Тема. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Цели: обучающая: обучающиеся должны называть звуки и буквы, классифицировать звуки речи, строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами; развивающая: формирование у обучающихся представления о словесном ударении, его фонетической природе, усвоение основных понятий изучаемой темы; овладение приемами языкового анализа через выполнение упражнений по изученной теме; развивать у обучающихся логическое мышление, внимание, память, языковую догадку, расширять кругозор обучающихся, совершенствовать их интеллектуальные навыки; воспитательная: знакомство с данной темой способствует осознанию и пониманию родного языка, чистоте языка, обогащению словарного запаса, приобретению навыков, необходимых для общения, бытового и делового, привитие интереса к познанию русского языка
Мотивация: Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Овладение культурой речи, ее совершенствование должно продолжаться всю жизнь. Необходимо пробудить у обучающихся интерес к учебе, заинтересовать их новым материалом.
Оборудование: раздаточный материал, справочные материалы
Методы и приемы:
- Лекция-беседа;
- Выполнение заданий;
- Устный и письменный опрос.
Вид занятия: практическое занятие
Тип занятия: комбинированный урок
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
1. Оглашение темы, целей и задач урока.
2. Актуализация опорных знаний обучающихся.
«Лексика и фразеология»
Задание 1. Подберите антонимы к словам.
Тяжелый
Дикий
Красивый
Яркий
Задание 2. Подберите синонимы к словам.
Большой
Грусть
Сверкать
Волнение
Задание 3. Распределите слова по группам:
а) заимствованные, б) старославянизмы, в) исконно русские.
Коллектив, берег, огород, надежда, враг, боулинг, колледж, герой, джинсы, невежа, флаг, плен, молодой.
Задание 4. Определить, прямое или переносное значение имеют словосочетания.
Иду домой, злой ветер, часы идут, платье Вам идет, теплый халат, тяжелый характер, море огней, золотое кольцо.
Задание 5. Распределите слова на группы:
а) общеупотребительные, б) историзмы, в) архаизмы, г) неологизмы.
Любопытство, аршин, чело, гвоздь, смартфон, маркетинг, кафтан, солнце, мнить, опричник, ежели, молвить.
Задание 6. Объясните значения фразеологизмов.
Не в бровь, а в глаз
Хоть глаз выколи
Медвежья услуга
Вавилонское столпотворение
Пятое колесо в телеге
Как рыба в воде
III. Изучение новой темы.
1. Орфоэпическая разминка.
ДиспансЕр, термин, коклЮш, крЕмы, томогрАфия, новорождЕнный, рефлЕксия, звонИт, каталОг, жалюзИ, терапия, принУдить, закУпорить.
2. Слово преподавателя.
Сегодня на уроке мы повторим фонетику, вспомним основные фонетические единицы, закрепим умение находить основные звуковые процессы в слове, совершенствовать навыки фонетического разбора.
- Что изучает фонетика? (Звуки речи.)
- Чем различаются буква и звук? (Букву видим и пишем, звук произносим и слышим.)
- Какую роль в языке выполняют звуки? Приведите примеры. (Звуки в языке выполняют важную смыслоразличительную роль: создают внешнюю, звуковую оболочку слова и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Доска - тоска.)
- В чём различие между произношением гласных и согласных звуков? Глухих и звонких согласных? (При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.)
- Назовите звонкие и глухие звуки, образующие пары.
([б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш] + мягкие пары.)
- Какие звуки не образуют пар по звонкости/глухости?
(Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]
непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’].)
- Приведите примеры парных по твёрдости/мягкости звуков.
([б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’] и др.)
- Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости?
(3 твёрдых согласных: [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных: [ч’], [ш’], [й’].)
- Какие буквы и когда обозначают 2 звука? Приведите примеры.
(Буквы е – [й’э], ё – [й’о], ю – [й’у], я – [й’а] в начале слова, после разделительного ъ, ь, после гласной: ель, подъезд, поёт.)
- Как обозначается на письме мягкость согласных звуков? Приведите примеры.
(С помощью ь (мельче), букв и, е, ё, ю, я (ветер, лёд, люк, ляг, зима) и т.п. )
- Какие процессы, связанные с согласными буквами, вы знаете? Приведите примеры.
(Озвончение – замена глухого согласного парным ему звонким перед другим звонким согласным (просьба). Оглушение - замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова и перед глухим согласным (город, варежки). Упрощение групп непроизносимых согласных лнц – [нц], здн – [зн], стн – [сн], стл – [сл], рдц – [рц] и др. (праздник – пра[зн]ик). Уподобление звуков (ассимиляция): (смеяться – смея[ца]. Расподобление звуков (диссимиляция): ногти – [нохт’и].)
- Что изучает орфоэпия? (Правила произношения звуков и ударения в словах.)
3. Информационный блок (беседа с записью основных положений).
Фонетика (от греч. Phonetikos – звуковой) - раздел языкознании, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы, по которым они образуются, правила функционирования.
Наша речь складывается из звуков, она представляет собой непрерывную смену артикуляции. При движении речевых органов возникает звук. Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением, но сам по себе он не имеет никакого значения. Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличить слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.
Звуки русского языка по особенностям образования делятся на гласные и согласные.
Гласные – это звуки, которые состоят только из голоса, при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград. Фонетическая функция гласных – в организации – в организации звуковой целостности слога, слова.
В русском языке основных гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Согласные – это звуки, которые состоят из шума или голоса шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта.
При образовании согласных необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличии преграды.
В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие.
При артикуляции звонких согласных голосовые связки напряжены и находятся в состоянии колебания, в артикуляции глухих согласных они не участвуют. В большинстве артикуляционных признаков согласных учитываются степень участия шума.
Фраза - это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.
Речевой такт (или синтагма) чаще всего состоит из нескольких слов, объединенных одним ударением.
Речевой такт делится на фонетические слова, т.е. самостоятельные слова вместе с примыкающими к ним безударными служебными словами и частицами. (у дома)
Слова членятся на собственно фонетические единицы - слоги, а последние – на звуки.
Для обозначения звука, когда он рассматривается со стороны фонологической, пользуются термином фонема. (мэр – мера – месяц)
Фонема (греч. Phonema - звук) – это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка.
Транскрипция (от лат. Transcription - переписывание) – это особая система письма, используемая для точной передачи звукового состава устной или письменной речи. Транскрипция строится на строгом соблюдении принципа соответствия знака и звука, передаваемого этим знаком: один тот же знак должен во всех случаях соответствовать одному и тому же звуку.
4. Практические задания.
Произвести фонетический анализ слов ЕЛКА, СВЕЧА, ЛИНИЯ (на доске)
Слог и ударение
Слог – это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог – это наименьшая единица произнесения слова. Слоги, состоящие из двух или более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытый слог, например: по-ра, го-ра), либо на согласный (это закрытый слог, например док-тор, чер-ный). Неприкрытым называется слог, начинающийся на гласный звук: а-орта. Прикрытым называется слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон.
Ударение – это выделение слога в слове с большей силой при произнесении слова с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высокой тона).
Ударение всегда падает на гласный звук в слоге, например: кни-га, ве-сен-ний, при-гла-сить. В русском языке ударение разноместное (поезд, стол, ручища, дела).
Ударение может быть подвижным и неподвижным. Подвижное ударение – это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной и той же морфеме, например: гора-гору. Неподвижное – ударение при словоизменении падает на один и тот же слог (книга – книгой – о книге).
Ударение может различать значения слов или разные формы слова: атлас (собрание географических карт) - атлас (блестящая шелковая ткань).
Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает побочное ударение (например: правобережный).
В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: одновременно и одновременно, творог-творог, иначе-иначе.
Тактовым (логическим, фразовым) ударением называется выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. (Я пойду в кино).
Ударение – фонетическое суперсегментное средство русской речи, характеризующее слово (определение по программе колледжа)
Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова (определение из школьной практики).
Как известно, каждое слово обязательно имеет ударение, которое падает на гласный звук в слоге. Этот звук и слог называются ударными.
В ударном слоге гласный произносится в 2 – 2,5 раза длительнее, чем любой другой в этом слове. Как детям наглядно изобразить ударный слог? В этом нам поможет стихотворение А. Шибаева:
Ударный слог
Ударный слог,
Ударный слог –
Он назван так недаром...
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!
И молоТОК стуЧИТ, стуЧИТ,
И ЧЕТко РЕЧЬ моЯ звуЧИТ!
Мы с вами должны знать, что выделить один из звуков нам помогают определенные фонетические средства:
– если ударный слог – это слог, произнесенный повышенным тоном, то выделен он тоновым ударением (китайский язык);
– если ударный слог – это слог, произнесенный с большей силой, то выделен он силовым или динамическим ударением (русский язык).
В слове ударение играет очень важную роль: словесное ударение объединяет ударные и безударные слоги в слова. Таким образом, основная функция словесного ударения – объединяющая, организующая. Ударение есть не что иное, как средство фонетического объединения в одно целое.
Словесное ударение не может объединять слишком много безударных слогов: в среднем ударение объединяет пять-шесть слогов.
– Попробуем произнести следующие слова:
– одиннадцатиэтажный
– сверхпроводимость
– кораблестроение
– стройплощадка
– медсестра
– Какую фонетическую особенность вы заметили при произнесении этих слов, какой вывод можно сделать?
– Если число слогов становится значительным, то возникает побочное, или второстепенное, ударение.
Побочное ударение обозначается особым значком.
Причина возникновения побочного ударения чисто фонетическая: носитель русского языка не может произносить подряд слишком много безударных слогов. Однако благодаря побочному ударению возникает особая ритмическая форма. Эта новая ритмическая форма наполняется особым содержанием.
Побочное ударение характеризует особый класс слов:
– сложные слова (кораблестроение и т.п.);
– сложносокращенные слова (стройплощадка, медсестра и т.п.).
Правило постановки побочного ударения: основное ударение падает на последнюю основу, а побочное – на предшествующую.
Особенности русского ударения
Ударение в русском языке своеобразное. В чем его специфика?
Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове: оно может падать и на первый слог (воля, город), и на второй (свобода, природа), и на третий (молоко, молодой) и т. д. Такое ударение называется также разноместным.
В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу.
Например, во французском и турецком языках оно всегда «падает» на последний слог. Сравни французские слова: одеколон, эскимо, пломбир, туалет, шофер, комбинезон, салют, дебют, магазин.
В польском языке ударение всегда «падает» на предпоследний слог: Варшава, Освенцим, Краков, Висла, Вроцлав, Познань.
В чешском и венгерском языках оно всегда приходится на первый слог.
– чешские слова: Прага, Карловы Вары, чехи, Влтава;
– венгерские: Венгрия, Ференц, Шандор
5. Игра «Русский, польский и французский».
– Вы, наверное, заметили, что в русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог.
Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, шофёр, монтёр, пальто. В польском языке – на предпоследний: Варшава, Краков, Висла.
Французы, когда учатся говорить по-русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо быстро говорят быстро (так, кстати, возникло название маленьких кафе бистро).
А теперь поиграем в игру, которую придумали психологи П. С. Жедек и В. А. Левин. Вас пригласили сниматься в кино. Вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по-русски: он все слова произносит с ударением на последнем слоге. Прочитайте слова, написанные на доске, так, как их прочитает француз:
Щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.
– А как прочитает их поляк?
Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова
Если при изменении слова ударение остается на одном и том же месте, то такое ударение называется неподвижным.
Например:
– делать, делаю, делаешь, делает, делаем, делаете, делают (изменили по лицам и числам);
– карта, карты, карте, карту, картой, о карте, карты, карт, картам, картами, о картах (изменили по падежам и числам).
Если при изменении слова происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую, то ударение считается подвижным.
Например:
понять – понял – поняла
сестра – сестры
Статистические данные показывают, что подвижность ударения скорее исключение, чем правило, так как охватывает лишь 2% лексики по словарю. Правда, эта лексика частотна и относится к наиболее древнему пласту русской лексики.
Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слово и появляется новый вариант произношения.
Например, раньше говорили: кладбИще, библиОтека, музЫка, призрАк,
Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и произведениях других поэтов и писателей.
Сравни:
Гремит музЫка полковая. (А.С. Пушкин)
ВЕртит очами так и сяк. (И.А. Крылов)
Ворон не жарят, не варЯт. (И.А. Крылов)
– А как же читать эти строчки нам, современным людям? Произносить их нужно по-старому, в соответствии с нормой XIX века, так как при изменении ударения на современный лад «ломается» размер и ритм стиха, исчезает его слаженность, гармоничность.
Процесс изменения ударения идет и сейчас, на наших глазах. Так, если раньше можно было произносить только договОр, то сейчас допустимым является и дОговор.
Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей. Очень часто возникают сомнения, как произносить то или иное слово. В этих случаях неоценимую помощь вам окажут словари – орфоэпические, толковые, энциклопедические.
Из перечисленных свойств русского словесного ударения, его обязательности и возможности занимать любое место в слове, вытекает его особая функциональная нагруженность. Оно выполняет ряд смыслоразличительных функций. Это касается лексических, грамматических и стилистических различий.
О том, какую роль играет ударение в слове можно судить по стихотворению Я. Козловского.
О словах разнообразных, одинаковых, но разных
Мне слово чУдно
Изменить нетрудно:
Поставим ударение на О –
Исчезло чУдно,
Родилось чуднО.
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведерко руку окунИ,
Не бойся: это Окуни.
Пересохла глина,
Рассердилась Нина,
Не мукА, а мУка –
Поварам наука.
КОсит косец,
А заяц косИт,
ТрУсит трусишка,
А ослик трусИт.
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Сосет Аленушка ирИс,
А вышивает Ирис.
Итак, по месту ударения различаются:
- лексические значения слов во всех формах: замок – замок, замка – замка и т.д.; хлопок – хлопок, хлопка – хлопка и т.д.
- отдельные грамматические формы разных слов: пища (сущ.) – пища (деепр.), ношу (сущ.) – ношу (глаг.) и т.п.;
- грамматические значения одного и того же слова: руки – руки, волос – волос, носите – носите и т.п.
Интонация и ее элементы
Интонация – это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи, одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его смысла. С помощью интонации происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений.
Интонация включает в себя мелодику речи (осуществляется повышением и понижением голоса во фразе); ритм речи (регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов.
Ритм речи служит основной эстетической организации художественного текста:
– стихотворного и прозаического);
- интенсивность речи (степень ее громкости, сила и слабость произнесения высказывания);
- темп речи (скорость ее протекания, длительность звучания во времени);
- тембр речи (звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивные оттенки).
Интонация оформляет высказывание в единое целое, различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности, выражает эмоциональную окраску, характеризует говорящего ситуацию общения в целом.
Вывод. Таким образом, фонетическая система русского языка состоит из значимых единиц речи:
- слов;
- форм слова;
- словосочетаний и предложений.
Для передачи и различения, которых служат фонетические средства языка:
- звуки;
- ударение;
- интонация.
IV. Закрепление новой темы.
1. Беседа с обучающимися.
- Что такое фонетика?
- Что является минимальной единицей языка?
- Какие признаки учитываются при классификации гласных и согласных?
- Что такое слог?
- Какую роль в слове играет ударение?
- Что такое фонема, для чего она служит?
- Какие элементы включает в себя интонация?
- Что из себя представляет транскрипция?
2. Самостоятельная работа.
Задание 1. Спрятанные слова.
Прочитайте следующие слова:
Атлас, гвоздики, орган, жаркое, пропасть.
– Сколько слов здесь написано?
– Составьте с этими парами слов словосочетания, которые бы отразили их разное лексическое значение.
3. Сравни слова.
– Поставьте ударение в словах. Сравните эти слова по произношению и по смыслу, какие грамматические формы помогает различить ударение?
Я всегда мою руки перед едой.
Мою сестру есть за что хвалить. Она любит труд.
Дежурная мела пол.
Ира принесла кусок мела.
4. Определите, какова смыслоразличительная функция ударения в следующих словах (различает разные формы одного и того же слова, некоторые формы разных слов, разные слова во всех их формах).
Бегом и бегом, кружки и кружки, руки и руки, хлопок и хлопок, ношу и ношу, атлас и атлас. Машина и машина, просите и просите.
5. Пользуясь толковым словарем, определите, в каких случаях различие в месте ударения в данных парах слов связано с различием в лексическом значении.
Хаос и хаос, электрик и электрик, мокрота и мокрота, угольный и угольный, иначе и иначе, языковой и языковый, наголо и наголо, творог и творог.
6. Прочитайте стихотворный фельетон В. Масса и М. Червинского. Выпишите выделенные слова, поставьте правильные ударения. Какое впечатление произвел на вас человек, изображенный в фельетоне?
Говорил он, между прочим,
«КрасивЕе, «Мы так хочем»,
«ДОсуг, шОфер, прОцент, зАем,
КвАртал, портфЕль, билютень»,
«ПОверх плана выполняем»,
«АгЕнт звОнит целый день».
V. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
- Какие умения и навыки совершенствовали?