КЛАССНЫЙ ЧАС
«Посеешь привычку — пожнешь характер,
посеешь характер — пожнешь судьбу»
Цель:
• закрепить знания учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека;
• учить детей определять достоинства и недостатки (свои и других людей), понимать причины человеческих поступков;
• способствовать осознанию детьми черт своего характера;
• помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других;
• воспитывать активную жизненную позицию.
Технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, технология критического мышления.
Оборудование:
• высказывания мудрых людей;
• листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры;
• плакаты с незаконченными предложениями;
• листы с описанием характерных черт личности человека;
• фонограммы музыкальных произведений.
Литература: Думанская С. Н. Классные часы. 1–4 классы. — Х. : «Основа», 2008.
Ход классного часа
І. Вступление
— Встаньте в круг и возьмите друг друга за руки, закройте глаза. Вы чувствуете рядом славную, добрую руку своего соседа. Пожмите легонько руку, вместе с пожатием передайте другу своё внимание, тепло, доброту. Представьте, что перед вами большой-большой подсолнух. У него красивые жёлтые лепестки — это ваши руки. Поднимите руки вверх, лепестки тянутся к солнцу. Вы отрываете один лепесток (дети имитируют движения), второй лепесток передаете своему другу, а третий лепесток — незнакомому человеку. Зажмите лепесток в ладошке, загадайте желание и подуйте на него. Желание исполнится, потому что вы все этого хотите. А теперь возьмите друг друга за плечи, ласково обнимите. Мы любим весь земной шар, всех людей и всем желаем добра и счастья.
Упражнение «Незаконченные предложения»
Плакаты крепятся на доске, а дети поочередно заканчивают предложения.
• Я мечтаю…
• Я стремлюсь…
• Я верю…
ІІ. Сообщение темы классного часа
Беседа
— Какие качества в людях больше всего заслуживают уважение?
— Какие из перечисленных поступков достойны уважения, а какие — нет?
• Самый сильный мальчик во дворе бьет слабых.
• Человек кормит бездомных животных.
• Мальчик защитил девочку от хулиганов.
• Девочка не пошла навестить больную бабушку, потому что ей задали много уроков.
• Мальчик рассказал учителю, кто разбил окно.
— Пусть слова этого стихотворения послужат эпиграфом для нашего занятия (тема записана на доске).
В одной стране когда-то
Жил-был один король.
Имел он много злата,
Но был совсем больной.
На троне всё сидел
И утренней гимнастикой
Заняться не хотел.
Нервишки и мигрени
Замучили его,
Плохое настроение
Типично для него.
Он раздражён, капризен —
Не знает почему.
Здоровый образ жизни
Был незнаком ему.
— Сегодня мы с вами узнаем, какие черты характера нужно воспитывать в себе, чтобы сделать себя и других счастливым.
ІІІ. Основная часть
Послушайте историю, которая произошла с маленьким дракончиком Памси.
Однажды воскресным утром Памси спросил свою маму:
— Я особенный, не такой, как другие?
— Да, конечно же, ты особенный.
— Но почему? Что во мне особенного?
Мама пошла в другую комнату и принесла небольшой мешочек. Она высыпала из него на стол разноцветные камешки.
— Я отдаю тебе эти камешки и надеюсь, что они помогут тебе узнать, что в тебе особенного. Теперь они твои, — сказала мама.
Памси сложил камешки в мешочек и отправился на прогулку. Он очень радовался, что наконец-то узнает, чем отличается от других, что в нём особенного. Памси дошёл до мостика через реку, сел там и стал разглядывать камешки и размышлять, как же они помогут ему узнать, почему он особенный.
Вдруг он услышал чей-то жалобный плач. Он повернулся и увидел маленького дракончика, который сидел под деревом. Памси встал и пошёл к нему, чтобы помочь. Дракончику нужно было, чтобы его кто-нибудь выслушал. Пока дракончик рассказывал Памси свою историю, он успокоился и перестал плакать. Памси вынул из мешочка камешек, подарил дракончику и вернулся на мостик.
Через некоторое время он увидел своих друзей, — они бежали к нему, чтобы вместе поиграть. Памси долго играл с друзьями, и им было очень весело. Когда все устали и легли на поляне отдо¬хнуть, Памси достал мешочек и на прощанье подарил каждому по камешку.
По дороге домой Памси встретил обыкновенного дракончика, ко¬торый пел любимую песню очень нежным красивым голосом. Памси решил отблагодарить его. Он достал из своего мешочка голубой, как небо, камешек и подарил певцу.
Наконец Памси вернулся домой. Мама уже ждала его и сразу же спросила:
— Ну, как, Памси, ты узнал, что в тебе особенного?
— Нет, — ответил Памси и рассказал маме о своей прогулке.
— Как, ты не понял, что в тебе особенного? Ведь ты не смог пройти мимо плачущего дракончика, ты нужен своим друзьям и умеешь ценить дружбу, ценишь прекрасное и понимаешь музыку.
Это всё замечательные особенности, которые я очень в тебе люблю, — сказала мама.
— Мама, — спросил Памси, — а ты не перестаешь любить меня, когда я не слушаюсь и огорчаю тебя?
— Даже если я сержусь на тебя, то всё равно продолжаю любить тебя.
Памси попросил маму закрыть глаза и положил в её руку самый красивый камешек.
— Что же было особенного в Памси?
— Почему мама никогда не разлюбит Памси?
— А вас интересовал вопрос, чем вы отличаетесь друг от друга? (Ответы детей.)
— Как вы считаете, останетесь ли вы для своих родителей самыми любимыми, лучшими после ваших шалостей?
— А для друзей?
— Мы с вами уже говорили о том, что каждому из нас присущи какие-то качества характера. Давайте поиграем в игру «И я…»
Водящий будет называть качество, присущее ему, — например: «Я трудолюбивый. А вы?» Если вы считаете, что это качество вам присуще, то вы должны встать и сказать: «И я»; кто не обнаружит данного качества у себя, тот молчит.
(Проводится игра.)
— Какие качества назывались чаще — положительные или отрицательные?
— Какое качество легче признать в себе — хорошее или плохое? Почему?
— Очень важно видеть в себе свои достоинства и недостатки. Нельзя видеть в себе только достоинства. Почему, как вы думаете? (Ответы детей.)
— Самолюбование — признак неправильной самооценки. Однако, нельзя видеть и одни недостатки, что свидетельствует о неуверенности в собственных силах.
Доброе в себе надо укреплять, недостатки — изживать. Важно научиться рассказывать о себе честно, не унижая себя, но и не скрывая своих недостатков. Если человек научится разбираться в себе, он научится разбираться в других. Это поможет ему избежать многих ошибок в жизни.
Давайте попробуем разобраться в себе. Представьте, что вы оказались на Волшебном базаре, вы — и продавец, и покупатель; вам нужно купить какое-то человеческое качество, которого вам не хватает, а продать то, которое вам мешает. Перечислите на листочках что вы будете покупать, а что — продавать. (Ответы вывешиваются на доске.)
— Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения составляем мнение о себе, о своих способностях, чертах своего характера и человеческих качествах.
Расскажите о себе: какой вы человек. Какие черты характера вас отличают?
— Так постепенно складывается наша самооценка.
А вы слышали слово самооценка? Что это такое? Самооценка бывает завышенная, заниженная и правильная. Объясните эти понятия.
— Давайте попробуем определить самооценку героев следующих сказок.
Сказка 1
О МУРАВЬИШКЕ
Недавно муравьишка начал учиться муравьиной науке. Но у него мало что получалось: однажды, помогая нести еловую иголку другим муравьям, он выбился из строя. Как-то раз ему поручили перетащить пять крошек земли, а он ошибся и перетащил четыре. Муравьишка горевал, вытирая усиком слёзы: «Я ничего не умею. Я плохой. Все му-равьи способны к труду, они всё умеют, а я — маленький, неловкий». Мама и папа беспокоились: «Сынок, что с тобой происходит? Ты не умеешь делать элементарных муравьиных дел. Муравей-вожак жалу-ется на тебя».
Муравьишка опустил голову и побрёл, роняя слёзы. В вышине раздалось:
«Жжж…жжж… жутко хороший муравьишка. Жаль, что он печа¬лится, ведь у него вся жизнь впереди», — и жук улетел.
Муравьишка, хлопая ресницами, провожал его долгим очаро¬ванным взглядом: «Да, я хороший, хороший».
Вскоре после этой встречи с жуком жизнь муравьишки стала ме¬няться. Он много трудился, стараясь постичь все муравьиные науки. Он, конечно, ещё допускал ошибки, но вера в то, что у него всё должно получиться, не покидала его. Постепенно он стал аккуратным и прилежным.
Приходя домой, муравьишка теперь говорил:
— Папа, мама, я понял, что могу научиться очень многому, если буду стараться.
— Ну, конечно, золотой ты наш. Мы с папой раньше тоже мно¬гого не знали, но старание и трудолюбие помогли нам стать насто¬ящими муравьями.
Счастливые глаза муравьишки светились от радости, и он бежал к друзьям. А на следующий день вновь с удовольствием приступал к учёбе.
Сказка 2
АЙОГА
Жила девочка Айога, лицом красивая, а вот характером… Сказал кто-то, что красивее нет её на свете. Задрала нос Айога, зазналась. Ходит важная, гордая, ничего не делает, только собой любуется. Мать просит её: «Принеси воду, доченька». А она в ответ: «Работать буду — красота моя испортится». И так всё время, чуть что — кричит: «Айога самая красивая, Айога». Не заметила, как превратилась она в гуся. Все слова человеческие забыла, кроме своего имени. Как увидит людей, до сих пор кричит: «Ай-ога-га-га-га».
— Какова самооценка Айоги? По каким признакам поведения вы определили самооценку Айоги?
— Какова самооценка Муравьишки? По каким признакам поведения вы определили самооценку Муравьишки?
— Что же мы сегодня будем воспитывать? (Характер)
— Характер не есть что-то раз и навсегда данное. Характер формируется, изменяется в течение всей жизни человека. Человек сам создаёт свой характер. Обратимся к эпиграфу.
— От поступка к привычке, от неё — к характеру, а от характера — к своей судьбе. Таков будет и рецепт, алгоритм воспитания качеств характера.
Рекомендации по выработке характера
• Умейте критично оценивать достоинства и недостатки своего характера, поведения.
• Убеждайте себя в необходимости стать лучше, добрее, справедливее (убеждение — это выбор линии поведения).
• Внушайте себе: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хотел стать».
• Рассуждайте перед сном: «День прожит, и не напрасно. Вот что я сделал полезного. Вот какие совершил ошибки. Вот что нужно сделать завтра».
• Держитесь всегда бодро. Управляйте своим настроением. Не впа¬дайте в хандру.
• Научитесь поощрять себя за добрые дела, совершенные для себя и для других.
IV. Итог классного часа
Упражнение «Я вырабатываю характер»
Учащиеся на цветных листах бумаги записывают те качества характера,
которые помогают им лучше общаться друг с другом, быть более
коммуникабельными. На доске собираем «цветок дружбы».
Учитель
Волшебник-валеолог
Сказал: «Долой врача!
Вам просто не хватает
Прыгучего мяча!
Вам надо больше двигаться,
В походы всем ходить,
В кругу друзей-приятелей
Общаться и дружить.
Несите людям радость,
Добро и сердца свет.
И будете здоровы
Вы много-много лет!
1-й ученик
Сердце добрым быть должно,
Так оно сотворено,
Чтоб дарить любовь и свет
Всем вокруг десятки лет.
Сердце может заболеть,
Перестанет сердце петь,
Если нет в нем состраданья,
Чуткости и пониманья.
2-й ученик
Не надо зло копить в душе,
Оно и так вокруг уже.
Не отдавай ему себя,
Живи, прощая и любя.
Попробуй зло на миг забыть —
И сразу станет легче жить!
Мгновенно исчезает зло,
Когда мы помним про добро.
Рефлексия
— Чему учились на классном часе?— Что было трудно выполнять?
— Что показалось особенно интересным?— Легко ли было общаться друг с другом?— Какие ваши качества помогали вести разговор?
— Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.