СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие об имени прилагательном

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  1.Ознакомление и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном как части речи;  2. Наблюдать за окружающей жизнью, природой и подмечать разнообразные признаки предметов.  

Просмотр содержимого документа
«Понятие об имени прилагательном»

Урок русского языка 3 класс.


Тип урока: урок открытия нового знания.


Технология построения урока: деятельностный подход.


Тема : Понятие об имени прилагательном».


Цель:

1.Ознакомление и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном как части речи;

2. Наблюдать за окружающей жизнью, природой и подмечать разнообразные признаки предметов.


Задачи:

  1. Формирование предметных умений:

- находить имена прилагательные в тексте;

- различать имена прилагательные от других частей речи;

- устанавливать их связь с именами существительными;

- развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

- использовать имена существительные в речи.


  1. Формирование метапредметных умений:


Личностные умения:

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

- осознавать роль языка в речи в жизни людей.


Регулятивные умения:

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по плану, алгоритму.

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-отличать верно выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;


Познавательные умения:

- ориентироваться в раздаточном материале;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания (незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;


Коммуникативные умения:

-донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, в группе.


Оборудование:

- презентация;

- Смайлик

- раздаточный материал.


Ход урока.


Организационный этап.


Решение дидактических задач:


  1. Самоопределение к учебной деятельности.


(Слайд №1)


«Где есть желание, найдётся путь!»


Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока ( создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).


- Девиз нашего урока? Где есть желание, найдется путь!

- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверное, мы будем открывать новые знания).

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Поможет нам весёлый человечек – Смайлик. ( Слайд 2)


Он бывает – весёлый ( мне все понятно). (покажите)

Он бывает – задумчивый (значит надо подумать); (покажите)

Он бывает – грустным ( ничего не понял) ; (покажите).

- Вы готовы к работе? Да

- Книжки, ручки, тетрадки в порядке? Да

-Тогда в путь! Пожелайте друг – другу удачи!


- Находясь в учебной деятельности, мы выполним три шага учебной деятельности:


(Слайд 3).

1 шаг 2 шаг 3 шаг

Что я знаю? Что я не знаю? Сам найду способ.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


-Докажите, что вы знаете, а что не знаете и сами найдете способ открытия нового знания?


- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

( У доски.)

(Запись под диктовку один у доски, а другие в тетради.)

Мороз, морозец, заморозки, морозный.

- Итак, у нас первый шаг, что я знаю?

- Что вы можете сказать об этих словах? ( однокоренные, образованы суффиксальным способом и приставочно- суффиксальным способом).

- Какой частью речи является каждое слово? Докажите, как вы определяли? По какому алгоритму можно определить часть речи?

(Слайд 4.) Алгоритм определения части речи.

1. Задать вопрос.

2. Что обозначает слово.

3. Назвать часть речи.

-Какой частью речи является морозный? Прилагательным

- Как вы определили, что это слово – прилагательное?

- Что вы знаете об имени прилагательном? Поделитесь, пожалуйста, со мной своими знаниями.

- Я смотрю, что у вас возникло затруднение? Почему у вас возникло затруднение? Мы ёще этого не знаем.

- А хотите узнать? Это вам интересно? Да

- Тогда скажите, какое новое знание вы сегодня откроете на уроке?

- Значит тема нашего урока? Слайд 5.Общее понятие об имени прилагательном.

- А как вы думаете, что именно мы должны узнать об имени прилагательном? На какие вопросы отвечает, что обозначает и какова роль имен прилагательных?

- Итак, мы выясняли, что мы не знаем, это наш второй шаг,

- А третий наш шаг какой? Сам найду способ.

- А теперь мы посмотрим сценку из жизни и вы должны сами найти ответы на те вопросы, которые мы поставили?


-Представим сценку из жизни.

( Выходят дети: Маша, Коля, Настя и мама).


Уходя на работу, мама торопливо «отдает указания детям»

Мама.

Маша, свари, пожалуйста, кашу.

А ты, Коля, сходи в магазин за хлебом.

А ты, Настя, погладь, пожалуйста, платье и галстук.


Но вдогонку ей слышатся вопросы:


Маша. Мама, а какую кашу сварить?

Коля. Мама, а какого хлеба купить?

Настя. Мама, а какое платье погладить и чей галстук погладить?


Учитель. Ребята, а если бы мама не ответила, какую кашу можно было бы сварить? Манную, рисовую, пшеничную, гречневую…

- А какой хлеб можно было бы купить? Белый, черный, пшеничный, ржаной…

- А какое платье можно было бы погладить? Голубое, красное, новое, парадное, выстиранное …

- А чей галстук можно погладить? Папин, Колин, отцов.


- Но мама уточняет.

Мама. Кашу надо сварить рисовую, хлеб купить белый, платье погладить новое, галстук папин.


- А теперь, детям, задание стало понятным? Да

- А какие слова сделали задание понятным? Назовите их.

(Слайд) Рисовая, белый, новое, папин.

- На какие вопросы отвечают данные слова? отвечают на вопросы какая? какой? какое? чей?

(Слайд 6. )

Каша (какая?) рисовая

Хлеб (какой?) белый

Платье (какое?) новое

Галстук (чей?) папин


- Что они обозначают? Уточняют, описывают предмет т.е. называют качественные признаки предмета, а также принадлежность предмета.

- Значит, прилагательные со значением обладания отвечают на вопрос ЧЕЙ?

-А на какие вопросы еще могут отвечать? Чья? Чьё? Чьи?

- Посмотрите способ образования этих слов? (суффиксальный –ИН, -ОВ, -ев,-ий.)

- Как называются такие слова, что это за новая часть нашей речи? Прилагательное.

- С какой частью речи связано прилагательное? С существительным

(Выходит ученик с карточкой ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ).

Ученик – прилагательное.

Имя прилагательное – очень занимательное.
Его вопросы: Чей? Какой?

Какая? Какое? Какие?
Запомнит ученик любой.
Оно обозначает признаки предметов
И без существительного не живет при этом.
Разнообразит нашу речь,

Украшает нашу речь,
Предмет определяет.
В речи без него никак –
Это каждый знает.

3. ФИЗМИНУТКА «ДОРОГОЮ ДОБРА».


4. Работа в группе.

- А теперь образуйте три группы и сформулируйте вывод, дайте определение как вы поняли, что такое имя прилагательное?

( даю листочки).

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает ………………., ……… и отвечает на вопросы ………, …….., …….,…….. в предложении связано с …………….. .


(Дети в группах читают свои правила).

- Сверим наши знания, с научными.

- Для этого мы воспользуемся толковым словарем Сергея Ивановича Ожегова 1 группа. (в словаре закладка)

Прилагательное – часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая его значение в формах падежа, числа и рода.


2 группа - словарем Владимира Даля.

Прилагательное – имя, грамматическое, качественное, прилагаемое к существительному, для означенья свойств или качеств его.


3 группа – справочником по русскому языку.


(Слайды из словарей определение. )


Оцените вашу группу при помощи Смайлика, как вы справились с заданием. (Показывают Смайлика)


Ученик 2. На груди табличка СПРАВКА.

СПРАВКА.

- Очень важной частью речи являются имена существительные, дающие всем предметам и явлениям окружающей действительности. Но как беден был бы наш русский язык, если бы мы ничего не знали о предмете кроме его названия. По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место (после существительных и глаголов). По частоте употребления – 5 место (после существительного, глагола , местоимений и глаголов).



4. Работа в парах. (Даю карточки, на которых записано два варианта одного и того же стихотворения: с прилагательным и без прилагательных).

- А сейчас мы посмотрим какую роль играют имена прилагательные в художественной литературе?

Я вам дала отрывок из стихотворения А.К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает»

Задание: Каждой паре выбрать по их мнению лучший отрывок стихотворения А.К. Толстого и выписать словосочетания существительное с прилагательным.

1. Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли.

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.



2. Вот уж снег в поле тает,

Пар восходит от земли.

И кувшинчик расцветает,

И зовут друг друга журавли. (сухое, серое, невыразительное, трудно представить картину, то ли рад автор, то ли печален).


- Почему именно эти строки стихотворения?

- Чем именно понравился этот отрывок?

- А какая часть речи помогла лучше представить картину? Имя прилагательное.

- Значит, какова роль прилагательных ? Имена прилагательные «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами, т.е. придают стихотворению яркость, образность, выразительность.

- Какие словосочетания выписали? Снег последний, пар тёплый, кувшинчик синий.

- От какого слова вы ставили вопрос? Какая это часть речи? От существительного.

- Главное слово будем выделять Х.

- Определите род и число существительных? М.р., ед.ч,

-- Как определить род и число имен прилагательных? Как вы думаете?

- Затрудняетесь? Прослушайте сказку «Скромные просители». Я думаю, она вам поможет.( чтение сказки) –От рождения у прилагательных был очень покладистый характер. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа.

-А что, если нам попросить их у существительных ну хоть бы на время - мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы.

Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа.


-Что же вы узнали, прослушав эту сказку?

- А вот об этом как они согласовываются, берут у них формы рода, числа и падежа Вы узнаете следующих уроках.

- Хотите об этом узнать? Да.


РЕФЛЕКСИЯ.

- Ребята, а кто из вас помнит, какое слово у нас вызвало затруднение в начале урока? Морозный.

- А теперь вы сможете сказать, на какой вопрос отвечает, данное слово, что обозначает и какая часть речи? Выразите свое знание или незнание при помощи Смайлика.

- Задачи, которые ставили в начале урока, выполнили? Да.


Тогда, оцените себя: отметь «ступеньку», на которой вы стоите после пройденного урока, при помощи Смайлика.



  1. МНЕ ВСЁ ПОНЯТНО.

2.Надо ещё поработать.

1.Не понял темы урока.






5. Д. з. с. 102 у.4 выписать словосочетания существительное с прилагательным.

6. Написать мини – сочинение.

Используя слова существительные. Украсьте текст прилагательными.




7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!