География 8 класс.
Тема: Зоны полупустынь и пустынь Казахстана.
Цели: (О) Продолжить формирование и углубление понятия «природная зона» как крупного природно-территориального комплекса на примере природных зон Казахстана.
Усвоить особенности проявления закона природной зональности в зависимости от климатических условий.
(Р) Совершенствовать умения сопоставлять различные карты и выявлять причинно-следственные связи в природных зонах.
Совершенствовать самостоятельную деятельность.
(В) Создать представление о природных зонах. Показать ранимость природы, изменение жизни под воздействием человека.
Оборудование: «Физическая география Казахстана» 8 , презентация Power Point, мультимедийный проектор, атлас, карточки с заданиями, гербарии растений данных природных зон
Ход урока.
Орг. Момент. Используя высказывание А.Брема, сформулируйте цель сегодняшнего урока
«Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, другое – в степи, третье – в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего Отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного, мы постигаем его жизнь»
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной – полупустыни и пустыни.
Познакомимся с особенностями этой природной зоны. Изучим географическое положение пустыни погодные условия, растительный животный мир этой зоны.
Работа с картой. Найти и показать на карте:
1 вариант.
низменность
мелкосопочник
Мугоджары
Общий сырт
Жунгарский Алатау
2 вариант
Эмбинское плато
Западно-Сибирская
равнина
плато Устюрт
Бетпакдала
Прикаспийская
низменность
Тянь-Шань
Оцените друг друга, поставьте оценки.
Вспомни определение:
Природная зона – пространство на земле с одинаковыми природными условиями и приспособившимися к ним растениями и животными.
Вспомни, почему происходит смена природных зон – это зависит от угла падения солнечных лучей и неравномерности увлажнения.
Распознай по описанию природную зону:
А) «Представьте себе пространство, покрытое пестрым ковром всевозможных цветов, то образующих сложную мозаику причудливого строения, то представляющих отдельные пятна синего, желтого, красного и белого оттенков; иногда растительный покров настолько красочный, настолько ярок и пестр, что начинает рябить в глазах, и взор ищет успокоения в далекой линии горизонта, где там и сям виднеются холмики, курганы, или где далеко за балкой вырисовываются пятна небольших лесков» (Алехин) - --------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Б) «Ландшафт характеризуется чередованием нескольких березовых рощ и лесков с луговыми участками. К березе примешиваются иногда осина, ива, кустарники шиповника. На лугах – пестрый травяной ковер с преобладанием ярко цветущих растений; к ним присоединяется ковыль, мятлик, степной овес и другие злаки» - ----------------------------------------------------------------------------------------------
В) «Удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смягчающие поверхности, озера без стока» . --------------------------------------------------------------------------------------------
Установи, какие природные зоны пересекает 52° параллель, используя карту в атласе (лесостепь, степь)
Определи по карте, в каких природных зонах находятся города, поставь соответствия.
Костанай
Кызылорда лесостепь
Тараз степь
Караганда полупустыня
Актобе пустыня
Атырау
Установи характерные черты полупустынной и пустынной зон, используя текст учебника стр. 152-155. Заполни «Морфологический ящик».
Природная зона |
Географ-ическое положение | климат |
почвы |
Типичные представ-ители растений |
Типичные представ-ители животных | Заповедники |
t°я |
t°и
| осадки |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Растения и животных, занесенных в Красную книгу Казахстана отметь красным цветом.
Цитварная полынь
Установи, какие виды пустынь существуют, заполни схему «Паучок»

Найди их на карте.
Работа в группах
Проанализировать и доказать, что это растение пустыни.
Найди ошибки в тексте.
Два охотника рассказывали однажды, дополняя один другого, о том, как они охотились за тигром:
«Это было в пустыне Каракумы. Три дня мы гонялись за зверем, изнемогая от жажды и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, мы едва добрели до большой реки. Здесь мы утолили жажду, мучившую нас, и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали мы в прозрачной воде, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаульного леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать, что же нам делать дальше? Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения…»
Передай, как бы ты изобразил(а) пустыню или полупустыню, если тебе нужно объяснить инопланетянину, что это такое. Нарисуй символ полупустыни или пустыни.
Человек постоянно вмешивается в жизнь природы, изменяя ее. Что обрели мы и что утратили в связи с освоением полупустынь и пустынь. Предложи правила грамотного поведения человека в пустыне.
Тест.
Д.З.§39, найти в художественных произведениях описание одной из природных зон
Составить кроссворд «Природные зоны Казахстана»
Написать эссе «Один день в пустыне»
Итог. Оценки.
Приложение к уроку (карта для учащихся)
Тема: Зоны полупустынь и пустынь Казахстана.
Вспомни определение:
Природная зона – ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Распознай по описанию природную зону:
А) «Представьте себе пространство, покрытое пестрым ковром всевозможных цветов, то образующих сложную мозаику причудливого строения, то представляющих отдельные пятна синего, желтого, красного и белого оттенков; иногда растительный покров настолько красочный, настолько ярок и пестр, что начинает рябить в глазах, и взор ищет успокоения в далекой линии горизонта, где там и сям виднеются холмики, курганы, или где далеко за балкой вырисовываются пятна небольших лесков» (Алехин) - -------------------------------------------------------
Б) «Ландшафт характеризуется чередованием нескольких березовых рощ и лесков с луговыми участками. К березе примешиваются иногда осина, ива, кустарники шиповника. На лугах – пестрый травяной ковер с преобладанием ярко цветущих растений; к ним присоединяется ковыль, мятлик, степной овес и другие злаки» - ----------------------------------------------------------------
В) «Удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смягчающие поверхности, озера без стока» . -----------------------------------------------------------------------------------
Установи, какие природные зоны пересекает 52° параллель, используя карту в атласе --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3 балла
Определи по карте, в каких природных зонах находятся города, поставь соответствия.
Костанай
Кызылорда лесостепь
Тараз степь
Караганда полупустыня
Актобе пустыня
Атырау
Установи характерные черты полупустынной и пустынной зон, используя текст учебника стр. 152-155. Заполни «Морфологический ящик».
Природная зона |
Географ-ическое положение | климат |
почвы |
Типичные представ-ители растений |
Типичные представ-ители животных | Заповедники |
t°я |
t°и
| осадки | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Растения и животных, занесенных в Красную книгу Казахстана отметь красным цветом.
Установи, какие виды пустынь существуют, заполни схему «Паучок»

Найди их на карте и отметь
4 балла
Найди ошибки в тексте и подчеркни их.
Два охотника рассказывали однажды, дополняя один другого, о том, как они охотились за тигром:
«Это было в пустыне Каракумы. Три дня мы гонялись за зверем, изнемогая от жажды и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, мы едва добрели до большой реки. Здесь мы утолили жажду, мучившую нас, и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали мы в прозрачной воде, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаульного леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать, что же нам делать дальше? Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения…»
Передай, как бы ты изобразил(а) пустыню или полупустыню, если тебе нужно объяснить инопланетянину, что это такое. Нарисуй символ полупустыни или пустыни.
Человек постоянно вмешивается в жизнь природы, изменяя ее. Что обрели мы и что утратили в связи с освоением полупустынь и пустынь. Предложи правила грамотного поведения человека в пустыне.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5 баллов
Д.З.§39, найти в художественных произведениях описание одной из природных зон
Составить кроссворд «Природные зоны Казахстана»
Написать эссе «Один день в пустыне»
ТЕСТИРОВАНИЕ
В лесостепи осадки выпадают преимущественно …
а) зимой б) летом в) весной г) осенью д) равномерно в течение года
Пустыня в Казахстане занимает …
а) 22% б) 56% в) 44% г) 11% д) 5%
Почвы степей …
а) подзолистые б) черноземы в) бурые г) глеевые д) сероземы
В лесостепной зоне Казахстана преобладают деревья …
а) дубы б) верески в) ели г) березы д) карагачи
Самое большое количество осадков выпадает в …
а) степи б) лесостепи в) полупустыне г) глинистой пустыне д) каменистой пустыне
Самая большая птица степей …
а) стрепет б) дрофа в) журавль г) иволга д) фламинго
В степи коэффициент увлажнения равен …
а) 1,2 б) 0,8 в) 2,3 г) 0,1 д) 0,3
Установи соответствие:
типчак, полынь, ромашка, ковыль
ЛЕСОСТЕПЬ
береза, осина, черемуха, костянка
ПУСТЫНЯ
саксаул, эфемеры, жузгун
СТЕПЬ
полынь, лебеда, чий, тюльпан Шренка
ПОЛУПУСТЫНЯ
Наиболее освоенная человеком природная зона:
а) пустыня б) полупустыня в) степь г) лес д) лесостепь
Главная причина высокого плодородия чернозема …
а) усиленный промыв почвы и средние температуры зимой
б) высокие летние температуры и низкие зимой
в) мощный снежный покров и сильные ветра летом
г) богатые останки растительности и нормальное увлажнение