Тема. Понятие «педагогический процесс», его сущность
1.Понятие «педагогический процесс», его сущность. Основные характеристики педагогического процесса (дайте характеристику педагогического процесса как системы)
Педагогический процесс - одна из основополагающих категорий педагогической науки.
Педагогический процесс – это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.
Педагогический процесс - сложная динамическая система, состоящая из множества подсистем, тесно связанных друг с другом, совпадающих во времени, внедренных одна в другую.
Педагогический процесс является многофункциональным процессом.
Основными функциями (функция - назначение) целостного педагогического процесса являются:
Образовательная - формирование знаний, умений и навыков. Эта функция реализуется в большей степени в процессе обучения.
Развивающая - развитие психических процессов, речи, сенсорной, эмоциональной, двигательной сфер (реализуется в одинаковой степени в процессе обучения и воспитания).
Воспитательная - воспитание сознания, чувств и поведения, формирование целостности, гармонии личности. Это ведущая и корректирующая функция среди трех названных.
В.С. Селиванов выделяет четыре функции педагогического процесса:
Просвещение – обеспечение усвоение учащимися знаний и природе, обществе, отношениях между людьми о об отношениях людей к природным и социальным объектам, о способах деятельности.
Развитие – совершенствование физических сил учащихся, их интеллектуальных возможностей, духовности.
Формирование отношений к предметам и явлениям окружающего мира.
Социальная адаптация – обеспечение приспособления воспитанников к условиям жизни.
Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия:
1) между выдвигаемыми со стороны общества, микросреды требованиями к личности и достигнутым уровнем ее развития;
2) между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием;
3) между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности;
4) между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями, духовными ценностями;
5) между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника и другие.
2.Компоненты и структура целостного педагогического процесса: в чем вы видите взаимосвязь и специфику процессов обучения и воспитания?
В структуру педагогического процесса входят компоненты: цель, содержание, методы, формы и результаты педагогического процесса.
Компоненты педагогического процесса:
- мотивационно-целевой компонент;
- содержательный компонент;
- операционно-деятельностный компонент;
- контрольно-регулировочный компонент;
- аналитико (оценочно)-результативный компонент.
Главная характеристика педагогического процесса - целостность, общность, единство. Двусторонний характер. Диалектический характер. Творческий характер.
Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции — образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания — в воспитательную.
В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития, формируя диалектико-материалистическое мировоззрение обучаемых.
В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и гигиенического характера.
Процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором стимулирования активности школьников в учении.
Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения.
В целостном педагогическом процессе отчетливо проявляется специфика форм обучения и воспитания. Если в обучении используют преимущественно уроки, семинары, практикумы, лабораторные работы, трудовые занятия и т. д., то в воспитательном процессе — воспитательные мероприятия коллективного характера, общественную деятельность, общественно полезный труд, индивидуальные воспитательные влияния и пр.
В учебном процессе ведущая роль принадлежит учителю, который опирается в своей работе на ученический коллектив в целях стимулирования ответственности, дисциплинированности, интереса к учению. В воспитании (при его умелой постановке) доминирующее значение имеет коллектив, его актив, которые направляются влияниями учителей, воспитателей.
Процесс обучения, как правило, протекает в строго оформленной учебной группе — классе, по определенному учебному плану, по строго очерченным программам. Процесс воспитания в условиях общеобразовательной школы не столь строго регламентирован. Он имеет лишь рекомендательное примерное содержание. Протекает этот процесс в ходе общественной, политической, куль турно-массовой, спортивной, художественной, трудовой деятельности, которая в значительной степени определяется общественными потребностями, интересами коллектива и их членов, умело направляемыми педагогами в такое русло, которое определяется примерным содержанием воспитания школьников соответствующего возраста.
Специфика и взаимоотношения методов обучения и воспитания.
Методы воспитания тесно связаны с методами обучения. Фактически все методы обучения являются одновременно и методами воспитания, так как невозможно сформировать какого-либо качества личности или поведения, не обучая учеников нормам общественного поведения, не разъясняя требований, не формируя определенных взглядов и убеждений.
Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения.
Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля в обучении и воспитании. В обучении, например, применяется обязательно устный контроль, письменные и лабораторные контрольные работы, зачеты, экзамены. Решающее значение здесь имеет контроль самого учителя. В области воспитания решающее значение имеет общественный контроль коллектива, создание общественного мнения. Основными видами контроля являются наблюдения за ходом деятельности и поведения воспитуемых. Важную роль играет оценка и общественное мнение коллектива.
3.Основные этапы и условия построения целостного педагогического процесса
Этапы педагогического процесса представляют собой последовательность его развития. К главным этапам педагогического процесса относятся:
1. Подготовительный этап, на котором создаются условия для осуществления данного педагогического процесса, определяется направление и темпы его развития. Этот этап предполагает целеполагание, постановку задач, диагностику условий реализации педагогического процесса, а также прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса и его результатов.
2. Основной этап – этап осуществления педагогического процесса.
Этот этап включает в себя разъяснение целей и задач участниками педагогического процесса, взаимодействия его участников, использование намеченных методов, форм и средств. Создание условий эффективной организации педагогического процесса, осуществление различных мер контроля, обратной связи и стимулирования деятельности участников процесса, обеспечение преемственности, взаимосвязи данного педагогического процесса с другими процессами.
3. Заключительный этап, позволяющий подвести итоги и проанализировать полученные результаты.
Анализ деятельности позволяет выявить неточности, ошибки в ее осуществлении, которые привели к снижению эффективности намеченного процесса. Это позволит в будущем их избежать.