Урок 11
Класс 9
Тема. Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность.
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы
личностного и профессионального роста человека.
Цель:
Обучающая:
ознакомить с понятиями «профессиональная карьера», «профессиональная компетентность», «планирование карьеры»;
дать представление о видах карьеры, факторах, влияющих на карьерный рост;
научить составлять алгоритм планирования профессиональной карьеры.
Развивающая:
расширять представление о путях карьерного роста;
продолжить развитие умения анализировать, делать выводы, работать с карточками, приводить примеры;
формировать коммуникативные способности, умения работать в группе.
Воспитывающая:
воспитывать интерес к работе;
воспитывать осознанное и заинтересованное отношение к выбору будущей профессии и карьерному росту.
Материалы: рабочие тетради, карточки – задания.
Тип урока: формирование новых знаний.
Вид урока: урок – исследование.
План урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний:
Задумывались ли вы о своих карьерных планах?
Каковы ваши жизненные цели?
Мотивация. Каждый человек желает жить достойно, выбирая себе профессию, стремится иметь хорошую должность, возможно с профессиональным ростом.
Изучение нового материала с практической деятельностью.
Сообщение темы, задач урока.
Понятие «профессиональная карьера». Французское слово «карьера» вошло в русский язык в 30-40 гг. XIXст. Как конкурент слова поприще. Профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.
Профессиональная карьера связана с профессиональным становлением и мастерством.
Понятие «профессиональная компетентность» - характеристика деловых и личностных качеств специалистов, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.
Типовые модели карьеры: (работа по карточкам в группах)
Карьера по типу «трамплин»
Карьера по типу «лестница»
Карьера по типу «змея»
Карьера по типу «перепутье»
5. Принципы и правила карьерной стратегии.
Существуют общие для любого карьерного процесса принципы и правила карьерных целей. Их необходимо понимать и соизмерять свои действия с этими эталонами.
Работа в группах. (3 группы по 2 карточки).
Демонстрация результатов и их обсуждение.
Правила карьерной стратегии.
Ставить перед собой только реальные цели.
Верить в свои возможности.
Не терять времени на работу с неперспективным начальником, а стать нужным инициативному руководителю.
Готовиться занять более высокооплачиваемое место, которое вскоре станет вакантным.
Познать и оценить других, могущих способствовать своей карьере.
Расширять свои знания, приобретать новые навыки.
Составлять план на сутки и на всю неделю, в котором резервировать место для любимых занятий.
Помнить, что все в жизни меняется: мы, наши знания, навыки, рынок труда, организация, окружающая среда и т.д. Надо суметь оценить эти изменения.
Нельзя жить одним прошлым.
Надо увольняться, как только убеждаешься, что это необходимо.
В поисках новой работы необходимо надеяться прежде всего на себя.
В организации следует заявить о себе.
6. Факторы, влияющие на карьеру:
Общая сфера (внеслужебные: семья, друзья)
Макросреда (мировое сообщество: родина, город, село, быть в курсе международных событий, быть в курсе событий НТП, интересоваться жизнью делового мира).
Специальная сфера (служебная):
Организационная структура фирмы, профессиональные требования, возможность профессионального роста
Кадровая политика: каковы шансы получения высокой должности, создаются ли условия для повышения квалификации, система оплаты труда.
Каковы внутренние факторы человека, влияющие на карьерный рост?
(способности, активность в решении профессиональных задач, уверенность в собственных силах, стремление к лидерству, чувство долга и ответственности, профессиональные знания и опыт, интерес, здоровье).
Психологи определяют три уровня притязаний человека, которые зависят от внутренней уверенности личности в своих силах.
Задание: изучите информацию об уровне притязаний. (Работа в группах).
Составьте психологический портрет человека.
Нарисуйте портрет человека с такой психологией (карикатурный).
9. Планирование карьеры – это процесс медленного развития профессионального самоопределения в пределах собственных способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений и ценностей.
Планирование охватывает определение целей, обеспечение средств для их достижения.
Составляется план профессиональной карьеры:
Четкое видение личных профессиональных перспектив (определение целей)
Возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности (обеспечение средств)
Высокая степень удовлетворенности от работы в организации, предоставляющий человеку возможности профессионального роста и повышения уровня жизни.
Повышение личной конкурентоспособности на рынке труда.
Рефлексия.
Оценивание результатов работы.
Выставление оценок.
Дом. задание. Подготовить информация: интересные факты из истории карьерного роста личности.
Карточка оценивания группы № 1
Ф.И.
Участие в работе группы
Активное участие
1 балл
Проявлял инициативу
1 балл
Брал на себя ответственность
1 балл
Отвечал за группу (у доски, с места)
1 балл
Проявлял интерес и внимание к работе
1 балл
итог
Карточка оценивания группы № 2
Ф.И.
Участие в работе группы
Активное участие
1 балл
Проявлял инициативу
1 балл
Брал на себя ответственность
1 балл
Отвечал за группу (у доски, с места)
1 балл
Проявлял интерес и внимание к работе
1 балл
итог
Карточка оценивания группы № 3
Ф.И.
Участие в работе группы
Активное участие
1 балл
Проявлял инициативу
1 балл
Брал на себя ответственность
1 балл
Отвечал за группу (у доски, с места)
1 балл
Проявлял интерес и внимание к работе
1 балл
итог
КАРТОЧКА № 1
Заниженный уровень притязаний.
Изучите информацию об уровне притязаний.
Составьте психологический портрет человека.
Нарисуйте портрет человека с такой психологией (карикатурный).
Человек не уверен в себе, не верит в свои силы и возможности. Часто испытывает чувство тревоги и робости. Придает большое значение неудачам.
КАРТОЧКА № 2
Завышенный уровень притязаний.
1. Изучите информацию об уровне притязаний.
2. Составьте психологический портрет человека.
3. Нарисуйте портрет человека с такой психологией (карикатурный)
Человек склонен преувеличивать свои возможности и способности.
КАРТОЧКА № 3
Реалистичный уровень притязаний.
Изучите информацию об уровне притязаний.
Составьте психологический портрет человека.
Нарисуйте портрет человека с такой психологией (карикатурный).
Человек склонен объективно оценивать свои личностные качества, возможности и способности.
КАРТОЧКА № 1
ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.
ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ
Ни одна из достигнутых целей в карьере не может быть окончательной или служить поводом для остановки. Продвижение может замедляться или прерываться в связи с возникающими трудностями. На этот случай необходимо создавать ресурсный резерв (дополнительные знания, укрепление социальных связей, здоровья и т.д.).
КАРТОЧКА № 2
ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.
ПРИНЦИП ОСМЫСЛЕННОСТИ
Любое карьерное действие должно быть целесообразным. Знание общих целей и особенностей движения обеспечивает оптимальность выбора маршрута. Осуществляемая деятельность должна быть социально продуктивной, только тогда продвижение будет поддержано средой.
КАРТОЧКА № 3
ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.
ПРИНЦИП СОРАЗМЕРНОСТИ
Скорость индивидуального продвижения должна быть соразмерна с общим движением в группе лидеров. Продвижение командой обычно надежнее.
КАРТОЧКА № 4
ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.
ПРИНЦИП МАНЕВРЕННОСТИ.
Прямолинейное движение возможно только на полигоне или «чистой» трассе. Таких условий в карьере не бывает. Попытки двигаться на «высокой скорости» и «только прямо» всегда чреваты разрушительными столкновениями. Стратегически карьерный маневр предполагает: смягчение столкновения за счет компромисса; «пропуск вперед» на опасном участке склонного к риску соперника и выжидательное следование за ним; «обход препятствия» без существенного изменения маршрута.
КАРТОЧКА № 5
ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.
ПРИНЦИП ЭКОНИМИЧНОСТИ.
На конкретном поле всегда выигрывает способ деятельности, дающий наибольший результат при наименьших затратах ресурсов. Производительность повышается путем возвышения в мастерстве, при объединении усилий, повышении заинтересованности. Карьерный путь долог. Для многих – это практически вся жизнь. Важно умело распределить силы на этом пути.
КАРТОЧКА № 6
ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.
ПРИНЦИП ЗАМЕТНОСТИ.
Лучше, если человек, делающий карьеру, будет замечен раньше. Нередко талантливые люди неудачливы в карьере в связи с незаметностью. Если результатом можно гордиться, его необходимо презентовать и пользоваться для этого для этого любым удобным случаем
Правила карьерной стратегии.
Ставить перед собой только реальные цели.
Верить в свои возможности.
Не терять времени на работу с неперспективным начальником, а стать нужным инициативному руководителю.
Готовиться занять более высокооплачиваемое место, которое вскоре станет вакантным.
Познать и оценить других, могущих способствовать своей карьере.
Расширять свои знания, приобретать новые навыки.
Составлять план на сутки и на всю неделю, в котором резервировать место для любимых занятий.
Помнить, что все в жизни меняется: мы, наши знания, навыки, рынок труда, организация, окружающая среда и т.д. Надо суметь оценить эти изменения.
Нельзя жить одним прошлым.
Надо увольняться, как только убеждаешься, что это необходимо.
В поисках новой работы необходимо надеяться, прежде всего, на себя.
В организации следует заявить о себе.
Карьера по типу «ТРАМПЛИН»
Этот тип карьеры типичен для специалистов, которые не ставили перед собой продвижения по службе, а двигались сами собой, с постепенным ростом своего потенциала, квалификации. На определенном этапе такой работник занимает высшую для него должность и старается удержаться в ней до пенсии. А затем «прыжок» на пенсию.
Карьера по типу «ЛЕСТНИЦА»
Тип карьеры для тех работников, которые работают с полной отдачей. Каждая ступенька «лестницы» - это должность, которую работник занимает определенное время – в среднем около пяти лет. Затем идет дальше. Верхней ступеньки такой человек достигает в период максимального потенциала, затем планомерный спуск по служебной лестнице. И человек становится ценным консультантом на фирме.
Карьера по типу «ЗМЕЯ»
Каждая должность занимается на один – два года. И какое – то время работник не движется вертикально вверх, а занимает подряд несколько должностей одного уровня, например, инженер по проектированию может быть направлен на производство или сборку. Поэтому если человек доходит до верха, он знает всю фирму досконально.
- ознакомить с понятиями «профессиональная карьера», «профессиональная компетентность», «планирование карьеры»;
- дать представление о видах карьеры, факторах, влияющих на карьерный рост;
- научить составлять алгоритм планирования профессиональной карьеры.
-
Просмотр содержимого документа
«Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.»
Урок 11
Класс 9
Тема. Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность.
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы
личностного и профессионального роста человека.
Цель:
Обучающая:
ознакомить с понятиями «профессиональная карьера», «профессиональная компетентность», «планирование карьеры»;
дать представление о видах карьеры, факторах, влияющих на карьерный рост;
научить составлять алгоритм планирования профессиональной карьеры.
Развивающая:
продолжить развитие умения анализировать, делать выводы, работать с карточками, приводить примеры;
формировать коммуникативные способности, умения работать в группе.
Воспитывающая:
Материалы: рабочие тетради, карточки – задания.
Тип урока: формирование новых знаний.
Вид урока: урок – исследование.
План урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний:
Задумывались ли вы о своих карьерных планах?
Каковы ваши жизненные цели?
Мотивация. Каждый человек желает жить достойно, выбирая себе профессию, стремится иметь хорошую должность, возможно с профессиональным ростом.
Изучение нового материала с практической деятельностью.
Сообщение темы, задач урока.
Понятие «профессиональная карьера». Французское слово «карьера» вошло в русский язык в 30-40 гг. XIXст. Как конкурент слова поприще. Профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.
Профессиональная карьера связана с профессиональным становлением и мастерством.
Понятие «профессиональная компетентность» - характеристика деловых и личностных качеств специалистов, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.
Типовые модели карьеры: (работа по карточкам в группах)
Карьера по типу «трамплин»
Карьера по типу «лестница»
Карьера по типу «змея»
Карьера по типу «перепутье»
5. Принципы и правила карьерной стратегии.
Существуют общие для любого карьерного процесса принципы и правила карьерных целей. Их необходимо понимать и соизмерять свои действия с этими эталонами.
Правила карьерной стратегии.
Ставить перед собой только реальные цели.
Верить в свои возможности.
Не терять времени на работу с неперспективным начальником, а стать нужным инициативному руководителю.
Готовиться занять более высокооплачиваемое место, которое вскоре станет вакантным.
Познать и оценить других, могущих способствовать своей карьере.
Расширять свои знания, приобретать новые навыки.
Составлять план на сутки и на всю неделю, в котором резервировать место для любимых занятий.
Помнить, что все в жизни меняется: мы, наши знания, навыки, рынок труда, организация, окружающая среда и т.д. Надо суметь оценить эти изменения.
Нельзя жить одним прошлым.
Надо увольняться, как только убеждаешься, что это необходимо.
В поисках новой работы необходимо надеяться прежде всего на себя.
В организации следует заявить о себе.
6. Факторы, влияющие на карьеру:
Общая сфера (внеслужебные: семья, друзья)
Макросреда (мировое сообщество: родина, город, село, быть в курсе международных событий, быть в курсе событий НТП, интересоваться жизнью делового мира).
Специальная сфера (служебная):
Организационная структура фирмы, профессиональные требования, возможность профессионального роста
Кадровая политика: каковы шансы получения высокой должности, создаются ли условия для повышения квалификации, система оплаты труда.
Каковы внутренние факторы человека, влияющие на карьерный рост?
(способности, активность в решении профессиональных задач, уверенность в собственных силах, стремление к лидерству, чувство долга и ответственности, профессиональные знания и опыт, интерес, здоровье).
Психологи определяют три уровня притязаний человека, которые зависят от внутренней уверенности личности в своих силах.
Задание: изучите информацию об уровне притязаний. (Работа в группах).
Составьте психологический портрет человека.
Нарисуйте портрет человека с такой психологией (карикатурный).
9. Планирование карьеры – это процесс медленного развития профессионального самоопределения в пределах собственных способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений и ценностей.
Планирование охватывает определение целей, обеспечение средств для их достижения.
Составляется план профессиональной карьеры:
Четкое видение личных профессиональных перспектив (определение целей)
Возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности (обеспечение средств)
Высокая степень удовлетворенности от работы в организации, предоставляющий человеку возможности профессионального роста и повышения уровня жизни.
Повышение личной конкурентоспособности на рынке труда.
Рефлексия.
Оценивание результатов работы.
Выставление оценок.
Дом. задание. Подготовить информация: интересные факты из истории карьерного роста личности.
Карточка оценивания группы № 1
Ф.И. | Участие в работе группы |
Активное участие 1 балл | Проявлял инициативу 1 балл | Брал на себя ответственность 1 балл | Отвечал за группу (у доски, с места) 1 балл | Проявлял интерес и внимание к работе 1 балл | итог |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Карточка оценивания группы № 2
Ф.И. | Участие в работе группы |
Активное участие 1 балл | Проявлял инициативу 1 балл | Брал на себя ответственность 1 балл | Отвечал за группу (у доски, с места) 1 балл | Проявлял интерес и внимание к работе 1 балл | итог |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Карточка оценивания группы № 3
Ф.И. | Участие в работе группы |
Активное участие 1 балл | Проявлял инициативу 1 балл | Брал на себя ответственность 1 балл | Отвечал за группу (у доски, с места) 1 балл | Проявлял интерес и внимание к работе 1 балл | итог |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
КАРТОЧКА № 1
Заниженный уровень притязаний.
Изучите информацию об уровне притязаний.
Составьте психологический портрет человека.
Нарисуйте портрет человека с такой психологией (карикатурный).
Человек не уверен в себе, не верит в свои силы и возможности. Часто испытывает чувство тревоги и робости. Придает большое значение неудачам.
КАРТОЧКА № 2
Завышенный уровень притязаний.
1. Изучите информацию об уровне притязаний.
2. Составьте психологический портрет человека.
3. Нарисуйте портрет человека с такой психологией (карикатурный)
Человек склонен преувеличивать свои возможности и способности.
КАРТОЧКА № 3
Реалистичный уровень притязаний.
Изучите информацию об уровне притязаний.
Составьте психологический портрет человека.
Нарисуйте портрет человека с такой психологией (карикатурный).
Человек склонен объективно оценивать свои личностные качества, возможности и способности.
КАРТОЧКА № 1
ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.
ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ
Ни одна из достигнутых целей в карьере не может быть окончательной или служить поводом для остановки. Продвижение может замедляться или прерываться в связи с возникающими трудностями. На этот случай необходимо создавать ресурсный резерв (дополнительные знания, укрепление социальных связей, здоровья и т.д.).
КАРТОЧКА № 2
ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.
ПРИНЦИП ОСМЫСЛЕННОСТИ
Любое карьерное действие должно быть целесообразным. Знание общих целей и особенностей движения обеспечивает оптимальность выбора маршрута. Осуществляемая деятельность должна быть социально продуктивной, только тогда продвижение будет поддержано средой.
КАРТОЧКА № 3
ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.
ПРИНЦИП СОРАЗМЕРНОСТИ
Скорость индивидуального продвижения должна быть соразмерна с общим движением в группе лидеров. Продвижение командой обычно надежнее.
КАРТОЧКА № 4
ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.
ПРИНЦИП МАНЕВРЕННОСТИ.
Прямолинейное движение возможно только на полигоне или «чистой» трассе. Таких условий в карьере не бывает. Попытки двигаться на «высокой скорости» и «только прямо» всегда чреваты разрушительными столкновениями. Стратегически карьерный маневр предполагает: смягчение столкновения за счет компромисса; «пропуск вперед» на опасном участке склонного к риску соперника и выжидательное следование за ним; «обход препятствия» без существенного изменения маршрута.
КАРТОЧКА № 5
ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.
ПРИНЦИП ЭКОНИМИЧНОСТИ.
На конкретном поле всегда выигрывает способ деятельности, дающий наибольший результат при наименьших затратах ресурсов. Производительность повышается путем возвышения в мастерстве, при объединении усилий, повышении заинтересованности. Карьерный путь долог. Для многих – это практически вся жизнь. Важно умело распределить силы на этом пути.
КАРТОЧКА № 6
ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.
ПРИНЦИП ЗАМЕТНОСТИ.
Лучше, если человек, делающий карьеру, будет замечен раньше. Нередко талантливые люди неудачливы в карьере в связи с незаметностью. Если результатом можно гордиться, его необходимо презентовать и пользоваться для этого для этого любым удобным случаем
Правила карьерной стратегии.
Ставить перед собой только реальные цели.
Верить в свои возможности.
Не терять времени на работу с неперспективным начальником, а стать нужным инициативному руководителю.
Готовиться занять более высокооплачиваемое место, которое вскоре станет вакантным.
Познать и оценить других, могущих способствовать своей карьере.
Расширять свои знания, приобретать новые навыки.
Составлять план на сутки и на всю неделю, в котором резервировать место для любимых занятий.
Помнить, что все в жизни меняется: мы, наши знания, навыки, рынок труда, организация, окружающая среда и т.д. Надо суметь оценить эти изменения.
Нельзя жить одним прошлым.
Надо увольняться, как только убеждаешься, что это необходимо.
В поисках новой работы необходимо надеяться, прежде всего, на себя.
В организации следует заявить о себе.
Карьера по типу «ТРАМПЛИН»
Этот тип карьеры типичен для специалистов, которые не ставили перед собой продвижения по службе, а двигались сами собой, с постепенным ростом своего потенциала, квалификации. На определенном этапе такой работник занимает высшую для него должность и старается удержаться в ней до пенсии. А затем «прыжок» на пенсию.
Карьера по типу «ЛЕСТНИЦА»
Тип карьеры для тех работников, которые работают с полной отдачей. Каждая ступенька «лестницы» - это должность, которую работник занимает определенное время – в среднем около пяти лет. Затем идет дальше. Верхней ступеньки такой человек достигает в период максимального потенциала, затем планомерный спуск по служебной лестнице. И человек становится ценным консультантом на фирме.
Карьера по типу «ЗМЕЯ»
Каждая должность занимается на один – два года. И какое – то время работник не движется вертикально вверх, а занимает подряд несколько должностей одного уровня, например, инженер по проектированию может быть направлен на производство или сборку. Поэтому если человек доходит до верха, он знает всю фирму досконально.