СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие «педагогический процесс», его сущность

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел Педагогика. Понятие "педагогический процесс", его сущность. 

Просмотр содержимого документа
«Понятие «педагогический процесс», его сущность»

Тема. Понятие «педагогический процесс», его сущность


1.Понятие «педагогический процесс», его сущность. Основные характеристики педагогического процесса (дайте характеристику педагогического процесса как системы)

Педагогический процесс - одна из основополагающих категорий педагогической науки.

Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.

Педагогический процесс - сложная динамическая система, состоящая из множества подсистем, тесно связанных друг с другом, совпадающих во времени, внедренных одна в другую.

Педагогический процесс является многофункциональным процессом.

Основными функциями (функция - назначение) целостного педагогического процесса являются:

Образовательная - формирование знаний, умений и навыков. Эта функция реализуется в большей степени в процессе обучения.

Развивающая - развитие психических процессов, речи, сенсорной, эмоциональной, двигательной сфер (реализуется в одинаковой степени в процессе обучения и воспитания).

Воспитательная  - воспитание сознания, чувств и поведения, формирование целостности, гармонии личности. Это ведущая и корректирующая функция среди трех названных.

В.С. Селиванов выделяет четыре функции педагогического процесса:

Просвещение – обеспечение усвоение учащимися знаний и природе, обществе, отношениях между людьми о об отношениях людей к природным и социальным объектам, о способах деятельности.

Развитие – совершенствование физических сил учащихся, их интеллектуальных возможностей, духовности.

Формирование отношений к предметам и явлениям окружающего мира.

Социальная адаптация – обеспечение приспособления воспитанников к условиям жизни.

Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия:

1) между выдвигаемыми со стороны общества, микросреды требованиями к личности и достигнутым уровнем ее развития;

2) между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием;

3) между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности;

4) между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями, духовными ценностями;

5) между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника и другие. 


2.Компоненты и структура целостного педагогического процесса: в чем вы видите взаимосвязь и специфику процессов обучения и воспитания?

В структуру педагогического процесса входят компоненты: цель, содержание, методы, формы и результаты педагогического процесса. 

Компоненты педагогического процесса:

- мотивационно-целевой компонент; 

- содержательный компонент; 

- операционно-деятельностный компонент; 

- контрольно-регулировочный компонент; 

- аналитико (оценочно)-результативный компонент. 

Главная характеристика педагогического процесса - целостность, общность, единство. Двусторонний характер. Диалектический характер. Творческий характер.

Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции — образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания — в воспитательную.

 В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития, формируя диалектико-материалистическое мировоззрение обучаемых.

В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и гигиенического характера.

Процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором стимулирования активности школьников в учении.

Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения.

В целостном педагогическом процессе отчетливо проявляется специфика форм обучения и воспитания. Если в обучении используют преимущественно уроки, семинары, практикумы, лабораторные работы, трудовые занятия и т. д., то в воспитательном процессе — воспитательные мероприятия коллективного характера, общественную деятельность, общественно полезный труд, индивидуальные воспитательные влияния и пр.

В учебном процессе ведущая роль принадлежит учителю, который опирается в своей работе на ученический коллектив в целях стимулирования ответственности, дисциплинированности, интереса к учению. В воспитании (при его умелой постановке) доминирующее значение имеет коллектив, его актив, которые направляются влияниями учителей, воспитателей.

Процесс обучения, как правило, протекает в строго оформленной учебной группе — классе, по определенному учебному плану, по строго очерченным программам. Процесс воспитания в условиях общеобразовательной школы не столь строго регламентирован. Он имеет лишь рекомендательное примерное содержание. Протекает этот процесс в ходе общественной, политической, куль турно-массовой, спортивной, художественной, трудовой деятельности, которая в значительной степени определяется общественными потребностями, интересами коллектива и их членов, умело направляемыми педагогами в такое русло, которое определяется примерным содержанием воспитания школьников соответствующего возраста. 

Специфика и взаимоотношения методов обучения и воспитания.

Методы воспитания тесно связаны с методами обучения. Фактически все методы обучения являются одновременно и методами воспитания, так как невозможно сформировать какого-либо качества личности или поведения, не обучая учеников нормам общественного поведения, не разъясняя требований, не формируя определенных взглядов и убеждений.

Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения.

Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля в обучении и воспитании. В обучении, например, применяется обязательно устный контроль, письменные и лабораторные контрольные работы, зачеты, экзамены. Решающее значение здесь имеет контроль самого учителя. В области воспитания решающее значение имеет общественный контроль коллектива, создание общественного мнения. Основными видами контроля являются наблюдения за ходом деятельности и поведения воспитуемых. Важную роль играет оценка и общественное мнение коллектива. 


3.Основные этапы и условия построения целостного педагогического процесса

Этапы педагогического процесса представляют собой последовательность его развития. К главным этапам педагогического процесса относятся:

1. Подготовительный этап, на котором создаются условия для осуществления данного педагогического процесса, определяется направление и темпы его развития. Этот этап предполагает целеполагание, постановку задач, диагностику условий реализации педагогического процесса, а также прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса и его результатов.

2.  Основной этап – этап осуществления педагогического процесса.

Этот этап включает в себя разъяснение целей и задач участниками педагогического процесса, взаимодействия его участников, использование намеченных методов, форм и средств. Создание условий эффективной организации педагогического процесса, осуществление различных мер контроля, обратной связи и стимулирования деятельности участников процесса, обеспечение преемственности, взаимосвязи данного педагогического процесса с другими процессами.

3.  Заключительный этап, позволяющий подвести итоги и проанализировать полученные результаты.

Анализ деятельности позволяет выявить неточности, ошибки в ее осуществлении, которые привели к снижению эффективности намеченного процесса. Это позволит в будущем их избежать.