровских оккупантов как «освободителей» [9].
В годы оккупации немцы разрешили открыть Троицкую церковь и проводить верующим богослужения [1]. Нуждаясь в утешении, поддержке, люди приходили в церковь. Жители Бежич работали в храме, был большой хор певчих. По воспоминаниям Куяновой Тамары Ефимовны, ее мама, Яковлева Мария Васильевна, и старшие сестры, пели в церковном хоре. Со слов матери Куянова рассказывает, что ее сестру Евдокию Ефимовну Яковлеву должны были отправить в Германию, однако отец Владимир, священник Троицкого храма, ходил в комендатуру и просил, чтобы ее оставили в Бежичах, так как она поет в хоре. Таким образом отец Владимир спасал и других людей, никому не отказывая в просьбах [2].
Оценив духовный потенциал Русской Православной Церкви в начальный период войны, государство изменило отношение к ней в начале сентября 1943 года. Власть переходит к возрождению церковной жизни в стране под строгим государственным контролем. 8 сентября 1943 года состоялось избрание митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. После окончания войны и до смерти Сталина в СССР не проводилось такой активной антирелигиозной политики, как в довоенное время [9]. Это было связано с тем, что церковь для власти теперь была не опасна. По воспоминаниям монахини Варвары, ее бабушка, Сапегина Марина Прокофьевна, по благословению иеромонаха Моисея ездила в Киев после войны за документами, чтобы открыли храм. Троицкий храм был официально открыт в 1949 году. Сапегина М.П. работала старостой в храме [3]. Это был единственный храм в округе, поэтому из города и близлежащих сел и деревень приходили верующие (в основном люди преклонного возраста) на богослужения в праздничные дни. Учащимся школы по-прежнему не разрешалось посещать церковь, если кого-то замечали с бабушками в храме, критиковали в стенгазетах [2].
Отношение государства к Церкви меняется в период хрущевской «оттепели», вновь начинается антирелигиозная кампания. С 1959 года началось массовое административное закрытие приходов и монастырей. Одновременно с этим начались аресты церковных активистов, пытавшихся противодействовать проводимой государством политике [9]. В конце 1962 года для служения в Троицкий храм в Бежичах (Приложение 2) митрополит Орловский и Брянский Антоний направил иерея Александра Петровича Козлова. До этого А. Козлов служил дьяконом в Петропавловском храме в Бежице [8]. В начале 1962 года Петропавловский храм закрыли, верующие смогли перевезти святыни храма в церковь Святой Троицы в Бежичах. «Александра Козлова заставляли отречься от веры, предлагая взамен трехкомнатную квартиру и хорошую должность на заводе. После решительного отказа отца Александра поместили в психиатрическую больницу. Его семья, жена и трое малолетних детей, оказалась на улице без средств к существованию, но прихожане храма не оставили их в беде и помогали» [8]. Вначале отец Александр служил вторым священником, а потом был настоятелем храма в течение сорока лет. При нем наступил расцвет духовной жизни храма. Богослужения в храме проводились каждое воскресенье и в праздники. «Началось постепенное благоукрашение храма, приобретение церковной утвари и облачений. В 1965 году архиепископом Орловским и Брянским Палладием иерей Александр был награжден наперсным крестом» [8].
В брежневский период правления жесткой антирелигиозной кампании не проводилось, но деятельность церкви находилась под контролем государства. Стараниями протоиерея Александра (посвящен в сан в 1971г.) в 1978-1979гг. были расписаны главный алтарь и центральная часть храма [8]. Согласно решению Брянского областного совета народных депутатов от 10 июля 1979 года № 406 «О взятии памятников истории и культуры области, имеющих историческую и художественную ценность, под государственную охрану». Троицкая церковь отнесена к памятникам архитектуры местного значения и подлежала государственной охране [10, Приложение 7]. С 1981 года богослужения в храме стали совершаться ежедневно. В начале 1980-х гг. храм пережил пожар, и в 1982–1983 гг. был проведен капитальный ремонт. Усердием протоиерея Александра Козлова был освящен крещальный храм в честь иконы Божией Матери «Свенская» (Приложение 3). За усердное служение Церкви он в 1971 году был награжден палицей, в 1978 году – крестом с украшениями, в 1986 году – митрой, в 1988 году – орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени, в 1998 году – орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени [8].
1980-е годы в жизни Церкви были связаны с 1000-летием Крещения Руси. Весной 1985 года М.С. Горбачев, Генеральный секретарь ЦК КПСС, встретился в Кремле с иерархами Русской Церкви. Этот правильный тактический ход стал одним из первых шагов на пути оживления духовной жизни общества. И с 1988 года Церковь получила возможность расширения своей деятельности в различных сферах: просветительской, издательской, миссионерской, благотворительной [5]. Роль и место Церкви в жизни общества постепенно меняется в сторону роста ее влияния на духовность жителей страны. Закон о свободе вероисповеданий, вступивший в действие 25 октября 1990 года, открыл для Церкви много возможностей. Церковные деятели получили широкий доступ к средствам массовой информации, участвовали в диалоге по проблемам, волнующим людей: о нравственном состоянии общества, о культурном наследии, о проблемах сохранения мира. Разрушение коммунистических идеалов способствовало массовому приходу потерявших жизненные ориентиры людей в Церковь [5].
Значительно выросло число прихожан и в Троицком храме. По воспоминаниям монахини Варвары (Приложение 8), «во время службы народу было столько, что трудно было руку поднять, чтобы перекреститься» [3]. Росло благосостояние храма, которое позволило газифицировать его, провести водопровод, купить земельные участки в Бежичах и обеспечить жильем, нуждающихся священнослужителей. При церкви в 1991 году была открыта воскресная школа (Приложение 9), учил детей заповедям Христа настоятель храма Александр Петрович Козлов. Воскресная школа работает и по настоящее время. В ней занимается 25 детей от 5 до 14 лет, изучают закон Божий, церковное пение, рисование. Учителями работают Харитонова Светлана Александровна, Афанасьева Анна Николаевна, Овсянников Дмитрий Геннадьевич.
В 2011 году настоятелем храма стал протоиерей Виталий Чабан, и начались реставрационные работы к юбилею храма. Была проведена реставрация внутреннего убранства храма, заменен пол, установлены новые окна, отреставрирована настенная живопись, восстановлены утраченные колоны и балясины, обновлены многие киоты и установлены новые дубовые; укреплен фундамент храма. Но также был убран придел во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Отреставрированы купола и кровля, храм оштукатурили и покрасили (Приложение 4).
Сегодня Церковь и наш храм Святой Живоначальной Троицы в Бежичах оказывают непосредственное влияние на людей, формируют у них ценностные установки, а также воспитывают моральные и нравственные устои общества.
Храм Святой Живоначальной Троицы в Бежичах, освященный в 1693 году, по-прежнему играет значительную роль в духовном становлении прихожан, являясь одним из красивых и любимых храмов города Брянска.
Заключение
В данной работе изучена история Русской Православной Церкви в советский период на примере храма Святой Живоначальной Троицы в Бежичах. Задачи, поставленные в начале исследования, выполнены полностью.
В 1920 – 1930-е годы в СССР РПЦ пережила период религиозных гонений. В ходе исследования установлено, что Троицкий храм в Бежичах не стал исключением. В 1922 году имущество Троицкой церкви было изъято, священники подвергались притеснениям, посещение храма не приветствовалось, а школьникам запрещалось. В 1937 году были репрессированы священники Митрофан Покровский, Петр Покровский, Николай Попов, Александр Преображенский, псаломщик Михаил Дяченко. В 1938 году храм был закрыт, а в нем создан зерносклад.
На основе Орловских епархиальных ведомостей были установлены ранее неизвестные сведения о службе священников до революции: Николая Петровича Попова, Александра Васильевича Преображенского.
Смягчение политики государства в отношении церкви произошло в годы Великой Отечественной войны. И Троицкий храм официально был открыт в 1949 году. Хрущевские гонения на церковь отразились на священнике Александре Козлове, помещенном в психиатрическую больницу.
Во второй половине 1960-х – 1980-е годы жесткой антирелигиозной политики не проводилось, поэтому духовная жизнь Троицкого храма под усердным руководством протоиерея Александра Козлова возрождалась.
Пережив все испытания, Церковь сохранила огромный духовный потенциал и моральный авторитет в казалось бы атеистическом советском обществе, без чего был бы невозможным тот подъем, который переживает церковная жизнь в нашей стране в нынешнюю полную трудностей эпоху.
В ходе работы я узнала много новых фактов из истории церкви, из жизни священников. Несмотря на гонения, священнослужители остались верны Богу, своему делу. Это вызывает уважение.
Список источников и литературы
Источники
Воспоминания Башановой Лидии Алексеевны, 1927 г.р., домашний адрес: г. Брянск, ул. Крайняя, 29, записаны 08.11. 2019г. Ковалевой Л.А., хранятся в МБОУ СОШ № 22 г. Брянска в кабинете истории.
Воспоминания Куяновой Тамары Ефимоны, 1941 г.р., домашний адрес: г. Брянск, ул. Делегатская, д.111, записаны 25.09. 2018 г. Пугачевой Валерией, хранятся в МБОУ СОШ № 22 г. Брянска в кабинете истории
Воспоминания Чумаковой Валентины Федоровны, 1946 г.р., домашний адрес: г. Брянск, ул. Делегатская, д. 65, записаны 25.09. 2018 г. Наумкиной Валерией, хранятся в МБОУ СОШ № 22 г. Брянска в кабинете истории
Государственный архив Брянской области. Ф. Р-350. Оп. 1. Д. 56. Л.32
Интернет-ресурсы
Васильева, О.Ю. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание. // URL: https://pravoslavie.ru/archiv/sovietstate-church.htm (дата обращения 06.09. 2019).
Информация о репрессированных священниках. Брянская Епархия. // URL: http://repres.bryansk-eparhia.ru (дата обращения 07.11. 2019).
Орловские епархиальные ведомости. //URL: http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/ /698/ (дата обращения сентябрь 2019г.).
Протоиерей Александр Козлов // URL: http://www-old.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/07/10-07/08.htm (дата обращения 09.11. 2019).
Религия и духовенство в годы советской власти. // URL: http://slavyanskaya-kultura.ru/sssr/religija-i-duhovenstvo-v-gody-sovetskoi-vlasti.html (дата обращения 06.09. 2019).
Список объектов культурного наследия, расположенных на территории Брянской области. // URL: http://centrikn32.ru/document/0/dokumenty-centra/page-0/#data (дата обращения 26.09. 2019).
Фотографии из архива Иванушкиной, Н. Н.
Фотографии из архива Ковалевой, Л. А.
Фотографии из архива Троицкой церкви
Приложения
П
риложение 1
Церковь Святой Живоначальной Троицы в с. Бежичи. Фото начала XX века из архива Троицкой церкви
Приложение 2
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Бежичах до ремонта.
Фото к.50-х – н.60-х гг. XX века из личного архива Иванушкиной Н.Н.
Приложение 3
Крещальный храм в честь иконы Божией Матери Свенской
Автор фото Иванушкина Н.Н. 2006г.
П
риложение 4
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Бежичах. 20.08. 2018г. Автор фото Ковалева Л.А.
П
риложение 5
Памятная плита установлена на Троицком храме к 100-летию с начала гонений на Церковь Русскую в воспоминание о репрессированных православных священнослужителях, послуживших и потрудившихся в этом храме.
25.09. 2018г.
Автор фото Ковалева Л.А.
П
риложение 6
Личные книги иерея
Александра Преображенского, хранятся у Чумаковой В.Ф
25.09. 2018г.
Автор фото Ковалева Л.А.
Надписи в книге, сделанные священником Преображенским, подтверждают принадлежность книг ему.
25.09. 2018г.
Автор фото Ковалева Л.А.
Комментарии в календаре сделаны священником Преображенским.
25.09. 2018г.
Автор фото Ковалева Л.А.
Приложение 7
Приложение к решению Брянского облисполкома «О взятии памятников истории и культуры области под государственную охрану»
от 10.07. 1979г. № 406
Приложение 8
Автор работы Наумкина В. (слева), Чумакова Валентина Федоровна (в центре) во время встречи в Троицком храме.
25.09. 2018г.
Автор фото Ковалева Л.А.
Приложение 9
Настоятель Троицкого храма А.П. Козлов (крайний справа стоит) и ученики воскресной школы.
Фото сер. 1990-х гг. из архива Троицкой церкви