Помните!
Через века, через года –
помните!
Цель: Формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей младшего школьного возраста.
Обучающие задачи:
- формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны;
- подвести детей к выводу о том, что война - это плохо, а мир – хорошо.
Развивающие задачи:
- формировать у детей познавательную активность;
- побуждать в детях интерес к событиям Великой Отечественной войны;
- развивать внимание, наблюдательность, память, мышление, речь, воображение;
- развивать социально-личностные качества детей: сопереживание, умение работать в коллективе, позитивное отношение друг к другу;
- развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство гражданственности и патриотизма.
- воспитывать нравственные чувства: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, сопереживание, благодарность, умение прийти на помощь;
- воспитывать уважение к защитникам Родины, к участникам войны, гордость за свой народ, армию, формировать интерес к истории своей страны, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны, любовь к Родине.
Методы и приемы:
словесные: беседа, объяснение, рассказ учителя;
наглядные: демонстрация наглядного материала;
практические: изготовление цветов.
Словарная работа: экспонаты, экскурсовод, госпиталь, орден, блиндаж, окоп.
Оборудование: компьютер.
Демонстрационный материал: стенды с фотографиями в музее, пилотки, солдатское письмо-треугольник, макет «Вечный огонь».
Раздаточный материал: квадраты гофрированной бумаги красного цвета размером 10*10 см, клей, кисточки для клея, салфетки.
Музыкальный материал: «День победы» муз. Г. Ребровой сл., Н. Френкеля
- «В землянке» муз. К. Листов, сл. В. Суркова.
Ход события:
-Сегодня я хочу пригласить вас в удивительное место. Приближается всенародный праздник 9 Мая - День Победы. Все люди нашей страны отмечают его.
- Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)
-В этот день 80 лет назад закончилась самая страшная война. В этот день вспоминают солдат, сражавшихся в боях, погибших и живых, тружеников, кто своим нелёгким трудом ковал победу в тылу.
-Сегодня мы с вами отправимся в наш школьный музей.
- Ребята, а вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)
- Правильно, музей- это место, где хранятся интересные предметы, вещи. Он нужен людям для того, чтобы помнить о разных событиях, знать, как жили люди в разное время. Эти предметы называют экспонатами. А рассказывает о них экскурсовод. Сегодня я буду вашим экскурсоводом, и расскажу о некоторых экспонатах нашего музея, которые помогут вам почувствовать дух военного времени и представить, что же чувствовали и как жили люди в военное время, чем занимались.
Было 22 июня 1941г, люди занимались обычными для себя делами. И никто не подозревал, что скоро начнется война. Наш школьный музей посвящен прославленной дивизии (изначально 4-я дивизия народного ополчения Куйбышевского района Москвы, потом 110-я стрелковая дивизия), которая принимала участие в сражениях за Москву, Карачев, Брянск, другие советские города. В октябре — декабре 1943 г. части дивизии успешно прорвали подготовленную оборону противника в сложных условиях лесисто-болотистой местности на Невельско-Витебском направлении. Двадцать первого декабря 1943 г. дивизия была награждена орденом Суворова II степени.
Дивизия отличилась также во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 г. Она вступала в город с юго-запада, сражалась с врагом на той территории, где сегодня проживают многие ученики нашей 28 школы. Западная часть современного Московского района Калининграда и некоторые посёлки Гурьевского городского округа — места памяти бойцов 84-й дивизии.
Музей открыт в дни, когда калининградцы вместе со всеми соотечественниками вспоминали последние месяцы Великой Отечественной войны. В апреле 2020 г. исполнилось 75 лет штурму Кёнигсберга, а в мае вся страна отмечала 75-летие Великой Победы. Открытие школьного музея — важный шаг в сохранении памяти о том времени, когда наших сограждан объединяли два чувства — горечи от потери близких и радости от того, что самая кровопролитная война в истории подошла к концу.
Сейчас я хочу пригласить вас к экспонату (стенду), который расскажет нам о военных буднях наших солдат. (Рассматривание стенда).
- Посмотрите на этот стенд. Что вы на нем видите? (Окоп, блиндаж, солдат).
- Для чего нужны окопы? (ответы детей). Правильно, окопы рыли, чтобы защищать солдат во время боя.
- Посмотрите, это сооружение называется блиндаж.
- А для чего он был нужен? (Ответы детей) Чтобы укрывать военных от огня противника. Они так же использовались для отдыха солдат, там оказывали первую помощь раненым, также там находились связисты.
Стойко и мужественно сражались защитники Родины. Бои не затихали ни днем, ни ночью. Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью.
- А какими еще словами можно охарактеризовать наших солдат?
- Какими они были?
- Правильно, смелыми, храбрыми, отважными, мужественными, бесстрашными.
- Много героических поступков совершили наши солдаты. Как называется героический поступок? (Подвиг).
- Как называют человека, совершившего подвиг? (Герой).
- А как вы думаете, что больше всего ждали люди с фронта? (Ответы детей).
-Конечно, больше всего они ждали писем от мужей, братьев, сыновей, которые с оружием в руках били врага. А солдаты ждали весточек из дома, чтобы узнать, как живут их родные, жёны, матери, дети. Невозможно передать, как ждали маленьких треугольничков жены и матери солдат. Сейчас я покажу вам такое письмо. (Рассматривание и чтение солдатского письма.)
- А ещё солдаты любили петь песни. Гармонист брал в руки гармонь, и при свете огня звучала задушевная песня о доме, о близких и родных.
Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить. Давай с вами послушаем одну из таких песен. (Слушание песни «В землянке)».
Очень короткими были минуты отдыха, и снова нужно было идти в бой. Борьба с врагом за победу шла не только на фронте, но и в тылу. Как вы думаете, чем в это время были заняты дети? (Ответы детей).
Дети тоже не остались в стороне. Они вместе с мамами работали в поле, растили урожай. Ребята постарше трудились на заводах, помогая взрослым изготавливать оружие. Трудились ребята наравне со взрослыми, очень уставали, но понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь необходима. Мальчишки и девчонки были частыми гостями в военных госпиталях.
- Что такое госпиталь? (Ответы детей). Это больница для раненых солдат.
- Ребята, как вы думаете, какую помощь там могли оказать дети? (ответы детей)
Вместе с медсестрами ребята ухаживали за ранеными: кормили, поправляли постель, приносили воду, убирали помещения, писали их родным письма. Но чаще всего выступали перед ранеными с концертами: читали стихи, пели песни, танцевали. А ещё ребята готовили подарки бойцам, отправляли посылки на фронт: мыло, бумагу, карандаши для писем, а в холодное время года перчатки, варежки, носки, шарфы, которые вязали девочки.
-Люди жили, несмотря на все трудности военного времени. И Родина не забывала своих героев. Воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами. Орден – это государственная награда, отличительный знак, который выдается человеку за исключительные заслуги перед своей страной.
- Посмотрите, какие медали и ордена есть у нас в школьном музее. (Рассматривание орденов и медалей 84-й Гвардейской Краснознамённой Карачевской ордена Суворова II степени стрелковой дивизии.)
-Давайте узнаем об этой дивизии подробнее. 10 апреля 1943 года —
почетное звание «Гвардейская» — присвоено за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава;
15 августа 1943 года — почётное наименование"Карачевская" — присвоено приказом Верховного Главнокомандующего от 15 августа 1943 года в ознаменование одержанной победы и за отличие в боях по освобождению города Карачев;
21 декабря 1943 года — Орден Суворова 2 степени
— награждена за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками (прорыв обороны противника на невельско- витебском направлении) и проявленные при этом доблесть и мужество;
12 августа 1944 года — Орден Красного Знамени
— за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за прорыв обороны немцев на реке Неман и проявленные при этом доблесть и мужество.
Участие в боевых действиях. В июле-августе 1943 года дивизия участвовала в Орловской стратегической наступательной операции, 15 августа 1943 года освободила город Карачев. В сентябре-октябре 1943 года она участвовала в Брянской наступательной операции, в октябре-декабре 1943 года — в Невельско-Городокской наступательной операции.
Белорусская стратегическая наступательная операция. С июня 1944 года дивизия участвовала в ней, вела бои в Витебско-Оршанской и Минской наступательных операциях. Участвовала в освобождении городов Орша, Молодечно, успешно форсировала Неман, освободила Алитус.
Вильнюсская наступательная операция. С июля 1944 года дивизия участвовала в ней. Части дивизии успешно форсировали Неман, освободили от противника город Алитус.
Инстербургско-Кёнигсбергская наступательная операция. В 1945 году дивизия участвовала в ней, принимала участие в штурме Кёнигсберга, взятии Пиллау и завершила боевые действия на Балтийской косе.
Послевоенное время. С мая 1945 года и до своего расформирования дивизия входила в состав 36-го гвардейского стрелкового корпуса 11-й гвардейской армии. В период с 1945 по 1946 годы дивизия была расформирована.
- И вот отгремела война. Пришла долгожданная Победа. В этот день 9 мая 1945 года радовались все люди. Они выходили на улицы, обнимались и целовались.
9 Мая во всех городах проходит Парад Победы. По Красной площади идут полки, чеканят шаг солдаты, движется военная техника, демонстрируя мощь и силу нашей страны, пролетают над городом военные самолеты. А вечером бывает салют, посвященный этому великому дню.
- Началась мирная жизнь. Но все мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришёл домой. Никогда этот день не забудут люди. В каждом городе есть памятник павшим в этой войне. Рядом с ним горит Вечный огонь. Этот огонь никогда не гаснет. Люди приносят к нему цветы в знак благодарности. Давайте сегодня, возложим цветы к Вечному огню, которые сделаем своими руками. (Пошаговая инструкция)
(Дети изготавливают гвоздики. Возлагают их к макету Вечного огня).
- С чем вы познакомились на нашем сегодняшнем уроке?
(Сегодня вы много узнали о школьном музее, о жизни советского народа во время Великой Отечественной войны, о 84 Гвардейской Краснознамённой Карачевской ордена Суворова II степени стрелковой дивизии).
- Что нового узнали? (Об истории дивизии и её наградах)
- Чему научились?
- Что больше всего запомнилось?
- Ребята, вы все хорошо поработали.
-Расскажите своим близким и друзьям об этом.
-А каждому из вас я хочу подарить георгиевскую ленточку. Что она обозначает? Цвета ленты: черный и оранжевый, означают «дым и пламя». Именно эта ленточка означает заветные слова «Я помню, я горжусь».
Мы здесь с тобой не, потому что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И Имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат!
Помните!
Через века, через года –
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, –
Помните!
Какою ценою завоевано счастье, – заклинаю, –
Помните!
(Р.Рождественский)