СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Положение о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений, действующее в школе-интернате

Просмотр содержимого документа
«Положение о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений»

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся

Минусинской коррекционной общеобразовательной школы-интерната II вида

I. Общие положения.

Согласно Федеральному Закону от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

  1. оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

  2. выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

  3. выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;

- обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

  1. осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении детей.

Социальная дезадаптация – устойчивое проявление личностью асоциальных форм поведения, деформация системы ценностей, саморегуляции, отчуждение от основных институтов социализации – семьи, образовательных учреждений.

Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.


II. Направления работы по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся.

1. Обеспечение, сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья детей, обучающихся в школе.

Данное направление работы очень важно поскольку в школе-интернате 98% обучающихся являются детьми-инвалидами. На полном государственном обеспечении находится 13 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обучаются и проживают в школе-интернате 64% всех учащихся. Обучаются по программе VIII вида 19% учащихся, т.е. у этих детей нарушение слуха дополнительно отягощено интеллектуальной недостаточностью. Инвалидность у детей означает ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, общении.

2. Содействие детям в достижении социально значимых целей и раскрытие их внутреннего потенциала.

В данном направлении работы выделяются четыре подхода.

Информационный подход.

Он основан на том, что отклонения в поведении детей от социальных норм могут происходить чаще всего оттого, что дети их просто не знают, поэтому учащиеся школы, прежде всего, информируются об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для возрастных групп социальных норм.

Этот процесс вовлекает детей в диалог о правах, обязанностях и ответственности, к стремлению детей анализировать свое поведение и к пониманию своих правовых свобод в неотрывной связи с правами и свободами других людей. Знание норм права способствует подготовке подростка к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям, воспитывающимся вне семьи. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.

Медико-биологический подходпредупреждение возможных отклонений от социальных норм мерами лечебно-профилактического характера. Это ежегодные диспансеризации, обследования детей специалистами краевого сурдологического центра, это проведение реабилитационных мероприятий в соответствии с программами реабилитации детей-инвалидов.

Социально-профилактический подходцелевое информирование учащихся школы о правовых, социальных, психоневрологических последствиях распространения и употребления наркотиков, психоактивных веществ, пьянства, алкоголизма, аморального образа жизни. Пропаганда здорового образа жизни.

Воспитатели целенаправленно работают над

  1. формированием гигиенических умений и навыков, полезных привычек учащихся;

  2. воспитанием желания заниматься физкультурой и спортом;

  3. формированием потребности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к своему здоровью;

  4. разъясняют опасность возможного приобщения к психотропным веществам, формируют осознанное негативное отношение к курению, алкоголю, наркотикам, способность сопротивляться давлению группы.

Социально-педагогический подход - воспитание качеств личности, особенно нравственных и волевых, освоение учащимися методов самоуправления через работу в ученическом совете, профориентационная работа, организация досуга учащихся, совместная деятельность родителей и школы.

Трудности семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, существенно отличаются от тех забот, которые волнуют обычную семью. Больной ребенок требует несравнимо больше, чем здоровый, материальных, духовных и физических затрат. Не каждая семья способна справиться с этими трудностями.

Рождение аномального ребенка структурно деформирует семью. Много семей распадается (26% детей из неполных семей), часть семей существует с искаженными межличностными отношениями (30%), сохраняя семью «ради ребенка», и только 12% семей, преодолев кризис, сохраняют гармоничные отношения.

Итогом переживаний родителей становятся установки на занижение требований в воспитании ребенка, предполагающие гиперопеку и гиперпротекцию и формирующие маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию родительских отношений и родительских забот.

В некоторых семьях происходит скрытое или явное эмоциональное отвержение ребенка-инвалида, такие родители, передав ребенка в школу-интернат, полностью снимают с себя ответственность за его воспитание и развитие, даже не навещают ребенка, не пишут и не звонят ему.

В некоторых семьях с ребенком-инвалидом поддерживают минимальную связь только ради получения его пенсии.

Все эти факторы не могут не сказаться на психическом развитии и социальной адаптации больного ребенка.

Из-за малого количества специализированных школ для детей-инвалидов, они вынуждены обучаться в школах-интернатах, где они оказываются изолированными от семьи.

Недостаток родительской ласки и любви определяет раннюю депривацию неформального общения со взрослыми.

Кроме того, разлука с семьей, изменение привычных (пусть даже неблагополучных) условий и определение ребенка в школу-интернат может само по себе являться причиной возникновения психических отклонений.

    1. Обеспечение защиты прав и законных интересов учащихся.

В данном направлении работы большой объем составляет защита прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в школе-интернате на полном государственном обеспечении. Второе — защита прав и интересов детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, семьях, находящихся в социально опасном положении и профилактическая работа с родителями в таких семьях.

    1. Социально-педагогическая реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении.

Задача реализуется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации учащегося «группы риска», обеспечивающими их сопровождение

- психологическое (проведение занятий в группе по коррекции агрессивности и в группе по коррекции девиантного поведения),

- педагогическое (успешность обучения, участие ребенка в общих делах класса, наличие поручений и добросовестность их выполнения, посещение занятий кружков и секций),

- социально-правовое (осознанность и принятие прав, обязанностей и ответственности ребенка за свои поступки, формирование норм поведения через классные и воспитательные часы, индивидуальные беседы),

  • лечебно-оздоровительное (участие в мероприятиях «За здоровый образ жизни», контроль за своевременностью медицинского обследования ребенка, проведение необходимых медицинских процедур),

  • воспитательное (системность проведения воспитательных часов и индивидуальных бесед по формированию потребности ребенка в труде, по соблюдению им личной гигиены, формирование и проверка знаний правил безопасности жизни).


III. План работы



Тема мероприятия

Сроки

Ответственные

1. Обеспечение, сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья детей, обучающихся в школе.

Контроль условий обучения, воспитания и содержания учащихся, воспитанников школы-интерната

В течение года

Администрация

Родительский комитет

Комитет по труду ученического совета

2. Содействие детям в достижении социально значимых целей и раскрытие их внутреннего потенциала.

Информационный подход.

Правовое просвещение учащихся в соответствии с разделом «Основы граждановедения» программы «Я и общество»

В течение года

Зам. директора по ВР

Воспитатели, классные руководители

Медико-биологический подход

Диспансеризация воспитанников

Один раз в год

Педиатр школы

Социальный педагог

Обследование учащихся специалистами краевого сурдологического центра

Два раза в год

Педиатр школы

Социальный педагог

Обеспечение мер реабилитации детей-инвалидов

В течение года

Учителя РСВ и ФП

Педиатр школы

Контроль обеспечения ТСР

В течение года

Классный руководитель

Контроль своевременности продления инвалидности детей

В течение года

Классный руководитель

Социально-профилактический подход.

Валеологическое воспитание учащихся, пропаганда здорового образа жизни в соответствии с разделами «Личная гигиена», «Режим дня и питание» программы «Здоровье»

В течение года

Зам. директора по ВР Воспитатели, классные руководители

Комитет по здоровью и спорту, комитет по труду ученического совета

Профилактика употребления ПАВ в соответствии с разделом «Профилактика употребления ПАВ» программы «Здоровье»

В течение года

Зам. директора по ВР Воспитатели, классные руководители

Комитет по здоровью и спорту ученического совета

Организация  встреч с наркологом, гинекологом, психологом, медицинскими работниками школы с целью просвещения учащихся..

В течение года

Зам. директора по ВР,

воспитатели

Социально-педагогический подход

Воспитание качеств личности.

Реализация разделов «Семья», «Нравственная культура» программы «Я и общество», и программ «Россия-Великая страна», «Основы социализации и общения», «Человек труда», «Природа и мы»

В течение года

Зам. директора по ВР Воспитатели, классные руководители

Ученический совет

Профориентационная работа.

Реализация программы «Кем быть?»

В течение года

Зам. директора по ВР, воспитатели, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог


Ведение систематического  контроля за успеваемостью и посещаемостью учащихся

В течение года

Администрация,

классные руководители,

социальный педагог, комитет по учебе ученического совета

Вовлечение  учащихся в общественную деятельность школы и класса

В течение года

Зам. директора по ВР Воспитатели, классные руководители

Ученический совет

Организация  занятости учащихся в кружках, секциях, студиях

В течение года

Зам. директора по ВР, воспитатели, руководители кружков

Организация и курирование работы ученического совета

В течение года

Зам. директора по ВР

Кураторы комитетов

Совместная деятельность семьи и школы

По плану работы школы

Администрация,

классные руководители,

родительский комитет

3. Обеспечение защиты прав и законных интересов учащихся.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в школе-интернате на полном государственном обеспечении: материальное обеспечение (взыскание алиментов, продление инвалидности, обеспечение ТСР, путевками на санаторное лечение), обеспечение права на жилье, обеспечение паспортного режима

В течение года

Социальный педагог

Профилактическая работа с учащимися, склонными к нарушениям норм поведения

В течение года

Совет профилактики правонарушений, Комитет порядка и безопасности ученического совета

Классные руководители, воспитатели

Работа с неблагополучными семьями: индивидуальные беседы с родителями, разъяснение прав, обязанностей родителей и их ответственности за воспитание, содержание детей, их здоровье и обучение, оказание помощи в обеспечении мер социальной поддержки,

В течение года

Классные руководители, социальный педагог, совет профилактики

Обращения за помощью в проведении профилактической работы к специалистам УСЗН территорий, на которых проживают семьи

По мере необходимости

Социальный педагог

Рейды в асоциальные семьи совместно с инспекторами ОДН УВД

По мере необходимости

Члены Совета профилактики, инспекторы ОДН

Обращения в органы МВД о привлечении к административной ответственности родителей, уклоняющихся от выполнения обязанностей

По мере необходимости

Социальный педагог по решению Совета профилактики

Работа Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности учащихся школы

В течение года

Председатель Совета

4. Социально-педагогическая реабилитация детей, находящихся в социально опасном положении.

Организация работы и координация деятельности специалистов по реализации индивидуальных программ реабилитации учащихся «группы риска»

В течение года

Социальный педагог, Совет профилактики



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!