СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие общее недоразвитие речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад к педагогическому совету

Просмотр содержимого документа
«Понятие общее недоразвитие речи»

Общее недоразвитие речиэто различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.

В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи, при которой первично у детей физический слух и интеллект сохранен.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также дизартрии и ринолалии.

При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее появление, ограниченный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонематические нарушения.

Несформированность высших психических процессов не дает возможности ребенку усвоить многочисленные понятия, названия предметов, признаков, действий и явлений окружающей жизни.

Дети с общим недоразвитием речи имеют особенности развития психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно - логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.

Р.Е. Левиной и сотрудниками ее лаборатории была разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико – фонематического и лексико – грамматического недоразвития. Р.Е. Левина и другие ученые выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.



Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и её предметно – смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фонда.

Индивидуальный темп продвижения ребенка определяется тяжестью первичного дефекта и его формой.

Наиболее типичные и стойкие проявления ОНР наблюдаются при алалии, дизартрии и реже – при ринолалии и заикании.

При многолетнем изучение речи 6 – 7 летних дошкольников позволило Т.Б. Филичевой установить, что выделяется еще одна категория детей, которая оказывается за пределами выше описанных уровней и может быть определена как четвертый уровень речевого развития – нерезко выраженное недоразвитие речи [13, с. 521].

У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.

Особую сложность для этих детей представляют конструкции предложений с разными придаточными:

  • пропуски союзов: «мама предупредила, я не ходил далеко» (чтобы не ходил далеко);

  • замена союзов «я, побежал, куда сидел щенок» (где сидел щенок);

  • инверсия: «наконец, все увидели долго искали которого котенка» (увидели котенка, которого долго искали).

Следующей отличительной особенностью этого уровня является своеобразие связной речи:

  • в беседе, при составлении рассказа, констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;

  • рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему, они пользуются простыми малоинформативными предложениями;

  • остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Самостоятельное рассказывание, требующее мобилизации творческих способностей, выливается в неполные и скудные тексты, не вбирающие в себя значимые для наименования элементы ситуации.

Причины речевых нарушений: недоразвитие ВПФ, родовая травма, асфексия родов, перинатальная энцефалопатия, органическое поражение головного мозга, недостаточная зрелость коры головного мозга, задержанное созревание ЦНС, генетический фактор.

Как мы можем помочь детям с ОНР?

Конечно здесь мы будем использовать дидактические игры, которые поспособствуют речевому развитию ребенка и его ВПФ.

Что я могу предложить?

ВПФ

Игра «Добавь слово». Первый ребенок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет это слово и добавляет своё и т. д, пока кто-нибудь не собьётся. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти. Пополнение словарного запаса детей.

Игра «Признаки слов». «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет должен делать (н-р: снег, дождь, ветер, солнце и т. д)- 1 вариант; 2-ой «Назови другой предмет» (н-р: такой же белый как снег, узкий как лента, круглый как мяч и т. д.); 3-ий вариант «Сравни по вкусу, ширине, цвету, прочности» (н-р: лимон и мёд, дорогу и тропинку, камень и глину и т.д.).

Игра «Слова приятели»

1-ый вариант. Как можно сказать о грустном человеке? Ребенок подбирает слова-синонимы.

2-ой вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? Если ребенок затрудняется предлагаем варианты (врач, лошадь, чашка, овощ).

Лексико-грамматический строй речи

Игры и упражнения на словоизменение:

Самое трудное для этих детей употребление Р.п, мн.ч.

  • Игра «Скажи наоборот» или «Волшебник»

Логопед называет существительное в единственном числе, бросая мяч ребенку. Ребёнок, возвращая мяч, называет слово, изменяя число существительного.

Шар - (шары)

гриб - ...(грибы)

  • Игра «Чего не хватает на кукле?»

  • Игра «Прятки»

Детям демонстрируются картинки с изображением частей тела спрятавшихся животных, по которым они должны узнать животное и назвать, чья это часть тела. Если дети затрудняются при выполнении задания, им предлагается вопрос «кого?».

  • Игра «Кто что любит?»

Детям демонстрируется предметные картинки с изображением животных и предлагается ответить на вопрос: кто что любит?

Кошка любит ...(молоко).

Собака любит ...(кость).

Корова любит ...(траву).

Медведь любит ...(мёд).

Заяц любит ...(морковку).

Волк любит ...(мясо).

  • Игра «Закончи предложение»

Логопед начинает предложение и просит ребёнка закончить его, отвечая на поставленный вопрос. После этого ребёнок должен произнести предложение целиком.

Врач лечит (кого?) …

Пастух пасет (кого?) …

Машинист ведёт (что?) …

Водитель ведёт (что?) …

Учитель учит (кого?)...

Мышка боится (кого?) …

  • Игра «Подбери пару»

Логопед называет слова и предлагает детям подобрать к ним пару, соответствующее слово, отвечающее на вопрос «кого?» или «что?».

Жду ….; догоню  …; спрашиваю ….; кормлю ….; рисую ….; поливаю ….; покупаю ….; варю ….



  • Игра «Ответь на вопрос»

Логопед задаёт детям вопросы и предлагает на них ответить:

а) с опорой на предметные картинки:

шьют (чем?) …

рисуют (чем?)...

копают (чем?)...

Картинки: игла, карандаш, лопата.

б)  без опоры на       предметные     картинки:

слушаем (чем?) …. ушами

думаем (чем?) …. головой

смотрим (чем?) …. глазами

едим (чем?) … ложкой, вилкой

топаем (чем?) …. ногами


Игры и упражнения на словообразование:

  • Игра «Назови ласково»

  • Игра «Что для чего?»

Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).

Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице).

После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.

  • Игра «Два брата ИК и ИЩ».

— Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)

У ИКА был носик, а у ИЩА?..

В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик — ротище, лобик — лобище, глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи.

Делается вывод, если и слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, a если ищ — значит предмет большой.

Я сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить - маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить - большой дом, а вы будете отвечать: домище.


Мелкая моторика

  • Игра «Волшебный мешочек»

В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание, память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

  • Игра «На что похоже»

  • Игра «Найди приз!»

Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.

  • Игра «Золушка»

Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (фасоль, горох), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.

  • Игра «Ладошки»

На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней. Ребенок, прикладывая свои ладони должен максимально точно повторить изображение.