Понятие, функции и классификация бизнес-планов. Качественная оценка рисков бизнес-планов
Бизнес-план - это инструмент управления, направленный на планирование финансовой, производственной и сбытовой деятельности фирмы для реализации выбранного проекта в соответствии с потребностями рынка и производственными ресурсами фирмы. Особенностями бизнес-плана являются: концентрация на одной из целей фирмы, которая конкретизируется и детализируется (разбивается на отдельные задачи, при этом выявляются способы их решения); ориентация на развитие; четко очерченные временные горизонты.
Основными функциями бизнес-плана являются координирующая, стимулирующая, прогнозная и контрольная функции.
Все бизнес-планы можно классифицировать по следующим основаниям:
Тип проекта - классификация, осуществляется по основным сферам деятельности, в которых существует проект (технический, организационный, экономический, социальный, смешанный).
Масштаб проекта - по размеру самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир.
Длительность проекта: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Сложность проекта - по степени финансовой, технической сложности и т.д.
Вид проекта - по характеру предметной области проекта: инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный и т.д. Большинство бизнес-проектов являются инвестиционными, т.е. их основной целью является получение прибыли.
Значимость проекта - по степени влияния на деятельность организации: бизнес-план для создания организации, финансового оздоровления или развития (всей организации или отдельного ее подразделения).
7. Цели проекта - по целям разработки: предназначенные для получения внешнего финансирования от государства, региона или кредитных организаций; выработки стратегии развития; совершенствование текущей деятельности организации и т.п.
Качественная оценка рисков бизнес-плана достаточно проста, не требует сложной методологии, но и результаты в большинстве случае» не удовлетворяют стороны, заинтересованные в исследовании. Как правило, качественная оценка рисков является первым шагом в процессе количественной оценки риска.
Алгоритм качественной оценки рисков бизнес-плана:
описание рисков;
описание последствий рисков и выявление рисков, способных в наибольшей степени повлиять на проект;
экспертная оценка возможности наступления рисков;
группировка рисков по их степени важности для предприятия.
В качестве методов качественной оценки рисков бизнес-планов можно назвать:
неформальный метод (интуиция руководителя);
коллективные методы: мозговой штурм, метод Дельфи (разработка анкеты-опросника, передачу его экспертам, синтез ответов экспертов и сведение их в общее заключение, которое и даст качественную оценку риска) и др.
55. Структура и этапы разработки бизнес-плана В настоящее время не существует стандартной структуры бизнес-плана, которую все используют при составлении проектов. Большинство кредитных организаций принимают на рассмотрение бизнес-планы с любой структурой, содержащей основные элементы бизнес-плана: маркетинговый и финансовый планы. В государственных органах и некоторых банках разработаны свои структуры бизнес-планов.
Например, Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. №1470 «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития РФ и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития РФ» (в ред. от 03.09.98) предлагает придерживаться следующей структуры:
титульный лист;
вводная часть или резюме проекта;
анализ положения дел в отрасли;
производственный план;
план маркетинга;
организационный план;
финансовый план.
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 мая 1999 г. № 284 «Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан» (с изм. от 5 сентября 2002 г.) содержит вариант бизнес-плана со следующей структурой:
титульный лист;
содержание;
конфиденциальность;
краткое содержание проекта и ожидаемые результаты;
рынок и конкуренция;
товар и конкурентоспособность;
план реализации товара;
план обеспечения предметами и средствами труда;
план обеспечения производства;
план по трудовым ресурсам;
организационно-правовая форма реализации проекта;
оценка риска и страхование;
финансово-экономическое обоснование;
приложения.
Основными этапами составления бизнес-планов являются: определение цели, анализ, планирование, оценка и контроль.
Цели формулируются на основе миссии и учитывают основные проблемы, возможности, перспективы и потребности организации.
На основе целей, выбранной точности анализа, сроков и средств, отпущенных на его осуществление, качества и объема первичной информации, особенностей возможных методов выбираются методы или приемы анализа внешней и (или) внутренней среды организации. Анализ проводится по разработанной схеме, его результаты обобщаются и систематизируются.
При планировании необходимо:
- определить факторы, воздействующие на поставленную цель:экономические, экологические, культурные, социальные, политические, технологические и др.;
-определить внешние и внутренние силы, с помощью которых можно влиять на выявленные факторы;
-построить прогнозы развития событий;
-предложить варианты коррекции прогнозов;
-разработать для каждого варианта список необходимых мероприятий и определить последовательность действий по их осуществлению, а также требуемые для этого ресурсы.
Основным элементом планирования является построение прогнозов развития событий. Для их построения проводится составление маркетингового и финансового плана.
Для составления маркетингового плана определяются объемы сегментов рынка и предпочтения клиентов, выявленных путем опроса и на основе мнений экспертов (по данным анкетирования). Кроме того, анализируются фирмы, находящиеся в том же сегменте предложения, что и исследуемое предприятие. Все действия, осуществляемые в рамках написания маркетингового плана, направлены на определение оптимистического, пессимистического и предполагаемого реального объема сбыта предприятия.
Для составления финансового плана необходима информация о предполагаемых затратах предприятия, отражаемая в плане обеспечения предметами и средствами труда, плане обеспечения производства и плане обеспечения персоналом; инвестициях в предприятие; доходах. На основе этих данных составляется калькуляция затрат и выручки предприятия, которые отражаются в плане доходов и расходов.
В рамках этапа «Оценка планов» всесторонне и детально анализируются последствия планов и того, насколько они способствуют достижению целей проекта. Результаты подобного исследования вносятся в сводный документ (бизнес-план), систематизирующий и обобщающий результаты всех исследований. Основными показателями, позволяющими оценить результаты составления бизнес-плана, являются: точка безубыточности, чистая прибыль, денежный поток, срок окупаемости и другие показатели (более подробно они рассмотрены в вопросе «Показатели экономической эффективности инвестиционных проектов»).
Контроль предполагает:
-анализ информации о выполнении бизнес-плана;
-сравнение с планом на предмет выявления отклонений;
-исследование причин отклонения;
-изучение последствий отклонений и выработка решений, направленных на ликвидацию негативных последствий.