ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для учащихся 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Министерство образования и науки Российской Федерации. М: Просвещения, 2017.
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике во вспомогательной школе носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Математическое образование в основной специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
Согласно действующему учебному плану МКОУ СОШ №7 в 5 классе для обязательного изучения предмета «Математика» отводится 136 часа. (4 часа в неделю, 34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания;
желание выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя;
умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания;
умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности (с помощью учителя);
умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, и обосновать его (с помощью учителя);
элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам;
умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении математического задания;
умение корригировать собственную деятельность по выполнению математического задания в соответствии с замечанием (мнением), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом оказанной при необходимости помощи;
знание правил поведения в кабинете математики, элементарные навыки безопасного использования инструментов (измерительных, чертежных) при выполнении математического задания;
элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр.; умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного задания;
элементарные навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами;
понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя);
элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения.
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень:
знание числового ряда 1—1000 в прямом порядке;
умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000 (в том числе с использованием калькулятора);
счет в пределах 1000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел;
определение разрядов в записи трехзначного числа, умение назвать их (сотни, десятки, единицы);
умение сравнивать числа в пределах 1000, упорядочивать круглые сотни в пределах 1000;
знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений (с помощью учителя);
знание денежных купюр в пределах 1000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной;
выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений; двузначного числа с двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений;
выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений;
выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка;
выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной основе (в трудных случаях);
знание обыкновенных дробей, умение их прочитать, записать;
выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) ... ?» (с помощью учителя); составных задач в два арифметических действия;
различение видов треугольников в зависимости от величины углов;
знание радиуса и диаметра окружности, круга.
Достаточный уровень:
знание числового ряда 1—1000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 1000;
умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора);
счет в пределах 1000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 20, 200, 50 устно и с записью чисел;
знание класса единиц, разрядов в классе единиц;
умение получить трехзначное число из сотен, десятков, единиц; разложить трехзначное число на сотни, десятки, единицы;
умение сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1000;
выполнение округления чисел до десятков, сотен;
знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII;
знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений;
знание денежных купюр в пределах 1000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной;
выполнение преобразований чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы (в пределах 1000);
выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений;
выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 ООО без перехода через разряд приемами устных вычислений, с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой;
выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка и с остатком;
выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений;
знание обыкновенных дробей, их видов; умение получить, обозначить, сравнить обыкновенные дроби;
выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) ...?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составных задач в три арифметических действия (с помощью учителя);
знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;
умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;
знание радиуса и диаметра окружности, круга; их буквенных обозначений;вычисление периметра многоугольника.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из сотен и десятков; из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч. Класс единиц.
Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен; знак округления («≈»).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Римские цифры. Обозначение чиселI—XII.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) длины — километр (1 км). Соотношение: 1 км = 1000 м.
Единицы измерения (меры) массы — грамм (1 г); центнер (1 ц); тонна (1 т).
Соотношения: 1 кг= 1 000 г; 1 ц - 100 кг; 1 т= 1000 кг; 1 т = 10 ц.
Денежные купюры достоинством 10 р., 50 р., 100 р., 500 р., 1000 р.; размен, замена нескольких купюр одной.
Соотношение: 1 год = 365 (366) сут. Високосный год.
Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Сложение и вычитание круглых сотен в пределах 1 ООО. Сложение и вычитание чисел в пределах 1 ООО на основе устных и письменных вычислительных приемов, их проверка.
Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком.
Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 • 2; 400 • 2; 420 • 2; 4 : 2; 400 : 2; 460 : 2; 250 : 5). Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 : 2; 468 : 2) приемами устных вычислений. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений; проверка правильности вычислений.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами (мерами) длины, стоимости приемами устных вычислений (55 см ± 16 см; 55 см ± 45 см; 1 м - 45 см; 8 м 55 см ± 3 м 16 см;8 м 55 см ± 16 см; 8 м 55 см ± 3 м; 8 м ± 16 см;8 м ± 3 м 16 см).
Дроби
Получение одной, нескольких долей предмета, числа.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби правильные, неправильные.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение части числа.
Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?»
Составные задачи, решаемые в 2—3 арифметических действия.
Геометрический материал1
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Диагонали прямоугольника (квадрата), их свойства.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение: радиус (R), диаметр (D).
Масштаб: 1 : 2; 1 : 5; 1 : 10; 1 : 100.
Буквы латинского алфавита: А, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S, их использование для обозначения геометрических фигур.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (далее УТП)
4 ч. в неделю
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1. | Сотня | 15 ч. |
2. | Тысяча | 24 ч. |
3. | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд | 12 ч. |
4. | Обыкновенные дроби | 10 ч. |
5. | Умножение и деление на 10, 100 | 6 ч. |
6. | Числа, полученные при измерении величин | 9 ч. |
7. | Умножение и деление чисел в пределах 1000 | 30 ч. |
8. | Геометрический материал | 25 ч. |
9. | Итоговое повторение | 6 ч. |
Итого: | | 136 ч. |
Т.л.ктп
№ п.п. | Разделы программы | Название темы | Количество часов | Дата | Содержание темы |
I ЧЕТВЕРТЬ |
СОТНЯ (15ч) |
1. 2. 3. | Нумерация Единицы измерения и их соотношения Арифметические действия Арифметические задачи | Сотня (повторение) | 4 | | Нумерация чисел в пределах 100: счет единицами, десятками в пределах 100; разряды, их место в записи числа; состав двузначных чисел из десятков и единиц; числовой ряд в пределах 100; место каждого числа в числовом ряду; сравнение и упорядочение чисел. Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени, их соотношения. Определение времени по часам с точностью до 1 мин. тремя способами. Сложение и вычитание чисел, полученных при счете и при измерении величин, в пределах 100 без перехода через разряд. Табличное умножение и деление. Взаимосвязь умножения и деления. Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Решение простых, составных задач в 2—3 арифметических действия |
4. | Арифметические действия Арифметические задачи | Нахождение неизвестного слагаемого | 2 | | Решение примеров с неизвестным слагаемым, обозначенным буквой X. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного слагаемого. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой |
5. | Арифметические действия Арифметические задачи | Нахождение неизвестного уменьшаемого | 2 | | Решение примеров с неизвестным уменьшаемым, обозначенным буквой X. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного уменьшаемого. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой |
6. | Арифметические действия Арифметические задачи | Нахождение неизвестного вычитаемого | 2 | | Решение примеров с неизвестным вычитаемым, обозначенным буквой X. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного вычитаемого. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного вычитаемого: краткая запись задачи, решение задачи с проверкой. Дифференциация задач на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого |
7. 8. 9. 10. | Арифметические действия | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд (устные вычисления) | 4 | | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку): сложение двузначного числа с однозначным числом (29 + 5); вычитание однозначного числа из двузначного (32 - 5); сложение двузначных чисел (29 +15); вычитание двузначных чисел (32 — 15). |
11. | Арифметические действия | Контрольная работа № 1 «Устное сложение и вычитание чисел» | 1 | | |
ТЫСЯЧА (24 часов) |
12. 13. 14. 15. | Нумерация Арифметические действия | Нумерация чисел в пределах 1000 | 5 | | Ряд круглых сотен в пределах 1000. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из сотен и десятков; из сотен и единиц. Чтение и запись трехзначных чисел. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч. Класс единиц. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Числовой ряд в пределах 1000. Место каждого числа в числовом ряду. Получение следующего, предыдущего чисел. Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами (по 1 ед., 1 дес., 1 сот.) устно и с записью чисел. Изображение чисел на калькуляторе, их чтение. Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе. Сравнение и упорядочение чисел в пределах 1 ООО. Сложение и вычитание в пределах 1 ООО на основе присчитывания, отсчитывания по 1, 10, 100. Сложение на основе разрядного состава чисел (400 + 30; 400 + 30 + 2; 400 + 2) |
16. | Нумерация | Округление чисел | 2 | | Знак округления («≈»). Округление чисел до десятков, сотен |
17. | Нумерация | Римская нумерация | 2 | | Римские цифры. Обозначение чисел I—XII |
18. | Единицы измерения и их соотношения Арифметические задачи Единицы измерения и их соотношения | Меры стоимости, длины и массы | 2 | | Меры стоимости. Денежные купюры достоинством 10 р., 50 р., 100 р., 500 р., 1 000 р. Размен, замена нескольких купюр одной. Арифметические задачи. Составление и решение простых арифметических задач на нахождение стоимости, цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью (с краткой записью задач в виде таблицы) |
19. | 1 | | Меры длины. Единица измерения (мера) длины — километр (1 км). Соотношение: 1 км = 1 000 м. Сравнение чисел, полученных при измерении длины одной, двумя мерами |
20. | 1 | | Меры массы. Единицы измерения (меры) массы — грамм (1 г); центнер (1 ц); тонна (1 т). Соотношения: 1 кг = 1 000 г; 1 ц = 100 кг; 1 т = 1 000 кг; 1 т = 10 ц. Определение массы предметов с помощью весов. Сравнение чисел, полученных при измерении массы одной, двумя мерами |
Геометрический материал (10 часов) |
21. | Геометрический материал | Линия, отрезок, луч | 1 | | Линии: узнавание, называние, дифференциация. Построение линий (прямой линии, луча, отрезка заданной длины, незамкнутой и замкнутой ломаной). Использование букв латинского алфавита (А, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S) для обозначения отрезка, ломаной линии |
22. | Геометрический материал | Углы | 2 | | Виды углов. Построение прямого угла с помощью чертежного угольника. Построение острого, тупого углов |
23. | Геометрический материал | Прямоугольник (квадрат) | 2 | | Элементы прямоугольника (квадрата), их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника. Использование букв латинского алфавита (А, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S) для обозначения геометрических фигур. Взаимное положение на плоскости прямоугольника (квадрата) и линии (прямой, отрезка) |
24. | Геометрический материал | Окружность, круг | 2 | | Окружность, круг, шар: узнавание, называние, дифференциация. Радиус, центр окружности, круга. Построение окружности с помощью циркуля |
25. | Геометрический материал Арифметические задачи | Периметр многоугольника | 2 | | Вычисление длины ломаной (незамкнутой, замкнутой). Многоугольники. Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Решение арифметических задач практической направленности с сюжетом, связанным с нахождением периметра |
26. | Геометрический материал Арифметические задачи | Самостоятельная работа № 1 «Многоугольники. Периметр» | 1 | | Контроль и учет знаний. |
II ЧЕТВЕРТЬ |
27. 28. | Арифметические действия | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин | 2 | | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами (мерами) длины, стоимости, массы приемами устных вычислений (с записью примера в строчку): сложение чисел, полученных при измерении одной мерой, с выражением числа, полученного в ответе, в более крупных мерах (55 см + 45 см); вычитание чисел, полученных при измерении, с выражением уменьшаемого в более мелких мерах (1 м — 45 см); сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами (8 м 55 см ± 3 м 16 см; 8 м 55 см ± ± 16 см; 8 м 55 см ± 3 м; 8 м ± 16 см; 8 м ± 3 м 16 см) |
29. 30. | Арифметические действия | Сложение и вычитание круглых сотен и десятков | 2 | | Сложение и вычитание круглых сотен и десятков в пределах 1000 без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку) (400 ± 200; 1000 - 200; 120 ± 20; 500 ± 30) |
31. 32. 33. 34. | Арифметические действия Нумерация | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд | 4 | | Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку). Способы проверки правильности вычислений по нахождению суммы, разности. Счет до 1 000 и от 1 000 числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел |
35. 36. | Арифметические задачи Арифметические действия | Разностное сравнение чисел (с вопросами: «На сколько больше (меньше)... ?») | 2 | | Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)...?»: моделирование содержания задач, выполнение решения, запись ответа задачи. Разностное сравнение чисел (с вопросами: «На сколько больше (меньше)... ?») |
37. | Арифметические задачи Арифметические действия | Кратное сравнение чисел (с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)... ?») | 1 | | Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)...?»: моделирование содержания задач, выполнение решения, запись ответа задачи. Кратное сравнение чисел (с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше)... ?») |
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд (12 ч) |
38. 39. 40. | Арифметические действия | Сложение с переходом через разряд | 4 | | Сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): сложение трехзначного числа с однозначным, с применением переместительного свойства сложения (234 + 6; 6 + 234; 234 + 8; 8 + 234); сложение трехзначного числа с двузначным, с применением переместительного свойства сложения (234 + 26; 26 + 234; 234 + 28; 28 + 234); сложение трехзначных чисел (234 + 126; 234 + 128; 234 + 188). Проверка правильности вычислений по нахождению суммы |
41. 42. 43. | Арифметические действия | Вычитание с переходом через разряд | 4 | | Вычитание чисел в пределах 1 ООО с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): вычитание однозначного числа из трехзначного (431 - 7); вычитание двузначного числа из трехзначного (431 - 17); вычитание трехзначных чисел (431 — 217); случаи вычитания с нулем в уменьшаемом, вычитаемом, разности (430 - 7; 401 - 17; 411 - 207; 400 - 123; 1 000 - 907 и пр.). Проверка правильности вычислений по нахождению разности |
44. | Арифметические действия | Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд» | 1 | | Контроль и учет знаний |
45. | Арифметические действия | Повторение, обобщение пройденного | 3 | | |
Геометрический материал (8 часов) |
46. | Геометрический материал | Треугольники | 2 | | Элементы треугольника. Название сторон треугольника Построение треугольника. Вычисление периметра треугольника. Взаимное положение на плоскости треугольника и линии (прямой, отрезка) |
47. | Геометрический материал | Различение треугольников по видам углов | 2 | | Различение треугольников по видам углов: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Построение прямоугольного треугольника |
48. | Геометрический материал | Различение треугольников по длинам сторон | 2 | | Различение треугольников по длинам сторон: разносторонний, равнобедренный, равносторонний |
49. | Геометрический материал | Повторение, обобщение пройденного | 2 | | Моделирование, построение треугольников разных видов |
III ЧЕТВЕРТЬ |
Обыкновенные дроби (10 часов) |
50. | Дроби Арифметические задачи | Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа | 2 | | Получение одной, нескольких долей предмета на основе предметно-практической деятельности. Нахождение одной, нескольких долей числа. Простые арифметические задачи на нахождение части числа |
51. 52. | Дроби | Образование дробей | 3 | | Обыкновенная дробь, ее образование. Запись и чтение обыкновенных дробей. Числитель, знаменатель дроби |
53. | Дроби | Сравнение дробей | 2 | | Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями, одинаковыми знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей |
54. 55. | Дроби | Правильные и неправильные дроби | 3 | | Дроби правильные, неправильные: узнавание, называние, дифференциация. Сравнение правильных и неправильных дробей с 1 |
Умножение и деление на 10, 100 (6 часа) |
56. | Арифметические действия | Умножение 10, 100 и на 10, 100 | 3 | | Умножение чисел 10, 100 на число. Умножение числа на 10, 100 |
57. | Арифметические действия | Деление на 10, 100 | 3 | | Деление числа на 10, 100 без остатка. Деление числа на 10, 100 с остатком |
Числа, полученные при измерении величин (9 часов) |
58. 59. | Единицы измерения и их соотношения | Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы | 3 | | Замена крупных мер мелкими мерами: преобразование чисел, полученных при измерении величин одной мерой; преобразование чисел, полученных при измерении величин двумя мерами |
60. 61. | 3 | | Замена мелких мер крупными мерами: преобразование чисел, полученных при измерении величинс соотношением мер, равным 10; преобразование чисел, полученных при измерении величин с соотношением мер, равным 100 |
62. | Единицы измерения и их соотношения | Меры времени. Год | 3 | | Соотношение: 1 год = 365 (366) сут. Високосный год. Обозначение порядкового номера каждого месяца года с помощью цифр римской нумерации |
Умножение и деление чисел в пределах 1000 (30 часов) |
63. 64. | Арифметические действия | Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число | 3 | | Знак умножения: «·». Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число приемами устных вычислений (с записью примера в строчку) |
65. 66. 67. 68. 69. | Арифметические действия | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд | 4 | | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд приемами устных вычислений (с записью примера в строчку) |
70. | Арифметические действия | Проверка умножения и деления | 2 | | Проверка умножения двумя способами: умножением и делением. Проверка деления двумя способами: умножением и делением |
71. | Арифметические действия | Контрольная работа № 3 «Решение примеров с проверкой» | 2 | | Контроль и учет знаний |
72. | Арифметические действия | Повторение, обобщение пройденного | 1 | | |
Геометрический материал (9 часов) |
73. 74. | Геометрический материал | Построение треугольников | 3 | | Моделирование, построение треугольников разных видов |
75. 76. | Геометрический материал | Линии в круге | 3 | | Обозначение радиуса окружности, круга: R. Обозначение диаметра окружности, круга:D. Хорда. Построение, дифференциация радиуса, диаметра, хорды |
77. | Геометрический материал | Масштаб | 3 | | Масштаб: 1 : 2; 1 : 5: 1 : 10; 1 : 100. Построение отрезков в масштабе М 1 : 2; М 1 : 5. Изображение длины и ширины предметов с помощью отрезковв масштабе М 1 : 5; М 1 : 10; М 1 : 100. Построение прямоугольника в масштабе |
IV ЧЕТВЕРТЬ (27 часа) |
78. 79. 80. 81. 82. 83. | Арифметические действия. | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | 7 | | Умножение чисел в пределах 1000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): умножение двузначных чисел на однозначное число; умножение трехзначных чисел на однозначное число |
84. 85. 86. 87. 88. 89. | Арифметические действия. | Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | 7 | | Деление чисел в пределах 1000 на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик): деление двузначных чисел на однозначное число; деление трехзначных чисел на однозначное число |
90. 91. 92. | Арифметические действия | Все действия в пределах 1000 | 4 | | Сложение, вычитание, умножение и деление чисел, полученных при счете и при измерении величин |
93. | Арифметические действия | Контрольная работа № 5 «Арифметические действия с числами в пределах 1000» | 2 | | Контроль и учет знаний |
Итоговое повторение (6 часов) |
131-136. | | Итоговое повторение | 4 | | Повторение и обобщение пройденного. |
1
17