СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

• закрепить знания учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека;

• учить детей определять достоинства и недостатки (свои и других людей), понимать причины человеческих поступков;

• способствовать осознанию детьми черт своего характера;

• помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других;

• воспитывать активную жизненную позицию.

Просмотр содержимого документа
««Посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу»»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Посеешь привычку — пожнешь характер,

посеешь характер — пожнешь судьбу»

Цель:

• закрепить знания учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека;

• учить детей определять достоинства и недостатки (свои и других людей), понимать причины человеческих поступков;

• способствовать осознанию детьми черт своего характера;

• помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других;

• воспитывать активную жизненную позицию.

Технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, технология критического мышления.

Оборудование:

• высказывания мудрых людей;

• листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры;

• плакаты с незаконченными предложениями;

• листы с описанием характерных черт личности человека;

• фонограммы музыкальных произведений.

Литература: Думанская С. Н. Классные часы. 1–4 классы. — Х. : «Основа», 2008.

Ход классного часа

І. Вступление

— Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки, закройте глаза. Вы чувствуете рядом славную, добрую руку своего соседа. Пожмите легонько руку, вместе с пожатием передайте другу своё внимание, тепло, доброту. Представьте, что перед вами большой-большой подсолнух. У него красивые жёлтые лепестки — это ваши руки. Поднимите руки вверх, лепестки тянутся к солнцу. Вы отрываете один лепесток (дети имитируют движения), второй лепесток передаете своему другу, а третий лепесток — незнакомому человеку. Зажмите лепесток в ладошке, загадайте желание и подуйте на него. Желание исполнится, потому что вы все этого хотите. А теперь возьмите друг друга за плечи, ласково обнимите. Мы любим весь земной шар, всех людей и всем желаем добра и счастья.

Упражнение «Незаконченные предложения»

Плакаты крепятся на доске, а дети поочередно заканчивают предложения.

• Я мечтаю…

• Я стремлюсь…

• Я верю…

ІІ. Сообщение темы классного часа

Беседа

— Какие качества в людях больше всего заслуживают уважение?

— Какие из перечисленных поступков достойны уважения, а какие — нет?

• Самый сильный мальчик во дворе бьет слабых.

• Человек кормит бездомных животных.

• Мальчик защитил девочку от хулиганов.

• Девочка не пошла навестить больную бабушку, потому что ей задали много уроков.

• Мальчик рассказал учителю, кто разбил окно.

— Пусть слова этого стихотворения послужат эпиграфом для нашего занятия (тема записана на доске).

В одной стране когда-то

Жил-был один король.

Имел он много злата,

Но был совсем больной.

На троне всё сидел

И утренней гимнастикой

Заняться не хотел.

Нервишки и мигрени

Замучили его,

Плохое настроение

Типично для него.

Он раздражён, капризен —

Не знает почему.

Здоровый образ жизни

Был незнаком ему.

— Сегодня мы с вами узнаем, какие черты характера нужно воспитывать в себе, чтобы сделать себя и других счастливым.

ІІІ. Основная часть

Послушайте историю, которая произошла с маленьким дракончиком Памси.

Однажды воскресным утром Памси спросил свою маму:

Я особенный, не такой, как другие?

Да, конечно же, ты особенный.

Но почему? Что во мне особенного?

Мама пошла в другую комнату и принесла небольшой мешочек. Она высыпала из него на стол разноцветные камешки.

Я отдаю тебе эти камешки и надеюсь, что они помогут тебе узнать, что в тебе особенного. Теперь они твои, — сказала мама.

Памси сложил камешки в мешочек и отправился на прогулку. Он очень радовался, что наконец-то узнает, чем отличается от других, что в нём особенного. Памси дошёл до мостика через реку, сел там и стал разглядывать камешки и размышлять, как же они помогут ему узнать, почему он особенный.

Вдруг он услышал чей-то жалобный плач. Он повернулся и увидел маленького дракончика, который сидел под деревом. Памси встал и пошёл к нему, чтобы помочь. Дракончику нужно было, чтобы его кто-нибудь выслушал. Пока дракончик рассказывал Памси свою историю, он успокоился и перестал плакать. Памси вынул из мешочка камешек, подарил дракончику и вернулся на мостик.

Через некоторое время он увидел своих друзей, — они бежали к нему, чтобы вместе поиграть. Памси долго играл с друзьями, и им было очень весело. Когда все устали и легли на поляне отдо¬хнуть, Памси достал мешочек и на прощанье подарил каждому по камешку.

По дороге домой Памси встретил обыкновенного дракончика, ко¬торый пел любимую песню очень нежным красивым голосом. Памси решил отблагодарить его. Он достал из своего мешочка голубой, как небо, камешек и подарил певцу.

Наконец Памси вернулся домой. Мама уже ждала его и сразу же спросила:

Ну, как, Памси, ты узнал, что в тебе особенного?

Нет, — ответил Памси и рассказал маме о своей прогулке.

Как, ты не понял, что в тебе особенного? Ведь ты не смог пройти мимо плачущего дракончика, ты нужен своим друзьям и умеешь ценить дружбу, ценишь прекрасное и понимаешь музыку.

Это всё замечательные особенности, которые я очень в тебе люблю, — сказала мама.

Мама, — спросил Памси, — а ты не перестаешь любить меня, когда я не слушаюсь и огорчаю тебя?

Даже если я сержусь на тебя, то всё равно продолжаю любить тебя.

Памси попросил маму закрыть глаза и положил в её руку самый красивый камешек.

— Что же было особенного в Памси?

— Почему мама никогда не разлюбит Памси?

— А вас интересовал вопрос, чем вы отличаетесь друг от друга? (Ответы детей.)

— Как вы считаете, останетесь ли вы для своих родителей самыми любимыми, лучшими после ваших шалостей?

— А для друзей?

— Мы с вами уже говорили о том, что каждому из нас присущи какие-то качества характера. Давайте поиграем в игру «И я…»

Водящий будет называть качество, присущее ему, — например: «Я трудолюбивый. А вы?» Если вы считаете, что это качество вам присуще, то вы должны встать и сказать: «И я»; кто не обнаружит данного качества у себя, тот молчит.

(Проводится игра.)

— Какие качества назывались чаще — положительные или отрицательные?

— Какое качество легче признать в себе — хорошее или плохое? Почему?

— Очень важно видеть в себе свои достоинства и недостатки. Нельзя видеть в себе только достоинства. Почему, как вы думаете? (Ответы детей.)

Самолюбование — признак неправильной самооценки. Однако, нельзя видеть и одни недостатки, что свидетельствует о неуверенности в собственных силах.

Доброе в себе надо укреплять, недостатки — изживать. Важно научиться рассказывать о себе честно, не унижая себя, но и не скрывая своих недостатков. Если человек научится разбираться в себе, он научится разбираться в других. Это поможет ему избежать многих ошибок в жизни.

Давайте попробуем разобраться в себе. Представьте, что вы оказались на Волшебном базаре, вы — и продавец, и покупатель; вам нужно купить какое-то человеческое качество, которого вам не хватает, а продать то, которое вам мешает. Перечислите на листочках что вы будете покупать, а что — продавать. (Ответы вывешиваются на доске.)

— Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения составляем мнение о себе, о своих способностях, чертах своего характера и человеческих качествах.

Расскажите о себе: какой вы человек. Какие черты характера вас отличают?

— Так постепенно складывается наша самооценка.

А вы слышали слово самооценка? Что это такое? Самооценка бывает завышенная, заниженная и правильная. Объясните эти понятия.

— Давайте попробуем определить самооценку героев следующих сказок.

Сказка 1

О МУРАВЬИШКЕ

Недавно муравьишка начал учиться муравьиной науке. Но у него мало что получалось: однажды, помогая нести еловую иголку другим муравьям, он выбился из строя. Как-то раз ему поручили перетащить пять крошек земли, а он ошибся и перетащил четыре. Муравьишка горевал, вытирая усиком слёзы: «Я ничего не умею. Я плохой. Все му-равьи способны к труду, они всё умеют, а я — маленький, неловкий». Мама и папа беспокоились: «Сынок, что с тобой происходит? Ты не умеешь делать элементарных муравьиных дел. Муравей-вожак жалу-ется на тебя».

Муравьишка опустил голову и побрёл, роняя слёзы. В вышине раздалось:

«Жжж…жжж… жутко хороший муравьишка. Жаль, что он печа¬лится, ведь у него вся жизнь впереди», — и жук улетел.

Муравьишка, хлопая ресницами, провожал его долгим очаро¬ванным взглядом: «Да, я хороший, хороший».

Вскоре после этой встречи с жуком жизнь муравьишки стала ме¬няться. Он много трудился, стараясь постичь все муравьиные науки. Он, конечно, ещё допускал ошибки, но вера в то, что у него всё должно получиться, не покидала его. Постепенно он стал аккуратным и прилежным.

Приходя домой, муравьишка теперь говорил:

Папа, мама, я понял, что могу научиться очень многому, если буду стараться.

Ну, конечно, золотой ты наш. Мы с папой раньше тоже мно¬гого не знали, но старание и трудолюбие помогли нам стать насто¬ящими муравьями.

Счастливые глаза муравьишки светились от радости, и он бежал к друзьям. А на следующий день вновь с удовольствием приступал к учёбе.

Сказка 2

АЙОГА

Жила девочка Айога, лицом красивая, а вот характером… Сказал кто-то, что красивее нет её на свете. Задрала нос Айога, зазналась. Ходит важная, гордая, ничего не делает, только собой любуется. Мать просит её: «Принеси воду, доченька». А она в ответ: «Работать буду — красота моя испортится». И так всё время, чуть что — кричит: «Айога самая красивая, Айога». Не заметила, как превратилась она в гуся. Все слова человеческие забыла, кроме своего имени. Как увидит людей, до сих пор кричит: «Ай-ога-га-га-га».

— Какова самооценка Айоги? По каким признакам поведения вы определили самооценку Айоги?

— Какова самооценка Муравьишки? По каким признакам поведения вы определили самооценку Муравьишки?

— Что же мы сегодня будем воспитывать? (Характер)

— Характер не есть что-то раз и навсегда данное. Характер формируется, изменяется в течение всей жизни человека. Человек сам создаёт свой характер. Обратимся к эпиграфу.

— От поступка к привычке, от неё — к характеру, а от характера — к своей судьбе. Таков будет и рецепт, алгоритм воспитания качеств характера.

Рекомендации по выработке характера

Умейте критично оценивать достоинства и недостатки своего характера, поведения.

Убеждайте себя в необходимости стать лучше, добрее, справедливее (убеждение — это выбор линии поведения).

Внушайте себе: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хотел стать».

Рассуждайте перед сном: «День прожит, и не напрасно. Вот что я сделал полезного. Вот какие совершил ошибки. Вот что нужно сделать завтра».

Держитесь всегда бодро. Управляйте своим настроением. Не впа¬дайте в хандру.

Научитесь поощрять себя за добрые дела, совершенные для себя и для других.

IV. Итог классного часа

Упражнение «Я вырабатываю характер»

Учащиеся на цветных листах бумаги записывают те качества характера,

которые помогают им лучше общаться друг с другом, быть более

коммуникабельными. На доске собираем «цветок дружбы».

Учитель

Волшебник-валеолог

Сказал: «Долой врача!

Вам просто не хватает

Прыгучего мяча!

Вам надо больше двигаться,

В походы всем ходить,

В кругу друзей-приятелей

Общаться и дружить.

Несите людям радость,

Добро и сердца свет.

И будете здоровы

Вы много-много лет!

1-й ученик

Сердце добрым быть должно,

Так оно сотворено,

Чтоб дарить любовь и свет

Всем вокруг десятки лет.

Сердце может заболеть,

Перестанет сердце петь,

Если нет в нем состраданья,

Чуткости и пониманья.

2-й ученик

Не надо зло копить в душе,

Оно и так вокруг уже.

Не отдавай ему себя,

Живи, прощая и любя.

Попробуй зло на миг забыть —

И сразу станет легче жить!

Мгновенно исчезает зло,

Когда мы помним про добро.

Рефлексия

— Чему учились на классном часе?— Что было трудно выполнять?

— Что показалось особенно интересным?— Легко ли было общаться друг с другом?— Какие ваши качества помогали вести разговор?

— Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!