ПОМОГАЯ ДРУГИМ – УЧИМСЯ САМИ!
( Обучение в сотрудничестве)
Черткова С.Д.,
учитель английского языка
МБОУ СОШ №6
В наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи, поэтому нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку. Вот почему за последние годы идеи обучения в сотрудничестве приобрели заслуженную популярность у учителей.
Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.
Методика обучения через сотрудничество может и должна активно использоваться на уроках иностранного языка, ибо это специфический предмет, и если ребёнок испытывает какие-то трудности в его изучении, то как раз эта методика и может оказаться тем «спасательным кругом», который необходим ему. Девиз обучения в сотрудничестве – помогая другим, учимся сами. Практика показывает, что вместе учиться не только легче, но и эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – эти качества пригодятся ребятам как в школе, так и в жизни. А учителю эта система дает массу возможностей для творческого подхода и к предмету, и к ученикам.
Групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, целенаправленно обучаю школьников технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве:
• группы учащихся формирую до урока с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся), девочки и мальчики. Состав группы можно менять от урока к уроку.
• группе даю одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);
• оцениваю работу не одного ученика, а всей группы, т.е. оценка ставится одна на всю группу;
• выбираю ученика, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это бывает слабый ученик (в нашем предмете это касается, главным образом, лингвистических знаний, грамматических и лексических). Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной деятельности группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение (правильное/ неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.
Использую следующие приемы или варианты обучения в сотрудничестве:
- обучение в команде (каждый ученик приносит очки своей группе);
- учимся вместе (каждая группа получает «подзадание» какой-то темы);
- метод пилы (при большом объеме информации: 4 текста – 4 группы);
- «аквариум» (несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные анализируют);
- Броуновское движение (движение ребят по классу с целью сбора информации).
Более сложные формы – это диспуты, конференции и др.
Качества и умения, необходимые для того, чтобы совместно выполнить задание:
· умение слушать друг друга;
· умение доверять друг другу;
· умение задавать друг другу вопросы;
· умение давать «обратную связь» (на высказывания или действия товарищей по группе);
· умение принимать и положительно относиться к различиям между членами группы;
· умение учить друг друга;
· умение разрешать споры;
· умение руководить групповой работой;
· умение приходить к согласию;
· умение работать в команде.
Преимущества методики обучения в сотрудничестве:
При работе в группах ученики, в случае необходимости, выясняют все вопросы друг у друга и не боятся все вместе обратиться к учителю (что имеет место при индивидуальной работе).
У детей развивается чувство взаимопомощи, товарищества.
Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
Учащиеся учатся видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, применять их в конкретных заданиях.
У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся её аргументировать, отстаивать своё мнение.
Учащиеся понимают, где и как они смогут применить полученные знания.
Приемы стимулирования и контроля:
►Взаимоконтроль.
♦ Циклическая взаимопроверка. Учащимся предлагается проверить задания друг у друга по принципу «ты - у меня, я - у другого»;
♦ Релейная проверка. Учитель проверяет задание у учащегося, который первым с ним справился. Этот учащийся, в свою очередь, проверяет выполненное задание у другого, затем они вместе производят проверку следующих, и так далее.
♦Самоконтроль (самооценивание). Класс самостоятельно выполняет решение задания.
♦Использование накопительных баллов. В течение нескольких уроков за небольшие ответы, не заслуживающие оценки, ученик получает отдельные баллы, которые затем суммируются.
«Лозунги» обучения всотрудничестве:
Главное, надо помнить – мы в одной лодке: или выплывем вместе, или утонем вместе!
Помогая другим–учимся сами!
Опыт работы и наблюдения по данному вопросу показали, что технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения иностранным языком, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда.