СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поморская ладья

Нажмите, чтобы узнать подробности

В развитии мирового судостроения, равно как и мореплавания, выдающуюся роль сыграли наши предки восточные славяне, издревле селившиеся по берегам больших рек. Древнейшим средством для преодоления водных пространств славянам служила лодья (ладья).

Просмотр содержимого документа
«Поморская ладья»





Тема: Поморская ладья: история и современность.

Оглавление.

I.Вступление 3с.

II. Основная часть. 4с.

2.1 Происхождение названия «ладья» 4с.

2.2 История поморской ладьи 4с.

2.3 Строение ладьи. 7с.

III. Заключение. 8с.

Список литературы 9с.

Приложение 10с.







































Вступление

В развитии мирового судостроения, равно как и мореплавания, выдающуюся роль сыграли наши предки восточные славяне, издревле селившиеся по берегам больших рек. Древнейшим средством для преодоления водных пространств славянам служила ладья (в северных говорах ло́дья). Этот тип судов известен ещё с древнего мира. Египетский бог Ра именно на ладье путешествовал по небу. В период Средневековья их использовали не только для военных нужд, но и для торговли, освоения речных и морских просторов. В современном мире интерес к ладье не утихает. В интернете большое количество форумов, на которых обсуждают особенности моделирования этих судов из различных материалов, реконструкции ладьи участвуют в выставках и регатах. Образ ладьи использует известная марка отечественных машин. На Гербе города Дубоссар также изображена ладья. Но научно-популярной литературы для широкого круга читателей о ладье, тем более о поморской очень мало.

Поэтому цель работы узнать об истории поморской ладьи. В связи с этим были поставлены следующие задачи. 1.Систематизировать имеющийся материал о поморской ладье. 2.Рассмотреть точки зрения на происхождение названия «ладья». 3. Выяснить строение, виды поморской ладьи. 4. Попытаться реализовать полученные знания в моделировании судна.















II. Основная часть.

2.1 Происхождение названия «ладья»[6]

Ладья от слова ладить (строить) корабль (судно). Именно от слова ло́дья произошло современное слово «лодка» (маленькая ло́дья). Также это название применяется к подобным по конструкции. Хотя историки сходятся во мнении, что сам термин «лодья» является исконно славянским. Древними вендами (венедами) еще в VIII веке использовался термин lodja. Аналогичны ему термины в: Германии (Люнебург) — lida (ляда), Чехии — lodie, Польше — lodzia, Эстонии — lodja. В морском словаре К. И. Самойлова указывается что лодья — всякое речное судно, особенно больших размеров, в противоположность мелким судам, которые назывались межеумками. В Русской Правде 1282 года перечислены лодья, морская лодья, набойная лодья, чёлн и струг.

В Древней Руси, большую плоскодонную ладью с парусом и вёслами называли — Ушкуй. Развалистую печорскую ладью называли — Брусянка.

Ладья (в северных говорах ло́дья), дубас — славянское и русское (поморское) парусно-весельное морское и речное судно. Предназначенное для гражданских и военных целей. Славяне использовали в VI — XIII веках, а затем поморы. Судно было приспособлено для дальних плаваний.

2.2 История поморской ладьи

Известно, что восточные славяне стали совершать плавания по Черному и Средиземному морям уже в VI-VIII веках. Они были искусными судостроителями. Походы киевского князя Олега с дружиной в Константинополь в 907 году доказали мореходность славянских судов. В "Повести временных лет" сообщается и о других морских походах. При князе Игоре русские дружины более чем на 500 судах плавали по Черному, Азовскому, Каспийскому морям, перетаскивая корабли волоком из Дона в Волгу и обратно. Суда славян назывались скедии, лодьи и корабли. Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и более человек. Для увеличения вместимости к долбленому из целого дерева корпусу по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой внакрой называли набойнами, суда с обшивкой вгладь - насадами. Лодья несла большей, богато орнаментированный холщовый парус. Гребцы укрывались от солнца под навесом. (Приложение1)

Центром древнерусского судостроения был Киев, а в начале XII века становится Новгород. Суда новгородцев были более совершенными, чем суда киевлян, имели специальные помещения для экипажей («чердаки») и богато украшались резьбой. Стремление к освоению новых земель, врожденная предприимчивость и промысловая деятельность привели новгородцев на побережье Белого моря. Поморы (так называли себя переселенцы) строили суда с учетом плавания в ледовых условиях. Старинная русская лодья была усовершенствована и превратилась в морское трехмачтовое палубное парусное судно.

Первыми судами поморов были однодеревные лодки-ушкуи. Подобные лодки-«осиновки» они начали применять и для наледного промысла, придавая корпусу характерные обводы, необходимые для выжимания его льдом, и снабжая полозьями по обеим сторонам киля. Эти суда были непригодны для дальних плаваний. Поэтому появляются более крупные ледовые суда: раньшина, шняка, коч, или кочмара, лодья. (Приложение2)

Нигде в мире не было чего-либо подобного русскому полярному мореходству. Даже легендарные норманнские викинги плавали по северным морям только в летнее время: «Борзы на живой воде, ледовита же пути не любят».[3] Причем русским мореходам плавать приходилось по Белому морю с его сильными течениями, высокими приливами, подвижными льдами и суровым климатом, во тьме полярных ночей.

С XIII столетия северные лодьи строятся по иной технологии, чем восточные. Связано это с освоением берегов Белого моря поморами. Изначально поморы строили два вида лодей: «заморскую» - торговую, на которой совершались дальние плавания, и «обыкновенную» - для плавания в Белом море. Оба типа судов были плоскодонные, но отличались размерами и обводами корпуса, а также парусным вооружением. «Обыкновенные» лодьи строились, как и восточные, из цельного ствола дерева и наращивались бортами, но от восточных отличались тем, что имели сплошную палубу, не допускающую воду внутрь судна. Малая осадка позволяла близко подходить к неисследованным берегам. При плавании во льдах они не нуждались в специальных гаванях, чтобы укрыться от шторма или перезимовать. При преодолении естественных или искусственных препятствий, недоступных для судоходства, ладьи тащились волоком.

Развитие морской торговли в России, в XIII — XIV веках, привело к модернизации и значительному увеличению размеров судов в: длину до 25 метров, в ширину до 8 метров. Соответственно увеличилась и грузоподъёмность до 200 тонн. Такие суда имели до трёх мачт, с прямым парусным вооружением на первых двух и гафельным на последней мачте, общая площадь парусов была до 500 квадратных метров.

«…плывя по ветру, все лодьи опережали нас. Впрочем, согласно своему обещанию Гавриил и его друг часто приспускали свои паруса и поджидали нас…»[5]

В начале XV века русская ладья вполне соответствовала требованиям, предъявляемым к морскому парусному судну. На таких судах новгородские мореходы отправлялись на промысел от устья Северной Двины до острова Грумант (Шпицберген) на расстоянии 2000 км и успешно совершали дальние плавания вокруг Скандинавского полуострова до устья Невы и далее, до древнего города. Строительство ладей прекращено в России в начале XVIII века.



2.3 Строение ладьи.

Поморская лодья имела три мачты, средняя из которых делалась равной длине судна. Парусное вооружение «заморской» лодьи состояло из прямых парусов. Площадь парусов достигала 460 м2, что позволяло при попутном ветре проходить до 300 км в сутки. На больших ладьях было по два якоря массой до 0,5 т каждый и, кроме того, один запасной. Якорные канаты длиной 140 м изготовлялись из кожи, позднее из пеньки. Якоря выбирали вручную обычным воротом. Если «обыкновенные» лодьи строились без применения железа на деревянных нагелях, то в «заморских» лодьях детали набора и обшивки соединялись железными гвоздями. Самым же их главным отличием было то, что судно строилось не из цельного ствола дерева, а из наборных деталей: киля, шпангоутов, флор, бимсов... Обшивка набивалась вгладь - доска к доске. Щели обшивки и палубы конопатились болотным мхом и пенькой, а затем смолились. С XV века «обыкновенные» лодьи также начинают строить не из цельного ствола дерева, а наборными.[4]

Поморская лодья XIII века была наборным палубным судном с транцевой кормой и навесным рулем. Корпус разделялся поперечными переборками на три отсека с люками на палубе. В кормовом отсеке находилась каюта кормщика (капитана) и хранились мореходные инструменты, в носовом размещалась команда из 25—30 человек и стояла кирпичная печь для приготовления пищи, в среднем отсеке был грузовой трюм глубиной до 4 м.

«Заморские» лодьи в XIII-XV веках достигали в длину двадцати пяти и в ширину восьми метров. Имели значительную осадку и могли перевозить до 200 тонн груза. Для сравнения можно сказать, что крупнейший корабль Колумба имел водоизмещение около 100 тонн, а корабли английского мореплавателя XVI века Стефена Барроу отставали на ходу от русских лодей. Эти качества лодей вместе с «ледоходностью» делали их уникальными для своего времени.[5]





III.Заключение.

В развитии мирового судостроения, равно как и мореплавания, выдающуюся роль сыграли наши предки восточные славяне, издревле селившиеся по берегам больших рек. Древнейшим средством для преодоления водных пространств славянам служила лодья (ладья).

Условия плавания в Белом море, особенно зимой, были очень тяжелыми, что отразилось в строении поморских лодий. Нигде в мире не было чего-либо подобного русскому полярному мореходству. Это требовало высокой культуры мореплавания, которая была создана обобщенным опытом народа на протяжении веков.



























Список литературы

  1. baltterem.ru/maf/pomorskaya_ladya/

  2. dic.academic.ru/dic.nsf/polytechnic/4643/ЛАДЬЯ

  3. polar-odyssey.org/sea-club/smi-odyssey/.../339.html

  4. lib.rus.ec/b/289566/read

  5. litrus.net/book/read/5418/Istorija_Korablja_3

  6. ru.wikipedia.org/wiki/Ладья_(судно)

  7. www.xlegio.ru/.../boat-of-white-and-barents-seas-coast-dwellers.html



























Приложение.

1.



2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс