СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о дидактике.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий».

          Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571 — 1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом трактовал дидактику и Я. А. Коменский , как универсальное искусство обучения всех всему.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Понятие о дидактике.»

Понятие о дидактике.

Понятие о дидактике.

 Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий».  Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571 — 1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом трактовал дидактику и Я. А. Коменский , как универсальное искусство обучения всех всему.

Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий».

Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571 — 1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом трактовал дидактику и Я. А. Коменский , как универсальное искусство обучения всех всему.

Признаки обучения: двусторонний характер; совместная деятельность учителей и учеников; руководство со стороны учителя;  планомерная организация и управление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного развития учеников; управление их развитием и воспитанием.

Признаки обучения:

  • двусторонний характер;
  • совместная деятельность учителей и учеников;
  • руководство со стороны учителя;
  • планомерная организация и управление;
  • целостность и единство;
  • соответствие закономерностям возрастного развития учеников;
  • управление их развитием и воспитанием.
Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.    Основные категории дидактики:  преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Основные категории дидактики:

преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

       У ч е н и е — процесс , в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации  цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Знание — совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

У ч е н и е — процесс , в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Знание — совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.  ученики овладевают в процессе обучения. Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. ученики овладевают в процессе обучения.

Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Форма — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Метод — путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т. д. Результаты (продукты обучения) — это то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

Метод — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т. д.

Результаты (продукты обучения) — это то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

    Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Рассмотрим дидактические системы:  И. Гербарта, Д. Дьюи и современную систему обучения.  По Гербарту, ДС - формирование нравственной личности, морально сильного характера. Этические идеи: совершенства ;  доброжелательности ; права ; справедливости ; внутренней свободы .

Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Рассмотрим дидактические системы: И. Гербарта, Д. Дьюи и современную систему обучения.

По Гербарту, ДС - формирование нравственной личности, морально сильного характера. Этические идеи:

  • совершенства ;
  • доброжелательности ;
  • права ;
  • справедливости ;
  • внутренней свободы .
Дидактическая система Джона Дьюи  Основным вкладом Дьюи является концепция «полного акта мышления», включающего: ощущение трудности; ее обнаружение и определение; выдвижение замысла ее разрешения (формулировка гипотезы); формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения ( проверка гипотез); последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу.

Дидактическая система Джона Дьюи

Основным вкладом Дьюи является концепция «полного акта мышления», включающего:

  • ощущение трудности;
  • ее обнаружение и определение;
  • выдвижение замысла ее разрешения (формулировка гипотезы);
  • формулировка выводов, следующих из предполагаемого решения ( проверка гипотез);
  • последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или отвергнуть гипотезу.
Современную дидактику характеризуют следующие особенности:   основу ее составляют объективные закономерности; системный  подход к процессу обучения (связь между теорией и практикой, между знаниями и умениями и т.д.); комплексный  подход (опора на всю совокупность знаний о ребенке, механизмах его обучения); разумное сочетание педагогического управления с инициативой и самостоятельностью, активностью школьников; дифференцированные учебные планы, программы; преодоление одностороннего подхода к обучению детей.

Современную дидактику характеризуют следующие особенности:

  • основу ее составляют объективные закономерности;
  • системный подход к процессу обучения (связь между теорией и практикой, между знаниями и умениями и т.д.);
  • комплексный подход (опора на всю совокупность знаний о ребенке, механизмах его обучения);
  • разумное сочетание педагогического управления с инициативой и самостоятельностью, активностью школьников;
  • дифференцированные учебные планы, программы;
  • преодоление одностороннего подхода к обучению детей.
Обзор основных законов и закономерностей     К общим законам диалектики относятся: -закон единства и борьбы противоположностей, -закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, -закон отрицания отрицания. законы специфические общие

Обзор основных законов и закономерностей

К общим законам диалектики относятся:

-закон единства и борьбы противоположностей,

-закон перехода количественных накоплений в качественные изменения,

-закон отрицания отрицания.

законы

специфические

общие

Специфические педагогические законы   И. Г. Песталоцци  «от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям» Э. Мейман сформулировал три закона : развитие индивидуума определяется природными задатками; ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка; душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно. Хуторской А. В.  выделяет следующие законы обучения : 1)социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; 2)взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; 3)взаимосвязи обучения, воспитания и развития; 4)обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; 5)целостности и единства образовательного процесса.

Специфические педагогические законы

И. Г. Песталоцци «от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям»

Э. Мейман сформулировал три закона :

  • развитие индивидуума определяется природными задатками;
  • ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка;
  • душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно.

Хуторской А. В. выделяет следующие законы обучения : 1)социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; 2)взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; 3)взаимосвязи обучения, воспитания и развития; 4)обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; 5)целостности и единства образовательного процесса.

Общие закономерности -закономерности цели обучения; Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики; -закономерности содержания обучения; Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и практики обучения; -закономерности качества обучения; Зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; -закономерности методов обучения; -закономерности стимулирования обучения.

Общие закономерности

-закономерности цели обучения;

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;

-закономерности содержания обучения;

Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и практики обучения;

-закономерности качества обучения;

Зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих;

-закономерности методов обучения;

-закономерности стимулирования обучения.

 . Частные закономерности собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, и т. д.); гносеологические  (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.); психологические  (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания и т.д.); социологические  (развитие индивида зависит от уровня среды, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.); организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы).

.

Частные закономерности

  • собственно дидактические (результаты обучения зависят от применяемых методов, средств обучения, и т. д.);
  • гносеологические (результаты обучения зависят от познавательной активности учащихся, умения и потребности учиться и т. д.);
  • психологические (результаты обучения зависят от учебных возможностей учащихся, уровня и стойкости внимания и т.д.);
  • социологические (развитие индивида зависит от уровня среды, от стиля общения учителя с учащимися и т. д.);
  • организационные (эффективность процесса обучения зависит от организации, от того, насколько он развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы).
Структура обучения   диагностика обобщение фактов закрепление применение усвоение осознание восприятие

Структура обучения

диагностика

обобщение фактов

закрепление

применение

усвоение

осознание

восприятие

 Этап восприятия: задание, проблема, стимул, актуализация. Оно может быть непосредственным — с помощью органов чувств либо опосредованным — через слова учителя. Осознание: логическое (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), чувственное. Усвоение: зун, способы действия, опыт. Закрепление: запоминание, повторение. Применение: теоретическое, практическое, словесное. Обобщение фактов: теоретических положений, практ. действий опыта ( обобщение существенных признаков, обобщение способов действия для их перенесения на новый объект, в новые условия) Диагностика: установление, на каком уровне сформированы знания, умения.
  • Этап восприятия: задание, проблема, стимул, актуализация. Оно может быть непосредственным — с помощью органов чувств либо опосредованным — через слова учителя.
  • Осознание: логическое (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), чувственное.
  • Усвоение: зун, способы действия, опыт.
  • Закрепление: запоминание, повторение.
  • Применение: теоретическое, практическое, словесное.
  • Обобщение фактов: теоретических положений, практ. действий опыта ( обобщение существенных признаков, обобщение способов действия для их перенесения на новый объект, в новые условия)
  • Диагностика: установление, на каком уровне сформированы знания, умения.
Движущие силы процесса обучения Процесс обучения — сложный, диалектически развивающийся процесс. Движущими силами его являются противоречия: -противоречие между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения, и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков; -противоречие между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями; -противоречие между известным и неизвестным; -противоречие между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятием; -противоречие между знаниями и умениями применять полученные знания в практической деятельности.

Движущие силы процесса обучения

Процесс обучения — сложный, диалектически развивающийся процесс. Движущими силами его являются противоречия:

-противоречие между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения, и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков;

-противоречие между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями;

-противоречие между известным и неизвестным;

-противоречие между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятием;

-противоречие между знаниями и умениями применять полученные знания в практической деятельности.

Функции и структура процесса обучения образовательная функция : вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в  соответствии с принятым стандартом образования; научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности; научить самостоятельно приобретать знания; расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения. развивающая функция : логического мышления; воображения; различных видов памяти; качеств ума; речи; познавательного интереса и познавательных потребностей.

Функции и структура процесса обучения

образовательная функция :

  • вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования;
  • научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности;
  • научить самостоятельно приобретать знания;
  • расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения.

развивающая функция :

  • логического мышления;
  • воображения;
  • различных видов памяти;
  • качеств ума;
  • речи;
  • познавательного интереса и познавательных потребностей.
Воспитывающая функция проявляется в обеспечении: осознания учеником своей учебной деятельности как социально значимой; формирования его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями и навыками; воспитания нравственных качеств личности; формирования положительных мотивов учения; формирования опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе; воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.

Воспитывающая функция проявляется в обеспечении:

  • осознания учеником своей учебной деятельности как социально значимой;
  • формирования его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями и навыками;
  • воспитания нравственных качеств личности;
  • формирования положительных мотивов учения;
  • формирования опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе;
  • воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс