Понятие внеурочной деятельности младшего школьника, ее место и роль в реализации требований ФГОС НОО второго поколения.
Из Конвенции о правах ребёнка
«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста.
Их будущее должно основываться
на гармонии сотрудничества.
Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт»
ФГОС НОО
- Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
ООП НОО
- В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрированным Минюстом России от 22 декабря 2009 г. № 15785, (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированным Минюстом России от 04 февраля 2011 г. № 19707), основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
ООП НОО
- Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
- Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80% , а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность учащихся
Деятельность организации на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
( http://www.standart.edy.ru )
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации
(Д.В. Григорьев, П.В. Степанов,
Центр теории воспитания ИТИП РАО)
Организация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, должна найти отражение в образовательной программе школы, но она не включается в учебный план , а ее количество не определяется в часах аудиторной нагрузки .
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования
Что понимается под внеурочной деятельностью?
- В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
- Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников
- Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе
- Способствует в полной мере реализовать требования ФГОС
- Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю
- Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения
- Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся
- Аудиторных занятий не должно быть более 50%
- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты
Преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий , направленных на развитие учащихся.
В структуре учебного плана начального общего образования
Направления внеурочной
деятельности,
формы ее организации,
а также привлекаемые
для неё реализации
ресурсы определяет ОУ
Время, отводимое на
внеурочную деятельность,
составляет до 1350 часов
Второе дыхание школы - Жизнь после уроков…
От урока к внеучебной деятельности
От урока к внеучебной деятельности
От урока к внеучебной деятельности
Каковы функции внеурочной деятельности?
- системообразующая ;
- компенсаторная;
- функция дополнительного образования;
- досугово-организационная;
- социально-воспитательная;
- функция самореализации ;
Каковы основные принципы (основные положения) организации внеурочной деятельности?
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию;
- свободы выбора, ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
- единства обучения, воспитания, развития;
- преемственность с технологиями учебной деятельности.
Какова основная цель внеурочной деятельности?
- Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Каковы основные задачи внеурочной деятельности?
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.
Результаты (для первоклассника)
- Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность. Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.
Личностные результаты освоения ООП НОО должны отражать:
- 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Личностные результаты освоения ООП НОО должны отражать
- 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Все ли обучающиеся должны посещать все занятия внеурочной деятельности?
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).
Какова наполняемость групп?
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от 03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п. )
Какие существуют формы организации внеурочной деятельности ?
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. Аудиторных занятий не должно быть более 50%
Кто определяет формы организации внеурочной деятельности ?
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Основные направления внеурочной деятельности
- Спортивно-оздоровительное
- Духовно-нравственное
- Социальное
- Общеинтеллектуальное
- Общекультурное
Основные направления внеурочной деятельности БУП ОУ РФ
- Спортивно-оздоровительное
- Художественно-эстетическое
- Научно-познавательное
- Военно-патриотическое
- Общественно-полезная и проектная деятельность
Методический конструктор внеурочной деятельности
- Комплексные образовательные программы
- Тематические образовательные программы
- Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня
- Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности
- Индивидуальные образовательные программы для учащихся
Виды деятельности, используемые во внеурочной деятельности
- Игровая;
- Познавательная;
- Проблемно-ценностное общение;
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- Художественное творчество;
- Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- Трудовая (производственная) деятельность;
- Спортивно-оздоровительная деятельность;
- Туристско-краеведческая деятельность.
Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Результаты и эффекты
- Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности .
- Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка ( последствие результата ).
Воспитательные результаты распределяются по 3 уровням
3-й уровень результатов
2-й уровень результатов
1-й уровень результатов
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников
- Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
- Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
«Действия для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили)
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах,
об устройстве общества,
о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Достигается во взаимодействии с педагогом
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Достигается в дружественной детской среде (коллективе)
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами
Результаты
- 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь
- 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь
- 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни
- Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма.
- Форсирование результатов недопустимо.
3-й уровень результатов
2-й уровень результатов
1-й уровень результатов
Портрет выпускника начальной школы
- Любящий свой народ, свой край и свою Родину
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
- Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир
- Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
- Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
Эффективность внеурочной деятельности
- Изменение поведения школьника, формирование определенных навыков и умений.
- Изменение возможностей учащихся в решении различных жизненных проблем, формирование и развитие готовности и способности к выявлению, осмыслению и эффективному решению проблем, мешающих достижению жизненных целей.
- Изменение индивидуально-личностных качеств ребенка, создание условий для его индивидуально-личностного развития, формирования социально значимых качеств.
- Изменение ценностно-смысловой позиции младшего школьника, формирование системы значимых ценностей, создание условий для ценностно-смыслового самоопределения и духовно-нравственного становления личности.
С оздайте каждому ребенку ситуации успешности. А для этого - включите ребенка в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других.
Образовательная среда
- Образовательная среда – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих современное качество образования.
- Перспективные ориентиры построения развивающей образовательной среды
Принцип дистанции, позиция для взаимодействия участников образовательного процесса. Партнерская позиция – «рядом», «вместе».
Принцип динамичности среды.
Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности.
Принцип эстетической организации среды.
Принцип информационной насыщенности.
НЕОБХОДИМО:
- Разработать программы внеурочной деятельности с четким представлением о результатах.
- Подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение определенного уровня.
- Выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого.
- Диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.
Методический конструктор внеурочной деятельности
- Комплексные образовательные программы
- Тематические образовательные программы
- Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня
- Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности
- Индивидуальные образовательные программы для учащихся
Фрагмент Методический конструктор внеурочной деятельности .
Результаты
Вид внеурочной
деятельности
1. Игровая
Приобретение школьником социальных знаний
( 1 уровень)
Игра с ролевой акцентуацией
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
( 2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
( 3 уровень)
Игра с деловой акцентуацией
Социально моделирующая игра
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Вид внеурочной
деятельности
Приобретение школьником социальных знаний
( 1уровень)
2. Познавательная
Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
( 2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
( 3 уровень)
Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Вид внеурочной
деятельности
Приобретение школьником социальных знаний
( 1 уровень)
3. Проблемно-ценностное общение
Этическая беседа
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
( 2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
(3 уровень)
Дебаты, тематический диспут
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Вид внеурочной
деятельности
Приобретение школьником социальных знаний
( 1 уровень)
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
( 2 уровень)
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки
Получение опыта самостоятельного общественного действия
( 3 уровень)
Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы
Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Вид внеурочной
деятельности
Приобретение школьником социальных знаний
( 1 уровень)
5. Художественное творчество
Кружки художественного творчества
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
( 2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
( 3 уровень)
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе
Художественные акции школьников в окружающем школу социуме
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Вид внеурочной
деятельности
Приобретение школьником социальных знаний
( 1 ступень)
6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
( 2 ступень)
Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
( 3 ступень)
КТД (коллективное творческое дело)
Социально-образовательный проект
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Вид внеурочной
деятельности
Приобретение школьником социальных знаний
( 1 уровень)
6 . Техническое творчество
Занятие объединений технического творчества
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
( 2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
( 3 уровень)
Выставки и смотры достижений технического творчества в классе, школе.
Технические акции школьников в окружающем школу социуме.
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Вид внеурочной
деятельности
Приобретение школьником социальных знаний( 1 уровень)
7. Трудовая (производственная) деятельность
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
( 2 уровень)
Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел
Получение опыта самостоятельного общественного действия
( 3 уровень)
Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого
Детско-взрослое образовательное производство
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Вид внеурочной
деятельности
Приобретение школьником социальных знаний
( 1 уровень)
8. Спортивно-оздоровительная деятельность
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
( 2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
( 3 уровень)
Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции
Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
Методический конструктор внеурочной деятельности
Результаты
Вид внеурочной
деятельности
Приобретение школьником социальных знаний
( 1 уровень)
9. Туристско-краеведческая деятельность
Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
( 2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
( 3 уровень)
Туристский поход, краеведческий клуб
Туристско-краеведческая экспедиция
Поисково-краеведческая экспедиция
Школьный краеведческий музей