Понятие «интерес» как мотив читательской деятельности
Неизмеримо велико значение чтения в жизни человека. Чтение – это не односторонняя связь, а «окно», через которое мы познаем мир и себя, как писал В.А. Сухомлинский. Чтение требует напряженной работы ума и лучших человеческих качеств. Важно, что когда мы читаем, то эмоционально воспринимаем действия и сопереживаем героям, вступаем в своеобразный диалог с книгой.
С научной точки зрения, чтение – сознательное действие, воссоздающее звуковые формы речи по буквенной модели на основе извлеченной из текста информации. По мнению советского психолога Д.Б. Эльконина, чтение является результатом отношения между устной и письменной речью, т. е. оно связывает их между собой.
Чтение – это осознанный процесс, который базируется на двух основах: технической и смысловой. Техническая основа опирается на навык, систему действий и ориентирована на беглость и правильность. Навык – это умение, которое осуществляется неосознанно и без дополнительных усилий, на автоматизме. А смысловая основа характеризуется пониманием прочитанного, т. е. сознательным чтением. Они не могут существовать друг без друга, один вытекает из другого, т. к. без сформированного навыка чтения – основы – невозможно понять смысл.
По определению профессора, доктора педагогических наук Г.М. Первовой, чтение – это осмысленное речевое общение учащихся с авторами через книги и текст, а также с учителем как наиболее квалифицированным читателем. Таким образом, читательская деятельность – это не только процесс восприятия и декодирования речи, зафиксированной в знаках и символах, но и процесс понимания заключенного в ней смысла. Она требует расхода времени, энергии, умственных способностей, но это восполняется полученными знаниями и удовлетворенными читательскими мотивами.
Мотивы являются определяющей силой в обучении, они побуждают к познанию. В чтении, как в сложном виде деятельности, большую роль играют мотивы, без которых невозможно осуществление этого процесса. По Л.И. Беляевой, мотивы читательской деятельности – это комплекс внутренних потребностей, побуждающий к чтению книг и имеющий определенную целевую установку. Этот комплекс может состоять не только из познавательных, но из личностных мотивов: эмоциональных, гедонистических, духовных, развлекательных, мотивов самоутверждения и т. п.
Чтение, по Б.Г. Умнову, имеет три уровня мотивации: низкий, средний и высокий. К низкому относится навязанное извне или принудительное чтение, осуществляемое с целью получения награды или во избежание наказания. Средний уровень характеризуется эпизодическим и неустойчивым интересом; высокий – устойчивым интересом; это стимулирующий познавательную деятельность путь интеллектуального и духовного самосовершенствования.
Еще одну градацию уровней мотивов чтения предложила А.С. Павлова по следующей шкале:
0 – мотив чтения отсутствует, не читают вовсе;
1 – по необходимости соблюдения обязанностей, т. е. преобладают внешние и деловые мотивы;
2 – время от времени по интересу, стремясь удовлетворить сиюминутную любознательность;
3 – по необходимости и время от времени по интересу;
4 – всегда только по интересу;
5 – соединение деловых мотивов и читательского интереса как устойчивой личностной характеристики.
Из вышесказанного следует, что каждый из исследователей выделял наличие интереса как обязательной составляющей мотивации к чтению, без чего эта деятельность на должном высоком уровне осуществляться не может.
Интерес – это основополагающее условие, способствующее влиянию книг на читателя и усвоению прочитанного. Ведь человек не захочет найти время и прочитать книгу, если она ему будет неинтересна. Термин «интерес» (с латинского «interesse») переводится как «иметь важное значение». Синонимично ему также употребляют слова: «любознательность», «увлечение», «желание», «занимательность», «мотивация» и другие.
В психологических словарях понятие «интерес» раскрывается с разных позиций. Л.С. Выготский и Б.Г. Варшава трактуют интерес как культурную потребность, вызванную положительным отношением к чему-либо, а также имеющую определенное направление и осознанное стремление. По Р.С. Немову, интерес – это эмоционально положительный мотив поведения, носящий познавательный характер, отношение человека к некоторому объекту или предмету, виду деятельности либо процессу. Интерес как синонимичное понятие мотива зависит от многих факторов и делится на две основные группы: познавательный, зависящий от процесса и содержания учебной деятельности, и социальный – от взаимоотношений ученика с другими людьми.
Познавательный интерес принято делить на несколько специфичных подвидов: широкий направлен на овладение новыми знаниями, учебный – на усвоение методов поиска знаний, самообразовательный – на самосовершенствование методов поиска знаний. Какой бы интерес ни преобладал, он все равно будет являться сложной системой отражения мотивационных процессов. Мотивы, способы и задачи деятельности – фундамент развития познавательного интереса.
В своей работе С.Л. Соловейчик писал, что чтение без наслаждения, удивления, восхищения, воодушевления невозможно, только в комплексе это является феноменом, именуемым интересом к чтению, что означает эмоционально окрашенное переживание читателя, концентрирующее внимание на содержании книги. Так как интерес к чтению по природе познавателен, он проходит следующие этапы развития и становления: занимательность, любопытство и любознательность, познавательный интерес и читательский интерес. Занимательность – короткий момент привлечения внимания к чему-либо, производящему определенное впечатление. Любопытство – эмоциональное оценивание только внешней составляющей, не подкрепленное познавательным компонентом. А любознательность – не сконцентрированный на конкретном объекте или деятельности эмоциональный отклик души, который будит в человеке жажду к познанию.
Познавательный интерес – это потребность узнать что-то новое об интересующем объекте, поговорить или прочесть о нем в книге, познать и получить эмоциональное удовлетворение. Вместо термина «интерес к чтению» часто употребляют «читательский интерес», но это не одно и то же, их нужно разграничивать. Читательский интерес – это высший уровень проявления сформированного интереса к читательской деятельности. Такой интерес можно охарактеризовать по следующим качественным критериям: устойчивость, избирательность и содержательность, глубина и ширина. Устойчивость выражается в стабильности личностных интересов и положительном эмоционально-ценностном отношении к чтению. Избирательность и содержательность – в подборе литературы на основе подлинных, своих интересов, т. е. проявлении самостоятельности при выборе книг. Глубина и ширина – в особенности погружения в мир чтения, т.е. уровень развития читательского кругозора. Но также необходимо отметить, что без стремления находить время для чтения невозможно констатировать, что высокий уровень интереса к чтению достигнут. А без читательского интереса у школьника не сформируется в истинном ее понимании читательская самостоятельность и компетентность.
Влияние книг и интерес к ним – это явления, неразрывно связанные между собой, они не могут существовать друг без друга. Без интереса нет жажды, потребности в чтении, а есть чисто механическое упражнение для мозга, которое не доставляет радости познания. Поэтому, по мнению педагогов, нужно вырастить талантливого читателя и сформировать в нем вкус к истинному чтению через «сопричастность к творчеству».
Читающий человек в своем сознании осуществляет процесс отождествления реальности с книгой через усвоение нравственных идеалов, моральных принципов, он учится мыслить, чувствовать и жить. Ведь истинный читатель – тот, кто обладает правильной читательской деятельностью, интересом и собственным мотивом обращения к чтению книг, способен активно на доступном ему уровне ориентироваться в круге чтения и владеть читательской самостоятельностью.
Из вышесказанного следует, что некоторые исследователи рассматривают мотив и интерес как синонимичные и взаимосвязанные понятия. Т. е. мотив всегда подразумевает какой-либо интерес, и наоборот. Любая деятельность, в том числе и читательская, может быть мотивирована познавательным и личностным интересами, они, безусловно, важны при чтении, но ценнейшим является интерес к чтению книг. Без интереса к самому процессу общения с книгой и автором невозможна истинная читательская деятельность. Ведь именно интерес к чтению является неотъемлемым условием и мотивом повторного обращения к книге.