СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Помощь в подготовке исследовательской работы "Откуда к нам на стол хлеб пришёл?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время эта тема очень актуальна, так как мы перестаём ценить и беречь хлеб. Я часто вижу, как небрежно некоторые дети относятся к хлебу в школьной столовой. Такое отношение к хлебу не допустимо, ведь хлеб – это не просто продукт питания, но, в первую очередь, - это тяжкий труд многих людей.

Просмотр содержимого документа
«Помощь в подготовке исследовательской работы "Откуда к нам на стол хлеб пришёл?"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Ярлуково

Грязинского муниципального района Липецкой области









Исследовательская работа




Откуда к нам на стол хлеб пришёл?








Работу выполнил: ученик 2 класса

МБОУ СОШ с.Ярлуково

Ульшин Артём

Руководитель: учитель начальных

классов

Пустовалова Ирина Анатольевна






Ярлуково

2016 г.

Содержание




1. Введение

Актуальность

Цель, задачи

Объект исследования

Предмет исследования

Гипотеза


2. Основная часть

2.1.Как хлеб получил своё название

2.2. История возникновения хлеба

2.3. Хлеб на Руси

2.4. Роль хлеба в жизни человека.

2.5. Путь хлеба от зерна до буханки

2.6. Как хлеб приходит к нам на стол?

2.7. Последний этап

2.8. Мой папа - учёный агроном.

2.9. «Сто двадцать пять блокадных грамм»

3. Результаты и заключение

Вывод

4. Список использованных источников

5. Приложение








Введение


Вот он- хлебушко душистый, 
С хрупкой корочкой витой, 
Вот он тёплый, золотистый, 
Словно солнцем налитой. 

У народа есть слова:
«Хлеб - всей жизни голова».
Славится он первым на земле, 
Славится он первым на столе. 

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, 
Ломоть ржаного трудового хлеба? 
Он пахнет полем, речкой, печью, небом. 
А главное - работой пахнет хлеб. 


С караваем соль подносим, 
Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг, 
Принимай хлеб-соль из рук.


Актуальность: Наш народ хлебосолен. Хлеб - это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе-богатство в доме.

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением, самым страшным грехом считалось уронить хлеб, а ещё страшнее – наступить на него!

Люди во все времена понимали, что хлеб - это их жизнь.

В наш век передовых технологий и открытий, мы перестаём ценить и беречь хлеб. Он стал нашей ежедневной пищей. Я часто вижу, как небрежно некоторые дети относятся к хлебу в школьной столовой: не доедают хлеб, выбрасывают его, скатывают хлебный мякиш и даже пытаются что-то лепить из него. Такое небрежное отношение к хлебу не допустимо, ведь хлеб – это не просто продукт питания, но, в первую очередь, - это тяжкий труд многих людей. Уважая хлеб, мы уважаем людей труда, которые помогли хлебу пройти путь от зёрнышка до румяного каравая на нашем столе

Большинство из школьников даже не имеют представления о том, как хлеб выращивают, пекут, сколько труда и души в него вкладывают. Мне захотелось им помочь узнать весь долгий путь, который проходит хлеб, прежде чем появиться на полке в магазине и дома на столе, тогда дети смогут понимать ценность хлеба, научатся его беречь.







Цель проекта:

Обобщить знания о том, что хлеб - пищевой продукт, получение которого требует большого труда.





Задачи:

- Выяснить, откуда берётся хлеб.

- Уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба.

- Познакомить с профессиями людей, выращивающих хлеб.

- Сформировать осознанное, бережное отношение к хлебу.





Объект исследования: хлеб.

Предмет исследования: этапы производства хлеба.







Гипотеза: Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий.



















Основная часть


Хлеб!  Какое краткое, но ёмкое слово?

Хлеб!  Он заключает в себе историю человечества!

Хлеб! Он символ богатства!

Хлеб! Он может поставить на ноги, может на колени!

Есть хлеб - будет жизнь! Хлеб и жизнь, эти два слова стоят рядом.




2.1.Как хлеб получил своё название



Слово «хлеб» произошло от греческого «хлебное», которое означает название глиняного горшка, в котором пекли хлеб.

Растения, зерна которых годятся в пищу, называются ХЛЕБА. Это рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза. Основные наши кормильцы - пшеница, рожь, ячмень имеют особое название - ЖИТО. Слово Жито народ произвел от слова ЖИТЬ. Будет ЖИТО и жить можно!


Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову о том, что он – одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю в качестве напутствия Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего»


В толковом словаре В. И. Даля две страницы посвящены слову “хлеб”. Хлеб – это хлебные злаки с мучнистыми зернами, коими человек питается. Растение в снопах, копнах, кладях…чистое зерно.











2.2. История возникновения хлеба




Хлеб – один из старейших приготавливаемых продуктов. По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей. Впервые злаки были использованы в пищу около 15000 лет до нашей эры в Средней Азии.

Около 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Около 1000 лет до нашей эры люди стали использовать углекислый калий и прокисшее молоко для изготовления первого хлеба. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получилось оно выше, румянее, вкуснее. К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе. В средние века почти во всех городах Европы были булочные.

Хлебу отводили особое значение в культуре, а пекари пользовались большим уважением у населения. Учитывая, что мука доставалась древним людям особенно тяжело, поэтому люди не прощали пекарям неудачное выпекание хлеба. Если хлеб получался низким, черствым или подгорелым, пекарю позорно сбривали волосы, наказывали множеством ударов плетьми, выставляли на обозрение на площади или отправляли в суровые места на временное проживание.

В случае если пекарь был убит, убийцу судили со всей строгостью. Люди, которые занимались выпеканием хлеба, держали рецепт приготовления в секрете, передавая особенности изготовления от отца к сыну. Успешному пекарю, который знал толк в выпекании хлеба, традиционно ставился памятник.

В каждой стране хлеб почитали по-своему, к примеру, в средневековом Риме было принято украшать вход в помещение, где выпекали хлеб. Из дерева, а также металла вырезали красивые булки, караваи, крендели, которыми украшали всю пекарню, особенно вход. Они служили символами пекарен.














2.3. Хлеб на Руси




История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. В русской культуре хлеб всегда занимал особое место. Ведь практически все славянские племена имели особый обычай – считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями на всю оставшуюся жизнь. Именно хлеб считался связующим звеном между народами.

По мнению историков, хлеб на территории России появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад. В поисках пищи люди обратили внимание на злаковые растения. Долго в пищу употребляли зерна в сыром виде, потом научились растирать их между камнями, получали крупу, варили как кашу.

Однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилось и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.

На Руси основным видом хлеба был кисловатый черных хлеб. Пекли также ситный (муку просеивали через сито) и белый из крупчатки. Но простой люд не мог себе позволить даже на праздник отведать «Боярского» хлеба. Хлеб очень ценился. Поэтому и к пекарям было уважительное отношение. В неурожайные годы хлеб был на вес золота, в муку подмешивались всевозможные овощные добавки: фасоль, картофель, разные травы, рис и горох. Именно в то время у слова «хлеб» появилось переносное значение: пища, основа жизни. В молитвах упоминается «хлеб наш насущный». До сих пор мы говорим: «зарабатывать на хлеб».



















2.4. Роль хлеба в жизни человека.


Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Так зародилось земледелие. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину. Но первым «хлебным растением» надо считать не современные злаки – рожь, пшеницу, а… дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали для приготовления хлеба еще в очень древние времена. На территории современной Кировоградской области найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых здесь пекли хлеб более 5000 лет назад.

Хлеб – один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без него и дня. Недаром народ создал пословицы: «Хлеб – кормилец», «Хлеб – всему голова».

Изобилие хлеба – заветная мечта человечества, а точнее – миллионов людей. Все помнят, как в страшные блокадные дни кусочек хлеба величиной со спичечный коробок спасал людей от смерти.

Сегодня мы славим труд землепашца и комбайнёра, водителя, мукомола и хлебопёка. Это их честный и нелёгкий труд даёт нам возможность жить, видеть каждый день на столе вкусный и ничем незаменимый хлеб.

Не зря в народе говорят: «Был бы кусок хлеба, да крыша над головой, и жить можно». Хлебом - солью встречали дорогих гостей. За хлеб бились насмерть с врагом. Хлебом, как именем матери и Родиной, клялись. Это слово мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья.

«Хлеб – дар божий», - говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. «Худ обед – коли хлеба нет». Этими и другими пословицами человек определил роль хлеба.















2.5. Путь хлеба от зерна до буханки



Каждый день, садясь за стол завтракать, обедать, ужинать, мама разрезает и кладет на стол ломтики вкусного, румяного с красивой хрустящей корочкой хлеб.

На прилавках магазинов можно увидеть различные сорта хлебобулочных изделий. Я очень люблю хлеб и с удовольствием ем его. Я часто думал: “Откуда берется хлеб?”. И с этим вопросом обратился к своей учительнице, Пустоваловой И. А. Она предложила мне провести исследование “Откуда к нам на стол хлеб пришёл?”. Первым моим шагом было посещение библиотеки. С помощью библиотекаря я подобрал литературу, из которой почерпнул интересные знания, которыми хотел бы поделиться с вами. Из книг я узнал, чтобы получить хлеб – это долгая и трудная работа, которой занимается много людей.


Существует такая легенда: однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель говорил: что солнце, пекарь – огонь. Вы забыли о человеке, - сказал мудрец, - хлеб – дитя человеческое. Действительно, скольким людям нужно потрудиться, чтобы мы смогли отведать вкусного, ароматного хлеба.

















2.6. Как хлеб приходит к нам на стол?

А ведь непросто приходит он к нам на стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.

Ведь не сразу стали зёрна хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились на земле!

Для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, нужны три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.


А путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят тракторы. У пахаря много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян. 



Через некоторое время на поле работают другие машины – сеялки, чтобы засеять.


Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе-сентябре, а убирают в июне-июле, они дают большой урожай.

На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.




Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.

А потом на машинах везут зерно на элеватор.  Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, где уже из зерна получают муку. А оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.














2.7. Последний этап





Пекари пекут хлеб. Самое первое необходимо муку просеять. Затем готовят опару – жидкое тесто, и оставляют бродить на протяжении четырех часов, только после этого приступают к замесу более густого теста. Потом разделывают на отдельные кусочки массой 230 граммов. Тесто должно “вырасти”, а потом направляют в печь.

Пекарь следит за выдержкой теста, определяет его готовность к выпечке. Укладывает тесто на листы, лопаты или кассеты и отправляет к выпечке. Осуществляет контроль над процессом выпечки, следит за работой пекарной камеры.

Умение печь хлеб - это большое искусство. Искусство пекаря заключается в том, что он знает, как должна выглядеть заготовка в каждый момент движения по пекарной камере. Внешний вид и окраска корки хлеба говорят наблюдательному пекарю о температуре пекарной камеры, о скорости прогрева хлеба, о влажности в камерах.

     Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины.


В магазинах люди покупают на выбор хлеб и хлебобулочные изделия. Почему хлеб бывает белым и черным?

Оказывается все дело в муке, есть мука пшеничная и ржаная. Из пшеничной муки пекут белый хлеб, а из ржаной – черный.

Я узнал, что в наши магазины поступает хлеб нескольких видов. Это ржаной, пшеничный, бородинский, диетический.



Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. 













2.8. Мой папа Ульшин Алексей Алексеевич - учёный агроном.


Мой папа выращивает хлеб. Он работает главным агрономом в большом хозяйстве ОАО АПО «Дружба». Это было его мечтой детства. Алексей Алексеевич родился и вырос в маленькой деревне с красивым названием Бурдино. Вокруг деревни во все стороны расходились широкие хлебные поля. Папа любил наблюдать за работой тракторов и комбайнов, общался с рабочими, помогал в поле своим родителям. Очень интересно ему было узнать, как из маленького зернышка получить большой колос, а на поле – большой урожай. После окончания школы папа поступил учиться в Воронежский агроуниверситет и закончил его с отличием. Получил специальность – ученый агроном. Свою работу он очень любит.

Все эти годы папа работает по выбранной специальности. Теперь он точно знает, как получить высокий урожай. Современные технологии возделывания это позволяют, но этим нужно грамотно управлять. Правильно применять удобрения, защищать посевы от сорняков, вредителей и болезней. Смотреть за правильной работой почвообрабатывающих, посевных и уборочных комплексов. Вот такая интересная работа у моего папы.

За многолетний и добросовестный труд получил много грамот. Также получил благодарность от правительства Российской Федерации.


Папа часто повторяет слова:


Все мне снится: поспевает рожь,

На колосьях теплый свет заката…

Так всю жизнь в душе и бережешь,

То, что в детстве полюбил когда-то…

Скажут: это старомодно. Что ж,

Все родное нам навеки свято…

Поле, поспевающая рожь,

На колосьях – теплый свет заката.  

(Н. Рыленков)



2.9. «Сто двадцать пять блокадных грамм».


Изобилие хлеба – заветная мечта человечества, а точнее – миллионов людей.

Развитие нашей страны (и ее зернового хозяйства) когда-то прервало начало Великой Отечественной Войны. Почти во все времена враг первый удар наносил по хлебу. Так было и в тот раз. Враг жег хлеб на корню – страшная картина. И хлеб, в который раз, стал вопросом жизни или смерти. Он нужен был и фронту, и тылу. От хлеба зависело будущее народа, страны, целого Мира.


В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам.


- В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп.

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

«Хлеб - всей жизни голова!»


Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады.

Жители города получали 125 г блокадного ленинградского хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.

Что такое блокадный хлеб?

Блокадный хлеб – это пищевая целлюлоза 10 %, жмых – 10 %, обойная пыль – 2 %, выбойки из мешков – 2 %, хвоя – 1 %, ржаная обойная мука – 75 %. При выпечке этого хлеба формы для выпечки смазывали соляровым маслом (другого не было). И этого хлеба полагалось всего 125 грамм на человека в сутки.

«Это совсем маленький кусочек: тяжелый, мелкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки». 

На Пискаревском кладбище тысячи могил. Около одной могилы стоят люди и молча плачут. На могиле лежит ломтик хлеба, а рядом слова: «Доченька, если бы я могла тебе дать его тогда».


Ежегодно в памятные блокадные даты на Пискаревском мемориальном кладбище проходит акция «Блокадный хлеб Ленинграда».





В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм!




Мы не знаем, что такое голод, хлебные карточки, вкус хлеба с примесью сена, соломы, коры деревьев, семян лебеды. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда даже маленький кусочек не выбрасывают. В ряду со словами РОДИНА, МИР, ОТЕЦ, МАТЬ, еще и стояло слово ХЛЕБ.

После окончания войны, в первую очередь все силы были направлены на повышения урожайности, от которой зависела жизнь народа-победителя. Таким образом, ценой хлеба являлась человеческая жизнь. Когда прочитаешь про блокадный Ленинград, про послевоенные годы, начинаешь задумываться о хлебе, об отношении к нему. Доставался он тяжело, пекли его с любовью, берегли и относились с уважением. История хлеба неотделима от великой, трагической и прекрасной истории человечества.



























Результаты и заключение.


В процессе работы над данным проектом я узнал, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. В течение этого времени я познавал мир, делал открытия, удивлялся, разочаровывался, совершал ошибки, исправляли их, приобретал опыт общения.





Вывод


Мы должны всегда помнить, сколько труда людей затрачено, чтобы мы ели хлеб и каждый день не знали голода. Много труда затрачивают люди, чтобы каждый день был у нас мягкий, вкусный хлеб. Нам надо бережно относиться к хлебу, который растило столько рук. Не бросайте хлеб, останавливайте тех, кто бросает его, если видите, что хлеб валяется, подберите его и отдайте птицам. Всегда помните правило:

«Длинен и труден путь хлеба к нашему столу, поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу.»


Из книг я узнал, чтобы получить хлеб – это долгая и трудная работа, которой занимается много людей.

Выросла пшеница. Ни жары, ни холодов не боится. Это ученый много лет работал, новый сорт пшеницы выводил. Агроном сказал, когда пахать, как землю напоить. Тракторист землю пахал, поле засевал. Летчик над полем кружил, молодые ростки от вредителей защищал. Как созрели колосья, комбайнер урожай собрал. Шофер зерно на элеватор отвез. Хорошо потрудились хлеборобы.

Поэтому я думаю, что хлеб нужно беречь, чтобы никто не знал голода. Пусть во всех домах мира будет хлеб. Ведь хлеб – это жизнь.


Хлеб – драгоценность!

Им не сори.

Хлеба к обеду в меру бери.



Вся моя исследовательская работа, так или иначе, была направлена на выявление главного вопроса «узнать, откуда берётся хлеб, что особенного в хлебе, чем он ценен для человека». Проведенное исследование открыло для меня много нового. Я узнал, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнал, что хлеб –главная пища на столе. И только благодаря кусочку хлеба многие люди смогли выжить в годы Великой Отечественной войны. Я понял, почему люди с давних времен свято почитали и ценили хлеб.

Исстари говорят: сколько ни думай, лучше хлеба не придумаешь. Хлеб всегда добр, даже в мире, в котором много злобы.

Хлеб он только тогда хлеб, когда выращенный, обмолоченный, просушенный, провеянный, упрятан в сусеки. И всё это зависит от хлебороба. Поклонимся же ему, но и ещё раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших хлеб, положивших нам его на стол. И будем бережливы к каждому ломтю хлеба, к каждой его крошке. Ведь цену хлеба нельзя измерить ни долларами, ни рублями, ни евро!


- Велик сеятель, никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.



Считаю, что я сумел достичь цели своего исследования. Выдвинутая мною в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла мне выяснить, откуда берётся хлеб и понять всю ценность хлеба. Теперь я еще больше буду ценить хлеб и дорожить им, буду учить этому своих друзей и ребят из младших классов.



























Список использованных источников









1.Гришкевич В.В. “О хлебе” // Внеклассная работа в школе №1 2012 с.43

2.Мухаметова М.”Хлеб – имя существительное” // Внеклассная работа в школе №2 2005 с.7

3.Прохорова Л Н “Хлеб всей жизни голова «Сценарии школьных праздников»

Издательство “Экзамен” Москва 2007 с.42

4.Успанова С.”Берегите хлеб” // Внеклассная работа в школе №3 2005 с.36


1.Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.

2. Энциклопедия для детей. Древние цивилизации. Том 31. Аксенова М., Володихин Д., Стрикалов И. и др.

3. Интернет ресурсы:

- из истории появления хлеба

http://www.baby.ru/community/view/125557/forum/post/117506392/

http://www.homebread-shop.ru/istoriya-hleba-v-rossii

http://kedem.ru/history/20090114-bread/

http://wilka.ru/inf_28.php




















Приложение


Светлана Богдан


КАК КОЛОСОК НА СТОЛ ХЛЕБОМ ПРИШЁЛ


Вырос в поле колосок.

Как же хлебом стать он смог?

В колоске домов полно!

В каждом вызрело зерно.


А из зёрнышка в свой срок

Будет новый колосок!...

Всё сначала, по порядку -

Разгадаем мы загадку.


Вышли в поле трактора,

Землю им пахать пора,

Чтоб посеять рожь, пшеницу…

Ведь на поле Хлеб родится!


К севу всё уже готово!

И кипит работа снова…

В сеялки полным-полно

Насыпается зерно.

С ранней зорьки до темна

В землю сеется оно!


Солнце землю согревает,

Дождик щедро поливает.

К концу лета вышел срок -

Вырос в поле колосок!


Поле солнцем залитое,

Говорят, что золотое…

Колоски росли, трудились,

Светом солнечным налились,

Силу взяли от Земли -

Золотыми стать смогли!


Дни промчались… Наступает

Время сбора урожая…


Вышел в поле агроном -

Близко он с землёй знаком.

Знает, что растить и как –

В этом деле он - мастак!

Колосочки в руки взял…

«Урожай готов!» – сказал.


Дружно взялись все за дело

И работа закипела!

С ранней зорьки и до ночи

Комбайна двигатель клокочет…


Он колосья жнёт умело,

Зерно ссыпает в грузовик!

Как благородно это дело!

И хлебороб к труду привык!


Машины едут на поля,

Чтоб урожай успеть убрать,

Пока тепла, суха земля,

Комбайн спешит колосья жать.

А небо уже в тучах серых…

Успеть бы до дождя… За дело!


Везут зерно на элеватор.

А там трудяга-экскаватор…

Перемешает он зерно,

Чтобы проветрилось оно,

Чтобы под солнцем просушилось,

И лучше в зиму сохранилось.


Лишь зерно проветрится –

Его везут на мельницу.

Ветер жернова вращает,

В муку зёрна превращает…

Вы готовьте лишь мешки –

Хватит здесь для всех муки!


Белый-белый порошок

Насыпают нам в мешок.

… Вот и есть у нас мука

Из зерна пшеничного.

Как белёшенька, мелка –

Качества отличного!

Как теперь нам дальше быть?

Тесто из чего месить?


Что ж, начнём… Муку просеем.

Горкой насыпаем.

В серединку воду льём,

Маслом заправляем.

А теперь немного соли -

Лишь щепоточку, не боле…


Яйцо добавим, сахар тоже,

Тесту это всё поможет

Пышным быть и очень вкусным.

Поработаем искусно!


А тем временем опару

Мы для теста ставим:

Дрожжи с молоком, мукой

Взобьём и оставим.

Постоит пускай в тепле,

Чтобы выросло вдвойне!


Вот опара и готова.

Теперь можно всё смешать.

Тщательно и аккуратно,

Чтобы хлебу силу дать!


Есть у пекарей секрет

Терпеливым лишь здесь место!

Чем мы дольше месим тесто –

Тем пышнее будет хлеб!


Тесту нужно дать подняться,

Чтобы сил могло набраться,

Чтоб воздушным было, пышным…

Вкусный хлеб не будет лишним!


В формы тесто помещаем,

Пусть немного постоит.

В печке жару прибавляем -

Веселей огонь горит!

Ещё нужно подождать –

Подрастёт… и в печь сажать.


Время быстро пробежало –

Тесто в формах задышало:

Стало рыхлым, ноздреватым

И воздушным, словно вата.

Пора тесто ставить в печь,

Чтобы хлебушек испечь!


Вот запахло хлебом дома.

Это значит - всё готово!

Достаём мы из печи,

Ватрушки, плюшки, калачи,

Булки ароматные,

Караваи знатные!

Корочки хрустящие,

Румяные, блестящие!


Каравай… Ах, красота!

Хлеб такой для торжества.

Не у всякой мастерицы

Может Хлеб такой родиться!


Хлеб пшеничный и ржаной,

Заварной и отрубной…

Булки, плюшки и ватрушки,

Баранки, бублики и сушки,

Вафли, сухари, печенье,

И пирожное с вареньем,

Пирожки и пироги -

Всё из хлебной из муки!

Макароны все на свете:

Рожки, ракушки и спагетти,

Манты и знатные пельмени…

Муку ничем мы не заменим!


Хлеб, ребята, берегите!

Никогда им не сорите!

Много рук его растили,

Собирали, молотили,

Отдыха порой не знали,

Долго у печи стояли,

Чтоб для нас испечь полезный

Хлеб душистый и чудесный!

Вот так малый колосок

На стол хлебом прийти смог!






Народная мудрость гласит


О хлебе много сложено пословиц:

- Как посеешь, так пожнешь.

- Землю уважай - она даст урожай.

- Человек хлебом живет, а не промыслом.

- Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

- Хлеб черствый – обед честный.

- Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

- За обедом – хлеб всему голова!

Есть и заповеди, связанные с хлебом.

«Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя всех, кого найдет за столом, за едой.

«Хлеба кушать!» - непременно отвечают ему в смысле: «Милости просим, садись с нами и ешь». Этим приглашением доказывается наше особенное русское свойство гостеприимства, которое по этой причине и называется чаще хлебосольством.






125 грамм Блокадного хлеба по рецепту 1941 года

















Пшеница






Положит в землю Человек зерно,

Прольётся Дождь- зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберёт.

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок,

На совести достанется кусок.


Автор: Аким. Я.




















КНИГИ О ХЛЕБЕ







азбука. 1кл. в 2ч. ч.2. горецкий в.г.












Рецепты:

Дрожжевое тесто

Для приготовления теста на 1 кг муки берется:

30-40 г дрожжей, 2 стакана воды или молока, 2-4 ст. ложки жира, 2-3 яйца, 1 ст. ложка сахара и 1 чайная ложка соли

Пирожки печеные из дрожжевого теста.

Приготовить тесто. Разделить тесто на кусочки, придать им форму шариков, оставить на 5-8 минут, чтобы тесто немного подошло. После этого раскатать шарики из теста в виде круглых лепешек, толщиной до 1 см, и положить на каждую лепешку начинку. Края соединить и защипать.

Разделанные пирожки уложить защипанной стороной на смазанный маслом пирожковый лист или сковородку на расстоянии 1 - 2 см друг от друга и поставить на 15-20 минут в теплое место для подъема. После этого пирожки смазать взбитым яйцом и выпекать в в духовом шкафу в течение 10-15 минут. Готовые пирожки снять с листа, смазать сверху маслом и накрыть чистым полотенцем.

Крендельки.

В теплом молоке развести дрожжи, всыпать половину муки и поставить опару. Когда опара увеличиться примерно в два раза, положить соль и яичные желтки, стертые добела с сахаром, размешать, всыпать оставшуюся муку и замесить тесто. Затем прибавить растопленное масло или маргарин, цедру лимона, тесто вымесить. После этого тесто посыпать мукой и поставить в теплое место. Когда тесто подойдет, выложить его на доску, посыпать мукой и разделать из него маленькие крендельки: смазать их маслом, посыпать сахаром, поставить в духовой шкаф на 10-12 минут.

На 1 кг муки: 1,5 стакана молока, 5 яиц, 1 стакан сахара, 100-125 г масла, 3/6 чайной ложки соли, 30 г.дрожжей, цедру с лимоном.

Булочки

В посуду для теста влить 2 ? стакана теплого молока, растворить в нем дрожжи (30 г) и, помешивая всыпать половину муки (500г). Вымесить, чтобы не было комков, поставить в теплое место, накрыть салфеткой. Когда опара подойдет, положить в нее соль (3/4 чайной ложки), сахар (3/4 стакана сахара), разогретое масло (150-200 г). Можно добавить 2-3 яйца, ванилин или кардамон в порошке, размешать добавить остальную муку, перемешать. После этого снова поставить в теплое место для подъема.

Когда тесто увеличиться. выложить его на доску, посыпанную мукой, и разделать в виде шариков весом примерно в50-60 г. Разделанное тесто уложить на лист, слегка смазать маслом, дать булочкам подняться в теплом месте и затем их смазать взбитым яйцом и поставить на 12-15 минут в жаркий духовой шкаф для выпечки



Хлеб – предмет культа



Хлеб использовали в качестве оберега: клали в колыбель, клали на место, где лежал покойник, чтобы хлеб победил смерть, выносили на улицу при приближении грозы, чтобы защитить посевы. Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу «Хлеб в пути не тягость», чтобы он охранял в пути. Именем хлеба клялись «Чтоб мне хлеба не видать». Хлеб брали, когда отправлялись свататься, с хлебом и солью встречали гостя и молодоженов из церкви после венчания, угощали им весь двор в различных обрядовых ситуациях. Хлеб вносили в дом на новоселье  «Не красна изба углами, а красна пирогами». Считалось самым большим грехом уронить хотя бы крошку хлеба, а еще страшнее растоптать ее. Не из-за скупости подбираются крошки хлеба за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

Существовали различные приметы, связанные с хлебом, с отношением к хлебу.

Вот некоторые из них:

Если хлебом со стола во время трапезы угощать собаку, это чревато бедностью.

Тех, кто выбрасывает хлеб, ожидает очень суровое наказание — недуги, голод, нужда.

Если в начале обеда и по его завершении съедать ломтик хлеба с солью, человек будет счастливым.

Нельзя есть хлеб за спиной другого человека: таким образом можно съесть его силу.

Если во время трапезы, не доев свой кусок хлеба, принялись за новый, значит, кто‑то из ваших близких терпит нужду и голод.

Во время обеда ломоть хлеба упал – гость спешит.

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс