СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий».
Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571 — 1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом трактовал дидактику и Я. А. Коменский , как универсальное искусство обучения всех всему.
Понятие о дидактике.
Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий».
Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571 — 1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом трактовал дидактику и Я. А. Коменский , как универсальное искусство обучения всех всему.
Признаки обучения:
Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Основные категории дидактики:
преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.
У ч е н и е — процесс , в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Знание — совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.
Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. ученики овладевают в процессе обучения.
Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.
Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Форма — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
Метод — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т. д.
Результаты (продукты обучения) — это то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование. Рассмотрим дидактические системы: И. Гербарта, Д. Дьюи и современную систему обучения.
По Гербарту, ДС - формирование нравственной личности, морально сильного характера. Этические идеи:
Дидактическая система Джона Дьюи
Основным вкладом Дьюи является концепция «полного акта мышления», включающего:
Современную дидактику характеризуют следующие особенности:
Обзор основных законов и закономерностей
К общим законам диалектики относятся:
-закон единства и борьбы противоположностей,
-закон перехода количественных накоплений в качественные изменения,
-закон отрицания отрицания.
законы
специфические
общие
Специфические педагогические законы
И. Г. Песталоцци «от смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям»
Э. Мейман сформулировал три закона :
Хуторской А. В. выделяет следующие законы обучения : 1)социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; 2)взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; 3)взаимосвязи обучения, воспитания и развития; 4)обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; 5)целостности и единства образовательного процесса.
Общие закономерности
-закономерности цели обучения;
Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;
-закономерности содержания обучения;
Содержание обучения зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей учащихся; г) уровня развития теории и практики обучения;
-закономерности качества обучения;
Зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих;
-закономерности методов обучения;
-закономерности стимулирования обучения.
.
Частные закономерности
Структура обучения
диагностика
обобщение фактов
закрепление
применение
усвоение
осознание
восприятие
Движущие силы процесса обучения
Процесс обучения — сложный, диалектически развивающийся процесс. Движущими силами его являются противоречия:
-противоречие между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения, и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков;
-противоречие между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями;
-противоречие между известным и неизвестным;
-противоречие между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятием;
-противоречие между знаниями и умениями применять полученные знания в практической деятельности.
Функции и структура процесса обучения
образовательная функция :
развивающая функция :
Воспитывающая функция проявляется в обеспечении:
© 2018, Бобылева Наталия Ивановна 3156 3