СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие рынка и условия его возникновения. Виды и функции рынка. Преимущества и недостатки рынка

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понятие рынка и условия его возникновения. Виды и функции рынка. Преимущества и недостатки рынка»

Понятие рынка и условия его возникновения. Виды и функции рынка. Преимущества и недостатки рынка

Понятие рынка и условия его возникновения. Виды и функции рынка. Преимущества и недостатки рынка

1.Понятие и сущность рынка    Ры́нок —  совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен отдельными товарами и услугами между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) . 

1.Понятие и сущность рынка

Ры́нок —  совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен отдельными товарами и услугами между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками)

2. Субъекты рынка Потребитель Производитель Государство (покупатель) (продавец) Гос. структуры, контролирующие рынок для поддержания общественного благосостояния Лицо производящее товары или оказывающее услуги с целью получения прибыли Лицо, приобретающее товары или услуги для собственных нужд Максимизация прибыли Максимизация общественной полезности Максимизация полезности

2. Субъекты рынка

Потребитель

Производитель

Государство

(покупатель)

(продавец)

Гос. структуры, контролирующие рынок для поддержания общественного благосостояния

Лицо производящее товары или оказывающее услуги с целью получения прибыли

Лицо, приобретающее товары или услуги для собственных нужд

Максимизация прибыли

Максимизация общественной полезности

Максимизация полезности

3.Условия возникновения рынка в экономике включают:  1. Общественное разделение труда .  Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определённого вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда. 

3.Условия возникновения рынка в экономике включают:

1. Общественное разделение труда .  Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определённого вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда. 

 2. Экономическая обособленность товаропроизводителей . Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности, которое возникает на основе обособленности интересов. Первоначально такая обособленность возникает на базе частной собственности, но в дальнейшем она начала базироваться и на коллективных формах собственности.

2. Экономическая обособленность товаропроизводителей . Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности, которое возникает на основе обособленности интересов. Первоначально такая обособленность возникает на базе частной собственности, но в дальнейшем она начала базироваться и на коллективных формах собственности.

 3. Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства . Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

3. Самостоятельность производителя, свобода предпринимательства . Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

4. Функции рынка   Регулирующая Ценообразующая Стимулирующая Распределительная Информационная Посредническая Санирующая

4. Функции рынка

Регулирующая

Ценообразующая

Стимулирующая

Распределительная

Информационная

Посредническая

Санирующая

Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. 
  • Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. 
Ценообразующая функция : реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
  • Ценообразующая функция : реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
Стимулирующая функция : посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
  • Стимулирующая функция : посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
Распределительная функция : получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
  • Распределительная функция : получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
Информационная функция . Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
  • Информационная функция . Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Посредническая функция . Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя .
  • Посредническая функция . Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя .
Санирующая функция . Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.
  • Санирующая функция . Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.
5. Классификация рынков 1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: Рынок товаров и услуг (потребительский рынок); Рынок ценных бумаг; Рынок труда (рынок рабочей силы); Рынок и валюты; Рынок информации; Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.

5. Классификация рынков

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

  • Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
  • Рынок ценных бумаг;
  • Рынок труда (рынок рабочей силы);
  • Рынок и валюты;
  • Рынок информации;
  • Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
2. По товарным группам: Рынки товаров производственного назначения; Рынки потребительских товаров (например, продовольствия); Рынки сырья и материалов и т.д.

2. По товарным группам:

  • Рынки товаров производственного назначения;
  • Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);
  • Рынки сырья и материалов и т.д.
3. По географическому положению: Местные (локальные) рынки; Региональные рынки; Национальный рынок; Мировой рынок.

3. По географическому положению:

  • Местные (локальные) рынки;
  • Региональные рынки;
  • Национальный рынок;
  • Мировой рынок.
4. По субъектам или их группам: Рынок покупателей; Рынок продавцов; Рынок государственных учреждений; Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

4. По субъектам или их группам:

  • Рынок покупателей;
  • Рынок продавцов;
  • Рынок государственных учреждений;
  • Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
5. По степени ограничения конкуренции: Монопольный рынок; Олигопольный рынок; Рынок монополистической конкуренции; Рынок совершенной конкуренции.

5. По степени ограничения конкуренции:

  • Монопольный рынок;
  • Олигопольный рынок;
  • Рынок монополистической конкуренции;
  • Рынок совершенной конкуренции.

6. По уровню насыщения: Равновесный рынок; Дефицитный рынок; Избыточный рынок.

6. По уровню насыщения:

  • Равновесный рынок;
  • Дефицитный рынок;
  • Избыточный рынок.

7. По степени зрелости : Неразвитый рынок; Развитый рынок; Формирующийся рынок.

7. По степени зрелости :

  • Неразвитый рынок;
  • Развитый рынок;
  • Формирующийся рынок.

8. По соответствию законодательству : Легальный (официальный) рынок; Нелегальный, или теневой, рынок (

8. По соответствию законодательству :

  • Легальный (официальный) рынок;
  • Нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый").
9. По характеру продаж: Оптовый рынок; Розничный рынок.

9. По характеру продаж:

  • Оптовый рынок;
  • Розничный рынок.
10. По характеру ассортимента товаров: Замкнутый рынок , на котором представлены товары только первого производителя; Насыщенный рынок , на котором представлено множество сходных товаров многих производителей; Рынок широкого ассортимента , на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; Смешанный рынок , на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

10. По характеру ассортимента товаров:

  • Замкнутый рынок , на котором представлены товары только первого производителя;
  • Насыщенный рынок , на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
  • Рынок широкого ассортимента , на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
  • Смешанный рынок , на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
11. По отраслевому признаку: Рынок автомобилей; Рынок нефти; Рынок компьютерной техники и т.д.

11. По отраслевому признаку:

  • Рынок автомобилей;
  • Рынок нефти;
  • Рынок компьютерной техники и т.д.
6. Виды рынков рынок товаров и услуг (потребительский рынок); рынок рабочей силы; рынок средств производства; рынок ценных бумаг, валюты; рынок научно-технических разработок, патентов; рынок информации; рынок средств обращения; рынок отдельных товаров (одежда, обувь и др.)

6. Виды рынков

  • рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
  • рынок рабочей силы;
  • рынок средств производства;
  • рынок ценных бумаг, валюты;
  • рынок научно-технических разработок, патентов;
  • рынок информации;
  • рынок средств обращения;
  • рынок отдельных товаров (одежда, обувь и др.)

7. Преимущества и недостатки рынка Преимуществами рынка являются: гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям; оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли; независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок; способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.

7. Преимущества и недостатки рынка

  • Преимуществами рынка являются:
  • гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;
  • оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;
  • независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок;
  • способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.
Недостатками рынка являются: рынок не гарантирует права на труд и доход, более того: рыночная система воспроизводит существенное неравенство; рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение); рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.
  • Недостатками рынка являются:
  • рынок не гарантирует права на труд и доход, более того: рыночная система воспроизводит существенное неравенство;
  • рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение);
  • рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.