СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие положительной десятичной дроби

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизирован материал к уроку по теме "Понятие положительной десятичной дроби" (6 класс).

Просмотр содержимого документа
«6 класс. Понятие положительной десятичной дроби»

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока по математике в 6 классе (22.02.2017г.)


ФИО (полностью)

Нечепурук Надежда Леонидовна

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Трудовская средняя школа» Сакского района Республики Крым

Должность

Учитель математики

Предмет

Математика

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Десятичные дроби. Урок № 1 «Понятие положительной десятичной дроби»

Базовый учебник

Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин – изд.3-е. – М.: Просвещение, 2014.


  1. Цели урока: формирование понятия положительной десятичной дроби, умения читать и записывать десятичные дроби.

Личностные: проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения.

Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Предметные: научить учащихся читать и записывать десятичные дроби. Представлять десятичную дробь в виде обыкновенной дроби и обыкновенную дробь в виде десятичной дроби.

  1. Планируемые результаты

Учащиеся умеют читать и записывать десятичные дроби; использовать полученные знания при решении математических задач

Основные понятия: десятичная дробь, запись в виде десятичной дроби частного.

Личностные результаты:

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • Навыки сотрудничества в разных ситуациях;

  • Умение работать индивидуально отвечать за результаты своего труда;

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • Сформированость познавательных интересов, направленных на развитие представлений числе.

  • Уметь работать с различными источниками информации

( энциклопедии, цифровые источники, предметы окружающей среды)

  • Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

  • Понимать смысл поставленной задачи;

  • Уметь выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные:

  • Сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;

  • Уметь использовать речевые средства для аргументации своей позиции;

  • Уметь работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

  • Знать понятие положительной десятичной дроби

  • Уметь читать и записывать десятичные дроби. Заменять обыкновенную дробь десятичной

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Применять новые знания в новой ситуации;

  • Объяснять то, что такое десятичная дробь.

  1. Задачи по содержанию:

Метапредметные (развивающие):

-Коммуникативные: создать условия для развития коммуникативных умений

-Регулятивные: создать условия для развития умений анализировать, делать вывод; для проявления

инициативности и самостоятельности

-Познавательные: создать условия для получения навыка работы с десятичными дробями.

Предметные (образовательные): способствовать формированию навыков применения полученных знаний на практике;

Личностные (воспитательные): способствовать воспитанию позитивного отношения к предмету; умению высказать свою точку зрения и выслушать чужую

  1. Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, фронтальная, индивидуальная

  2. УУД: Л (личностные), П (познавательные), К (коммуникативные); Р (регулятивные)

  3. Тип урока: урок «открытия» новых знаний

  4. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники по математике, раздаточный материал (карта рефлексии, индивидуальные задания), электронные ресурсы сайта «Инфоурок»: презентация с изменениями, выполненная в программе PowerPoint, видеоурок «Десятичная запись обыкновенных дробей».

  5. Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР


Деятельность учителя


Деятельность ученика

Время

(в мин)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

1

Организационный момент


приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с картой рефлексии.

(Здравствуйте, дети. С каким настроение вы пришли на урок. Мы с вами закончили тему «Обыкновенные дроби» и приступим к изучению новой. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия и надеюсь, что вы справитесь со всеми заданиями)


Знакомство с картой рефлексии урока, уточнение критериев оценки. Показывают смайлики – настроение.

1

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Прогнозирование своей деятельности

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

умение выделять нравственный аспект поведения

мотивация учения

2

Вводная беседа. Актуализация знаний

«Солнышко»

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Домой я дала задание: повторить, что вы знаете об обыкновенных дробях и составить «Солнышко»(слайд 1).


1. Сократить дробь (слайд 2). Какие дроби получились, что в знаменателе?



2. На слайде 3 выписать правильные дроби, неправильные дроби, смешанные числа. Какие остались?








1) Учащиеся поднимают руки и читают дробь, сокращают, читают результат.

Делают вывод.


  1. Ученики выполняют задания с самопроверкой.


7

структурирование собственных знаний.

контроль процесса и результатов деятельности.





Взаимопроверка в парах





Самопроверка

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Определение границы собственного знания и «незнания»












3

Постановка целей и задач урока

Слайд 5

Слайд 6

Кто догадался, чем будем заниматься на уроке?

Предлагают свои варианты (числами с запятой, дробями со знаменателем 10,20…)

2

Умение анализировать, выделять главное

Выражают способность к самоанализу, целеполагание.

Выражают умение выслушивать точку зрения одноклассников

Умение высказывать свою точку зрения

4

Изучение нового материала

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

1. Давайте решим задачи (слайд 7)



2. Объясняет новую тему (слайд 8,9)











3. Из истории (слайд 10, 11,12).















4. Предлагает учащимся сделать вывод, что такое десятичные дроби.

Записывают ответ в виде обыкновенной дроби















Слушают, выделяют главное, запоминают.













Делают вывод

7

Поиск и выделение необходимой информации, сравнение и опознание объектов с целью их включения в тот или иной класс







собирают и выделяют информацию, существенную для решения проблемы











Обобщают, систематизируют


высказывают свою точку зрения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

самоопределение

5

Физкультминутка



Слайд 14

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2





6

Работа по усвоению новой темы

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18



Слайд 19

1. Игра. Помоги Клоуну. Проблема (слайд 15):



2. Посмотрите на запись, как можно записать обыкновенную дробь десятичной





3. Показ видеоурока (слайд 17,18)


















Находят выход из проблемной ситуации



Решают проблемную ситуацию в группе

Учатся записывать их, читать, решать задачи

















Учатся читать дроби


15

Анализируют, составляют план решения проблемы, делают вывод



Анализируют, составляют план решения проблемы, делают вывод









формирование интереса к данной теме.




планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работая в группе

Умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной речи

Формирова-ние готовности к самообразо-ванию


















7

Закрепление изученного материала

Слайд 20



Слайд 21

Слайд 22

1. Следующая наша задача – научиться переводить обыкновенные дроби в десятичные (слайд 21).



2. Записать десятичной дробью (слайд 22)





3. Записать десятичную дробь обыкновенной

Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях.

Далее учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют друг друга.





Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях.

Далее учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют друг друга.

Проверяют правильность выполнения заданий


Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Взаимопроверка



8

Рефлексия

Слайд 23

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Заполняют карты рефлексии

2


оценивание собственной деятельности на уроке



9

Подведение итогов урока

Слайд 24


На слайде записаны вопросы, на которые учащиеся отвечают.

Возвращаются к проблеме урока, решают ее.



Отвечают на

вопросы



6

Выявление уровня усвоенности материала


планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Умение оформлять свои мысли в устнойформе; слушать и понимать речь других.

формировать внима-тельность и аккурат-ность требовательное отношение к себе и своей работе.

10.

Домашнее задание

Слайд 25

Обязательный уровень:

1. №724, 725.

2. Выучить правила.

3. Творческий уровень: подготовить алгоритм


Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

2

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания




Литература:

1. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин – изд.3-е. – М.: Просвещение, 2014.

2. http://videouroki.net.justclick.ru/ (видеоурок и презентация).

3. https://kopilkaurokov.ru/matematika/presentacii/priezientatsiia_k_uroku_na_tiemu_poniatiie_diesiatichnoi_drobi.


Просмотр содержимого документа
«алгоритмы»













4,041 =

1. Записать целую часть (её может не быть).

2. Поставить дробную черту.

3. Записать знаменатель (1 и нули – столько, сколько знаков после запятой).

4. Записать числитель (число после запятой без нулей).




4,041 =

1. Записать целую часть (её может не быть).

2. Поставить дробную черту.

3. Записать знаменатель (1 и нули – столько, сколько знаков после запятой).

4. Записать числитель (число после запятой без нулей).


4,041 =

1. Записать целую часть (её может не быть).

2. Поставить дробную черту.

3. Записать знаменатель (1 и нули – столько, сколько знаков после запятой).

4. Записать числитель (число после запятой без нулей).




4,041 =

1. Записать целую часть (её может не быть).

2. Поставить дробную черту.

3. Записать знаменатель (1 и нули – столько, сколько знаков после запятой).

4. Записать числитель (число после запятой без нулей).



Просмотр содержимого презентации
«31. Десятичная запись дробных чисел»

22 февраля. Классная работа.

22 февраля.

Классная работа.

Числитель и знаменатель Правильные Смешанные числа Обыкновенные дроби Неправильные Указывают на часть, доли Можно +, -, :, х

Числитель и знаменатель

Правильные

Смешанные числа

Обыкновенные дроби

Неправильные

Указывают на часть, доли

Можно

+, -, :, х

Сократите дробь:` Проверьте друга: 7 14 10 20 3 9 10 30 3 21 10 70 1 4 10 40 1 6 100 600

Сократите дробь:`

Проверьте друга:

7

14

10

20

3

9

10

30

3

21

10

70

1

4

10

40

1

6

100

600

Из данных чисел вычеркнуть Неправильные дроби Натуральные числа Смешанные числа Правильные дроби Какие же числа остались? Справочная

Из данных чисел вычеркнуть

Неправильные дроби

Натуральные числа

Смешанные числа

Правильные дроби

Какие же числа остались?

Справочная

Понятие десятичной положительной дроби

Понятие

десятичной

положительной дроби

Для чего нужны? Как записываются? Что еще я могу узнать? Представление о десятичных дробях Как читаются? Как перевести в обычную дробь и обратно? Можно ли перевести в обычную дробь?

Для чего нужны?

Как записываются?

Что еще я могу узнать?

Представление о десятичных дробях

Как читаются?

Как перевести в обычную дробь и обратно?

Можно ли перевести в обычную дробь?

Задача1 : для украшения актового зала к празднику купили  100 шаров. Среди них 27 желтых.  Какую часть составляют желтые шары? Ответ: .   Задача 2 : в магазин привезли 1000 кг картофеля. До обеда  продали 443 кг.  Какую часть картофеля продали до обеда? Ответ: .  

Задача1 : для украшения актового зала к празднику купили

100 шаров. Среди них 27 желтых.

Какую часть составляют желтые шары?

Ответ: .

 

Задача 2 : в магазин привезли 1000 кг картофеля. До обеда

продали 443 кг.

Какую часть картофеля продали до обеда?

Ответ: .

 

Эти дроби перед вами.  Полюбуйтесь ими сами.  В знаменателе, смотри –  Единица и нули.           Симон Стевин

Эти дроби перед вами. Полюбуйтесь ими сами. В знаменателе, смотри – Единица и нули.

 

 

 

 

 

Симон Стевин

Любое число, знаменатель дробной части которого выражается единицей с одним или несколькими нулями , можно представить в виде десятичной записи .        

Любое число, знаменатель дробной части которого выражается

единицей с одним или несколькими нулями , можно представить

в виде десятичной записи .

 

 

 

 

ИЗ ИСТОРИИ Уже несколько тысячелетий человечество пользуется  дробными числами, а вот записывать их  удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже. В Древнем мире Дробь вида выглядела так: 2 чи, 1 цунь, 3 доли, 5 порядковых, 2 шерстинки, 4 тончайших,  6 паутинок.

ИЗ ИСТОРИИ

Уже несколько тысячелетий человечество пользуется дробными числами, а вот записывать их удобными десятичными знаками оно додумалось значительно позже. В Древнем мире

Дробь вида

выглядела так:

2 чи, 1 цунь, 3 доли,

5 порядковых,

2 шерстинки, 4 тончайших,

6 паутинок.

Додумались о необходимости отделять каким-либо знаком целую часть числа от дробной. Были такие варианты: писали как 3(0)7 или 3\ 7 или разными чернилами целую и дробную части 3 7

Додумались о необходимости отделять каким-либо знаком целую часть числа от дробной.

Были такие варианты:

писали как 3(0)7

или 3\ 7

или разными чернилами целую и дробную части 3 7

1571 г. – Иоган  Кеплер предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой. 3,7 В странах, где говорят по-английски (Англия, США, Канада и др.), и сейчас вместо запятой пишут точку, например: 3.7

1571 г. – Иоган Кеплер предложил современную запись десятичных дробей, т.е. отделение целой части запятой.

3,7

В странах, где говорят по-английски (Англия, США, Канада и др.), и сейчас вместо запятой пишут точку, например: 3.7

Правило: 3,7 Если в десятичной записи числа использованы запятая (или точка), то говорят, что число записано в виде десятичной дроби. Для краткости числа называют просто десятичными дробями.  (0,014 21,32 1007,0023) Десятичная дробь – это новый тип числа? Это новый способ записи числа?

Правило:

3,7

Если в десятичной записи числа использованы запятая (или точка), то говорят, что число записано в виде десятичной дроби.

Для краткости числа называют просто десятичными дробями. (0,014 21,32 1007,0023)

Десятичная дробь – это новый тип числа?

Это новый способ записи числа?

Физкультминутка

Физкультминутка

  • Мы решали! Мы считали!
  • И, конечно, мы- УСТАЛИ!!!!
  • А сейчас мы отдохнем-
  • Мысли в кучку соберем!
Клоун придумал для выступления 4 равенства с обыкновенными и десятичными дробями. Левые и правые части этих равенств он написал на отдельных карточках: левая часть каждого равенства – обыкновенная дробь, правая - то же число, записанное десятичной дробью. Вот эти карточки: 3,76 0,24 3,076 24 100 76 0,024 76 24 3 3 1000 100 1000 Выйдя к публике, он вдруг забыл, какие из этих дробей равны. Перерисуйте эти карточки в тетрадь, соединив знаком = дроби , обозначающие одно и то же число.

Клоун придумал для выступления 4 равенства с обыкновенными и десятичными дробями. Левые и правые части этих равенств он написал на отдельных карточках: левая часть каждого равенства – обыкновенная дробь, правая - то же число, записанное десятичной дробью. Вот эти карточки:

3,76

0,24

3,076

24

100

76

0,024

76

24

3

3

1000

100

1000

Выйдя к публике, он вдруг забыл, какие из этих дробей равны. Перерисуйте эти карточки в тетрадь, соединив знаком = дроби , обозначающие одно и то же число.

 
  •  
После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр сколько нулей в знаменателе . Десятым соответствует один символ после запятой:   Сотым соответствует два символа после запятой:   Тысячным соответствует три символа после запятой:  

После запятой числитель дробной части должен иметь столько же

цифр сколько нулей в знаменателе .

Десятым соответствует один символ

после запятой:

 

Сотым соответствует два символа

после запятой:

 

Тысячным соответствует три символа

после запятой:

 

        Чтобы записать дроби в десятичной записи, нужно : 1. Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой. 2. Записать целую часть (она может быть равна нулю).  3. Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной. 4. Записать числитель дробной части.

 

 

 

 

Чтобы записать дроби в десятичной записи, нужно :

1. Уравнять, если необходимо, число цифр после запятой.

2. Записать целую часть (она может быть равна нулю).

3. Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.

4. Записать числитель дробной части.

        «одиннадцать целых семьдесят пять сотых»         «нуль целых восемьдесят три десятитысячных»

 

 

 

 

«одиннадцать целых семьдесят пять сотых»

 

 

 

 

«нуль целых восемьдесят три десятитысячных»

Представьте в виде десятичной дроби

Представьте в виде десятичной дроби

Проверьте себя: Запишите десятичные дроби: а) нуль целых семь десятых; 0,7 б) десять целых двадцать три сотых; 10,23 2,03 в) две целых три сотых; 0,145 г)нуль целых сто сорок пять тысячных д) две целых девяносто шесть тысячных 2,096

Проверьте себя:

Запишите десятичные дроби:

а) нуль целых семь десятых;

0,7

б) десять целых двадцать три сотых;

10,23

2,03

в) две целых три сотых;

0,145

г)нуль целых сто сорок пять тысячных

д) две целых девяносто шесть тысячных

2,096

Представьте в виде обыкновенной дроби или смешанного числа  г) 14,007  а) 0,13  в) 0,05  б) 6,013  е) 830,0026  д) 51,300

Представьте в виде обыкновенной дроби

или смешанного числа

г) 14,007

а) 0,13

в) 0,05

б) 6,013

е) 830,0026

д) 51,300

Рефлексия Для чего нужны? Как записываются? Что еще я могу узнать? Представление о десятичных дробях Как читаются? Как перевести в обычную дробь и обратно? Можно ли перевести в обычную дробь?

Рефлексия

Для чего нужны?

Как записываются?

Что еще я могу узнать?

Представление о десятичных дробях

Как читаются?

Как перевести в обычную дробь и обратно?

Можно ли перевести в обычную дробь?

Итог урока

Итог урока

  • Что в записи десятичной дроби отделяет целую часть от дробной?
  • Сколько цифр содержит запись дробной части десятичной дроби?
  • Как читают десятичную дробь?
Домашнее задание

Домашнее задание

  • 1. Обязательный уровень : №724, 725 стр.144
  • 2. Обязательный уровень: выучить правила.
  • 3. Творческий уровень: подготовить алгоритмы «Как перевести обыкновенную дробь в десятичную», «Как перевести десятичную дробь в обыкновенную».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!