СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие стратегии предприятия и этапы ее реализации

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционное понятие стратегии основано на представлении о ней как об одном из процессов управления организацией.  Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hat-ten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Стратегический менеджмент – разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

Просмотр содержимого документа
«Понятие стратегии предприятия и этапы ее реализации»

Понятие стратегии предприятия и этапы ее реализации Автор статьи Белекова Радмила Анатольевна

Студентка гр.4МО51Д

ФГБОУ «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

Факультет корпоративной экономики и предпринимательства

Кафедра корпоративного управления и финансов

Научный руководитель: канд. экон. наук доцент Ягупа Е.Г.



Традиционное понятие стратегии основано на представлении о ней как об одном из процессов управления организацией. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hat-ten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Стратегический менеджмент – разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

То есть стратегия проходит два этапа (разработку и внедрение), но без учета ограничений, которые появляются на этапе реализации.

На начальных этапах формирования принципов стратегического управления стратегия характеризовалась как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Автор данного определения (Ансофф И.) предложил рассматривать четыри группы таких правил:

  • правила, используемые при оценке результатов деятельности организации: качественная сторона критериев – ориентир, количественная – задание;

  • правила, по которым складываются отношения организации с внешней средой или стратегия бизнеса;

  • правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации (организационная концепция);

  • правила, по которым организация ведет свою повседневную деятельность (основные функциональные приемы).

Позднее, в 80-е годы, формируется новый подход к понятию «стратегия», который не отменял предыдущее толкование, но менял акценты:

  • в стратегии одинаково важны все составляющие (и разработка, и внедрение), так как на стадии внедрения могут возникнуть малопредсказуемые факторы и значительно повлиять на результаты;

  • стратегия имеет равнозначное отношение и к внешним и к внутренним факторам деятельности организации; стратегическим статусом обладают, прежде всего, человеческие ресурсы, которые оказывают решающее влияние на реализацию разработанной стратегии.

Новое определение понятия «стратегическое управление» опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует всю деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие требованиям внешней среды, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Стратегическое управление – это управление, опирающееся на потенциал человека как основу предприятия, которое ориентирует производство на запросы потребителей, гибко реагирует и своевременно проводит изменения на предприятии.

Понятие «стратегия» неразрывно связано с инновационными процессами, то есть практическим осуществлением качественно новых решений.

Стратегического управление рассматривает следующие вопросы:

  • проблемы, которые связанны с мисией организации;

  • проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме;

  • проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

Объекты стратегического управления: 

  • предприятия и организации;

  • функциональные зоны предприятия и его хозяйственные подразделения. 

Предмет стратегического управления – проблемы, напрямую связанные с главными целями предприятия.

Стратегия - образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.

Пять элементов стратегии (Г. Минцберг):

- стратегия как план;

- стратегия как позиция;

- стратегия как "ловкий приём";

- стратегия как принцип поведения;

- стратегия как перспектива.

При выборе стратегии необходимо выяснить, о каком уровне стратегии идет речь, так как в настоящее время в условиях нестабильной внешней среды предприятий при наличии широких возможностей для диверсификации действуют многоуровневые корпорации,  осуществляющие одновременно несколько видов деятельности на многих рынках и действующие во многих отраслях. Для таких корпораций существуют три уровня стратегии: корпоративная стратегия, деловые стратегии, функциональные стратегии.

Корпоративная стратегия – совокупность решений, определяющих цели компании в целом, способы достижения этих целей, виды деятельности, которая компания собирается выполнять, а также характер экономических и неэкономических результатов, которые она собирается достичь. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Тут рассматриваются вопросы о слиянии, приобретении или выходе из того или иного бизнеса. По этому на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия. Основной целю корпоративной стратегии является выбор хозяйственных подразделений фирмы, в которые следует направлять инвестиции.

Корпоративная стратегия включает:

  • распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа;

  • решения о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии;

  • изменение структуры корпорации;

  • решения о слиянии, приобретении, вхождении в ФПГ или другие интеграционные структуры;

  • единую стратегическую ориентацию подразделений.

На уровне хозяйственного подразделения разрабатывается деловая стратегия (бизнес-стратегия) – стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения.

Деловая стратегия представляет собой обобщающую  модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании.

Деловая стратегия нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции компании на рынке. Для достижения этой цели деловая стратегия разрабатывается по следующим основным направлениям:

  • реагирование на изменения, происходящие в данной отрасли, в экономике в целом, в политике и в других значимых сферах;

  • разработка конкурентоспособных мер и действий, рыночных подходов, которые могут дать прочное преимущество перед конкурентами;

  • объединение стратегических инициатив функциональных отделов;

  • решение конкретных стратегических проблем, актуальных в данный момент.

Разработка деловой стратегии, дающей прочное конкурентное преимущество, имеет три составляющих:

  • решение вопроса о том, где фирма имеет наибольшие шансы выиграть конкурентную борьбу; 

  • разработка таких характеристик предлагаемой продукции, которые способны привлечь покупателя и выделить компанию из среды других конкурентов;

  • нейтрализация конкурентных мер противников.

Процесс разработки деловой стратегии включает:

- определение корпоративной миссии;

- конкретизацию видения корпорации и постановку целей;

- формулирование и реализацию стратегии, направленной на их достижение.

Главная ответственность за деловую стратегию ложится на плечи менеджера, отвечающего за то или иное функциональное направление.

За разработкой стратегии следует фаза организационного развития, в рамках которой принимаются меры, направленные на то, чтобы улучшить положение дел в организации, повысить ее конкурентоспособность и готовность к дальнейшему развитию.

Таким образом, деловая стратегия часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет ее рекламировать, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе и т.д. Поэтому такую стратегию называют еще стратегией конкуренции. Для предприятий с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с деловой. Функциональные стратегии – стратегии, которые разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегии. Это производственная стратегия, стратегия маркетинга, финансовая стратегия, стратегия НИОКР и персонала. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела, поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.

Например, функциональная стратегия в сфере производства может концентрироваться на выработке продукции без брака, снижение сырьевых потерь или сокращении частоты переналадки оборудования на различные ассортиментные единицы продукции. Стратегия отдела маркетинга может концентрироваться на разработке путей увеличения объема продаж продукции предприятия по сравнению с предыдущим годом. Три уровня стратегии образуют их иерархическую структуру: корпоративная стратегия состоит из ряда деловых и функциональных стратегий. Для достижения успеха стратегии должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Каждый уровень образует стратегическую среду для следующего уровня, т.е. на стратегический план нижнего уровня накладываются ограничения стратегий более высоких уровней иерархии [4]. Каждое предприятие для поддержания своего существования, реализации корпоративных целей выполняет различные виды деятельности.