Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.
В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи, при которой первично у детей физический слух и интеллект сохранен.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также дизартрии и ринолалии.
При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее появление, ограниченный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонематические нарушения.
Несформированность высших психических процессов не дает возможности ребенку усвоить многочисленные понятия, названия предметов, признаков, действий и явлений окружающей жизни.
Дети с общим недоразвитием речи имеют особенности развития психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно - логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.
Р.Е. Левиной и сотрудниками ее лаборатории была разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико – фонематического и лексико – грамматического недоразвития. Р.Е. Левина и другие ученые выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и её предметно – смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фонда.
Индивидуальный темп продвижения ребенка определяется тяжестью первичного дефекта и его формой.
Наиболее типичные и стойкие проявления ОНР наблюдаются при алалии, дизартрии и реже – при ринолалии и заикании.
При многолетнем изучение речи 6 – 7 летних дошкольников позволило Т.Б. Филичевой установить, что выделяется еще одна категория детей, которая оказывается за пределами выше описанных уровней и может быть определена как четвертый уровень речевого развития – нерезко выраженное недоразвитие речи [13, с. 521].
У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.
Особую сложность для этих детей представляют конструкции предложений с разными придаточными:
пропуски союзов: «мама предупредила, я не ходил далеко» (чтобы не ходил далеко);
замена союзов «я, побежал, куда сидел щенок» (где сидел щенок);
инверсия: «наконец, все увидели долго искали которого котенка» (увидели котенка, которого долго искали).
Следующей отличительной особенностью этого уровня является своеобразие связной речи:
в беседе, при составлении рассказа, констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;
рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему, они пользуются простыми малоинформативными предложениями;
остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
Самостоятельное рассказывание, требующее мобилизации творческих способностей, выливается в неполные и скудные тексты, не вбирающие в себя значимые для наименования элементы ситуации.
Причины речевых нарушений: недоразвитие ВПФ, родовая травма, асфексия родов, перинатальная энцефалопатия, органическое поражение головного мозга, недостаточная зрелость коры головного мозга, задержанное созревание ЦНС, генетический фактор.
Как мы можем помочь детям с ОНР?
Конечно здесь мы будем использовать дидактические игры, которые поспособствуют речевому развитию ребенка и его ВПФ.
Что я могу предложить?
ВПФ
Игра «Добавь слово». Первый ребенок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет это слово и добавляет своё и т. д, пока кто-нибудь не собьётся. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти. Пополнение словарного запаса детей.
Игра «Признаки слов». «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет должен делать (н-р: снег, дождь, ветер, солнце и т. д)- 1 вариант; 2-ой «Назови другой предмет» (н-р: такой же белый как снег, узкий как лента, круглый как мяч и т. д.); 3-ий вариант «Сравни по вкусу, ширине, цвету, прочности» (н-р: лимон и мёд, дорогу и тропинку, камень и глину и т.д.).
Игра «Слова приятели»
1-ый вариант. Как можно сказать о грустном человеке? Ребенок подбирает слова-синонимы.
2-ой вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? Если ребенок затрудняется предлагаем варианты (врач, лошадь, чашка, овощ).
Лексико-грамматический строй речи
Игры и упражнения на словоизменение:
Самое трудное для этих детей употребление Р.п, мн.ч.
Логопед называет существительное в единственном числе, бросая мяч ребенку. Ребёнок, возвращая мяч, называет слово, изменяя число существительного.
Шар - (шары)
гриб - ...(грибы)
Детям демонстрируются картинки с изображением частей тела спрятавшихся животных, по которым они должны узнать животное и назвать, чья это часть тела. Если дети затрудняются при выполнении задания, им предлагается вопрос «кого?».
Детям демонстрируется предметные картинки с изображением животных и предлагается ответить на вопрос: кто что любит?
Кошка любит ...(молоко).
Собака любит ...(кость).
Корова любит ...(траву).
Медведь любит ...(мёд).
Заяц любит ...(морковку).
Волк любит ...(мясо).
Логопед начинает предложение и просит ребёнка закончить его, отвечая на поставленный вопрос. После этого ребёнок должен произнести предложение целиком.
Врач лечит (кого?) …
Пастух пасет (кого?) …
Машинист ведёт (что?) …
Водитель ведёт (что?) …
Учитель учит (кого?)...
Мышка боится (кого?) …
Логопед называет слова и предлагает детям подобрать к ним пару, соответствующее слово, отвечающее на вопрос «кого?» или «что?».
Жду ….; догоню …; спрашиваю ….; кормлю ….; рисую ….; поливаю ….; покупаю ….; варю ….
Логопед задаёт детям вопросы и предлагает на них ответить:
а) с опорой на предметные картинки:
шьют (чем?) …
рисуют (чем?)...
копают (чем?)...
Картинки: игла, карандаш, лопата.
б) без опоры на предметные картинки:
слушаем (чем?) …. ушами
думаем (чем?) …. головой
смотрим (чем?) …. глазами
едим (чем?) … ложкой, вилкой
топаем (чем?) …. ногами
Игры и упражнения на словообразование:
Игра «Назови ласково»
Игра «Что для чего?»
Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).
Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице).
После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.
— Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)
У ИКА был носик, а у ИЩА?..
В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик — ротище, лобик — лобище, глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи.
Делается вывод, если и слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, a если ищ — значит предмет большой.
Я сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить - маленький стол, а вы будете отвечать: столик. Я буду говорить - большой дом, а вы будете отвечать: домище.
Мелкая моторика
В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание, память, свою способность узнавать предметы на ощупь.
Игра «На что похоже»
Игра «Найди приз!»
Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).
Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.
Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (фасоль, горох), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.
На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней. Ребенок, прикладывая свои ладони должен максимально точно повторить изображение.