Урок № 42
Число:
Класс: 8
Тема: Полупустыни и пустыни
Цель: формирование знаний о полупустынях и пустынях Казахстана
Задачи:
1.Образовательные: формировать знания об особенностях пустынь и полупустынь Казахстана с опорой на ранее усвоенные знания и умения сравнивать компоненты природы.
2. Развивающие: Развивать умения и навыки работы с картами, учебником.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Тип: изучение нового материала
Оборудование: физическая карта Казахстана (№17), учебник.
Ход урока
I. Орг. момент (приветствие. проверка готовности класса к уроку)
II. Проверка Д/з.
1.Тест на тему: "Лесостепь и степь".
2. у карты. Показать расположение лесостепи и степи.
III. Актуализация знаний
1. учитель читает стих, дети определяют тему урока
Куда ни кинешь взгляд – песок,
И прямо, и наискосок.
Не знают здесь, что значит тень,
Ведь солнце жарит целый день.
Но если дождик вдруг польёт,
То что-то мигом оживёт.
Да только в том загвоздка вот,
Что дождик льёт всего раз в год.
Но те, кто проживает тут,
Другой погоды и не ждут.
(о какой природной зоне идет речь?)
IV. Сообщение темы урока
Этап изучения нового материала
1.Объяснение учителя (демонстрация на карте слайда расположение полупустынь и пустынь, объясняет как заполнить таблицу)
2. составление сводной таблицы "Полупустыни и пустыни" (географическое положение, климат, почвы под руководством учителя заполняют)
3. работа в группах
1 группа - растительный мир полупустынь
2 группа - животный мир полупустынь
3 группа - растительный мир пустынь
4 группа - животный мир пустынь
Название природной зоны | Географическое положение | Почвы | Климат | Растительный мир | Животный мир |
полупустыня | | | | | |
пустыня | | | | | |


4. составление схемы "Виды пустынь"
песчаные глинистые каменистые
VI. этап закрепления пройденного материала
1. загадки про пустыню
Вот песчаный океан,
Раз бархан и два бархан.
Тут без дождика тоска,
Всюду горы из песка. (Пустыня)
Вот пустыня, но и тут
Озеро бывает,
Где и путник, и верблюд
Жажду утоляют. (Оазис)
Жизнь в песках полна борьбы,
Мужества, отваги.
Этот зверь несет горбы,
В них - запасы влаги.
Он вчера зашел в аул,
Съел на завтрак саксаул. (Верблюд)
загадка
Вот песочница, огромна,
Тут лежат барханы ровно.
Жалко, воду не добыть.
Пересох ручей.
Можно было бы слепить
Сотни куличей. (Пустыня)
Раз в пустыне нет травы,
Значит, нет прополки.
Кустик есть, но без листвы -
На ветвях иголки.
Он растет неприхотливо,
Без ухода и полива. (Верблюжья колючка)
Суслик, убегай скорей,
Ведь опасность рядом!
Нападает на зверей
Кто-то с сильным ядом
Посреди песков шипит
И добычу не проспит. (Змея)
2. Какие природные зоны изображены на слайде?
VII. Этап информации домашнего задания §39 нарисовать схему пустынь и полупустынь
VIII. Этап подведения итогов. выставление оценок