Положение военно-спортивной игры «Зарница»
I. Цель и задачи Игры
Цель игры: Физическое и патриотическое воспитание детей посредством вовлечения их в военизированную игру-соревнование.
Задачи игры:
совершенствование и повышение эффективности системы патриотического и физического воспитания подрастающего поколения;
закрепление у подрастающего поколения знаний по истории Отечества, истории Российской армии;
воспитание у детей чувства взаимовыручки и товарищеской поддержки;
формирование у ребят устойчивой гражданской позиции и чувства сопричастности к истории своей страны;
воспитание у подрастающего поколения положительных морально-психологических качеств;
профилактика наркозависимости, табакокурения и других негативных привычек.
II. Принципы организации Игры
Военно-спортивная игра «Зарница» строится на следующих принципах: добровольности, доступности, открытости и безопасности.
В организованной подготовке и проведении игры необходимо обеспечить осознанное участие детей.
Испытания должны быть организованы с учетом половозрастных особенностей участников. Величина соревновательной нагрузки должна соответствовать физическим возможностям участников.
III. Участники Игры
В Игре принимают участие дети и подростки, которые не имеют противопоказаний к занятиям физкультурой.
IV. Организация и время прохождения Игры
построение участников – 10 минут;
церемония открытия – 20 минут;
- выдача маршрутных листов - 5 минут;
прохождение спортивных станции командами – 2-3 часа;
построение - подведение итогов - награждение - 20 минут.
V. Этапы (станции) Игры
1-й этап. «Построение» Игра начинается с общего построения, которое производится на территории лагеря.
2-й этап. «Открытие» Открытие военно-спортивной игры «Зарница» под звуки аккордов торжественной музыки.
3-й этап. «Выдача маршрутных листов»
Капитаны команд получают маршрутные листы-карточки, на которых указан индивидуальный порядок прохождения станций. За каждое успешное выполнение задания на станции, участникам ставится отметка в маршрутном листе и выдается подсказка о месте нахождения финальной станции «клада» (подарков для всех участников команды).
4-й этап. «Прохождение спортивных станций командами учащихся начальных классов (1-4 классы)»: (2-3 часа)
Участники команды при прибытии на станцию строятся в одну шеренгу. Инструкторы на станциях выбирают на свое усмотрение представителей команды для прохождения испытаний. Тематические «станции» могут быть наполнены различным содержанием в зависимости от места проведения игры и условий:
Станция. «Смотр строя и песни» (Регламент выступления не более 3 мин.)
Место проведения: помещение в здании лагеря (спортзал, актовый зал) или открытая площадка на территории лагеря
Подготовка: состав судейской коллегии по возможности должен состоять из числа военнослужащих или граждан, имеющих воинское офицерское звание, пребывающих в запасе или отставке.
Содержание: Участники команды выстраиваются в шеренгу и приветствуют судей заранее подготовленными эмблемой, знаменем, названием, девизом и флагом, затем маршируют и исполняют песню. Регламент выступления не более 3 мин.
Программа выступления:
Исходное положение: отделение на указанном месте построено в одну шеренгу лицом к судейской коллегии
Командир отделения: находясь лицом к строю, подает команды: «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», поворачивается кругом, строевым шагом подходит к судье и докладывает: «Товарищ главный судья соревнований! Команда « (название команды)» летнего лагеря «(название лагеря)» для участия в смотре строя и песни построено. Командир отделения – фамилия, имя»
После команды судьи «Приступить к выполнению упражнения!» командир отделения поворачивается кругом, подходит к строю на расстояние 2-х шагов и подает команды:
-«Наш девиз» (отделение хором произносит девиз, также возможно исполнение девиза в форме «переклички» командира и строя)
- «Отделение, ВОЛЬНО»
- «Отделение, РАЗОЙДИСЬ»
- «Отделение, в одну шеренгу - СТАНОВИСЬ»
- « РАВНЯЙСЬ, СМИРНО»
- «НАПРАВО»
-«НАЛЕ-ВО»
- «КРУ-ГОМ»
- «КРУ-ГОМ»
- Командир поворачивается кругом лицом к судьям и продолжает командовать:
- «Отделение, на месте, шагом МАРШ» (командир также начинает маршировать вместе со строем)
- «Песню, ЗАПЕВАЙ» (исполняется песня в строю на месте, возможно с учетом времени исполнение только одного куплета и припева песни»
- после исполнения песни командир: «Отделение, СТОЙ!»
-« НАПРА-ВО!»
- Командир бегом (шагом) занимает место первого в колонне и подает команду «Отделение, прямо шагом МАРШ!»
- Отделение уходит с места выступления.
Оценка: Задание оценивается по следующим критериям:
- внешний вид участников (он должен быть единым, опрятным, соответствовать официальному стилю одежды, приветствуется военная форма или ее элементы);
- наличие эмблемы на одежде у всех участников команды и флага;
- наличие девиза;
- исполнение песни;
- наличие знамени;
- подготовка командира;
- правильность выполнения команд «Равняйсь», «Смирно»;
- правильность выполнения команд «Разойдись», «В одну шеренгу – становись»
- повороты на месте.
По сумме набранных критериев выставляется средний балл.
Станция. «Основы безопасности жизнедеятельности».
Место проведения: помещение в здании школы
Атрибуты: 5 противогазов, секундомер.
Содержание: В состязании участвует 5 человек (1 девочка, 4 мальчика). Перед началом выполнения упражнения каждая команда предоставляет свои противогазы (в случае отсутствия организаторы предоставляют противогазы команде).
Исходное положение строевая стойка, противогаз на штатном месте. По команде «Газы!» Участники одевают противогаз и выдвигаются вперед на 5 м. Ошибки при выполнении команды: при надевании противогаза не закрыты глаза и не задержано дыхание или после надевания не сделан полный выдох; шлем - маска надета с перекосом; допущено образование таких складок или перекосов, при которых наружный воздух может проникнуть под шлем - маску; противогаз снят не с затылка, а с подбородка; после снятия противогаза не сделан активный выдох и вдох воздуха.
Оценка: Оценивается время и правильность выполнения норматива по одеванию противогаза. Командный результат определяется по наименьшей сумме времени всех участников команды.
Станция. «Тематическая викторина (Вопросы на знание истории Отечества, истории военных парадов 1941 года и «Парадов Памяти» 2011-2014 гг.)»
Подготовка: Начальники отрядов должны заранее ознакомить участников команды с материалом по истории Отечества, истории военных парадов 1941 года и «Парадов Памяти» 2011-2014 гг.). Примеры вопросов представлены в Приложении №1.
Содержание: Команда участников выстраивается в шеренгу перед столом, на котором находятся 10 билетов с вопросами (1 билет – 1 вопрос). Билеты расположены так, чтобы участники не видели вопросов. Участники по очереди подходят и вытягивают любой билет, отвечают на вопрос без подготовки. Использованные билеты откладываются в сторону.
Оценка: Задание оценивается исходя из количества правильных ответов, которые дала команда. Правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
Станция. «Метание теннисного мяча»
Место проведения: открытая площадка на территории лагеря
Состав участников: 10 человек
Атрибуты: теннисный мяч
Содержание: Каждый член команды с исходного положения с одной попытки бросает теннисный мяч на дальность.
Оценка: Учитывается дальность бросков всех участников команды.
Оценка выставляется по общей сумме показанных результатов («суммарной дальности бросков»).
Станция. «Полоса препятствий»
Место проведения: открытая оборудованная площадка на территории школы.
Подготовка: на территории оборудован специальный участок для прохождения испытания. Станция может включать в себя следующие испытания: ускорение по прямой, преодоление препятствия, перемещение ползком под барьерами, перемещение предметов, подъём по канату и пр..
Атрибуты: оградительная лента, шины, барьер, секундомер и пр.
Содержание: Все участники команды пробегает полосу препятствий на время.
Оценка: Подсчет времени всех участников суммируется.
Станция. «Меткий стрелок»
Место проведения: помещение в здании школы или открытая площадка на территории школы.
Подготовка: необходимо выставить дистанцию 10-15 метров от оружия до мишени.
Атрибуты: лазерное оружие, магазин, 10 патронов, мишень.
Содержание: Три участника команды (не менее одной девочки) по очереди подходят, снаряжают магазин 10-ю патронами, примыкают магазин к автомату и производят выстрелы из лазерного оружия в мишень. Инструктор станции учитывает командный результат, время и меткость выстрелов каждого участника.
Оценка этапа (личный зачет):
Оценивается время выполнения задачи и точность попадания, при этом
- 5 баллов если 5 попаданий;
- 4 балла если 4 попадания;
- 3 балла если 3 попадания;
- 2 балла если 2 попадания;
- 1 балл если 1 попадание;
- 0 баллов если 0 попаданий.
Оценка этапа (командный зачет): Общее время выполнения задачи командой и сумма баллов личного зачета делится на количество участников(3).
Станция «Армейские звания»
Место проведения: помещение в здании школы или открытая площадка на территории школы.
Атрибуты: погоны воинского звания.
Содержание: Два участника команды по очереди раскладывают погоны по возрастанию воинского звания, называют звание (от рядового до полковника) соответствующее каждому погону, а также определяют лишний погон (несуществующее воинское звание).
Оценка этапа:
- 5 баллов, если разложили правильно, назвали правильно, определили правильно.
-4 балла, если разложили правильно, назвали правильно, не смогли определить правильно лишний погон.
-3 балла, если разложили правильно, не смогли назвать правильно, не смогли определить правильно лишний погон.
-2 балла, если не смогли разложить правильно, не смогли назвать правильно, не смогли определить правильно лишний погон.
Станция. «Солдатский ремень»
Место проведения: помещение в здании школы или открытая площадка на территории школы
Атрибуты:10 солдатских ремней, секундомер.
Содержание: Участники команды при прибытии на этап строятся в одну шеренгу. Перед началом этапа судья инструктирует участников. Каждый участник получает у инструктора ремень солдатский. По сигналу инструктора необходимо правильно одеть и затянуть ремень солдатский. Участие на этапе принимают все члены команды. Время фиксируется по последнему участнику команды.
Оценка этапа: Результат определяется по правильности выполненного задания и затраченному времени.
Станция. «Лётное поле»
Место проведения: помещение в здании школы или открытая площадка на территории школы
Подготовка: необходимо подготовить стол с чистой бумагой формата А4 и 10 ручками, выставить измеряемую дистанцию от участников 10-15 метров.
Атрибуты: стол, пачка листов формата А4, 10 ручек, измерительная лента.
Содержание: Участники команды выстраиваются в шеренгу. По команде, они должны смастерить самолет из листа бумаги, подписать его название и бросить как можно дальше с исходного положения с одной попытки.
Оценка: Учитывается дальность бросков всех участников команды. Хозяин самолета с наилучшим броском получает звание «Лучший пилот».
Станция «Аптечка»
Место проведения: помещение в здании школы или открытая площадка на территории школы.
Подготовка: Необходимо разложить медикаменты и лишние предметы на столе.
Атрибуты: Медикаменты, предметы не пригодные для первой помощи.
Содержание: Команде необходимо собрать необходимые предметы в аптечку на время.
С исходной позиции участники поочередно с учетом времени подбегают к столу с предметами, определяют и берут по одному медицинскому предмету и бегом перемещают его на свободный стол. Следующий член команды стартует только после передачи ему эстафеты от финишировавшего участника.
Судьи следят за правильностью действий каждого члена команды. В случае, если участник неверно определил и принес «не медицинский предмет», судьи повторно направляют его за «нужным» предметом, не останавливая время.
Задание считается выполненным, когда все 10 медицинских предметов будут выставлены на «свободном» столе.
Оценка: Учитывается правильность выполнения задания и затраченное время.
Станция «Шифровальщик»
Место проведения: помещение в здании школы или открытая площадка на территории школы
Содержание: Участникам судьей выдаются листы с цифровым шифром и «ключом». Необходимо с учетом времени расшифровать с «помощью ключа» цифровой ряд в текст, написать его на листе и передать судьям.
Отсчет времени выполнения задания ведется с момента команды судьи «Приступить» до передачи ему листа с расшифрованным текстом. Необходимо расшифровать текст максимально быстро. Оценка: Результат определяется по правильности выполненного задания и затраченному времени.
Станция. «Клад»
По прохождению всех станций дети, должны собрать подсказки, последняя из которых должна указать место, где именно спрятан «клад».
Приложение №1 к Положению
Вопросы тематической викторины для учащихся старших классов (5-11 классы)
1. Где проходил Военный парад 7 ноября 1941 года?
* (Москва, Куйбышев, Воронеж).
2. В каком городе 7 ноября 1941 года парад включал в себя не только прохождение войск и боевой техники, но также и воздушный парад?
* (Куйбышев).
3. Кто командовал и кто принимал парад 7 ноября 1941 года в Москве?
* (Командовал парадом генерал Павел Артемьевич Артемьев, принимал парад маршал Семен Михайлович Буденный).
4. Кто командовал и кто принимал парад 7 ноября 1941 года в Куйбышеве?
* (Командовал парадом генерал Максим Алексеевич Пуркаев, принимал парад маршал Климент Ефремович Ворошилов).
5. Кто командовал и кто принимал парад 7 ноября 1941 года в Воронеже?
* (Командовал парадом генерал-лейтенант Федор Яковлевич Костенко, а принимал парад маршал Семен Константинович Тимошенко).
6. Что продемонстрировал всему миру парад 7 ноября 1941 года в Куйбышеве?
* (Парад 7 ноября 1941 в Куйбышеве продемонстрировал всему миру мощь Советской армии и готовность оборонять рубежи своей страны. Ни Япония, ни Турция, послы которых присутствовали на параде, не вступили в войну против СССР).
7. Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2011 году?
*(70-летию парада 1941 года в «Запасной столице» г. Куйбышеве).
8. Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2012 году?
* (Подвигу тружеников тыла).
9. Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2013 году?
*(70-летию образования суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ).
10. Чему был посвящен «Парад Памяти» прошедший в городе Самара в 2014 году?
* (Дружбе народов).
Автор- разработчик: КиселёваТ. В.