СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие и принципы дистанционного обучения в России и за рубежом, его роль в образовательном процессе (термины, подходы)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о дистанционном обучении,объектом данного исследования является образовательный процесс,осуществляемый при помощи дистанционных технологий обучений.

Просмотр содержимого документа
«Понятие и принципы дистанционного обучения в России и за рубежом, его роль в образовательном процессе (термины, подходы)»




Абдуллина Земфира

Понятие и принципы дистанционного обучения в России и за рубежом, его роль в образовательном процессе (термины, подходы)

Объектом данного изучения является образовательный процесс, осуществляемый при помощи дистанционных технологий обучения. В процессе анализа указанного объекта исследования основной акцент сделан на сопоставлении российских и зарубежных разработок в данной области, а также опыта внедрения дистанционных технологий обучения в образовательный процесс. Дистанционное обучение, являясь прогрессивным видом обучения, дает возможность объединить в процессе обучения территориально удаленных преподавателей и обучающихся. Кроме этого, настоящий вид обучения позволяет предоставлять необходимый учебный материал, что, несомненно, является огромным плюсом . Изучим подробнее основной термин, использующийся в данном исследовании - «дистанционное обучение». В связи воззрению ученого, раскрывающего понятие, в литературе имеют место различные понимания данного термина. В Федеральном Законе РФ «Об образовании» дается подобное описание: «Дистанционное обучение – целенаправленно организованный и согласованный во времени и пространстве процесс взаимодействия педагогических работников и обучающихся между собой и со средствами обучения с использованием педагогических, а также информационных и телекоммуникационных технологий».Наиболее полное определение, взятое за основу педагогической общественностью в настоящее время, первоначально было дано Е.С. Полат:«Дистанционное обучение– это система обучения, основанная на взаимодействии учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами ИКТ и интернет технологий». Определить основные отличия указанных выше определений можно с учетом времени их возникновения, а также рассматривая сферы и области применения понятий. Например, второе определение сформировалось в педагогической науке раньше, и оно отражает как отличительные признаки дистанционного обучения, так и его схожие черты с обучением в целом. Немаловажный характерный признак второго определения—этосам акцент на коммуникации «на расстоянии» и на использовании «специфичных ИКТ». В то же время, общим для обоих определений является акцент на присутствии всех компонентов учебного процесс. В приказе Министерства образования и науки РФ «Об использовании дистанционных технологий обучения» № 137 описано более позднее и более обширное определение, не ограничивающее дистанционное обучение рамками отдельной формы, а описывающее разнообразие способов взаимодействия субъектов образовательного процесса при дистанционном образовании. Одновременно, оно сохраняет за дистанционным образованием целенаправленную организацию и согласованность во времени и пространстве в роли базовых компонентов учебного процесса. В тексте Федерального закона говорится об образовании, но вместе с этим приводятся отличительные признаки отдельной подсистемы институтов дистанционного образования.

При этом, различные российские авторы в различное время дают собственные пояснения, не сильно выходящие за рамки описанных выше особенностей. Отличаются они только более или менее детальным раскрытием определенных аспектов.Примером служит пояснение понятийного аппарата информатизации образования - И.В. Роберт подчеркнуто описывает интерактивный принцип взаимодействий: «Дистанционное обучение (дистантное обучение, распределенное обучение) – процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающий все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ» . Похожее, но более короткое определение дает А.В. Хуторской: «Дистанционное обучение – это обучение, при котором удалённые друг от друга субъекты обучения реализовывают образовательный процесс с помощью средств телекоммуникаций».Существуют определения, сформированные на предыдущих этапах эволюции педагогической мысли, в отношении которых сложно сформулировать однозначное мнение.Например, к таким определениям можно отнести определение, исходное от Андреева А.А: «Дистанционное обучение–это искусственная, интегральная гуманистическая модель обучения, основывающиеся на применении широкого спектра традиционных и новых информационных технологий».В общем смысле можно согласиться с данным утверждением, но необходимо подчеркнуть, что «не критичность к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению» определяет данное понимание вне системы конкретной системы образовательных учреждений дистанционного образования, которых, по нашему мнению, касается ограничение времени и места указанного в определении, данного в Законе «Об образовании».Анализ данных определений наталкивает нас на вывод о том, что в термине «дистанционное обучение» возможно выделить несколько составляющих: во-первых, принадлежность к процессу обучения; во-вторых, определение его участников, в-третьих, конкретизация составных частей педагогической системы, одни из которых – организационные формы, организационные формы, педагогические цели, содержание, педагогические технологии, средства обучения, и, конечно, в-четвертых, указание особенной связи с информационными коммуникационными технологиями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!