СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Понятие медиации"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе представлены основные аспекты по службе медиации в общеобразовательной школе.

Просмотр содержимого документа
«"Понятие медиации"»







Понятие медиации





















Фридрих Великий сказал: «Переговоры без оружия, что музыка без инструментов».

Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт. В России слово «Медиатор» От латинского «mediatio» - посредничество имеет давнюю традицию и встречается, например, в «Уставе о банкротстве» 1740 года применительно к спорам между купцами.

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" Помимо этой сферы применения медиации, существует совсем другое направление деятельности, которое заключается в создании школьных служб примирения, членами которых становятся также сами обучающиеся школы. Они обучаются навыку медиации и образуют самостоятельную форму школьного самоуправления. Благодаря этому в школах, где функционируют такие службы, повышается степень ответственности и коммуникативной компетентности среди обучающихся.

«Методические рекомендации по организации служб школьной медиации», направленным письмом Министерства образования и науки России от 18.11.2013 №ВК-844/07, согласно которым для организации школьной службы медиации необходимо решить следующие задачи:

-информировать работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;

-мотивировать работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода «Школьная медиация»;

-провести обсуждение деятельности службы школьной медиации среди работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей);

-организовать разработку согласований деятельности службы школьной медиации;

-обучить сотрудников образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей) методу «Школьная медиация»;

-установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

Для решения указанных выше задач необходима реализовать ключевые мероприятия:

1.Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации.

2.Обучение руководителя службы и ее будущих специалистов.

3.Разработка согласований по формированию службы школьной медиации в образовательных организациях.

4.Организация взаимодействия службы школьной медиации всеми структурными подразделениями образовательной организации, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и организациями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования.

5.Апробация практической работы службы школьной медиации по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов, а также первичная оценка эффективности деятельности службы школьной медиации.

6. Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных».


С помощью медиации можно разрешать семейные, трудовые, межличностные, межкультурные и прочие конфликты. Принятие в России закона о медиации свидетельствует о том, что Российский законодатель исходит из необходимости разграничения частной и интегрированной модели медиации.

В таком понимании Закон о медиации должен решать как минимум следующие задачи:

-закрепить медиацию в системе юридически признаваемых способов рассмотрения и разрешения правовых споров;

- создать условия и механизмы развития медиации, как самостоятельной формы и института урегулирования правовых споров;

- обеспечить систему правовых гарантий этого института;

- определить общие правила и ограничения применения процедуры медиации;

- создавать условия для формирования независимого профессионального корпуса медиаторов, в том числе через саморегулирование деятельности медиаторов и организаций, оказывающих содействие в обеспечении проведения процедуры медиации.

Преимущества и недостатки медиации:

Преимущества.

- вступление в процесс медиации добровольное;

- решение вырабатывается самостоятельно;

- обе стороны удовлетворены решением и добровольно берут на себя обязательства;

- медиация нацелена на поиск согласия, а не на поиск виноватых;

- риск медиации минимален: в любой момент можно отказаться от неё, сторого соблюдается конфиденциальность;

- процесс медиации непродолжителен.

Недостатки медиации состоят в том, что она эффективна только тогда, когда обе стороны хотят разрешить конфликт.

Медиация основывается на следующих принципах:

- принцип добровольности; - принцип равноправия сторон;

- принцип нейтральности медиатора;

- принцип конфиденциальности.

Соблюдение этим принципам требует от медиатора определённох усилий.

В принципе в качестве медиаторов могут выступать кто угодно. Существуют, однако, группы людей, которые, в силу их статуса, относятся к официальным медиаторам:

- межгосударственные организации (ООН);

- государственные правовые институты (арбитражный суд,прокуратура)

- представители првоохранительных органов (участковый в бытовых конфликтах)

- общественные организации (профсоюзы)

- профессиональные медиаторы-конфликтологи;

- социальные психологи.

Неофициальные медиаторы, к которым можно обратиться за помощью в силу их образования или большого опыта:

- представители религиозных оргаизаций;

- психологи;

- социальные педагоги;

- юристы.

В каких случаях разумно обратиться к медиатору?

- когда стороны изначально отстаивают взаимоисключающие интересы;

- все аргументы, средства исчерпаны, но выхода нет;

Одной из сторон нанесён серьёзный ущерб (психологический или физический)

- сторонам важно сохранить хорошие отношения

- существует временное перемирие, но конфликт не исчерпан

- требуется третья сторона для контроля за исполнением соглашения.

Медиатор (ведущий примирительной встречи) не является ни судьей, ни адвокатом, ни следователем, ни прокурором, ни воспитателем или советчиком. Медиатор – нейтральный посредник, помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения конфликта и в равной степени поддерживающий их в этом. Медиатор не несет ответственности за примирение сторон или выработку ими решения, поскольку это – ответственность сторон. Медиатор отвечает за то, чтобы люди поняли предлагаемый им восстановительный способ выхода из ситуации и сделали осознанный выбор - воспользоваться им или нет. Медиатор также отвечает за то, чтобы на встрече были созданы максимальные условия для взаимопонимания и примирения.

Принципы работы медиатора.

- добровольность участия сторон (стороны участвуют во встрече добровольно, их принуждение к участию в какой-либо форме недопустимо.

- Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

- Информированность сторон (медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.

- Нейтральность медиатора

Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор и служба примирения обеспечивают конфиденциальность медиации и защиту от разглашения документов, касающихся процесса медиации. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо с возможностью совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.

Ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, a также за соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

Заглаживание вреда обидчиком. В ситуации где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.






«Восстановительная медиация - это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации.

Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

Истоки восстановительной медиации лежат в восстановительном правосудии – мировом движении за изменение карательной направленности уголовной юридической системы. Восстановительное правосудие предлагает другой взгляд на ответственность правонарушителя (преступника), чем это принято в юридических практиках. В центре внимания восстановительного правосудия находится жертва преступления и причиненный ей преступлением вред

(не только материальный). При этом ответственность обидчика понимается не как претерпевание наказания (ответное причинение боли со стороны государства), а как исправление возникшей вследствие преступления ситуации, заглаживание причиненного его действием вреда. Чтобы понять ситуацию жертвы, определить, в чем именно состоит причиненный ей ущерб, чтобы обидчик смог принести извинения, получить прощение, чтобы стороны смогли договориться, как будет заглажен вред, необходима встреча обидчика и жертвы, которую проводит нейтральный посредник (медиатор), поскольку встреча «один на один» в подобных случаях вряд ли возможна. Перед общей встречей медиатор встречается по очереди с каждой стороной и обсуждает возможность участия в медиации, формат, правила, условия и темы встречи.

Главные участники медиации - сами стороны, а посредник организует конструктивный и безопасный диалог между ними. Практика показывает, что осознание случившегося и договоренности, достигнутые на подобных встречах, приводят к более существенным эффектам, чем наказание.

Восстановительное правосудие в мире «впитывает» традиции примирения разных народов: «семейные конференции» в Новой Зеландии, «круги правосудия» индейцев Северной Канады и пр.

B России программы восстановительного правосудия (программы заглаживания вреда или программы примирения) начали применяться в экспериментальном режиме с 1998 года по случаям, связанным c правонарушениями несовершеннолетних. Такие программы в ряде территорий проводятся по делам несовершеннолетних, переданным из судов и комиссий. Программы примирения для разрешения конфликтов получили свое распространение и в школах.

Поскольку в школе мы не можем говорить про восстановительное правосудие (школа не элемент правоохранительной системы), мы говорим про восстановительную медиацию.

Большое значение здесь имеют воспитательные эффекты, предупреждение повторения подобного поведения в будущем. Порой положительные изменения в сознании подростка даже важнее, чем разрешение конкретного конфликта. Очень важны сохранение и нормализация отношений, поскольку в большинстве случаев обидчик и жертва знакомы друг с другом и после инцидента продолжат встречаться в стенах школы. Если в конфликте есть обидчик и жертва (произошли драка, кража, вымогательство денег, порча имущества), необходимо обсуждать вопрос заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда. При этом не надо забывать, что пока ребенок не достиг возраста уголовной ответственности, в юридическом смысле преступления нет.

Часто в конфликте невозможно четко развести роли «обидчика» и «жертвы». Это ссоры из-за сплетен, драки ровесников, отвержение какого-то ребенка, конфликт учитель-ученик. Стороны могли нанести друг другу вред в виде оскорблений, формирования негативного отношения в классе и тому подобное. Как правило, большую роль в характере конфликта играет отношение к нему группы одноклассников, их определения правого и виноватого. Порой работа медиатора только со сторонами конфликта вообще не имеет смысла, поскольку если достигнутые договоренности и изменения поведения не будут поддержаны классом и педагогами, то подростки предпочтут вернуться к привычным и принимаемым классом формам общения.

В большинстве случаев до встречи с медиатором с данным подростком уже работали своими методами директор и разные школьные специалисты (психолог, социальный педагог) и он несет на себе «следы» этой работы (привычные формы защиты, негативные ожидания и опасения, предубеждения и т.д.), поэтому медиатору приходится работать не только с последствиями конфликта, но и с последствиями административного способа реагирования.

Перечисленные черты характерных для школы конфликтов и педагогически значимых целей их разрешения и определяют выбранную для служб примирения модель медиации.

С учетом сказанного получается, что восстановительная медиация - это многоцелевая деятельность, требующая сложного и разнопланового представления. Восстановление человеческих взаимоотношений, восстановление способности к взаимопониманию, восстановление ценности примирения (идущие из семьи, рода), планирование будущего, приглашение к ответственному поведению - это все смыслы, внутри которых разворачиваются восстановительные практики.

Миссия школьной службы примирения - развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.

Цель школьной службы примирения - развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения, ограничение административных и карательных реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!