СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений».

Просмотр содержимого документа
««Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений».»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ

Учитель:   Магомедова Сельминаз Исмаиловна

Предмет:   русский язык

Класс: 8 А

Тема: «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений».

 Дата проведения : 24. 02. 2022г.

 Тип урока: открытие новых знаний.

Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо».

Использованные приемы:

- «мозговой штурм»,

- таблица «Знаю – хочу знать — узнал»,

- объединение информации в блоки через сопоставление.

Оборудование:

- раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал», ИКТ, учебник

Цели образовательные:

 систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Определение»;

- формирование знаний об обособленных членах предложения, формирование умений определять обособленные члены предложения, выделять их интонационно в устной речи и запятыми в письменной;

- формирование знаний об обособленных  согласованных распространённых и нераспространённых определениях, формирование умений обособлять согласованных распространённые и нераспространённые определения.

цели развивающие:

- развитие навыков монологической речи;

- развитие навыков парной и групповой работы;

- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

цели воспитательные:

-способствовать  воспитанию уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

 

Ход урока

I. Организационный момент. 

- Ребята,  из материала, изученного на прошлых уроках, мы знаем, что простое предложение может быть осложненным. Чем может быть оно осложнено? (ответы учащихся).

Сегодня мы узнаем, чем ещё может быть осложнено простое предложение. Перед нами  новая тема – «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений».

(Запись даты, темы урока в тетради)

II. Целеполагание.

- Кто может сформулировать цель нашего урока?

(Ученики самостоятельно определяют цель урока, исходя из темы)

- Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый  может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.


III. Стадия вызова.

1. Вопросы учащимся: 

Ребята, какое понятие из темы урока для вас  новое? (Обособление)

-  Где можно узнать значение этого слова?  (В словаре) 

- Обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова.  Какое значение слова нужно для нашего урока? (Слайд)


Работа со словарем.

ОБОСО́БЛЕННЫЙ

  1. Стоящий особняком, отдельный. "Занимать обособленное положение"

  2. В грамматике: являющийся самостоятельной (по интонации) составной частью предложения. "О. второстепенный член предложения"

-  Попробуйте, опираясь на словарную статью,  сформулировать  определение обособленных членов предложения. Только имейте в виду, что обособленными членами предложения могут  быть только второстепенные члены. 

- А теперь прочитаем материал на стр. 159 учебника и сверим свои ответы с правилом. 

Работа с учебником


  1. Работа в парах.   

- Найдите примеры предложений с обособлением: (Слайд)

а) Вступив в лицей, Пушкин уже знал английский язык.  (А. Пушкин)

б)  Вне лицея Пушкин был знаком с некоторыми гусарами, жившими в то время в Царском Селе.  (С. Комовский)

в) Учился Пушкин легко, но небрежно. (А. Пушкин)

г) В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что

видел.  (М. Волконская)

д) Друг мой, упрёки твои жестоки и несправедливы.  (А. Пушкин)


-Выполните (устно) синтаксический разбор второго предложения.  Работа с  грамматической конструкцией «жившими в то время в Царском Селе»? 

-Давайте вспомним всё об определении и заполним первую графу таблицы, которая поможет нам систематизировать материал. 

Заполнение таблицы.


Знаю

Хочу узнать

Узнал

Отвечает на вопросы какой? Чей?

 Какие определения обособляются

 

Обозначает признак предмета

 

 

Поясняет подлежащее, дополнение и др. члены предложения, выраженные существительными.

Причины обособления  определения

 

Может быть согласованным и несогласованным

 

 

Может быть выражено причастным оборотом, который выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова

 

 

Приложения

 

 

 

3. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки.

Задание: Обсудите в группе данные предложения. Подчеркните определения. Запишите  предложения, объединив их в блоки. (Слайд)

1. Вулкан, дремавший несколько столетий, пробудился. 2. Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил. (А. Чехов) 3.  Палатка, наполовину скрытая мелкими лиственницами, казалась совсем маленькой. 4. Ветер, злой и холодный, уныло запел свою песню (А. Федосеев) 5. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади почти без памяти. (С. Аксаков) 6. Уверенный в своей правоте, Андрей Гаврилович мало беспокоился о деле. (А. Пушкин) 7. Дорогу перегораживала недавно обрушившаяся береза. (И. Тургенев) 8. В воздухе, полном копоти, чувствовалось влияние чего-то бодрого. (М. Горький) 9. В седьмом часу вечера, пыльные и усталые, мы вступили в широкие, укрепленные ворота крепости. (А. Толстой).  10.Молодой и росистый лес  окружал нас.

 

- Сколько блоков вы получили?  По какому принципу объединяли  предложения?

 - Что сегодня для нас важно?  Что бы мы хотели узнать,  выполняя данную работу? Давайте заполним вторую графу  таблицы.

Работа с таблицей.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Отвечает на вопросы какой? Чей?

 Какие определения обособляются

 

Обозначает признак предмета

 

 

Поясняет подлежащее, дополнение и др. члены предложения, выраженные существительными.

Причины обособления  определения

 

Может быть согласованным и несогласованным

 

 

Может быть выражено причастным оборотом, который выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова

Зависит ли обособление от того, какой частью речи выражено определение?

 

 

Приложения

 

 

 

Физкультминутка.  


IV. Стадия осмысления.

1. Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал».

- Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 47 (стр.158 — 159). Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре.

Проверка колонки «Узнал».

В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Отвечает на вопросы какой? Чей?

 Какие определения обособляются

Обособляются:

1. любые определения, относящиеся к личному местоимению;

2. согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного;

3. согласованные нераспространенныеоднородные определения, стоящие после определяемого существительного;

4. согласованные определения, стоящие перед определяемым сущ., если:

а) имеют добавочное обстоятельственноезначение;

б) отделены от определяемого слова другими членами предложения.

 

 

Обозначает признак предмета

 

 

Поясняет подлежащее, дополнение и др. члены предложения, выраженные существительными.

Причины обособления  определения

 

Может быть согласованным и несогласованным

 

 

Может быть выражено причастным оборотом, который выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова

Зависит ли обособление от того, какой частью речи выражено определение?

 

 

Приложения

 

 

 

2. Применение правила на практике. 

 Задание.  Объясните обособление определений  в предложениях, над которыми вы работали. 

3. Практическое закрепление знаний. 

  1. Упражнение 292.

  2.   Проверка выполнения.

V. Стадия рефлексии  

 Что узнали сегодня нового?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое?

- Что было легко?

- Что вам помогало в работе?

- Как оцениваете свои действия?

Домашнее задание: 

1) §29, изучить тему.

2) написать сочинение - миниатюру, используя как можно больше предложений с обособленными согласованными распространенными и нераспространенными определениями.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!