Тема. Понятие об однородных членах.
Цель: расширить и углубить знания об однородных членах предложения;
познакомить с предложениями, содержащими несколько рядов однородных членов.
Задачи:
– образовательная: способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных членах предложения на письме, различать простое осложненное предложение и сложносочиненное.
– развивающая: формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образного мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания.
– воспитательная: содействовать воспитанию рационального распределения времени, социализация личности, формирование правильной, грамотной речи.
Ожидаемые результаты:
- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала; повышение патриотического воспитания у обучающихся;
- метапредметные: умение работать с текстом, с таблицей, со справочным и другим материалом;
- предметные: умение применять на практике теоретические знания об однородных членах предложения; овладение навыками анализа текста, умение развивать логическое мышление.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.Разминка.
Работа с эпиграфом
Русский язык в умелых руках и опытных устах
красив, певуч, выразителен, ловок, послушен.
(А. Куприн.)
Учитель:
- Осмыслите текст.
- Подумайте, как он может быть связан с темой сегодняшнего урока?
(ответы учеников)
- Цель нашего урока - повторение и актуализация знаний по теме: «Однородные члены предложения»; давайте вместе определим задачи урока, которые помогут достичь поставленной цели
(задачи формулируют дети, далее они конкретизируются учителем).
- Объясните знаки препинания в предложении.
Ученик:
- В этом предложение сказуемые являются однородными, на письме они разделяются запятыми.
Учитель: Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь, начертите схему предложения.
II. Актуализация знаний.
1. Решение учебной проблемы.
Задание. Найдите однородные члены предложения, подчеркните их. Постройте схемы предложений.
Устно ответьте на вопрос: по каким признакам можно узнать однородные члены предложения? (Составьте кластер.)
Предложения | Схемы предложений |
Птенцов кормят семенами и насекомыми. | |
Щеглята вылетают из гнезда, собираются в стайки и кочуют в окрестностях. | |
Щегол вьет гнезда на сливе, яблоне, клене, тополе. | |
Снегири, синицы и воробьи каждый день прилетали к нашей кормушке. | |
Шустрые, вертлявые синички подбирают крошки | |
Кластер
Однородные члены предложения
Отвечают на один и тот же вопрос
Относятся к одному и тому же члену предложения
Обычно выражены одной и той же частью речи
Являются одним членом предложения
Произносятся с перечислительной интонацией
III. Изучение нового материала.
1. Возьмите листочки с утверждениями. Работа с ними необходима нам для лучшего восприятия и осознания нового материала. В течение 1,5 минут изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в колонке «ДО» (поставьте + или - ). Время пошло.
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
| Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи. | |
| Однородные члены соединяются только союзами. | |
| В предложении может быть только один ряд однородных членов. | |
| Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства. | |
| Однородные члены бывают только нераспространенными. | |
| Однородные члены в предложении всегда располагаются рядом. | |
| Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами. Н-р, желаю ни пуха ни пера. | |
Откройте учебник на стр.53-54. Прочитайте материал. Через 4 минуты в течение 1 минуты поставьте + или – в колонке «ПОСЛЕ». Начинайте.
IV. Закрепление изученного материала.
2. Выполнение упражнения 61. Выпишите из предложений однородные члены. Объясните, почему вы считаете их однородными. Какими членами предложения они являются и какими частями речи выражены?
3. Творческое задание.
- Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.
Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.
Слова для справок: наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.
- Прочитайте переработанный текст. (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.)
- Что изменилось? Благодаря чему?
- Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли. Поэтому сейчас мы займемся предупреждением грамматических ошибок.
4. Слово учителя. Не являются однородными членами предложения.
Выполнение упражнения 64. Прочитайте предложения. В каких из них нет однородных членов и почему?
5. Предупреждение грамматических ошибок.
Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Изучите типичные ошибки. – 1 минута.
Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами |
1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный). 2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель). 3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение). 4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор). |
А сейчас заполните таблицу с предложениями: напишите номер ошибки и попытайтесь ее исправить.
Неправильно | Вид ошибки | Исправлено |
1. Несколько человек пытались решить и задумались над задачей. | | |
2. Гринев был смел, благороден и честный. | | |
3. А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу. | | |
4. Я люблю футбол, баскетбол и кататься на лыжах. | | |
С анализа этих ошибок мы начнем следующий урок, уделим им побольше внимания, так как данный вопрос есть в заданиях ЕГЭ.
Рефлексия.
- Что нового об однородных членах вы сегодня узнали?
- Пригодятся вам эти знания в дальнейшем? Для чего?
Из ряда предложенных фразеологизмов выбрать подходящий, наиболее полно характеризующий работу на уроке:
Блуждать в потемках. В трех соснах заблудиться. Засучив рукава. Шевелить мозгами. Не покладая рук. Играть в бирюльки. Из кожи вон лезть. Одним махом. (подчеркнуть)
Оценивание
V. Домашнее задание.
Параграф 33 выучить, выполнить упражнение 63(задание 4) или 65.
6