СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Помощь пострадавшему при вывихах, переломах.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок №

Дата :

Класс : 8

Тема урока: Помощь пострадавшему при вывихах, переломах.

Тип урока: комбинированный урок

Форма:

Цель :

 Формирование умения правильно оказывать первую медицинскую помощь при переломах, вывихах и обморожении в экстремальных ситуациях.

 

Задачи:

 

Обучающая:

 сформировать понятия «закрытый перелом», «открытый перелом», «вывих»,

 познакомить со способами оказания первой медицинской помощи при переломах, вывихах, обморожении;

 научить оказывать первую медицинскую помощь при переломах, вывихах и обморожении.

 

Воспитывающая:

 воспитывать у обучающихся чувство сопереживания;

 развивать стремление помогать товарищу в экстремальных ситуациях;

 формировать потребность бережного отношения к своему здоровью.

 

Развивающая:

 развивать навыки анализа чрезвычайной ситуации, принятия правильного решения в экстремальной ситуации;

 развивать навыки общения и взаимодействия в группе, совместного решения проблемных ситуаций.

 

Методы организации познавательной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя : объяснение, беседа.

 упражнение по правилам оказания ПМП, инструктаж по правилам оказания ПМП, демонстрация наглядно-иллюстративного материала.

 решение проблемных задач, поощрение, рассказ о жизненных ситуациях, дискуссия.

 устный и письменный опрос в виде теста, самоконтроль.

 

Формы организации учебной деятельности:

 фронтальная,

 работа в группах,

 индивидуальная (заполнение таблицы, схемы, тест).

 

Приёмы учебной деятельности:

 создание игровой ситуации

 демонстрация презентации

 решение жизненных проблемных ситуаций.

 

Оборудование:

 перевязочный материал: бинты, ткань и другие подручные средства;

 шерстяная ткань;

 шины, подручный материал для изготовления шин;

 карточки с заданиями,

 информационное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор;

 грелка, пластиковые бутылки с водой.

 

 ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент(1мин)

 

 1. Учебные столы расставлены для работы в трех группах. Обучающиеся при входе в класс случайным образом получают от учителя цветной жетон и в соответствии с цветом занимают место в одной из групп.

 

 Приветствие учеников класса.

 

 Учитель: Здравствуйте, ребята. Прошу садиться. Начинаем наш урок.

 

 II Актуализация опорных знаний (5мин)

Часть территории Крыма  покрыта водоёмами: речками, водохранилищами. Это означает, что практически каждый житель нашей Республики в течение года может оказаться возле какого-либо водоема. Теперь вы согласитесь со мной, что при этом необходимо соблюдение определенных правил поведения, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. Хорошо ли вы знаете эти правила? Проверим себя? Предлагаю вам пройти тестирование по теме «Правила безопасного поведения на воде», «Средства купания, спасение утопающих».

 

 На столах лежат приготовленные конверты с проверочными тестовыми заданиями (по 5 вопросов). Задания отличаются. На работу выделяется 5 минут. Ученики выполняют задания. Провести самопроверку, уточнить по готовым ключам. Напомнить критерии оценивания.

 

III. Мотивация обучающихся.(2мин)

 

 Учитель: Наш  край богат красивыми лесами.  Часто люди, устремляясь в лес за грибами, ягодами, в турпоход, на охоту или рыбалку, забывают об элементарных мерах собственной безопасности и с ними могут произойти различные непредвиденные, опасные ситуации. Что же может произойти с человеком в лесу? (Ученики называют различные варианты непредвиденных ситуаций, которые могут произойти с человеком в лесу).

 

 Молодцы! Вы видите все возможные реальные опасности для жизни и здоровья человека в лесу. Все ситуации мы сегодня рассмотреть не сможем. Давайте обратим внимание на некоторые случаи травмирования человека такие, как переломы, вывихи, обморожения зимой. В населенном пункте с этими проблемами справиться значительно проще: человеку может быть оперативно оказана профессиональная помощь. А в лесу первоначально нужно рассчитывать только на свои силы и возможности. Как это можно сделать?

 

 

 

IV  Целепологание (2 мин)

 

Ребята, как бы вы предложили назвать тему нашего сегодняшнего урока? (ученики предлагают варианты названий).

 

 Мне очень нравятся ваши названия. Если их обобщить и добавить мои предложения, то у нас получится вот такая тема урока «Помощь пострадавшему в лесу при вывихах, переломах, обморожении» (учитель открывает тему на доске).

 

 Запишите тему урока в тетради.

 

V. Изучение нового материала.(20мин)

 

Просмотр презентации с комментариями учителя

 Учитель: Я предлагаю вам самостоятельно в группах изучить материал об указанных в теме видах травм, выполнить предложенные задания, представить результаты работы и оценить их.

 

1. Задание №1 (работа в группах):

 

 обучающиеся работают с раздаточным материалом (распечатки текстов).

 

 1 группа. «Переломы». Что такое перелом, виды и признаки переломов? Какую помощь нужно оказывать при переломах в лесу? Сделайте вывод о том, какие переломы опаснее — открытые или закрытые — и почему.

 

 2 группа «Вывихи». Что такое вывих, его признаки. Какую помощь нужно оказывать при вывихах в лесу? Зачем необходимо произвести иммобилизацию конечности?

 

 

 Учитель просит обучающихся представить результаты работы. Ученики слушают, задают уточняющие вопросы и оценивают работу друг друга. Выступление каждой группы учитель дополняет материалами презентации и просит записать в тетрадях необходимые понятия, схемы.

 

 Просмотр презентации с комментариями учителя.

 

 

Задание №2 (работа в группах):

 

 Учитель: Я вижу, что вы хорошо знаете, как нужно действовать при различных видах переломов, при вывихах и обморожениях в условиях леса. Попробуем теперь попрактиковаться в оказании ПМП.

 

 У вас на столах лежат различные виды подручных средств оказания ПМП. Вам необходимо внимательно рассмотреть лежащие перед вами предметы, показать и обосновать их практическое применение.

 

 

 

 

 

Группа № 1.

 

 Шина, ветки дерева, небольшие рейки, бинты, бутылка с холодной водой, мох сфагнум (перелом).

 

Группа № 2.

 

 Платок, кусок ткани, бинты, бутылка с холодной водой (вывих).

 

VI. Закрепление изученного материала.(5мин)

 

Анализ и решение проблемных ситуаций

 

 Учитель: Ребята, вы молодцы! Вы не только теоретически знаете материал, но и умеете применять свои знания на практике.

 

 Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где-то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся и, если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненных ситуаций.

 

 Ребята вытягивают ситуации (по одной на группу) из школьной жизни. Им предлагается оценить их, принять решение (можно проинсценировать). Оценивается: анализ ситуации, действия по оказанию ПМП. Не следует делать акцент и оценивать артистизм учащихся, а оценить рациональность действий.

Ситуация 1. В столовой ученик поскользнулся  и упал на руку. Вы наблюдаете кровотечение и неестественную форму руки.

 

Ситуация 3. На перемене. Сбегая по лестнице, ученик подвернул ногу и почувствовал острую боль в области голеностопного сустава.

 

VII. Первичный контроль знаний (5 мин)

           1.  Какие типы повреждения скелета вам известны?

А) перелом

Б) артериальное кровотечение

В) ожог

Г) вывих

Д) растяжение

2.  Что является одним из признаков растяжения связок?

А) выход головки кости из суставной впадины

Б) смещение костей

В) сильная боль и отёчность

3.  Какой из предложенных  наборов является необходимым для оказания первой помощи при растяжении?

А) бинт, пузырь со льдом, таблетки анальгина

Б) поваренная соль, бинт, растительное масло, раствор иода

4.  Что из перечисленного является признаком вывиха?

А) выход головки кости из суставной впадины

Б) нарушение целостности кожных покровов

В) сильная боль и отёчность

 

5. Какой из предложенных наборов необходим для оказания первой помощи при вывихе?

А) активированный уголь, бинт, перекись водорода, йод

Б) бинт, таблетки обезболивающего средства, пузырь со льдом

6. Какой из предложенных наборов необходим для оказания первой помощи при открытом переломе конечности?

А) пузырь со льдом; шина, обложенная ватой; зелёнка; бинт; бумага; карандаш

Б) поваренная соль, бинт, растительное масло, раствор иода

7. При переломах рёбер необходимо:

А) наложить тугую повязку во время вдоха

Б) уложить больного на сломанное ребро, ограничивая его движения при дыхании

В) ничего не предпринимать, а вызвать скорую помощь

Г) наложить тугую повязку во время выдоха

8. Для чего после травмы рекомендуется прикладывать лёд или холодный компресс?

А) чтобы убить микробов

Б) чтобы уменьшить боль

В) чтобы законсервировать больное место так, как консервируют скоропортящиеся продукты в холодильнике

      Г) чтобы сузить кровеносные сосуды и уменьшить кровотечение

 

 

VIII. Домашнее задание.(1мин)

 

 1. Изучить конспект урока в тетради. Подготовиться к тестовой проверочной работе.

 

 

IX.  Рефлексия Итог урока.(2мин)

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что было полезным и интересным?

 

  • В ходе урока я узнал(а)…
  • Та информация, что я получил(а) на уроке может пригодиться мне…

 

Я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации. Урок окончен. Спасибо.

 

Просмотр содержимого документа
«Помощь пострадавшему при вывихах, переломах.»



Урок №

Дата :

Класс : 8

Тема урока: Помощь пострадавшему при вывихах, переломах.

Тип урока: комбинированный урок

Форма:

Цель :

Формирование умения правильно оказывать первую медицинскую помощь при переломах, вывихах и обморожении в экстремальных ситуациях.


Задачи:


Обучающая:

сформировать понятия «закрытый перелом», «открытый перелом», «вывих»,

познакомить со способами оказания первой медицинской помощи при переломах, вывихах, обморожении;

научить оказывать первую медицинскую помощь при переломах, вывихах и обморожении.


Воспитывающая:

воспитывать у обучающихся чувство сопереживания;

развивать стремление помогать товарищу в экстремальных ситуациях;

формировать потребность бережного отношения к своему здоровью.


Развивающая:

развивать навыки анализа чрезвычайной ситуации, принятия правильного решения в экстремальной ситуации;

развивать навыки общения и взаимодействия в группе, совместного решения проблемных ситуаций.


Методы организации познавательной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя : объяснение, беседа.

упражнение по правилам оказания ПМП, инструктаж по правилам оказания ПМП, демонстрация наглядно-иллюстративного материала.

решение проблемных задач, поощрение, рассказ о жизненных ситуациях, дискуссия.

устный и письменный опрос в виде теста, самоконтроль.


Формы организации учебной деятельности:

фронтальная,

работа в группах,

индивидуальная (заполнение таблицы, схемы, тест).


Приёмы учебной деятельности:

создание игровой ситуации

демонстрация презентации

решение жизненных проблемных ситуаций.


Оборудование:

перевязочный материал: бинты, ткань и другие подручные средства;

шерстяная ткань;

шины, подручный материал для изготовления шин;

карточки с заданиями,

информационное обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор;

грелка, пластиковые бутылки с водой.


ХОД УРОКА


I. Организационный момент(1мин)


1. Учебные столы расставлены для работы в трех группах. Обучающиеся при входе в класс случайным образом получают от учителя цветной жетон и в соответствии с цветом занимают место в одной из групп.


Приветствие учеников класса.


Учитель: Здравствуйте, ребята. Прошу садиться. Начинаем наш урок.


II Актуализация опорных знаний (5мин)

Часть территории Крыма покрыта водоёмами: речками, водохранилищами. Это означает, что практически каждый житель нашей Республики в течение года может оказаться возле какого-либо водоема. Теперь вы согласитесь со мной, что при этом необходимо соблюдение определенных правил поведения, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. Хорошо ли вы знаете эти правила? Проверим себя? Предлагаю вам пройти тестирование по теме «Правила безопасного поведения на воде», «Средства купания, спасение утопающих».


На столах лежат приготовленные конверты с проверочными тестовыми заданиями (по 5 вопросов). Задания отличаются. На работу выделяется 5 минут. Ученики выполняют задания. Провести самопроверку, уточнить по готовым ключам. Напомнить критерии оценивания.


III. Мотивация обучающихся.(2мин)


Учитель: Наш край богат красивыми лесами. Часто люди, устремляясь в лес за грибами, ягодами, в турпоход, на охоту или рыбалку, забывают об элементарных мерах собственной безопасности и с ними могут произойти различные непредвиденные, опасные ситуации. Что же может произойти с человеком в лесу? (Ученики называют различные варианты непредвиденных ситуаций, которые могут произойти с человеком в лесу).


Молодцы! Вы видите все возможные реальные опасности для жизни и здоровья человека в лесу. Все ситуации мы сегодня рассмотреть не сможем. Давайте обратим внимание на некоторые случаи травмирования человека такие, как переломы, вывихи, обморожения зимой. В населенном пункте с этими проблемами справиться значительно проще: человеку может быть оперативно оказана профессиональная помощь. А в лесу первоначально нужно рассчитывать только на свои силы и возможности. Как это можно сделать?




IV Целепологание (2 мин)


Ребята, как бы вы предложили назвать тему нашего сегодняшнего урока? (ученики предлагают варианты названий).


Мне очень нравятся ваши названия. Если их обобщить и добавить мои предложения, то у нас получится вот такая тема урока «Помощь пострадавшему в лесу при вывихах, переломах, обморожении» (учитель открывает тему на доске).


Запишите тему урока в тетради.


V. Изучение нового материала.(20мин)


Просмотр презентации с комментариями учителя

Учитель: Я предлагаю вам самостоятельно в группах изучить материал об указанных в теме видах травм, выполнить предложенные задания, представить результаты работы и оценить их.


1. Задание №1 (работа в группах):


обучающиеся работают с раздаточным материалом (распечатки текстов).


1 группа. «Переломы». Что такое перелом, виды и признаки переломов? Какую помощь нужно оказывать при переломах в лесу? Сделайте вывод о том, какие переломы опаснее — открытые или закрытые — и почему.


2 группа «Вывихи». Что такое вывих, его признаки. Какую помощь нужно оказывать при вывихах в лесу? Зачем необходимо произвести иммобилизацию конечности?



Учитель просит обучающихся представить результаты работы. Ученики слушают, задают уточняющие вопросы и оценивают работу друг друга. Выступление каждой группы учитель дополняет материалами презентации и просит записать в тетрадях необходимые понятия, схемы.


Просмотр презентации с комментариями учителя.



Задание №2 (работа в группах):


Учитель: Я вижу, что вы хорошо знаете, как нужно действовать при различных видах переломов, при вывихах и обморожениях в условиях леса. Попробуем теперь попрактиковаться в оказании ПМП.


У вас на столах лежат различные виды подручных средств оказания ПМП. Вам необходимо внимательно рассмотреть лежащие перед вами предметы, показать и обосновать их практическое применение.






Группа № 1.


Шина, ветки дерева, небольшие рейки, бинты, бутылка с холодной водой, мох сфагнум (перелом).


Группа № 2.


Платок, кусок ткани, бинты, бутылка с холодной водой (вывих).


VI. Закрепление изученного материала.(5мин)


Анализ и решение проблемных ситуаций


Учитель: Ребята, вы молодцы! Вы не только теоретически знаете материал, но и умеете применять свои знания на практике.


Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где-то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся и, если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненных ситуаций.


Ребята вытягивают ситуации (по одной на группу) из школьной жизни. Им предлагается оценить их, принять решение (можно проинсценировать). Оценивается: анализ ситуации, действия по оказанию ПМП. Не следует делать акцент и оценивать артистизм учащихся, а оценить рациональность действий.

Ситуация 1. В столовой ученик поскользнулся и упал на руку. Вы наблюдаете кровотечение и неестественную форму руки.


Ситуация 3. На перемене. Сбегая по лестнице, ученик подвернул ногу и почувствовал острую боль в области голеностопного сустава.


VII. Первичный контроль знаний (5 мин)

1. Какие типы повреждения скелета вам известны?

А) перелом

Б) артериальное кровотечение

В) ожог

Г) вывих

Д) растяжение

2. Что является одним из признаков растяжения связок?

А) выход головки кости из суставной впадины

Б) смещение костей

В) сильная боль и отёчность

3. Какой из предложенных наборов является необходимым для оказания первой помощи при растяжении?

А) бинт, пузырь со льдом, таблетки анальгина

Б) поваренная соль, бинт, растительное масло, раствор иода

4. Что из перечисленного является признаком вывиха?

А) выход головки кости из суставной впадины

Б) нарушение целостности кожных покровов

В) сильная боль и отёчность


5. Какой из предложенных наборов необходим для оказания первой помощи при вывихе?

А) активированный уголь, бинт, перекись водорода, йод

Б) бинт, таблетки обезболивающего средства, пузырь со льдом

6. Какой из предложенных наборов необходим для оказания первой помощи при открытом переломе конечности?

А) пузырь со льдом; шина, обложенная ватой; зелёнка; бинт; бумага; карандаш

Б) поваренная соль, бинт, растительное масло, раствор иода

7. При переломах рёбер необходимо:

А) наложить тугую повязку во время вдоха

Б) уложить больного на сломанное ребро, ограничивая его движения при дыхании

В) ничего не предпринимать, а вызвать скорую помощь

Г) наложить тугую повязку во время выдоха

8. Для чего после травмы рекомендуется прикладывать лёд или холодный компресс?

А) чтобы убить микробов

Б) чтобы уменьшить боль

В) чтобы законсервировать больное место так, как консервируют скоропортящиеся продукты в холодильнике

Г) чтобы сузить кровеносные сосуды и уменьшить кровотечение



VIII. Домашнее задание.(1мин)


1. Изучить конспект урока в тетради. Подготовиться к тестовой проверочной работе.



IX. Рефлексия Итог урока.(2мин)

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что было полезным и интересным?


  • В ходе урока я узнал(а)…

  • Та информация, что я получил(а) на уроке может пригодиться мне…


Я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации. Урок окончен. Спасибо.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!