Просмотр содержимого документа
«Понятие рынка и условия его возникновения. Виды и функции рынка. Преимущества и недостатки рынка»
Понятие рынка и условия его возникновения. Виды и функции рынка. Преимущества и недостатки рынка
1.Понятие и сущность рынка
Ры́нок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен отдельными товарами и услугами между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) .
2. Субъекты рынка
Потребитель
Производитель
Государство
(покупатель)
(продавец)
Гос. структуры, контролирующие рынок для поддержания общественного благосостояния
Лицо производящее товары или оказывающее услуги с целью получения прибыли
Лицо, приобретающее товары или услуги для собственных нужд
Максимизация прибыли
Максимизация общественной полезности
Максимизация полезности
3.Условия возникновения рынка в экономике включают:
1. Общественное разделение труда . Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определённого вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.
2. Экономическая обособленность товаропроизводителей . Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности, которое возникает на основе обособленности интересов. Первоначально такая обособленность возникает на базе частной собственности, но в дальнейшем она начала базироваться и на коллективных формах собственности.
3. Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства . Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
4. Функции рынка
Регулирующая
Ценообразующая
Стимулирующая
Распределительная
Информационная
Посредническая
Санирующая
- Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению.
- Ценообразующая функция : реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
- Стимулирующая функция : посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
- Распределительная функция : получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
- Информационная функция . Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
- Посредническая функция . Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя .
- Санирующая функция . Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.
5. Классификация рынков
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
- Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
- Рынок ценных бумаг;
- Рынок труда (рынок рабочей силы);
- Рынок и валюты;
- Рынок информации;
- Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
2. По товарным группам:
- Рынки товаров производственного назначения;
- Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);
- Рынки сырья и материалов и т.д.
3. По географическому положению:
- Местные (локальные) рынки;
- Региональные рынки;
- Национальный рынок;
- Мировой рынок.
4. По субъектам или их группам:
- Рынок покупателей;
- Рынок продавцов;
- Рынок государственных учреждений;
- Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
5. По степени ограничения конкуренции:
- Монопольный рынок;
- Олигопольный рынок;
- Рынок монополистической конкуренции;
- Рынок совершенной конкуренции.
6. По уровню насыщения:
- Равновесный рынок;
- Дефицитный рынок;
- Избыточный рынок.
7. По степени зрелости :
- Неразвитый рынок;
- Развитый рынок;
- Формирующийся рынок.
8. По соответствию законодательству :
- Легальный (официальный) рынок;
- Нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый").
9. По характеру продаж:
- Оптовый рынок;
- Розничный рынок.
10. По характеру ассортимента товаров:
- Замкнутый рынок , на котором представлены товары только первого производителя;
- Насыщенный рынок , на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
- Рынок широкого ассортимента , на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
- Смешанный рынок , на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
11. По отраслевому признаку:
- Рынок автомобилей;
- Рынок нефти;
- Рынок компьютерной техники и т.д.
6. Виды рынков
- рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
- рынок рабочей силы;
- рынок средств производства;
- рынок ценных бумаг, валюты;
- рынок научно-технических разработок, патентов;
- рынок информации;
- рынок средств обращения;
- рынок отдельных товаров (одежда, обувь и др.)
7. Преимущества и недостатки рынка
- Преимуществами рынка являются:
- гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;
- оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;
- независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок;
- способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.
- Недостатками рынка являются:
- рынок не гарантирует права на труд и доход, более того: рыночная система воспроизводит существенное неравенство;
- рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение);
- рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.