Вариант 2
1.Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) политики Контрреформ Александра III?
— деятельность группы «Освобождения труда»
— деятельность кружка Буташевича−Петрашевского
— деятельность народников
— учреждение «Союза борьбы за освобождения рабочего класса»
Объясните, как выбранное Вами положение связано политикой Контрреформ Александра III?
2. Расположите в хронологическом порядке следующие события XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) отмена крепостного права
2) начало царствование Николая I
3) Крымская война
4) контрреформы Александра III
3. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Созданные в начале XIX в. органы центрального управления, имевшие единоличных руководителей, подчинявшихся непосредственно императору».
4. Какие реформы были осуществлены в эпоху великих реформ 1860−1870 гг.? Найдите в приведённом ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) губернская 2) министерская 3) церковная 4) земская 5) судебная
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к реформам 1860–1870-х гг.
1) временнообязанное состояние 2) всесословная воинская повинность 3) выкупные платежи
4) гласный суд 5) золотой стандарт
6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.
1) При Николае I происходит ужесточение режима в государстве.
2) В России учреждается Третье отделение Собственной Е. И. В. Канцелярии, принимается «чугунный» цензурный устав.
3) Русская армия подавила Венгерскую революцию.
4) к середине XIX века Россию за реакционную внешнюю политику стали называть за рубежом «Жандарм Европы».
Ответ:
Номер предложения, содержащего |
тезис 1 | факт 1 | тезис 2 | факт 2 |
| | | |
7. Запишите слово пропущенное в тексте
8.Рассмотрите изображение и выполните задание.
Изображение посвящено событиям
1) 11 марта 1801 г.
2) 14 декабря 1825 г.
3) 19 февраля 1861 г.
4) 1 марта 1881 г.
9. Как звали императора, об итогах царствования которого говорится в тексте? Укажите год проведения реформы, названной в тексте «величайшей» среди реформ этого царствования.
Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Отрывок из воспоминаний
«Что бы ни говорили и что бы ни думали о 1 марта, его значение было громадное… Оно прервало 26-летнее царствование императора, который открыл для России новую эру, поставив её на путь общечеловеческого развития; после векового застоя он дал ей громадный толчок вперёд реформами: крестьянской, земской и судебной. И первая, и величайшая из этих реформ, крестьянская, в экономическом отношении не удовлетворяла требованиям лучших представителей общества… Труды Янсона, кн. Васильчикова и других исследователей показали полное расстройство экономического быта крестьян: малоземелье, развитие сельского пролетариата и …несоответствие крестьянских платежей с доходностью их земель…
Другие преобразования, под усилившимся влиянием противников реформ и реакции, проявившейся в самом императоре, были урезаны и искажены разными дополнениями, изъятиями, разъяснениями. Мало-помалу общественные силы и правительственная власть пошли врозь, общественные элементы потеряли всякое влияние на течение государственной жизни, на ход управления…
Поучительный характер 1 марта заключается именно в том, что это был финал двадцатилетней борьбы между правительством и обществом»
10. Какие недостатки реформ (процесса реформирования), проведенных в данное царствование, отмечает автор? Укажите не менее двух недостатков. Какое основное последствие этих недостатков для общественно-политической ситуации называет автор?
11. Зимним днём около 30 офицеров-единомышленников вывели на Сенатскую площадь солдат Московского и Гренадерского полков и матросов Гвардейского морского экипажа. Организаторы восстания попытались не допустить вступления на трон нового императора, а также заявляли о стремлении к упразднению самодержавия и отмене крепостного права. Выступление было подавлено.
1) Назовите месяц и год, когда произошли описываемые события.
2) Назовите императора, о котором идёт речь.
3) Почему выступление, о котором идёт речь, завершилось провалом? Назовите одну любую причину.
2