Государственное учреждение образования «Лицей г. Борисова»
Учитель: Кондратенко Наталия Мечиславовна
Химия 10 класс (профиль)
Тема «Способы получения металлов»
Коня можно привести к водопою,
но заставить пить – нельзя.
Народная мудрость.
Цель урока: Создать условия для успешного усвоения учащимися темы:
Формировать знания об основных промышленных способах получения металлов, дать определения минералов, руд металлов;
Развивать умения составлять уравнения реакций, характеризующих обсуждаемые процессы, давать оценку их эффективности, прогнозировать экологические последствия;
Воспитывать трудолюбие, целеустремленность, вдумчивость, общую культуру, навыки ЗОЖ;
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления ЗУН
Материально-техническое обеспечение урока: Реактивы для реакции серебряного зеркала. Мультимедийная презентация.
Образцы природных минералов, бумага (А4) с символами металлов,
В результате усвоения учебного материала ученики должны:
ЗНАТЬ определения «минерал», «руда», называть основные восстановители, используемые в металлургии
УМЕТЬ составлять уравнения реакций, отражающие процессы получения металлов, решать расчетные задачи по теме
Стадии урока
Организационная часть (приветствие)
Учащиеся выполняют вводный тест по теме: «Химические свойства металлов» (5мин.)
1.С водой при комнатной температуре (200 С) реагируют металлы:
а) Cr б) Li в) K г) Ag
2.Какие металлы пассивирует концентрированная азотная кислота:
а) Mg б) Cu в) Fe г) Al
3.Высшая степень окисления правильно указана для металлов:
а) Cr+6 б) Cu +1 в) Mg+2 г) Mn+7
4. С какими металлами не будет взаимодействовать разбавленная серная кислота: а) Zn б) Cu в) Hg г) Fe
5.При электролизе водного раствора хлорида меди (II) на аноде будет выделяться газ: а) водород б) хлор в) кислород г) азот
Ответы на тест на следующем слайде:
№1 №2 №3 №4 №5
б,в в,г а,в,г б,в б
Вызов Реакция серебряного зеркала
Видеоролик «Алюмотермия»
Записываем тему урока . Обсуждаем цели урока.
Готовим таблицу:
Промышленный метод | Преимущества метода | Недостатки метода |
Карботермия (восстановление углем) | | |
Водородотермия (восстановление водородом) | | |
Металлотермия (восстановление алюминием, магнием) | | |
Восстановление угарным газом | | |
I этап Вводный
Руда – горная порода, получение из которой чистого металла экономически выгодно.
Минералы – природные соединения, имеющие определенный химический состав и свойства.
Природные минералы – руды металлов:
Гематит (красный железняк) Fe2O3
Магнетит (магнитный железняк) Fe3O4
Пирит (железный колчедан) FeS2
Халькопирит( медный колчедан) FeCuS2
Боксит Al2O3 nH2O
Корунд Al2O3
Обжиг минералов:
4 FeS2 + 11O2 = 2 Fe2O3 + 8 SO2
2 ZnS + 3 O2 = 2 ZnO + 2 SO2
Физкультминутка 11.00
Учащиеся выполняют зрительную гимнастику, находя символы металлов
1.самый легкий Li
2.самый твердый Cr
3.самый тугоплавкий W
4.самый электропроводный Ag
5.самый распространенный Al
6.самый пластичный Au
7.самый тяжелый Os
8.самый легкоплавкий Hg
II этап Теоретический
ПИРОМЕТАЛЛУРГИЯ – группа методов получения металлов с помощью высокотемпературных реакций восстановления их из оксидов.
Выступают помощники
Восстановление углем Кристина Чернявчик
Восстановление водородом Илья Стрельченок
Металлотермия Михаил Шалафан
Восстановление угарным газом Вероника Лукашевич
III этап Аналитический
Цель: Проанализировать полученные сведения, оценив экономические и экологические факторы.
Заполняем таблицу, указывая достоинства и недостатки перечисленных методов
IV этап Прикладной
Цель: Провести первоначальное закрепление материала, решив расчетную задачу по данной теме.
Учащиеся проводят перекличку, определяя свой вариант
Вариант 1 Железо получают восстановлением оксида железа (III) углем. Выход продукта реакции составляет 75 %. Рассчитайте массу железа, которое можно получить из 1 т Fe2O3. (525кг)
Вариант 2 Особо чистый вольфрам получают восстанавливая водородом оксид вольфрама (VI). Вычислите практический выход реакции, если из 1кг WO3 получили 700 г металла (88,6%)
Рефлексия Эпиграф
Домашнее задание. Выучить конспект. Закончить таблицу
ПОБЛАГОДАРИТЬ РЕБЯТ ЗА РАБОТУ, А ГОСТЕЙ ЗА ВНИМИНИЕ!