СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока географии "Зоны полупустынь и пустынь Казахстана"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока географии в 8 классе "Зоны полупустынь и пустынь Казахстана"

Цели: (О) Продолжить формирование и углубление понятия «природная зона» как    крупного природно-территориального комплекса на примере природных зон Казахстана.

     Усвоить особенности проявления закона природной зональности в зависимости   от климатических условий.

            (Р) Совершенствовать умения сопоставлять различные карты и выявлять причинно-следственные связи в природных зонах.

      Совершенствовать самостоятельную деятельность.

            (В) Создать представление о природных зонах. Показать ранимость природы, изменение жизни под воздействием человека.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока географии "Зоны полупустынь и пустынь Казахстана"»

География 8 класс.

Тема: Зоны полупустынь и пустынь Казахстана.



Цели: (О) Продолжить формирование и углубление понятия «природная зона» как крупного природно-территориального комплекса на примере природных зон Казахстана.

Усвоить особенности проявления закона природной зональности в зависимости от климатических условий.

(Р) Совершенствовать умения сопоставлять различные карты и выявлять причинно-следственные связи в природных зонах.

Совершенствовать самостоятельную деятельность.

(В) Создать представление о природных зонах. Показать ранимость природы, изменение жизни под воздействием человека.



Оборудование: «Физическая география Казахстана» 8 , презентация Power Point, мультимедийный проектор, атлас, карточки с заданиями, гербарии растений данных природных зон



Ход урока.

  1. Орг. Момент. Используя высказывание А.Брема, сформулируйте цель сегодняшнего урока

«Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, другое – в степи, третье – в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего Отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного, мы постигаем его жизнь»

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой природной зоной – полупустыни и пустыни.

Познакомимся с особенностями этой природной зоны. Изучим географическое положение пустыни погодные условия, растительный животный мир этой зоны.

  1. Работа с картой. Найти и показать на карте:

1 вариант.

  • Туранская

низменность

  • Алтай

  • Казахский

мелкосопочник

  • Мугоджары

  • Общий сырт

  • Жунгарский Алатау

2 вариант

  • Эмбинское плато

  • Западно-Сибирская

равнина

  • плато Устюрт

  • Бетпакдала

  • Прикаспийская

низменность

Тянь-Шань

Оцените друг друга, поставьте оценки.

  1. Вспомни определение:

Природная зона – пространство на земле с одинаковыми природными условиями и приспособившимися к ним растениями и животными.

Вспомни, почему происходит смена природных зон – это зависит от угла падения солнечных лучей и неравномерности увлажнения.

  1. Распознай по описанию природную зону:

А) «Представьте себе пространство, покрытое пестрым ковром всевозможных цветов, то образующих сложную мозаику причудливого строения, то представляющих отдельные пятна синего, желтого, красного и белого оттенков; иногда растительный покров настолько красочный, настолько ярок и пестр, что начинает рябить в глазах, и взор ищет успокоения в далекой линии горизонта, где там и сям виднеются холмики, курганы, или где далеко за балкой вырисовываются пятна небольших лесков» (Алехин) - --------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Б) «Ландшафт характеризуется чередованием нескольких березовых рощ и лесков с луговыми участками. К березе примешиваются иногда осина, ива, кустарники шиповника. На лугах – пестрый травяной ковер с преобладанием ярко цветущих растений; к ним присоединяется ковыль, мятлик, степной овес и другие злаки» - ----------------------------------------------------------------------------------------------

В) «Удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смягчающие поверхности, озера без стока» . --------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Установи, какие природные зоны пересекает 52° параллель, используя карту в атласе (лесостепь, степь)

  2. Определи по карте, в каких природных зонах находятся города, поставь соответствия.

Костанай

Кызылорда лесостепь

Тараз степь

Караганда полупустыня

Актобе пустыня

Атырау

  1. Установи характерные черты полупустынной и пустынной зон, используя текст учебника стр. 152-155. Заполни «Морфологический ящик».

Природная зона



Географ-ическое

положение

климат





почвы



Типичные

представ-ители

растений



Типичные

представ-ители

животных


Заповедники





я





и




осадки





















Растения и животных, занесенных в Красную книгу Казахстана отметь красным цветом.

Цитварная полынь



  1. Установи, какие виды пустынь существуют, заполни схему «Паучок»































Найди их на карте.



  1. Работа в группах

Проанализировать и доказать, что это растение пустыни.



  1. Найди ошибки в тексте.

Два охотника рассказывали однажды, дополняя один другого, о том, как они охотились за тигром:

«Это было в пустыне Каракумы. Три дня мы гонялись за зверем, изнемогая от жажды и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, мы едва добрели до большой реки. Здесь мы утолили жажду, мучившую нас, и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали мы в прозрачной воде, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаульного леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать, что же нам делать дальше? Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения…»



  1. Передай, как бы ты изобразил(а) пустыню или полупустыню, если тебе нужно объяснить инопланетянину, что это такое. Нарисуй символ полупустыни или пустыни.



  1. Человек постоянно вмешивается в жизнь природы, изменяя ее. Что обрели мы и что утратили в связи с освоением полупустынь и пустынь. Предложи правила грамотного поведения человека в пустыне.



  1. Тест.



  1. Д.З.§39, найти в художественных произведениях описание одной из природных зон

Составить кроссворд «Природные зоны Казахстана»

Написать эссе «Один день в пустыне»





  1. Итог. Оценки.

Приложение к уроку (карта для учащихся)

Тема: Зоны полупустынь и пустынь Казахстана.

  1. Вспомни определение:

Природная зона – ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Распознай по описанию природную зону:

А) «Представьте себе пространство, покрытое пестрым ковром всевозможных цветов, то образующих сложную мозаику причудливого строения, то представляющих отдельные пятна синего, желтого, красного и белого оттенков; иногда растительный покров настолько красочный, настолько ярок и пестр, что начинает рябить в глазах, и взор ищет успокоения в далекой линии горизонта, где там и сям виднеются холмики, курганы, или где далеко за балкой вырисовываются пятна небольших лесков» (Алехин) - -------------------------------------------------------

Б) «Ландшафт характеризуется чередованием нескольких березовых рощ и лесков с луговыми участками. К березе примешиваются иногда осина, ива, кустарники шиповника. На лугах – пестрый травяной ковер с преобладанием ярко цветущих растений; к ним присоединяется ковыль, мятлик, степной овес и другие злаки» - ----------------------------------------------------------------

В) «Удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смягчающие поверхности, озера без стока» . -----------------------------------------------------------------------------------



  1. Установи, какие природные зоны пересекает 52° параллель, используя карту в атласе --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3 балла

  1. Определи по карте, в каких природных зонах находятся города, поставь соответствия.



Костанай

Кызылорда лесостепь

Тараз степь

Караганда полупустыня

Актобе пустыня

Атырау

  1. Установи характерные черты полупустынной и пустынной зон, используя текст учебника стр. 152-155. Заполни «Морфологический ящик».

Природная зона



Географ-ическое

положение

климат





почвы



Типичные

представ-ители

растений



Типичные

представ-ители

животных


Заповедники





я





и




осадки



































Растения и животных, занесенных в Красную книгу Казахстана отметь красным цветом.





  1. Установи, какие виды пустынь существуют, заполни схему «Паучок»































Найди их на карте и отметь





4 балла

  1. Найди ошибки в тексте и подчеркни их.

Два охотника рассказывали однажды, дополняя один другого, о том, как они охотились за тигром:

«Это было в пустыне Каракумы. Три дня мы гонялись за зверем, изнемогая от жажды и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, мы едва добрели до большой реки. Здесь мы утолили жажду, мучившую нас, и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали мы в прозрачной воде, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаульного леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать, что же нам делать дальше? Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения…»



  1. Передай, как бы ты изобразил(а) пустыню или полупустыню, если тебе нужно объяснить инопланетянину, что это такое. Нарисуй символ полупустыни или пустыни.











  1. Человек постоянно вмешивается в жизнь природы, изменяя ее. Что обрели мы и что утратили в связи с освоением полупустынь и пустынь. Предложи правила грамотного поведения человека в пустыне.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5 баллов



  1. Д.З.§39, найти в художественных произведениях описание одной из природных зон

Составить кроссворд «Природные зоны Казахстана»

Написать эссе «Один день в пустыне»

























ТЕСТИРОВАНИЕ

  1. В лесостепи осадки выпадают преимущественно …

а) зимой б) летом в) весной г) осенью д) равномерно в течение года

  1. Пустыня в Казахстане занимает …

а) 22% б) 56% в) 44% г) 11% д) 5%

  1. Почвы степей …

а) подзолистые б) черноземы в) бурые г) глеевые д) сероземы

  1. В лесостепной зоне Казахстана преобладают деревья …

а) дубы б) верески в) ели г) березы д) карагачи

  1. Самое большое количество осадков выпадает в …

а) степи б) лесостепи в) полупустыне г) глинистой пустыне д) каменистой пустыне

  1. Самая большая птица степей …

а) стрепет б) дрофа в) журавль г) иволга д) фламинго

  1. В степи коэффициент увлажнения равен …

а) 1,2 б) 0,8 в) 2,3 г) 0,1 д) 0,3

  1. Установи соответствие:

типчак, полынь, ромашка, ковыль

ЛЕСОСТЕПЬ





береза, осина, черемуха, костянка

ПУСТЫНЯ







саксаул, эфемеры, жузгун

СТЕПЬ





полынь, лебеда, чий, тюльпан Шренка

ПОЛУПУСТЫНЯ









  1. Наиболее освоенная человеком природная зона:

а) пустыня б) полупустыня в) степь г) лес д) лесостепь

  1. Главная причина высокого плодородия чернозема …

а) усиленный промыв почвы и средние температуры зимой

б) высокие летние температуры и низкие зимой

в) мощный снежный покров и сильные ветра летом

г) богатые останки растительности и нормальное увлажнение