«Мёртвые души» - это галерея застывающих, стареющих, теряющих жизненные соки душ.
В.В. Розанов : «…все герои поэмы – мертвецы, куклы, жалкие и смешные, плод великого, но пустого и бессмысленного мастерства. Автор – архиерей мертвечины, злой гений, чуть ли не антихрист».
В.В. Набоков видел в персонажах первого плана недочеловеков, порождение потустороннего, дьявольского мира. В самом Чичикове он согласен видеть отчасти человека, хотя и дурака. Он «низко оплачиваемый агент дьявола», потому что пошлость, которую он олицетворяет , есть свойство дьявола.
Гоголь создал в «Мёртвых душах» «типовые модели» разных вариантов огрубления, опошления человеческой души.
«...Он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее... Он улыбался заманчиво,
был белокур, с голубыми глазами...»
«Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки.. Баба, кажется, крепколобая,... дубинноголовая...»
«Это был среднего роста очень недурно сложенный молодец с полными, румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами... Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его...» Умел «начать гладью, а кончить гадью...»
Кажется Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя. Фрак на нем был совершенно медвежьего цвета... Ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке...»
Трудно распознать, «какого пола была фигура: баба или мужик. Платье совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак... Маленькие глазки бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши...»
1. Итак, что же, по вашему мнению, объединяет всех помещиков, нарисованных Н.В.Гоголем?
2.Все портреты помещиков даны в главах, расположенных в определенном порядке. В чем же смысл такого расположения глав?
3.Нарастают ли постепенно отрицательные качества в героях? Или же они, герои, представлены читателю по принципу контраста?
4.Но оказывается, и в современном обществе живы такие типы людей, как герои Н.В.Гоголя. В чём же современное значение образов помещиков “Мёртвых душ”?
Манилов – « ни то, ни сё»
Коробочка – «дубинноголовая»
Ноздрёв – «исторический человек»
Собакевич – « человек-кулак»
Плюшкин – «прореха на человечестве»
Манилов и Ноздрёв – расточители
Коробочка и Собакевич – накопители
Плюшкин –скупость превратилась в расточительность
«…угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих рабов, пьющие кровь и жизнь народа с той же естественностью и простодушием, с каким ребенок сосет грудь своей матери»
А.С.Герцен