СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятия речевая ситуация, виртуальная ситуация как базовые инструментальные понятия педагогической риторики. Урок и учебно-речевая ситуация общения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Понятия речевая ситуация, виртуальная ситуация как базовые инструментальные понятия педагогической риторики. Урок и учебно-речевая ситуация общения»

Тема 4. Понятия речевая ситуация, виртуальная ситуация как базовые инструментальные понятия педагогической риторики. Урок и учебно-речевая ситуация общения


Мы уже неоднократно подчёркивали, что для эффективной коммуникации необходимо уметь ориентироваться в каждой конкретной речевой ситуации, видеть её (ситуации) характерные особенности. Это умение дорогого стоит.

Вот что пишет по этому поводу Андрей Белый, вспоминая свои встречи с Валерием Брюсовым: «Отворялась дверь, и протягивалась его голова в широкополой шляпе, с лицом, дышащим здоровьем и силой, с заострённой чёрной бородкой, глаза прыгали, как мячики, со стены – на тебя, с тебя – на письменный стол, быстро учитывали обстановку: и выражение лица, и листы бумаги, и поворот кресла, и новую книгу на маленьком столике, и количество окурков, и клубы дыма; он делал вывод: ага, курил, был мрачен, писал рецензию для «Весов», читал Бальмонта… И всё это учтя, вводил в первом же слове беседы тональность, ответствующему твоему настроению; эта приметчивость придавала незначащим его репликам пленительную отзывчивость под формой сухости…»

Необходимость в речевой деятельности учитывать особенности ситуации, выбирать фразы, выражения, слова, подходящие для данных обстоятельств, данного адресата особенно важны для школьного учителя. Приведём пример того, как способность опытного учителя мгновенно сориентироваться в ситуации и грамотно выстроить своё речевое поведение привела к коммуникативному успеху.

Рассказывает педагог-новатор, учитель словесности из Санкт-Петербурга Е. Н. Ильин: «Как-то иду по коридору с группой гостей на свой открытый урок и вижу одиноко стоящего у окна и горько плачущего шестиклассника. Проводив гостей в класс, вернулся к обиженному кем-то мальчишке:

- В чем дело?

- Дра… дразнят…

- Ну и что? И меня дразнили… Ты хоть раз бывал в зоопарке?

- Бы-бы-бывал…

- Не верится что-то…

Он удивленно посмотрел на меня.

- Сходи еще раз. Когда обезьяну дразнят, что она делает? Верно, прыгает по клетке. А лев? Точно, лежит себе спокойно. Львом надо быть, а не обезьяной, понимаешь?

Я поспешил на урок. Закрывая классную дверь, оглянулся: паренек благодарно улыбался мне вслед, он уже не плакал» [1, с. 245].

Для того чтобы ориентироваться в ситуации, необходимо иметь представление о структуре этого понятия. Зачем нам нужно знать структуру понятия речевая ситуация? Да затем, чтобы знать, на что, куда направлять внимание.

Что же имеется в виду под ситуацией общения, или речевой ситуацией?

Мы говорим о речевой ситуации тогда, когда есть в наличии два обязательных фактора*:

  • две общающиеся стороны – адресант (инициатор общения) и адресат (тот, кому адресовано сообщение);

  • обстоятельства, при которых происходит общение (место, время, специфические условия).

Кроме этих двух факторов, также важны:

  • тема общения (она может инициировать* общение и оставаться неизменной в процессе общения, но может и меняться неоднократно в ходе общения, например, в дружеской беседе);

  • цель общения (она может быть осознанной, может и не осознаваться участниками общения, но именно цель обычно и заставляет нас вступать в коммуникацию и вызывает к жизни дискурс.

Итак, прежде чем вступить в коммуникацию, есть смысл проанализировать речевую ситуацию, т. е. обратить внимание на

  • отношение «адресат – адресант»;

  • обстоятельства (место, время, условия);

  • цель (осознанная или неосознанная);

  • тему (проблема).

Другими словами, обратить внимание на того, кто выступает инициатором речи (т. е. на адресанта), к кому он обращается с речью (на адресата), когда (в какое время?) где (в каком месте?) происходит или планируется общение, о чем ведётся речь (тема), зачем? (с какой целью?).

Обратить внимание – значит дать себе возможность на какое-то время (иногда на доли секунды) взять паузу, прежде чем «молвить слово»1. Недаром же в пословице говорится: «Прежде чем сказать – подумай». Но пословица не подсказывает нам, о чём надо подумать. Структура понятия речевая ситуация даёт нам исчерпывающий ответ на этот вопрос.

Мысленно задавая себе вопросы (кто-кому-где-когда-при каких условиях-о чем-зачем говорит), направляя сюда своё внимание, можно, во-1) отказаться от каких-либо слов и ограничиться только невербальным сообщением, во-2) можно вообще отказаться от общения, если оно, с вашей точки зрения в данной ситуации будет малоэффективным, в-3) можно с большей вероятностью «изобрести», создать высказывание, оптимально решающее задачи данной ситуации.

Как можно знание о структуре понятия речевая ситуация использовать для совершенствования практики педагогического общения?

В первую очередь, конечно, постоянно «тренируя» себя. Прекрасно зарекомендовал себя метод решения коммуникативных задач. В чём суть этого метода?

Хорошо представляя себе структуру понятия речевая ситуация, вы можете создавать в своём воображении потенциально бесконечное количество виртуальных речевых ситуаций и искать оптимальные способы речевого поведения. Чтобы овладеть этим методом, давайте разберёмся, что такое виртуальная ситуация?

Виртуальная ситуация – это ситуация вероятностная, возможная, воображаемая, схожая с реальной в силу типичности, частотности воспроизведения (повторяемости) .

Как же работать в виртуальных ситуациях? Рассмотрим на примере. Допустим, вы услышали в свой адрес колкую реплику. От неожиданности вы не нашли, что ответить, и почувствовали себя в высшей степени некомфортно. Если сместить фокус внимания на «обидчика» (возмущаясь его бестактностью и другими отрицательными, с вашей точки зрения, качествами), вы не «прирастёте» в коммуникативном плане, хотя чаще всего именно так и происходит. Попробуем поступить иначе. Представим себе мысленно, что мы встречаемся с этим же человеком при других обстоятельствах (сами их себе придумаем). Начинаем создавать разные варианты ответа на колкую реплику «обидчика». Из нескольких придуманных реплик выберем оптимальную и порадуемся за себя: наш мозг активен, в следующий раз в подобной ситуации он будет уже более мобильным и изобретательным.

Создание виртуальных ситуаций и решение на их базе коммуникативных задач – прекрасный способ постоянного тренинга эффективного общения, способ обретения коммуникативной «зоркости» и находчивости. Вы освоите эту методику, решая коммуникативные задачи в рамках практикума.

Урок и учебно-речевая ситуация общения


А теперь подумаем, как можно использовать понятия речевая ситуация, виртуальная ситуация в практике педагогического общения.

Умение создавать в своём воображении виртуальные речевые ситуации непременно поможет молодому (да и опытному!) учителю в планировании предстоящего урока: представив себе определённый класс с его специфическими особенностями, учитель всегда сможет разработать урок, интересный именно данному классу, а не урок вообще. Следовательно, и эффективность такого урока будет заведомо выше.

Во время урока возможен калейдоскоп непредвиденных речевых ситуаций, и если ваш мозг способен на быстрое и эффективное речевое реагирование – ваш профессионализм в области коммуникации вне всякого сомнения.

В целом, урок – это сложно организованное речевое событие. С речевым событием как единицей общения мы будем знакомиться в следующей теме.

Список использованной литературы

  1. Ильин Е. Н. Герой нашего урока / Е. Н. Ильин. М., 1991.



1 Такая пауза носит в риторике название «ментальной паузы» или «ментальной задержки». Ментальная задержка – это сформированная привычка «прежде чем сказать, подумать».