Помогите мне запомнить!
Понятие «Мнемотехника»
В нашей напряженной повседневной жизни нам часто приходится многое запоминать. С этим сталкиваются не только школьники и студенты, но и профессионалы в различных областях знания. Здесь нам на помощь может прийти мнемотехника как удивительная стратегия запоминания.
Мнемоника или мнемотехника (греч. Μνήμη mnémē – память, воспоминание und τέχνη téchnē – искусство) – это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем припоминаемого материала путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника основана на образном мышлении. Любые запоминаемые сведения состоят из «кирпичиков» – элементов информации, и эти элементы-кирпичики повторяются. На часто встречаемые «кирпичики» заранее накладываются зрительные картинки. Такие картинки гораздо быстрее и надежнее фиксируются в памяти.
Известным приемом мнемотехники является установление связей между запоми-наемыми объектами и конкретными частями воображаемого пространства (например, мысленно представляемой стены комнаты). Хорошо известен мнемонический прием запоминания последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». На немецком это аббревиатура Roggbiv (Rot, Orange, Gelb, Grün, Blau, Indigo, Violett). Постоянно тренируясь в использовании различных искусственных приемов заучивания, некоторые мнемонисты приобретают способность быстро запоминать очень большой, притом часто бессмысленный, материал (последовательность цифр,набор бессмысленных слогов и т. п.) и демонстрируют свое искусство на публичных выступлениях.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4–5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас. Важно научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным. Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка. Основное внимание надо обратить на совершенствование восприятия:
зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений... Для этого можно использовать множество разнообразных средств и приемов для тренинга названных чувств. Целью тренировок является формирование навыка запоминания любой информа-ции.
Методы и приёмы запоминания
Лица, изучающие иностранные языки, в частности немецкий, сталкиваются с трудностями запоминания некоторых слов и грамматических правил. Существуют методы, позволяющие облегчить запоминание. Рассмотрим некоторые из них.
Метод «крокирования» (от франц. croquis –чертеж, схема, набросок).
Es geht mir gut! Klasse! Toll! Cool!
Nicht so gut. Es geht. ☺
Или:
der Mann ♂ die Frau ♀
oben ▲ unten ▼
rechts ► links ◄
zirka ≈
В качестве подготовки к методу крокирования учащимся можно предложить упражнение «рисуем слова»: der Igel der Hund schwimmen__
Метод, использующий образное мышление.
Это могут быть различные пантомимы. Учитель раздает ученикам по одной карточке с названиями животных, например: Kuh, Ziege, Katze, Esel, Gans, Wolf и др. Каждая карточка изготавливается в двух экземплярах. Учащиеся вживаются в роль и копируют повадки и «язык» этого животного. Звучит легкая музыка, учащиеся передвигаются по классу, вступают в контакт друг с другом, имитируя звуки или повадки этих животных с целью найти свою пару. По
сигналу – прекращение звучания музыки – учащиеся выясняют, кто какое животное изображал и
правильно ли они нашли свою пару
Метод трансформации (превращения). Этот метод можно тренировать на примере игры со
словами. Учитель пишет на доске длинное слово (например, Hundemarke), а учащиеся пытаются
образовать как можно больше новых слов (Hund, Hand, Ende, Mark, Hemd, Dame, kam, Kur, Kanu,
Erde, Haken, rund, Kunde и др.). Побеждает тот, кто придумал больше слов.
Метод опор. В качестве опор могут выступать различные вещи, слова и даже движения, т. к. та-
кие упражнения активизируют «двуполушарную деятельность мозга и способствуют хорошему за-
поминанию. Например приведем еще несколько примеров тренировочных игр.
Игра «Фотоаппараты» – на развитие внимания: играющим на секунду показывается карточ-
ка с любым изображением, они должны как можно подробнее описать его.
Игра «Объяснялки», развивающая фантазию. (Аналог – телепередача «Устами младенца»). Суть ее в том, чтобы по краткому описанию определить, о чем речь.
Игра «Wort-Puzzle». Учитель раздает карточки, 50% карточек со словами и 50% карточек
с определениями к ним. Учащиеся должны подобрать к каждому слову определение. Здесь могут
быть вариации, вместо определений на карточках можно написать антонимы, синонимы или наклеить картинки.
Игра «Опиши соседа», развивающая внимание (припоминать нужно с закрытыми глазами).
Знакомство с коллекцией запахов. Используются емкости, наполненные травами или продук-
тами: молотый кофе, шоколад, мятный чай, карриванилин, корица и т. п. В дальнейшем их же можно использовать в качестве пособия для совершенствования обоняния, для формирования навыков запоминания и воспроизведения информации, а также как способ проверки понимания текста.
Мнемотехника в грамматике
Запоминание некоторых грамматических правил могут облегчить рифмовки, стихотворные
сентенции (Merkverse). Их же хорошо использовать для запоминания служебных слов, например
предлогов: Dativ: mit, nach, aus, zu, von, bei, seit, entgegen, gegenüber, außer
Akkusativ: durch, für, ohne, um, bis, gegen, entlang.
Dativ und Akkusativ: in, an, auf, hinter, neben, zwischen,vor, über, unter.
Эти стишки можно пропеть или прочитать в стиле рэп. Можно предложить учащимся составить свою легко запоминающуюся последовательность и положить её на знакомую мелодию.
Эффект запоминания достигается в них за счет рифмы и ритма, т. к. они являются важной опорой
при запоминании.
Количество стихотворных сентенций для запоминания правописания слов невелико:
-chen und –lein machen alles klein;
(Was? Wann? Wer? Wie? Wo? Warum?)
Для запоминания суффиксов среднего рода можно предложить звуковую ассоциацию с «ма-
гическим» словом «Азазель»: -nis, -sal, -sel. Особую трудность в немецком языке представ-
ляет собой система склонения прилагательных с ее тремя парадигмами. Помощь при усвоении
этой системы может оказать простое правило одного сильного окончания: ein schönes Haus, aber:
mit einem schönen Haus. Приведем несколько стихотворных фраз, которые помогут усвоить употребление отрицания в немецком языке:
1. Ist ein Satzteil negiert, ist nicht davor platziert. (Напр.: Sitz nicht stundenlang am Telefon!)
2. Bei Nullartikel und ein heißt die Satznegation kein.
(Например: Ich habe leider gar keine Zeit.)
Порядок следования различного рода обстоятельств в структуре немецкого предложения
можно запомнить при помощи аббревиатуры
TEKAMOLO, где TE – temporale Angabe, KA - kausale, MO – modale, LO – lokale. Для запомина-
ния самого «слова» можно представить себе или нарисовать верблюда (Kamel), пьющего чай (Tee).
А вот порядок следования дополнений, если одно из них выражено местоимением, легко за-
помнить, выучив следующую фразу: Ist aber A kein Nomen mehr, dann läuft ES vor dem Dativ her.3
Некоторую трудность представляет собой употребление инфинитивного оборота цели (um ... zu) и придаточного предложения с damit. Эту проблему поможет решить мнемотехническое сравнение:
Subjekt gleich → Vokale gleich: um ... zu
Subjekt verschieden → Vokale verschieden: damit
Что касается усвоения форм Konjunktiv II, то можно предложить учащимся запомнить следую-
щие стихотворные сентенции:
Vergangenheit ist stets okay
Mit hätte / wäre plus P.P.4
Bei Modalverben aber – vergiss das nie –
steht immer hätte plus I.I.5
Bei Gegenwart und Zukunft – ganz primitiv, –
nimm würde und den Infinitiv.
Bei Modalverben, haben und sein –
würde? Danke nein!
Заключение
Многие учителя ставят под сомнение использование приемов мнемотехники на заняти-
ях, утверждая, что они еще больше запутывают учащихся, обладающих незначительным опытом
ассоциативных связей. Однако использование различных стратегий запоминания поможет не
только существенно облегчить процесс обучения, но и сэкономит усилия учащихся, которые на основе увиденного и услышанного на уроке могут выработать свои собственные мнемотех-нические приемы, т. к. запоминание – индивидуально, у каждого возникают свои ассоциации, а полет фантазии подскажет им оригинальные решения. Таким образом, мнемотехника является неотъемлемой частью стратегий обучения. Однако для подлинного повышения эффективности работы памяти использование искусственных приемов мнемотехники может иметь лишь второстепенное и вспомогательное значение, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а существенные, логически оправданные, осмысленные связи как внутри того, что запоминается (между отдельными частями), так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже известным.
Литература
1. Бодрова И. Мнемотехника – это технология
развития памяти // ОБРУЧ, 1999. 3.
2. Böhn R.: Probleme der Wortschatzarbeit. Fernstudieneinheit
22. Langenscheidt, 1999. S. 98–99.
3. Schatz H.: Fertigkeit Sprechen. Erprobungsfassung
03/2001. Langenscheidt, 2001. S. 229.
4. Vorderwülbecke A., Vorderwülbecke K.: Stufen
International 1. Klett, 2003. S. 139.
5. Vorderwülbecke A., Vorderwülbecke K.: Stufen
International 2. Klett, 2003. S. 39–184.
6. http://www.die-eselsbruecke.de/aufsatz.html
3 А – Akkusativ, ES – Personalpronomen.
4 P.P. – Partizip Perfekt.
5 I.I. – zwei Infinitive.