СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о культуре речевого поведения учителя. Технология диалогического общения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о речи учителя в школе. Значимость речи учителя в школе.

Просмотр содержимого документа
«Понятие о культуре речевого поведения учителя. Технология диалогического общения.»

Понятие о культуре речевого поведения учителя. Технология диалогического общения.

Данная тема является важной в связи с тем, что культура речевого поведения учителя является основным орудием педагогического воздействия и одновременно образец для учеников. Успешность учебно-воспитательного воздействия зависит насколько педагог владеет предметом разговора, методическими тонкостями его организации и насколько ему удается находить общий язык, установить контакт с обучаемыми. «Язык» учителя для учащегося эталон. С помощью технологии диалогического общения учитель развивает личность учащегося, вырабатывает определенные правила поведения, влияет на интеллектуальное развитие.

В первой половине ХХ в. возникает «культура речи» как научная дисциплина, становление которой в российском языкознании связано с именем профессора С.И.Ожегова - основателя сектора культуры речи в Институте русского языка АН СССР в 1952 году.

Большой вклад в развитие «культуры речи» как науки внесли также В.В.Виноградов, Р.И.Аванесов, А.Н.Гвоздев, Д.И.Шмелев, Д.Э.Розенталь и др.

Культуре речевого поведения учителя всегда уделяли много внимания. Это не просто так. Так как она свидетельствует об эрудиции, интеллекте, этике, воспитании учителя. Владение культурой речи - это успех в обществе, авторитет среди учеников и учителей. И культура общения, и культура речи обеспечивают достижение цели общения наиболее эффективными средствами. Для этого педагогу, очень нужно, с одной стороны, овладеть хотя бы важнейшими риторическими навыками, а с другой - избежать коммуникативных неудач, связанных как с нарушениями этикета, так и с игнорированием различий устной и письменной форм речи, нечеткостью, небрежностью речи. Речевые ошибки, речевая двусмысленность, иногда позволительные в повседневном общении, совершенно недопустимы в профессиональной речи, тем более там, где говорит представитель речевой профессии - не только педагог, но и журналист, психолог, юрист. Поэтому учитель обязан владеть культурой речевого поведения.

Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены, прежде всего, ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи учителя - обеспечение полноценной презентации знаний. Речь учителя может сделать восприятие информации доступным, интересным, а может затруднить его. О значимости этой функции в речи учителя говорит и тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенности педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Учитель не только передает школьникам знания, но и формирует у них эмоционально- ценностное отношение к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении, основой убеждений. С презентацией знаний тесно связана и другая функция речи учителя - обеспечение эффективной учебной деятельности школьников. Так как, воспринимая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций: конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения учителя, развитием его мысли. Это сложная работа слушающего ученика, и надо ее учитывать, продумывая и содержание речи, и ее темп, ритм, логику, доступность. Следующая функция педагогической речи - обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учащимися. Регулируя отношения «учитель-ученик», речь выступает как средство взаимопонимания между учителем и учеником. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания, высказывает свои пожелания; каковы экспрессивная окраска его речи, сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест, манера задавать вопросы и получать ответы. В плане внеурочного общения эти детали речи, в коммуникативном поведении учителя еще более важны.

Умело организованный диалог позволяет преподавателю решать многообразные педагогические задачи: устанавливать взаимопонимание, выявлять различные подходы в трактовке обсуждаемых проблем, создавать ситуации свободного выбора личностной позиции, на основе обратной связи своевременно вносить коррективы в свои действия.

«Диалогическое общение» - важное условие формирования типа личности, совершенствования ее коммуникативной культуры.

Развертывание общения преподавателя с обучаемыми начинается с первой инициативной реплики, выполняющей функцию речевого стимула и носителя темы беседы.

Выделяют следующие основные типы высказываний:

  • этикетные формулы - приветствия, выражения благодарности, извинения и т. п.;

  • запрос информации (вопрос, просьба); выражение эмоций;

  • информирование, комментирование обстоятельств общения;

  • фактические высказывания, не несущие серьезной информации, но направленные на поддержание разговора.

Диалогическое общение может реализоваться как дилог, трилог и полилог. В регламентированном учебно-воспитательном взаимодействии доминирует полилог. Возникающий на занятии диалог обычно протекает в присутствии третьих лиц. Полилогический, или учебный, диалог реализуется как фронтальная беседа с аудиторией.

В любом диалоге происходит периодическая смена ролей слушающего и говорящего. Существуют два типа слушания - функциональное (нацеленное на безошибочное восприятие и анализ полученной информации) и личностное (сопровождаемое сопереживанием собеседнику).

На диалогическое взаимодействие рассчитаны нетрадиционные методы - эвристические, дискуссионные, игровые. 

Умело организованный диалог дает возможность учителю решать многообразные педагогические задачи: устанавливать взаимопонимание, выявлять различные подходы в трактовке обсуждаемых проблем, создавать ситуации свободного выбора личностной позиции, на основе обратной связи своевременно вносить коррективы в свои действия.

Овладеть искусством речи должен и может каждый педагог. Начинается эта работа с изучения соответствующей литературы. В первую очередь будущему учителю можно порекомендовать книги Г.З. Апресяна «Ораторское искусство» (М., 1972), А.Б. Вексера «Тренинг актерского мастерства учителя» (М., 2002), А.А. Мурашова «Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие с успехом» (М., 2000), Е.А. Ножина «Основы советского ораторского искусства» (М., 1981). Продолжая изучать литературу, необходимо чаще выступать, разговаривать с педагогами, учителями школ, товарищами и т.д., каждый раз анализируя собственное выступление и в дальнейшем исправляя допущенные ошибки. Для того чтобы хорошо говорить, надо много говорить.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!