СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие степени с натуральным показателем

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Понятие степени с натуральным показателем (7 класс)»

ТЕМА УРОКА «Понятие степени с натуральным показателем». (7 класс).


ЦЕЛИ:

Образовательные: формировать умение представлять произведение одинаковых множителей в виде степени числа с натуральным показателем.


Воспитательные: воспитание ответственности, умения работать в коллективе; самостоятельности, формирование положительной мотивации.


Развивающие: развивать умение выдвигать гипотезы по решению проблемы; развивать логическое мышление.


Тип урока: изучение нового материала, проблемный диалог.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер с проектором.



Ход урока


I. Орг.момент. Цитата: «Дороги не те знания ,которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы». Гербер Спенсер, английский философ.


II. Актуализация знаний учащихся.Подведение к проблеме

Сегодня мы попытаемся открыть знания для себя. У меня к вам вопрос. Встречался ли кто - нибудь из вас в повседневной жизни со словом «степень»? Попытаемся разобраться, что же в жизни означает слово «степень»(запись на доске словосочетаний).


III. Постановка проблемы. Сообщение темы урока.


Учитель: Давайте выясним, меняется ли смысловая нагрузка понятия «степень» в математике или остаётся той же?

Запишите в тетрадях тему урока: «Понятие степени с натуральным показателем».

Запись «натуральный показатель» указывает на то, что в математике существует несколько понятий степени. Сегодня мы разберёмся только с одним из них- степень с натуральным показателем.


IV. Исследовательская работа.

Учащимся предлагается решить устно 2 задачи.

Задача 1: Подсчитайте кол-во компьютеров, необходимых для оснащения 6 офисов, если в каждом офисе должно быть по 15 компьютеров. Задачу решите двумя способами:

Сложением(15+15+15+15+15+15=90(к))

Умножением(15*6=90)

Задача 2:Бригаде строителей спортивного комплекса будущей сочинской олимпиады предложили оригинальный способ оплаты труда: первый час работы стоит 3рубля,а каждый следующий час- в 3 раза больше предыдущего. Какую сумму потеряет рабочий этой бригады, если уйдёт с работы на 1 час раньше (при восьмичасовом рабочем дне)?

3*3*3*3*3*3*3*3=6561(р).

Учитель: Проанализируем два способа решения первой задачи. Каким способом удобнее записывать решение? Почему?

Ученики: С помощью умножения запись удобнее, т.к короче.

Учитель: Глядя на короткое решение 1-ой задачи появилось ли у вас желание записать решение 2-ой задачи иначе?

Ученики: Записать его коротко.

Учитель: Так вот скажу вам, учёные это сделали. Я же предлагаю вам немного пофантазировать и попробовать придумать свои формы краткой записи произведения одинаковых множителей, а я вам в этом помогу. Очевидно эта запись должна содержать два числа? Какие?

3- повторяющий множитель произведения;

8-число этих множителей;

Множитель 3-основа произведения, с которым мы работаем. А к этой основе будем примерять различные способы расположения восьмёрки, а затем устно обсудим достоинства и недостатки предложенных вами форм записи.

Устное обсуждение:

Учитель: Как же коротко записать произведение одинаковых множителей?

3*3*3*3*3*3*3*3=3 .Читается «три в восьмой степени» или «восьмая степень трёх».

Запись в тетради:

3 -степень числа;

3-основа произведения- основание степени.

8-число,показывающее количество множителей; -показатель.

Каким числом может быть показатель степени?


Ученики: натуральным,1

Учитель: 3 -степень с натуральным показателем.

Кто может нам объяснить, что же такое степень числа с натуральным показателем?

Ученики отвечают.


V. Итог исследовательской работы.


Учитель: Давайте подведём итог нашей исследовательской работы и выясним изменилась ли смысловая нагрузка слова «степень» в математике?

Ученики: Нет. Это другая форма записи произведения одинаковых множителей.

Учёные конечно опередили нас. Но мы тоже сделали немало. Мы учились работать творчески, добывать знания самостоятельно, а не просто заучивать готовые.


VI. Закрепление.

Учитель:

Прочитайте записи и назовите основания и показатель степени

6,1 ; (-0,2) ; (⅜) ; (-в) .

Какие важные наблюдения вы сделали?

Ученики: В записи степени встречаются скобки , если основание степени обыкновенная дробь или отрицательное число.

Учитель: Выполняем письменно задание -(карточка №1,взаимопроверка с помощью ответов на доске).

Замените произведение степенью

а) 0,3*0,3*0,3

б) (-2)*(-2)*(-2)*(-2)

в) (св)*(св)

г) ⅝* ⅝*⅝* ⅝*⅝* ⅝

Учитель: Откройте страницу 87 и прочитайте определение степени с натуральным показателем. Сделайте записи в тетради.

а) а =а*а*…*а, где а- любое число, n-любое число, n N , n 1.

б) а = а.

Учитель: ЧТО нового вы для себя узнали?

Ученики: Есть степень с натуральным показателем 1.

Учитель: Верно. Для облегчения выполнения действий со степенями ,необходимо было ввести степень с натуральным показателем 1.Используя приобретённые знания, представьте степень в виде произведения и посчитайте.


Ученики делают записи в тетради.


Нахождение

ЭТО

Действие

Значения степени

4 =4*4*4=64

0 =0*0*0*0*0=0

(-1) =(-1)*(-1)*(-1)*(-1)*(-1)*(-1)*(-1)

31 =31

Возведение в степень


Учитель: Это действие 3 ступени. Оно выполняется первым (если в примере нет скобок).

Работа в парах.

Учитель: Каким числом может быть значение степени?


Карточка №3 (самопроверка по таблице на доске)

Определите значение степени. Если это сделать невозможно, вычислите её значение.


показатель

основание

1

2

3

4

5

6

4

+

+

+

+

+

+

(-3)

-

+

-

+

-

+

0

0

0

0

0

0

0


Вывод:

а0,то а 0

а=0, то а =0

а 0, если п- четный;

а 0, если п- нечетный


Можно записать данное произведение в виде степени:-1*3*3*3*3*3?

Ученики: Нет, потому что это произведение неодинаковых множителей.

Учитель: Выясним, что оно собой представляет.

Ученики делают записи в тетради: -1*(3*3*3*3*3)= -1*3 . -3 -это число противоположное степени 3 .


VI Итоговая самостоятельная работа.(Карточка №3, два варианта).



произведение

степень

Основание

степени

показатель

степени

Знак

степени

Значение

степени

1

5*5*5*5*5






2



(-0,2)

6



3


( -⅔)





4


(2⅛)





5



0

1




Самопроверка через контрольные карточки учителя.


VII Итог урока, рефлексия.

Учитель организует фиксирование нового содержания.

Что нового для себя вы открыли на сегодняшнем уроке?

Что понравилось на уроке?

Что бы вы хотели изменить?

Определение степени с натуральным показателем мы будем использовать при изучении следующих тем.

Например, записывать выражение * в виде степени.

Приводит цитату, озвученную в начале урока.

Согласны ли вы с автором?

Учитель выставляет оценки за урок, учитывая процесс учебной деятельности и конечный результат.


VIII Домашняя работа.

4


Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока


Тема урока: «Понятие степени с натуральным показателем» (7 класс).


Учебник: «Алгебра», 7 класс, Макарычев Ю. Н. и др. М. Просвещение.


Автор: Габрусь Н.Ю., учитель математики МКОУ «Дубровская ООШ», Кировский район.





ЦЕЛИ

Образовательные: формировать умение представлять произведение одинаковых множителей в виде степени числа с натуральным показателем;


Развивающие: развивать умение видеть проблему и выдвигать гипотезу по её решению; развивать логическое мышление; развивать самостоятельную активность.


Воспитательные :создать условия для воспитания коммуникативных навыков и навыков сотрудничества ;воспитывать у учащихся любознательность.


Формировать УУД:

Личностные :самоопределение и способность к самооценке.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать свою деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания,


ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Предметные: уметь произведение одинаковых множителей записывать в виде степени с натуральным показателем, называть основание и показатель степени, определять знак значения степени, вычислять её значение.

Метапредметные: умение проводить аналогию для изучения нового.

Формирование УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, построение высказываний.

ТИП УРОКА

Изучение нового материала, проблемный диалог.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Степень с натуральным показателем, основание степени, показатель степени.

РЕСУРСЫ

«Алгебра», 7 класс, Макарычев Ю. Н. и др.М. Просвещение.

Компьютер с проектором, карточки для работы в парах и для самостоятельной работы.

ФОРМЫ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.





ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

УУД

1

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Создание положительного настроя на продуктивную работу.

Приветствие учителя, знакомство с планом урока. Визуальный контроль готовности рабочего места к уроку.


2

Актуализация знаний .

Подведение к проблеме, постановка проблемы.

Формулирование цитаты: «Дороги не те знания ,которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы». Гербер Спенсер, английский философ.


Сегодня мы попытаемся открыть знания для себя. У меня к вам вопрос. Встречался кто- нибудь из вас в повседневной жизни со словом степень? Попытаемся разобраться, что же в жизни означает слово «степень» (запись на доске словосочетаний) Учитель: Давайте выясним ,меняется ли смысловая нагрузка понятия «степень» в математике или остаётся той же?














Отвечают на вопросы учителя.

Восприятие и понимание текста(П УУД)

3

Пути исследования поставленной проблемы.

Сообщение темы урока.

Сообщает тему урока.: Понятие степени с натуральным показателем.

Запись «натуральный показатель» указывает на то, что в математике существует несколько понятий степени. Сегодня мы разберёмся только с одним из них степень с натуральным показателем.


.









4

Исследовательская работа

Предлагает устно решить две практические задачи.

Решают две практические задачи, причём первую двумя способами.



5


Фронтально:

Проанализируйте два способа решения первой задачи. Каким способом удобнее записать решение? Почему?

Появилось ли у вас желание записать решение второй задачи иначе?

Я вам в этом помогу. . Очевидно эта запись должна содержать два числа? Какие?


Множитель 2-основа произведения, с которым мы работаем. А к этой основе будем «примерять» различные способы расположения восьмёрки ,а затем устно обсудим достоинства и недостатки предложенных вами форм записи.

Как же коротко записать произведение одинаковых множителей? 2*2*2*2*2*2*2*2= ?

Читается два в восьмой степени или восемь степень двух.

Запись в тетради:

3 -степень числа;

3-основа произведения-основание степени.

8-число,показывающее количество множителей; -показатель.

Каким числом может быть показатель степени?

Кто может нам объяснить, что же такое степень числа с натуральным показателем?




Анализируют решение выбирают удобный способ записи. Отвечают на вопросы учителя.

С помощью умножения удобнее ,т.к. короче.



Да ,короче.


2-? Повторяющий множитель произведения;

8-? Число этих множителей;

Предлагают различные формы записи

Обсуждение достоинств и недостатков предложенных форм записи:

8 3 или 3 8;

  1. 8

  1. 3;


3 ; 3




Отвечают на вопросы учителя


: натуральным,1

Открыли для себя определение степени с натуральным показателем




Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме (П УУД)







Планирование познавательной деятельности.

Детализация цели деятельности (Р УУД).


Формируют умение сотрудничать в процессе создание общего продукта совместной деятельности.(К УУД)

























6

Итог исследовательской работы

Давайте подведём итог нашей исследовательской работы и выясним изменилась ли смысловая нагрузка слова «степень» в математике?


Учёные конечно опередили нас. Но мы тоже сделали немало. Мы учились работать творчески, добывать знания самостоятельно, а не просто заучивать готовые.






Нет. Это другая форма записи произведения одинаковых множителей.


Обобщение. Формулирование вывода

(К УУД).

7

Закрепление.



Самостоятельное решение упражнений с последующей проверкой.





Работа с учебником.
















Работа в парах.

Организует и контролирует работу учащихся .


Прочитайте записи и назовите основания и показатель степени.

6,1 ; (-0,2) ; (⅜) ; (-в) .



Какие важные наблюдения вы сделали?

Замените произведение степенью

а) 0,3*0,3*0,3

б) (-2)*(-2)*(-2)*(-2)

в) (св)*(св)

г) ⅝* ⅝*⅝* ⅝*⅝* ⅝


Откройте стр .87 и прочитайте определение степени с натуральным показателем. Сделайте записи в тетради.

Что нового вы для себя узнали?

Используя определение степени, представьте степень в виде произведения и посчитайте. Это действие 3 ступени и его выполняют первым (если в примере нет скобок) .


Каким числом может быть значение степени?

Карточка №2 (самопроверка по таблице на доске)

Определите значение степени. Если это сделать невозможно, вычислите её значение.


показатель

основание

1

2

3

4

5

6

4

+

+

+

+

+

+

(-3)

-

+

-

+

-

+

0

0

0

0

0

0

0


Можно записать в виде степени данное произведение: -1*3*3*3?









Отмечают важное наблюдение

Карточка №1.Взаимопроверка с помощью ответов на доске.





Степень с натуральным показателем 1.


Делают записи в тетради.








Карточка №2



Вывод:

а0,то а 0

а=0, то а =0

а 0, если п- четный;

а 0, если п- нечетный




Нет ,потому что это произведение неодинаковых множителей.

Запись в тетради:

- = -1*












Осуществляют поиски и выделение необходимой информации(П УУД).

Сравнение результатов

поиска с самостоятельно полученными выводами.











Умение работать в парах, устанавливать отношения сотрудничества и взаимопомощи.(К УУД)


8

Итоговая самостоятельная работа

Контролирует работу учащихся.

.(Карточка №3, смотри конспект).

Самопроверка через контрольные карточки учителя.


Карточка №3.

Учащиеся работают самостоятельно(проверяют себя через контрольные листы учителя) анализируют решение ,находят и исправляют ошибки

Умение выполнять работу

самостоятельно , вносить необходимые коррективы

(Р УУД).Способность к самооценке.(Л УУД)

9

Итог урока.

Рефлексия.

Организует фиксирование нового содержания.

Что нового для себя вы открыли на сегодняшнем уроке?

Что понравилось на уроке?

Что бы вы хотели изменить?

Определение степени с натуральным показателем мы будем использовать при изучении следующих тем.

Например, записывать выражение * в виде степени.

Приводит цитату, озвученную в начале урока. Согласны ли вы с автором?

Выставляет оценки за урок, учитывая процесс учебной деятельности и конечный результат.


Отвечают на вопросы учителя, оценивают результаты своей работы на уроке, ставят себе отметку за урок.

Рефлексия результатов и способов действия

(Р УУД).

Способность к самооценке. (Л УУД)

10

Домашнее задание
























8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!