ПОЛОЖЕНИЕ
о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся
Минусинской коррекционной общеобразовательной школы-интерната II вида
I. Общие положения.
Согласно Федеральному Закону от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:
оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
- обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.
Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей.
Социальная дезадаптация – устойчивое проявление личностью асоциальных форм поведения, деформация системы ценностей, саморегуляции, отчуждение от основных институтов социализации – семьи, образовательных учреждений.
Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
II. Направления работы по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся.
1. Обеспечение, сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья детей, обучающихся в школе.
Данное направление работы очень важно поскольку в школе-интернате 98% обучающихся являются детьми-инвалидами. На полном государственном обеспечении находится 13 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обучаются и проживают в школе-интернате 64% всех учащихся. Обучаются по программе VIII вида 19% учащихся, т.е. у этих детей нарушение слуха дополнительно отягощено интеллектуальной недостаточностью. Инвалидность у детей означает ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, общении.
2. Содействие детям в достижении социально значимых целей и раскрытие их внутреннего потенциала.
В данном направлении работы выделяются четыре подхода.
Информационный подход.
Он основан на том, что отклонения в поведении детей от социальных норм могут происходить чаще всего оттого, что дети их просто не знают, поэтому учащиеся школы, прежде всего, информируются об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для возрастных групп социальных норм.
Этот процесс вовлекает детей в диалог о правах, обязанностях и ответственности, к стремлению детей анализировать свое поведение и к пониманию своих правовых свобод в неотрывной связи с правами и свободами других людей. Знание норм права способствует подготовке подростка к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям, воспитывающимся вне семьи. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.
Медико-биологический подход — предупреждение возможных отклонений от социальных норм мерами лечебно-профилактического характера. Это ежегодные диспансеризации, обследования детей специалистами краевого сурдологического центра, это проведение реабилитационных мероприятий в соответствии с программами реабилитации детей-инвалидов.
Социально-профилактический подход – целевое информирование учащихся школы о правовых, социальных, психоневрологических последствиях распространения и употребления наркотиков, психоактивных веществ, пьянства, алкоголизма, аморального образа жизни. Пропаганда здорового образа жизни.
Воспитатели целенаправленно работают над
формированием гигиенических умений и навыков, полезных привычек учащихся;
воспитанием желания заниматься физкультурой и спортом;
формированием потребности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
разъясняют опасность возможного приобщения к психотропным веществам, формируют осознанное негативное отношение к курению, алкоголю, наркотикам, способность сопротивляться давлению группы.
Социально-педагогический подход - воспитание качеств личности, особенно нравственных и волевых, освоение учащимися методов самоуправления через работу в ученическом совете, профориентационная работа, организация досуга учащихся, совместная деятельность родителей и школы.
Трудности семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, существенно отличаются от тех забот, которые волнуют обычную семью. Больной ребенок требует несравнимо больше, чем здоровый, материальных, духовных и физических затрат. Не каждая семья способна справиться с этими трудностями.
Рождение аномального ребенка структурно деформирует семью. Много семей распадается (26% детей из неполных семей), часть семей существует с искаженными межличностными отношениями (30%), сохраняя семью «ради ребенка», и только 12% семей, преодолев кризис, сохраняют гармоничные отношения.
Итогом переживаний родителей становятся установки на занижение требований в воспитании ребенка, предполагающие гиперопеку и гиперпротекцию и формирующие маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию родительских отношений и родительских забот.
В некоторых семьях происходит скрытое или явное эмоциональное отвержение ребенка-инвалида, такие родители, передав ребенка в школу-интернат, полностью снимают с себя ответственность за его воспитание и развитие, даже не навещают ребенка, не пишут и не звонят ему.
В некоторых семьях с ребенком-инвалидом поддерживают минимальную связь только ради получения его пенсии.
Все эти факторы не могут не сказаться на психическом развитии и социальной адаптации больного ребенка.
Из-за малого количества специализированных школ для детей-инвалидов, они вынуждены обучаться в школах-интернатах, где они оказываются изолированными от семьи.
Недостаток родительской ласки и любви определяет раннюю депривацию неформального общения со взрослыми.
Кроме того, разлука с семьей, изменение привычных (пусть даже неблагополучных) условий и определение ребенка в школу-интернат может само по себе являться причиной возникновения психических отклонений.
Обеспечение защиты прав и законных интересов учащихся.
В данном направлении работы большой объем составляет защита прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в школе-интернате на полном государственном обеспечении. Второе — защита прав и интересов детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, семьях, находящихся в социально опасном положении и профилактическая работа с родителями в таких семьях.
Социально-педагогическая реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении.
Задача реализуется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации учащегося «группы риска», обеспечивающими их сопровождение
- психологическое (проведение занятий в группе по коррекции агрессивности и в группе по коррекции девиантного поведения),
- педагогическое (успешность обучения, участие ребенка в общих делах класса, наличие поручений и добросовестность их выполнения, посещение занятий кружков и секций),
- социально-правовое (осознанность и принятие прав, обязанностей и ответственности ребенка за свои поступки, формирование норм поведения через классные и воспитательные часы, индивидуальные беседы),
лечебно-оздоровительное (участие в мероприятиях «За здоровый образ жизни», контроль за своевременностью медицинского обследования ребенка, проведение необходимых медицинских процедур),
воспитательное (системность проведения воспитательных часов и индивидуальных бесед по формированию потребности ребенка в труде, по соблюдению им личной гигиены, формирование и проверка знаний правил безопасности жизни).
III. План работы
Тема мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. Обеспечение, сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья детей, обучающихся в школе. |
Контроль условий обучения, воспитания и содержания учащихся, воспитанников школы-интерната | В течение года | Администрация Родительский комитет Комитет по труду ученического совета |
2. Содействие детям в достижении социально значимых целей и раскрытие их внутреннего потенциала. |
Информационный подход. |
Правовое просвещение учащихся в соответствии с разделом «Основы граждановедения» программы «Я и общество» | В течение года | Зам. директора по ВР Воспитатели, классные руководители |
Медико-биологический подход |
Диспансеризация воспитанников | Один раз в год | Педиатр школы Социальный педагог |
Обследование учащихся специалистами краевого сурдологического центра | Два раза в год | Педиатр школы Социальный педагог |
Обеспечение мер реабилитации детей-инвалидов | В течение года | Учителя РСВ и ФП Педиатр школы |
Контроль обеспечения ТСР | В течение года | Классный руководитель |
Контроль своевременности продления инвалидности детей | В течение года | Классный руководитель |
Социально-профилактический подход. |
Валеологическое воспитание учащихся, пропаганда здорового образа жизни в соответствии с разделами «Личная гигиена», «Режим дня и питание» программы «Здоровье» | В течение года | Зам. директора по ВР Воспитатели, классные руководители Комитет по здоровью и спорту, комитет по труду ученического совета |
Профилактика употребления ПАВ в соответствии с разделом «Профилактика употребления ПАВ» программы «Здоровье» | В течение года | Зам. директора по ВР Воспитатели, классные руководители Комитет по здоровью и спорту ученического совета |
Организация встреч с наркологом, гинекологом, психологом, медицинскими работниками школы с целью просвещения учащихся.. | В течение года | Зам. директора по ВР, воспитатели |
Социально-педагогический подход |
Воспитание качеств личности. Реализация разделов «Семья», «Нравственная культура» программы «Я и общество», и программ «Россия-Великая страна», «Основы социализации и общения», «Человек труда», «Природа и мы» | В течение года | Зам. директора по ВР Воспитатели, классные руководители Ученический совет |
Профориентационная работа. Реализация программы «Кем быть?» | В течение года | Зам. директора по ВР, воспитатели, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог |
Ведение систематического контроля за успеваемостью и посещаемостью учащихся | В течение года | Администрация, классные руководители, социальный педагог, комитет по учебе ученического совета |
Вовлечение учащихся в общественную деятельность школы и класса | В течение года | Зам. директора по ВР Воспитатели, классные руководители Ученический совет |
Организация занятости учащихся в кружках, секциях, студиях | В течение года | Зам. директора по ВР, воспитатели, руководители кружков |
Организация и курирование работы ученического совета | В течение года | Зам. директора по ВР Кураторы комитетов |
Совместная деятельность семьи и школы | По плану работы школы | Администрация, классные руководители, родительский комитет |
3. Обеспечение защиты прав и законных интересов учащихся. |
Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в школе-интернате на полном государственном обеспечении: материальное обеспечение (взыскание алиментов, продление инвалидности, обеспечение ТСР, путевками на санаторное лечение), обеспечение права на жилье, обеспечение паспортного режима | В течение года | Социальный педагог |
Профилактическая работа с учащимися, склонными к нарушениям норм поведения | В течение года | Совет профилактики правонарушений, Комитет порядка и безопасности ученического совета Классные руководители, воспитатели |
Работа с неблагополучными семьями: индивидуальные беседы с родителями, разъяснение прав, обязанностей родителей и их ответственности за воспитание, содержание детей, их здоровье и обучение, оказание помощи в обеспечении мер социальной поддержки, | В течение года | Классные руководители, социальный педагог, совет профилактики |
Обращения за помощью в проведении профилактической работы к специалистам УСЗН территорий, на которых проживают семьи | По мере необходимости | Социальный педагог |
Рейды в асоциальные семьи совместно с инспекторами ОДН УВД | По мере необходимости | Члены Совета профилактики, инспекторы ОДН |
Обращения в органы МВД о привлечении к административной ответственности родителей, уклоняющихся от выполнения обязанностей | По мере необходимости | Социальный педагог по решению Совета профилактики |
Работа Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности учащихся школы | В течение года | Председатель Совета |
4. Социально-педагогическая реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении. |
Организация работы и координация деятельности специалистов по реализации индивидуальных программ реабилитации учащихся «группы риска» | В течение года | Социальный педагог, Совет профилактики |