СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие об однородных членах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понятие об однородных членах»

Тема. Понятие об однородных членах.

Цель:  расширить и углубить знания об однородных членах предложения;

познакомить с предложениями, содержащими несколько рядов однородных членов.

Задачи:        

– образовательная: способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных членах предложения на письме, различать простое осложненное предложение и сложносочиненное.

–  развивающая:         формирование умения лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образного мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания.

– воспитательная:    содействовать воспитанию рационального распределения        времени, социализация личности, формирование правильной, грамотной речи.

Ожидаемые результаты:

- личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала; повышение патриотического воспитания у обучающихся;

- метапредметные: умение работать с текстом, с таблицей, со справочным и другим материалом;

- предметные: умение применять на практике теоретические знания об однородных членах предложения; овладение навыками анализа текста, умение развивать логическое мышление.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1.Разминка.

Работа с эпиграфом

Русский язык в умелых руках и опытных устах

красив, певуч, выразителен, ловок, послушен.

(А. Куприн.)

Учитель:

- Осмыслите текст.

- Подумайте, как он может быть связан с темой сегодняшнего урока?

(ответы учеников)

- Цель нашего урока - повторение и актуализация знаний по теме: «Однородные члены предложения»; давайте вместе определим задачи урока, которые помогут достичь поставленной цели

(задачи формулируют дети, далее они конкретизируются учителем).

- Объясните знаки препинания в предложении.

Ученик:

- В этом предложение сказуемые являются однородными, на письме они разделяются запятыми.

Учитель: Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь, начертите схему предложения.

II. Актуализация знаний.

1. Решение учебной проблемы.

Задание. Найдите однородные члены предложения, подчеркните их. Постройте схемы предложений.

Устно ответьте на вопрос: по каким признакам можно узнать однородные члены предложения? (Составьте кластер.)

Предложения

Схемы предложений

Птенцов кормят семенами и насекомыми.


Щеглята вылетают из гнезда, собираются в стайки и кочуют в

окрестностях.


Щегол вьет гнезда на сливе, яблоне, клене, тополе.


Снегири, синицы и воробьи каждый день прилетали к нашей кормушке.


Шустрые, вертлявые синички подбирают крошки



Кластер

Однородные члены предложения

Отвечают на один и тот же вопрос

Относятся к одному и тому же члену предложения

Обычно выражены одной и той же частью речи

Являются одним членом предложения

Произносятся с перечислительной интонацией


III. Изучение нового материала.

1. Возьмите листочки с утверждениями. Работа с ними необходима нам для лучшего восприятия и осознания нового материала. В течение 1,5 минут изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в колонке «ДО» (поставьте + или - ). Время пошло.

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


  1. Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи.



  1. Однородные члены соединяются только союзами.



  1. В предложении может быть только один ряд однородных членов.



  1. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.



  1. Однородные члены бывают только нераспространенными.



  1. Однородные члены в предложении всегда располагаются рядом.



  1. Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами. Н-р, желаю ни пуха ни пера.


Откройте учебник на стр.53-54. Прочитайте материал. Через 4 минуты в течение 1 минуты поставьте + или – в колонке «ПОСЛЕ». Начинайте.


IV. Закрепление изученного материала.

2. Выполнение упражнения 61. Выпишите из предложений однородные члены. Объясните, почему вы считаете их однородными. Какими членами предложения они являются и какими частями речи выражены?


3. Творческое задание.

- Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.

Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.

Слова для справок: наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.

- Прочитайте переработанный текст. (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.)

- Что изменилось? Благодаря чему?

- Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли. Поэтому сейчас мы займемся предупреждением грамматических ошибок.


4. Слово учителя. Не являются однородными членами предложения.

Выполнение упражнения 64. Прочитайте предложения. В каких из них нет однородных членов и почему?


5. Предупреждение грамматических ошибок.

Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Изучите типичные ошибки. – 1 минута.

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчивнаблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).


А сейчас заполните таблицу с предложениями: напишите номер ошибки и попытайтесь ее исправить.

Неправильно

Вид ошибки

Исправлено

1. Несколько человек пытались решить и задумались над задачей.



2. Гринев был смел, благороден и честный.



3. А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу.



4. Я люблю футбол, баскетбол и кататься на лыжах.




С анализа этих ошибок мы начнем следующий урок, уделим им побольше внимания, так как данный вопрос есть в заданиях ЕГЭ.

Рефлексия.

- Что нового об однородных членах вы сегодня узнали?

- Пригодятся вам эти знания в дальнейшем? Для чего?

Из ряда предложенных фразеологизмов выбрать подходящий, наиболее полно характеризующий работу на уроке:

Блуждать в потемках. В трех соснах заблудиться. Засучив рукава. Шевелить мозгами. Не покладая рук. Играть в бирюльки. Из кожи вон лезть. Одним махом.  (подчеркнуть)

Оценивание

V. Домашнее задание.

Параграф 33 выучить, выполнить упражнение 63(задание 4) или 65.














6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!