СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие положительной десятичной дроби.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость в дробных числах возникла у человека в результате практической деятельности (при разделе добычи, при делении целого на части, при измерении величин и в других случаях). Дошедшие до нас математические тексты из Вавилона и Египта были написаны примерно 2000 лет до нашей эры. Развитие ремесел, торговли, техники требовало все более громоздких вычислений.

   Независимо друг от друга обыкновенные дроби со знаменателем 10, 100, 1000 и т. д. записали в строчку числами в десятичной позиционной системе счисления самаркандский математик аль – Каши и нидерландский ученый Симон Стевин и назвали их десятичными дробями.

   Широкое применение десятичные дроби получили в 16 веке после введения метрической системы мер и весов.

   В России учение о десятичных дробях изложил в 1703 году в учебнике «Арифметика , сиречь наука числительная» Леонтий Филиппович Магницкий (1669 -1739).

  В настоящее время без десятичных дробей не может существовать ни одна современная техника, ни наука.

Просмотр содержимого документа
«Понятие положительной десятичной дроби.»

Актуализация опорных знаний

Актуализация

опорных знаний

Задания на баллы (7 мин)

Задания на баллы

(7 мин)

           

 

 

 

 

 

 

Дано число 719524. Какая цифра записана в разряде:  а) тысяч;  г) единиц;  б) десятков;  д) десятков тысяч;  в) сотен тысяч;  е) сотен? 9 4 1 2 5 7

Дано число 719524.

Какая цифра записана в разряде:

а) тысяч; г) единиц;

б) десятков; д) десятков тысяч;

в) сотен тысяч; е) сотен?

9

4

1

2

5

7

Дано число 2532843.  В каких разрядах записана цифра 2; 3; 4; 5; 8? 2 : разряд тысяч, разряд миллионов 3 : разряд единиц, разряд десятков тысяч 4 : разряд десятков 5 : разряд сотен тысяч 8 : разряд сотен

Дано число 2532843.

В каких разрядах записана цифра 2; 3; 4; 5; 8?

2 : разряд тысяч, разряд миллионов

3 : разряд единиц, разряд десятков тысяч

4 : разряд десятков

5 : разряд сотен тысяч

8 : разряд сотен

Вставить пропущенные числа А) 5см 7мм = см Б) 52см= м В) 4км 82м = км Г) 1см 3мм = см Д) 8кг 1г = кг Е) 34кг = ц

Вставить пропущенные числа

А) 5см 7мм = см

Б) 52см= м

В) 4км 82м = км

Г) 1см 3мм = см

Д) 8кг 1г = кг

Е) 34кг = ц

Понятие положительной десятичной дроби

Понятие положительной десятичной дроби

3 4 5 5 3 4 5 5 Смотри! Думай! Делай вывод!

3

4

5

5

3

4

5

5

Смотри! Думай! Делай вывод!

Сообщение Немного истории

Сообщение

Немного истории

ИЗ ИСТОРИИ  Иоганн Кеплер (1571-1630)    предложил современную запись десятичных дробей       

ИЗ ИСТОРИИ

Иоганн Кеплер

(1571-1630)

предложил современную запись десятичных дробей

 

История возникновения десятичных дробей. Необходимость в дробных числах возникла у человека в результате практической деятельности (при разделе добычи, при делении целого на части, при измерении величин и в других случаях). Дошедшие до нас математические тексты из Вавилона и Египта были написаны примерно 2000 лет до нашей эры. Развитие ремесел, торговли, техники требовало все более громоздких вычислений.  Независимо друг от друга обыкновенные дроби со знаменателем 10, 100, 1000 и т. д. записали в строчку числами в десятичной позиционной системе счисления самаркандский математик аль – Каши и нидерландский ученый Симон Стевин и назвали их десятичными дробями.  Широкое применение десятичные дроби получили в 16 веке после введения метрической системы мер и весов.  В России учение о десятичных дробях изложил в 1703 году в учебнике «Арифметика , сиречь наука числительная» Леонтий Филиппович Магницкий (1669 -1739).  В настоящее время без десятичных дробей не может существовать ни одна современная техника, ни наука.

История возникновения

десятичных дробей.

Необходимость в дробных числах возникла у человека в результате практической деятельности (при разделе добычи, при делении целого на части, при измерении величин и в других случаях). Дошедшие до нас математические тексты из Вавилона и Египта были написаны примерно 2000 лет до нашей эры. Развитие ремесел, торговли, техники требовало все более громоздких вычислений.

Независимо друг от друга обыкновенные дроби со знаменателем 10, 100, 1000 и т. д. записали в строчку числами в десятичной позиционной системе счисления самаркандский математик аль – Каши и нидерландский ученый Симон Стевин и назвали их десятичными дробями.

Широкое применение десятичные дроби получили в 16 веке после введения метрической системы мер и весов.

В России учение о десятичных дробях изложил в 1703 году в учебнике «Арифметика , сиречь наука числительная» Леонтий Филиппович Магницкий (1669 -1739).

В настоящее время без десятичных дробей не может существовать ни одна современная техника, ни наука.

Определение1: Десятичной дробью называется обыкновенная дробь, знаменателем которой является 10 в какой-либо степени. Десятичная дробь не меняется, если справа добавить нули  =0,03=0,030=0,030000
  • Определение1:

Десятичной дробью называется обыкновенная дробь, знаменателем которой является 10 в какой-либо степени.

Десятичная дробь не меняется, если справа добавить нули 

=0,03=0,030=0,030000

Алгоритм десятичной записи 1. Уравнять, если необходимо, число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе. 2. Записать целую часть (она может быть равной нулю). 3. Поставить запятую, определяющую целую часть от дробной. 4. Записать числитель дробной части.

Алгоритм десятичной записи

1. Уравнять, если необходимо, число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе.

2. Записать целую часть (она может быть равной нулю).

3. Поставить запятую, определяющую целую часть от дробной.

4. Записать числитель дробной части.

Алгоритм десятичной записи Записываем целую часть (она может быть и равной 0) и ставим запятую. После запятой ставим столько точек , сколько нулей в знаменателе дробной части. С последней точки записываем числитель, начиная с последнего знака. В пустые места вписываем нули.

Алгоритм десятичной записи

  • Записываем целую часть (она может быть и равной 0) и ставим запятую.
  • После запятой ставим столько точек , сколько нулей в знаменателе дробной части.
  • С последней точки записываем числитель, начиная с последнего знака.
  • В пустые места вписываем нули.

В записи десятичной дроби всегда есть целая и дробная часть . Их разделяет запятая. Налево от запятой записывают целую часть числа, а справа от запятой записывают числитель дроби ( знаменатель проговаривается, но не записывается ).

В записи десятичной дроби всегда есть целая и дробная часть . Их разделяет запятая. Налево от запятой записывают целую часть числа, а справа от запятой записывают числитель дроби ( знаменатель проговаривается, но не записывается ).

Разряд (позиция, место)  — это структурный элемент представления чисел в позиционных системах счисления. Разряд является «рабочим местом» цифры в числе. Порядковому номеру разряда соответствует его  вес  — множитель, на который надо умножить значение разряда в данной системе счисления. Например: в десятичной системе счисления число 4 215 равняется 4 ∙ 1000 + 2 ∙ 100 + 1 ∙ 10 + 5, т. е. цифра в первом разряде (справа) умножается на 1. Цифра во втором разряде — на 10, в третьем — на 100 и т. д.

Разряд (позиция, место)  — это структурный элемент представления чисел в позиционных системах счисления.

Разряд является «рабочим местом» цифры в числе. Порядковому номеру разряда соответствует его  вес  — множитель, на который надо умножить значение разряда в данной системе счисления.

Например: в десятичной системе счисления число 4 215 равняется 4 ∙ 1000 + 2 ∙ 100 + 1 ∙ 10 + 5, т. е. цифра в первом разряде (справа) умножается на 1. Цифра во втором разряде — на 10, в третьем — на 100 и т. д.

Как быть в случае, если в числителе дроби цифр меньше чем нулей в знаменателе?

Как быть в случае, если в числителе дроби цифр меньше чем нулей в знаменателе?

Запишите в виде десятичной  дроби:

Запишите в виде десятичной дроби:

Знаки, стоящие в десятичной дроби после запятой, называют десятичными знаками . Любую десятичную дробь легко записать в виде обыкновенной дроби ( простой или смешанной):      Запиши в виде десятичной дроби

Знаки, стоящие в десятичной дроби после запятой, называют десятичными знаками . Любую десятичную дробь легко записать в виде обыкновенной дроби ( простой или смешанной):

Запиши в виде десятичной дроби

Таблица разрядов десятичных дро бей Дробь Д е с я т и ч н а я д р о б ь Целая часть … сотни десятки 3 единицы Дробная часть 8 деся 0 сотые тые 0 , тысячные 0 0 , десяти- 2 1 тысяч- сто- 6 3 9 ные миллионные тысяч- 5 … ные 0 5

Таблица разрядов десятичных дро бей

Дробь

Д е с я т и ч н а я д р о б ь

Целая часть

сотни

десятки

3

единицы

Дробная часть

8

деся

0

сотые

тые

0

,

тысячные

0

0

,

десяти-

2

1

тысяч-

сто-

6

3

9

ные

миллионные

тысяч-

5

ные

0

5

Прочитайте числа, записанные в таблице разрядов. Запишите их.  Разряды целой части сотни десятки Разряды дробной части числа 2 единицы 2 десятые 7 8 3 3 сотые 0 2 0 тысячные 0 9 5 0 десятитысячные 9 0 стотысячные миллионные 0 4 проверь   с е б я  27,805 3,29 230,09 0,004

Прочитайте числа, записанные в таблице разрядов. Запишите их.

Разряды целой части

сотни

десятки

Разряды дробной части числа

2

единицы

2

десятые

7

8

3

3

сотые

0

2

0

тысячные

0

9

5

0

десятитысячные

9

0

стотысячные

миллионные

0

4

проверь

с е б я

27,805

3,29

230,09

0,004

Прочитайте и запишите в виде обыкновенной дроби 3,2= 7,12= 12,333= 9,02= 16,023=

Прочитайте и запишите в виде обыкновенной дроби

3,2=

7,12=

12,333=

9,02=

16,023=

№ 2. Замени десятичную дробь обыкновенной или смешанным числом.  0,2 = 5,6 =  0,04 = 25,18 =  1,049 = 0,0005 =

2. Замени десятичную дробь обыкновенной или смешанным числом.

0,2 = 5,6 =

0,04 = 25,18 =

1,049 = 0,0005 =

ИГРА «ОТГАДАЙ слово» Пять целых две десятых 5,02 Ноль целых восемь тысячных 5,2 Т 0,008 К 5,002 П Е Три целых двадцать пять тысячных 0,08 0,8 О 3,25 Д У 30,25 Шестнадцать целых пять сотых В 3,025 16,005 П 16,5 С Восемнадцать целых восемь сотых 16,05 М 18,8 Тридцать четыре целых сто пять тысячных Л 18,08 И 34,0105 18,008 Е А 34,105 В 34,15 Р Ц Дети должны найти правильную запись десятичной дроби и выписать соответствующую ей букву. Прочитать получившееся слово и ответить, что оно означает. Если не знают, смотрим ответ.
  • ИГРА «ОТГАДАЙ слово»

Пять целых две десятых

5,02

Ноль целых восемь тысячных

5,2

Т

0,008

К

5,002

П

Е

Три целых двадцать пять тысячных

0,08

0,8

О

3,25

Д

У

30,25

Шестнадцать целых пять сотых

В

3,025

16,005

П

16,5

С

Восемнадцать целых восемь сотых

16,05

М

18,8

Тридцать четыре целых сто пять тысячных

Л

18,08

И

34,0105

18,008

Е

А

34,105

В

34,15

Р

Ц

  • Дети должны найти правильную запись десятичной дроби и выписать соответствующую ей букву.
  • Прочитать получившееся слово и ответить, что оно означает.
  • Если не знают, смотрим ответ.

ИЗ ИСТОРИИ  Иоганн Кеплер (1571-1630)    предложил современную запись десятичных дробей       

ИЗ ИСТОРИИ

Иоганн Кеплер

(1571-1630)

предложил современную запись десятичных дробей

 

Задание из учебника № 728

Задание из учебника

728

Метрическая система мер Расстояние; Масса; площадь; объем. Деци - ; санти - ; милли – эти приставки возникли от латинских слов decima, centima, millesima (одна десятая, одна сотая и одна тысячная) 1 дм = 0,1 м; 1 см = 0,01 м; 1 мм = 0,001 м. 1 копейка = 0,01 рубля; 1 цент = 0,01 доллара и т.п.

Метрическая система мер

Расстояние; Масса; площадь; объем.

Деци - ; санти - ; милли – эти приставки возникли от латинских слов decima, centima, millesima (одна десятая, одна сотая и одна тысячная)

1 дм = 0,1 м; 1 см = 0,01 м; 1 мм = 0,001 м.

1 копейка = 0,01 рубля; 1 цент = 0,01 доллара и т.п.

Задание 1: Выразите в метрах, записав ответ в виде десятичной дроби: 1) 6 дм; 2) 53 см;  3) 7 см; 4) 13 мм. 1 дм = 0,1 м; 1 см = 0,01 м; 1 мм = 0,001 м.

Задание 1:

Выразите в метрах, записав ответ в виде десятичной дроби:

1) 6 дм; 2) 53 см; 3) 7 см; 4) 13 мм.

1 дм = 0,1 м; 1 см = 0,01 м; 1 мм = 0,001 м.

Задание из учебника Георгий 732-733 2 ) Дзера 734 -735 3) Илона 736 4) Аслан 749 5 )Сармат 731 (1-ст.)

Задание из учебника

  • Георгий 732-733

2 ) Дзера 734 -735

3) Илона 736

4) Аслан 749

5 )Сармат 731 (1-ст.)

Задание № 724 (а,б) № 725 (а,в)

Задание

№ 724 (а,б)

№ 725 (а,в)

Домашнее задание: П 4.1 стр 142 № 726(а,б) № 727 (а-ж)

Домашнее задание:

П 4.1 стр 142

726(а,б)

727 (а-ж)

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!