Полугодовая контрольная работа по биологии, 10 класс.
1 вариант
А1. Строение и функции органоидов клетки изучает наука:
1) генетика 3) селекция
2) цитология 4) систематика
А2. Какие химические элементы называются макроэлементами?
1) кислород 3) азот
2) водород 4) все ответы верны
А3. Какие функции выполняют в организме липиды?
1) энергетическая 3) защитная
2) запасающая 4) все ответы верны
А4. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
1) клеточный
2) популяционно-видовой
3) биогеоценотический
4) биосферный
А5. Мономерами белка являются:
1) аминокислоты
2) моносахариды
3) жирные кислоты
4) нуклеотиды
А6. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?
1) вирусы
2) бактерии
3) лишайники
4) грибы
А7. Сколько хромосом будет содержаться в клетках кожи четвертого поколения обезьян, если у самца в этих клетках 48 хромосом:
1) 44
2) 96
3) 48
4) 24
А8. Оболочка грибной клетки, в отличие от растительной, состоит из:
1) Клетчатки
2) Хитиноподобного вещества
3) Сократительных белков
4) Липидов.
А9. Укажите признак, характерный только для царства растений:
1) имеют клеточное строение
2) дышат, питаются, растут, размножаются
3) имеют фотосинтезирующую ткань
4) питаются готовыми органическими веществами
А10. Основная функция митохондрий:
1) редупликация ДНК,
2) биосинтез белка,
3) синтез АТФ,
4) синтез углеводов.
А11. В процессе энергетического обмена в клетке идет:
1) образование органических веществ
2) расходование АТФ
3) синтез неорганических веществ
4) расщепление органических веществ
А12. Индивидуальное развитие организмов начинается при половом размножении с:
1) отделения части клеток организма, их дальнейшего роста и развития
2) момента образования почки на теле родительского организма
3) момента образования споры и её прорастания
4) момента образования зиготы и до смерти
А13. Теплокровным животным является:
1) африканский слон
2) майский жук
3) прыткая ящерица
4) обыкновенный тритон
А14. Чему соответствует информация одного триплета ДНК?
1) белок
2) ген
3) нуклеотид
4) аминокислота
А15. Бесполым путем часто размножаются:
1) земноводные
2) кишечнополостные
3) насекомые
4) ракообразные
В заданиях В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6
В1. Какие структуры характерны только растительной клетке?
1) клеточная стенка из хитина
2) клеточная стенка из целлюлозы
3) эндоплазматическая сеть
4).вакуоли с клеточным соком
5) митохондрии
6) лейкопласты и хлоропласты
В2. Какие общие свойства характерны для митохондрий и пластид?
1) не делятся в течение жизни клетки
2) имеют собственный генетический материал
3) являются одномембранными
4) содержат ферменты
5) имеют двойную мембрану
6) участвуют в синтезе АТФ
В3.Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых характерны эти особенности.
| ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ | | ОРГАНИЗМЫ |
А) | использование энергии солнечного света для синтеза АТФ | 1) | автотрофы |
Б) | использование энергии, заключенной в пище для синтеза АТФ | 2) | гетеротрофы |
В) | использование только готовых органических веществ | | |
Г) | синтез органических веществ из неорганических | | |
Д) | выделение кислорода в процессе обмена веществ | | |
С1. В небольших помещениях с обилием комнатных растений ночью концентрация кислорода уменьшается. Объясните почему.
С2. Почему зеленую эвглену одни ученые относят к растениям, а другие – к животным? Укажите не менее трех причин.
С3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.
Все присутствующие в организме белки – ферменты.
Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций.
Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.
Активность ферментов не зависит от таких факторов, как температура, рН среды, и других факторов.
С4. Фрагмент и-РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: А-У-А-Ц-Ц-Ц-У-Г-У-А-Г-Ц. Определите последовательность нуклеотидов на кодирующей цепи ДНК.
Полугодовая контрольная работа по биологии. 10 класс.
Вариант 2
А1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
1) клеточный 3) биогеоценотический
2) популяционно-видовой 4) биосферный
А2. Какой из перечисленных элементов относится к микроэлементам?
1) кислород 3) азот
2) водород 4) цинк
А3. Какое из представленных веществ относится к моносахаридам?
1) крахмал 3) хитин
2) глюкоза 4) сахароза
А4. Немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых, сформулировали:
1) закон зародышевого сходства
2) хромосомную теорию наследственности
3) клеточную теорию
4) закон гомологических рядов
А5. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется:
1) плазматической мембраной,
2) эндоплазматической сетью,
3) ядерной оболочкой,
4) цитоплазмой.
А6. Организмы, клетки которых не имеют обособленного ядра, - это:
1) вирусы
2) прокариоты
3) эукариоты
4) растения
А7. У растений, полученных путем вегетативного размножения,
1) повышается адаптация к новым условиям
2) набор генов идентичен родительскому
3) проявляется комбинативная изменчивость
4) появляется много новых признаков
А8. Носителями наследственной информации в клетке являются:
1) хлоропласты
2) хромосомы
3) митохондрии
4) рибосомы
А9. Чем отличается растительная клетка от животной клетки?
1) комплексом Гольджи
2) вакуолями с клеточным соком
3) митохондриями
4) эндоплазматической сетью
А10. Заражение вирусом СПИДа может происходить при:
1) использовании одежды больного
2) нахождении с больным в одном помещении
3) использовании шприца, которым пользовался больной
4) использовании плохо вымытой посуды, которой пользовался больной
А11. Грибы отличаются от растений, тем, что они:
1) растут в течении всей жизни
2) не имеют митохондрий в клетках
3) по способу питания гетеротрофные организмы
4) участвуют в круговороте веществ в природе.
А12. Хлоропласты в растительной клетке:
1) выполняют защитную функцию
2) осуществляют связь между частями клетки
3) обеспечивают накопление воды
4) осуществляют синтез органических веществ из неорганических
А13. В основе бесполого размножения животных лежит процесс:
1) мейоза
2) митоза
3) гаметогенеза
4) оплодотворения
А14. Автотрофные организмы в качестве источника углерода используют:
1) глюкозу
2) крахмал
3) глицерин
4) углекислый газ
А15. Цветок появился у растений отдела:
1) покрытосеменные
2) голосеменные
3) моховидные
4) папоротниковидные
В заданиях В1 и В2 выберите 3 верных ответа из 6:
В1. Каковы строение и функции соматических клеток животных?
1) имеет двойной набор хромосом
2) не имеет клеточного ядра
3) при делении образуют клетки, идентичные материнской
4) участвуют в половом размножении организмов
5) делятся митозом
6) формируются в организме путем мейоза
В2. Цитоплазма в клетке выполняет функции:
1) внутренней среды, в которой расположены органоиды
2) синтеза глюкозы
3) взаимосвязи процессов обмена веществ
4) окисления органических веществ до неорганических
5) осуществления связи между органоидами клетки
6) синтеза молекул АТФ
В3. Установите соответствие между особенностями и видами размножения:
ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ | ВИДЫ РАЗМНОЖЕНИЯ |
А) У потомства один родитель Б) Потомство генетически уникально В) Репродуктивные клетки образуются в результате мейоза Г) Потомство развивается из соматических клеток Д) Потомство может развиваться из неоплодотворенных гамет Е) Основной механизм деления клетки - мейоз | 1) Бесполое размножение 2) Половое размножение |
С1.Растения в течение жизни поглощают значительное количество воды. На какие два основных процесса жизнедеятельности расходуется большая часть потребляемой воды? Ответ поясните.
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Объясните их.
Все присутствующие в организме белки – ферменты.
Каждый фермент ускоряет течение нескольких химических реакций.
Активный центр фермента строго соответствует конфигурации субстрата, с которым он взаимодействует.
Активность ферментов не зависит от таких факторов, как температура, рН среды, и других факторов.
С3. Приведите не менее трех наиболее распространенных отрицательных воздействий никотина на организм человека.
С4. Фрагмент нуклеотидной цепи ДНК имеет последовательность А-А-Г-Т-Г-А-Ц. Определите нуклеотидную последовательность второй цепи и общее число водородных связей, которые образуются между двумя цепями. Объясните полученные результаты.
Критерии выставления оценки:
41 – 37 вопросов (4 ошибки) – «5» (100% - 90%);
36 – 31 вопросов (10 ошибок) – «4» (75% - 89%);
30 – 21 вопросов (20 ошибок) – «3» (50% - 74%).