СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие «интерес» как мотив читательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понятие «интерес» как мотив читательской деятельности»

Понятие «интерес» как мотив читательской деятельности

Неизмеримо велико значение чтения в жизни человека. Чтение – это не односторонняя связь, а «окно», через которое мы познаем мир и себя, как писал В.А. Сухомлинский. Чтение требует напряженной работы ума и лучших человеческих качеств. Важно, что когда мы читаем, то эмоционально воспринимаем действия и сопереживаем героям, вступаем в своеобразный диалог с книгой.

С научной точки зрения, чтение – сознательное действие, воссоздающее звуковые формы речи по буквенной модели на основе извлеченной из текста информации. По мнению советского психолога Д.Б. Эльконина, чтение является результатом отношения между устной и письменной речью, т. е. оно связывает их между собой.

Чтение – это осознанный процесс, который базируется на двух основах: технической и смысловой. Техническая основа опирается на навык, систему действий и ориентирована на беглость и правильность. Навык – это умение, которое осуществляется неосознанно и без дополнительных усилий, на автоматизме. А смысловая основа характеризуется пониманием прочитанного, т. е. сознательным чтением. Они не могут существовать друг без друга, один вытекает из другого, т. к. без сформированного навыка чтения – основы – невозможно понять смысл.

По определению профессора, доктора педагогических наук Г.М. Первовой, чтение – это осмысленное речевое общение учащихся с авторами через книги и текст, а также с учителем как наиболее квалифицированным читателем. Таким образом, читательская деятельность – это не только процесс восприятия и декодирования речи, зафиксированной в знаках и символах, но и процесс понимания заключенного в ней смысла. Она требует расхода времени, энергии, умственных способностей, но это восполняется полученными знаниями и удовлетворенными читательскими мотивами.

Мотивы являются определяющей силой в обучении, они побуждают к познанию. В чтении, как в сложном виде деятельности, большую роль играют мотивы, без которых невозможно осуществление этого процесса. По Л.И. Беляевой, мотивы читательской деятельности – это комплекс внутренних потребностей, побуждающий к чтению книг и имеющий определенную целевую установку. Этот комплекс может состоять не только из познавательных, но из личностных мотивов: эмоциональных, гедонистических, духовных, развлекательных, мотивов самоутверждения и т. п.

Чтение, по Б.Г. Умнову, имеет три уровня мотивации: низкий, средний и высокий. К низкому относится навязанное извне или принудительное чтение, осуществляемое с целью получения награды или во избежание наказания. Средний уровень характеризуется эпизодическим и неустойчивым интересом; высокий – устойчивым интересом; это стимулирующий познавательную деятельность путь интеллектуального и духовного самосовершенствования.

Еще одну градацию уровней мотивов чтения предложила А.С. Павлова по следующей шкале:

      • 0 – мотив чтения отсутствует, не читают вовсе;

      • 1 – по необходимости соблюдения обязанностей, т. е. преобладают внешние и деловые мотивы;

      • 2 – время от времени по интересу, стремясь удовлетворить сиюминутную любознательность;

      • 3 – по необходимости и время от времени по интересу;

      • 4 – всегда только по интересу;

      • 5 – соединение деловых мотивов и читательского интереса как устойчивой личностной характеристики.

Из вышесказанного следует, что каждый из исследователей выделял наличие интереса как обязательной составляющей мотивации к чтению, без чего эта деятельность на должном высоком уровне осуществляться не может.

Интерес – это основополагающее условие, способствующее влиянию книг на читателя и усвоению прочитанного. Ведь человек не захочет найти время и прочитать книгу, если она ему будет неинтересна. Термин «интерес» (с латинского «interesse») переводится как «иметь важное значение». Синонимично ему также употребляют слова: «любознательность», «увлечение», «желание», «занимательность», «мотивация» и другие.

В психологических словарях понятие «интерес» раскрывается с разных позиций. Л.С. Выготский и Б.Г. Варшава трактуют интерес как культурную потребность, вызванную положительным отношением к чему-либо, а также имеющую определенное направление и осознанное стремление. По Р.С. Немову, интерес – это эмоционально положительный мотив поведения, носящий познавательный характер, отношение человека к некоторому объекту или предмету, виду деятельности либо процессу. Интерес как синонимичное понятие мотива зависит от многих факторов и делится на две основные группы: познавательный, зависящий от процесса и содержания учебной деятельности, и социальный – от взаимоотношений ученика с другими людьми.

Познавательный интерес принято делить на несколько специфичных подвидов: широкий направлен на овладение новыми знаниями, учебный – на усвоение методов поиска знаний, самообразовательный – на самосовершенствование методов поиска знаний. Какой бы интерес ни преобладал, он все равно будет являться сложной системой отражения мотивационных процессов. Мотивы, способы и задачи деятельности – фундамент развития познавательного интереса.

В своей работе С.Л. Соловейчик писал, что чтение без наслаждения, удивления, восхищения, воодушевления невозможно, только в комплексе это является феноменом, именуемым интересом к чтению, что означает эмоционально окрашенное переживание читателя, концентрирующее внимание на содержании книги. Так как интерес к чтению по природе познавателен, он проходит следующие этапы развития и становления: занимательность, любопытство и любознательность, познавательный интерес и читательский интерес. Занимательность – короткий момент привлечения внимания к чему-либо, производящему определенное впечатление. Любопытство – эмоциональное оценивание только внешней составляющей, не подкрепленное познавательным компонентом. А любознательность – не сконцентрированный на конкретном объекте или деятельности эмоциональный отклик души, который будит в человеке жажду к познанию.

Познавательный интерес – это потребность узнать что-то новое об интересующем объекте, поговорить или прочесть о нем в книге, познать и получить эмоциональное удовлетворение. Вместо термина «интерес к чтению» часто употребляют «читательский интерес», но это не одно и то же, их нужно разграничивать. Читательский интерес – это высший уровень проявления сформированного интереса к читательской деятельности. Такой интерес можно охарактеризовать по следующим качественным критериям: устойчивость, избирательность и содержательность, глубина и ширина. Устойчивость выражается в стабильности личностных интересов и положительном эмоционально-ценностном отношении к чтению. Избирательность и содержательность – в подборе литературы на основе подлинных, своих интересов, т. е. проявлении самостоятельности при выборе книг. Глубина и ширина – в особенности погружения в мир чтения, т.е. уровень развития читательского кругозора. Но также необходимо отметить, что без стремления находить время для чтения невозможно констатировать, что высокий уровень интереса к чтению достигнут. А без читательского интереса у школьника не сформируется в истинном ее понимании читательская самостоятельность и компетентность.

Влияние книг и интерес к ним – это явления, неразрывно связанные между собой, они не могут существовать друг без друга. Без интереса нет жажды, потребности в чтении, а есть чисто механическое упражнение для мозга, которое не доставляет радости познания. Поэтому, по мнению педагогов, нужно вырастить талантливого читателя и сформировать в нем вкус к истинному чтению через «сопричастность к творчеству».

Читающий человек в своем сознании осуществляет процесс отождествления реальности с книгой через усвоение нравственных идеалов, моральных принципов, он учится мыслить, чувствовать и жить. Ведь истинный читатель – тот, кто обладает правильной читательской деятельностью, интересом и собственным мотивом обращения к чтению книг, способен активно на доступном ему уровне ориентироваться в круге чтения и владеть читательской самостоятельностью.

Из вышесказанного следует, что некоторые исследователи рассматривают мотив и интерес как синонимичные и взаимосвязанные понятия. Т. е. мотив всегда подразумевает какой-либо интерес, и наоборот. Любая деятельность, в том числе и читательская, может быть мотивирована познавательным и личностным интересами, они, безусловно, важны при чтении, но ценнейшим является интерес к чтению книг. Без интереса к самому процессу общения с книгой и автором невозможна истинная читательская деятельность. Ведь именно интерес к чтению является неотъемлемым условием и мотивом повторного обращения к книге.