СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 11

Класс 9

Тема. Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность.

           Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы

           личностного и профессионального роста человека.

Цель:

Обучающая:

ознакомить с понятиями  «профессиональная карьера», «профессиональная компетентность», «планирование карьеры»;

дать представление о видах карьеры, факторах, влияющих на карьерный рост;

научить составлять алгоритм планирования профессиональной карьеры.

Развивающая:

расширять представление о путях карьерного роста;

продолжить развитие умения анализировать, делать выводы, работать с карточками, приводить примеры;

формировать коммуникативные способности, умения работать в группе.

Воспитывающая:

воспитывать интерес к работе;

воспитывать осознанное и заинтересованное отношение к выбору будущей профессии и карьерному росту.

Материалы: рабочие тетради, карточки – задания.

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: урок – исследование.

План урока.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний:

Задумывались ли вы о своих карьерных планах?

Каковы ваши жизненные цели?

Мотивация. Каждый человек желает жить достойно, выбирая себе профессию, стремится иметь хорошую должность, возможно с профессиональным ростом.

Изучение нового материала с практической деятельностью.

Сообщение темы, задач урока.

Понятие «профессиональная карьера». Французское слово «карьера» вошло в русский язык в 30-40 гг. XIXст. Как конкурент слова поприще. Профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

Профессиональная карьера связана с профессиональным становлением и мастерством.

Понятие «профессиональная компетентность» - характеристика деловых и личностных качеств специалистов, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Типовые модели карьеры: (работа по карточкам в группах)

Карьера по типу «трамплин»

Карьера по типу «лестница»

Карьера по типу «змея»

Карьера по типу «перепутье»

5. Принципы и правила карьерной стратегии.

Существуют общие для любого карьерного процесса принципы и правила карьерных целей. Их необходимо понимать и соизмерять свои действия с этими эталонами.

Работа в группах. (3 группы по 2 карточки).

Демонстрация результатов и их обсуждение.

Правила карьерной стратегии.

Ставить перед собой только реальные цели.

Верить в свои возможности.

Не терять времени на работу с неперспективным начальником, а стать нужным инициативному руководителю.

Готовиться занять более высокооплачиваемое место, которое вскоре станет вакантным.

Познать и оценить других, могущих способствовать своей карьере.

Расширять свои знания, приобретать новые навыки.

Составлять план на сутки и на всю неделю, в котором резервировать место для любимых занятий.

Помнить, что все в жизни меняется: мы, наши знания, навыки, рынок труда, организация, окружающая среда и т.д. Надо суметь оценить эти изменения.

Нельзя жить одним прошлым.

Надо увольняться, как только убеждаешься, что это необходимо.

В поисках новой работы необходимо надеяться прежде всего на себя.

В организации следует заявить о себе.

6. Факторы, влияющие на карьеру:

Общая сфера (внеслужебные: семья, друзья)

Макросреда (мировое сообщество: родина, город, село, быть в курсе международных событий, быть в курсе событий НТП, интересоваться жизнью делового мира).

Специальная сфера (служебная):

Организационная структура фирмы, профессиональные требования, возможность профессионального роста

Кадровая политика: каковы шансы получения высокой должности, создаются ли условия для повышения квалификации, система оплаты труда.

Каковы внутренние факторы человека, влияющие на карьерный рост?

(способности, активность в решении профессиональных задач, уверенность в собственных силах, стремление к лидерству, чувство долга и ответственности, профессиональные знания и опыт, интерес, здоровье).

Психологи определяют три уровня притязаний человека, которые зависят от внутренней уверенности личности в своих силах.

Задание: изучите информацию об уровне притязаний. (Работа в группах).

               Составьте психологический портрет человека.

               Нарисуйте портрет человека с такой психологией (карикатурный).

9. Планирование карьеры – это процесс медленного развития профессионального самоопределения в пределах собственных способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений и ценностей.

Планирование охватывает определение целей, обеспечение средств для их достижения.

Составляется план профессиональной карьеры:

Четкое видение личных профессиональных перспектив (определение целей)

Возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности (обеспечение средств)

Высокая степень удовлетворенности от работы в организации, предоставляющий человеку возможности профессионального роста и повышения уровня жизни.

Повышение личной конкурентоспособности на рынке труда.

Рефлексия.

Оценивание результатов работы.

Выставление оценок.

Дом. задание. Подготовить информация: интересные факты из истории карьерного роста личности.

Карточка оценивания группы № 1

Ф.И.

Участие в работе группы

Активное участие

1 балл

Проявлял инициативу

1 балл

Брал на себя ответственность

1 балл

Отвечал  за группу (у доски, с места)

1 балл

Проявлял интерес и внимание к работе

1 балл

итог

Карточка оценивания группы № 2

Ф.И.

Участие в работе группы

Активное участие

1 балл

Проявлял инициативу

1 балл

Брал на себя ответственность

1 балл

Отвечал  за группу (у доски, с места)

1 балл

Проявлял интерес и внимание к работе

1 балл

итог

Карточка оценивания группы № 3

Ф.И.

Участие в работе группы

Активное участие

1 балл

Проявлял инициативу

1 балл

Брал на себя ответственность

1 балл

Отвечал  за группу (у доски, с места)

1 балл

Проявлял интерес и внимание к работе

1 балл

итог

КАРТОЧКА № 1

Заниженный уровень притязаний.

Изучите информацию об уровне притязаний.

Составьте психологический портрет человека.

Нарисуйте портрет человека с такой психологией (карикатурный).

Человек не уверен в себе, не верит в свои силы и возможности. Часто испытывает чувство тревоги и робости. Придает большое значение неудачам.

КАРТОЧКА № 2

Завышенный уровень притязаний.

1.         Изучите информацию об уровне притязаний.

2.         Составьте психологический портрет человека.

3.         Нарисуйте портрет человека с такой психологией (карикатурный)

Человек склонен преувеличивать свои возможности и способности.

КАРТОЧКА № 3

Реалистичный уровень притязаний.

Изучите информацию об уровне притязаний.

Составьте психологический портрет человека.

Нарисуйте портрет человека с такой психологией (карикатурный).

Человек склонен объективно оценивать свои личностные качества, возможности и способности.

КАРТОЧКА № 1

ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.

ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ

Ни одна из достигнутых целей в карьере не может быть окончательной или служить поводом для остановки. Продвижение может замедляться или прерываться в связи с возникающими трудностями. На этот случай необходимо создавать  ресурсный резерв (дополнительные знания, укрепление социальных связей, здоровья и т.д.).

КАРТОЧКА № 2

ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.

ПРИНЦИП ОСМЫСЛЕННОСТИ

Любое карьерное действие должно быть целесообразным. Знание общих целей и особенностей движения обеспечивает оптимальность выбора маршрута. Осуществляемая деятельность должна быть социально продуктивной, только тогда продвижение будет поддержано средой.

КАРТОЧКА № 3

ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.

ПРИНЦИП СОРАЗМЕРНОСТИ

Скорость индивидуального продвижения должна быть соразмерна с общим движением в группе лидеров. Продвижение командой обычно надежнее.

КАРТОЧКА № 4

ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.

ПРИНЦИП МАНЕВРЕННОСТИ.

Прямолинейное движение возможно только на полигоне или «чистой» трассе. Таких условий в карьере не бывает. Попытки двигаться на «высокой скорости» и «только прямо» всегда чреваты разрушительными столкновениями. Стратегически карьерный маневр предполагает: смягчение столкновения за счет компромисса; «пропуск вперед» на опасном участке склонного к риску соперника и выжидательное следование за ним; «обход препятствия» без существенного изменения маршрута.

КАРТОЧКА № 5

ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.

ПРИНЦИП ЭКОНИМИЧНОСТИ.

На конкретном поле всегда выигрывает способ деятельности, дающий наибольший результат при наименьших затратах ресурсов. Производительность повышается путем возвышения в мастерстве, при объединении усилий, повышении заинтересованности. Карьерный путь долог. Для многих – это практически вся жизнь. Важно умело распределить силы на этом пути.

КАРТОЧКА № 6

ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.

ПРИНЦИП ЗАМЕТНОСТИ.

Лучше, если человек, делающий карьеру, будет замечен раньше. Нередко талантливые люди неудачливы в карьере в связи с незаметностью. Если результатом можно гордиться, его необходимо презентовать и пользоваться для этого для этого любым удобным случаем

Правила карьерной стратегии.

 

Ставить перед собой только реальные цели.

Верить в свои возможности.

Не терять времени на работу с неперспективным начальником, а стать нужным инициативному руководителю.

Готовиться занять более высокооплачиваемое место, которое вскоре станет вакантным.

Познать и оценить других, могущих способствовать своей карьере.

Расширять свои знания, приобретать новые навыки.

Составлять план на сутки и на всю неделю, в котором резервировать место для любимых занятий.

Помнить, что все в жизни меняется: мы, наши знания, навыки, рынок труда, организация, окружающая среда и т.д. Надо суметь оценить эти изменения.

Нельзя жить одним прошлым.

Надо увольняться, как только убеждаешься, что это необходимо.

В поисках новой работы необходимо надеяться, прежде всего, на себя.

В организации следует заявить о себе.

Карьера по типу «ТРАМПЛИН»

Этот тип карьеры типичен для специалистов, которые не ставили перед собой продвижения по службе, а двигались сами собой, с постепенным ростом своего потенциала, квалификации. На определенном этапе такой работник занимает высшую для него должность и старается удержаться  в ней до пенсии. А затем «прыжок»  на пенсию.

Карьера по типу «ЛЕСТНИЦА»

Тип карьеры для тех работников, которые работают с полной отдачей. Каждая ступенька «лестницы» - это должность, которую работник занимает определенное время – в среднем около пяти лет. Затем идет дальше. Верхней ступеньки такой человек достигает в период максимального потенциала, затем планомерный спуск по служебной лестнице. И человек становится ценным консультантом на фирме.

Карьера по типу «ЗМЕЯ»

Каждая должность занимается на один – два года. И какое – то время работник не движется вертикально вверх, а занимает подряд несколько должностей одного уровня, например, инженер по проектированию может быть направлен на производство или сборку. Поэтому если человек доходит до верха, он знает всю фирму досконально.

  • ознакомить с понятиями  «профессиональная карьера», «профессиональная компетентность», «планирование карьеры»;
  • дать представление о видах карьеры, факторах, влияющих на карьерный рост;
  • научить составлять алгоритм планирования профессиональной карьеры.
  •  

 

Просмотр содержимого документа
«Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.»

Урок 11

Класс 9

Тема. Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность.

Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы

личностного и профессионального роста человека.

Цель:

Обучающая:

  • ознакомить с понятиями «профессиональная карьера», «профессиональная компетентность», «планирование карьеры»;

  • дать представление о видах карьеры, факторах, влияющих на карьерный рост;

  • научить составлять алгоритм планирования профессиональной карьеры.

Развивающая:

  • расширять представление о путях карьерного роста;

  • продолжить развитие умения анализировать, делать выводы, работать с карточками, приводить примеры;

  • формировать коммуникативные способности, умения работать в группе.

Воспитывающая:

  • воспитывать интерес к работе;

  • воспитывать осознанное и заинтересованное отношение к выбору будущей профессии и карьерному росту.

Материалы: рабочие тетради, карточки – задания.

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: урок – исследование.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний:

  1. Задумывались ли вы о своих карьерных планах?

  2. Каковы ваши жизненные цели?

  1. Мотивация. Каждый человек желает жить достойно, выбирая себе профессию, стремится иметь хорошую должность, возможно с профессиональным ростом.

  2. Изучение нового материала с практической деятельностью.

  1. Сообщение темы, задач урока.

  2. Понятие «профессиональная карьера». Французское слово «карьера» вошло в русский язык в 30-40 гг. XIXст. Как конкурент слова поприще. Профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

Профессиональная карьера связана с профессиональным становлением и мастерством.

  1. Понятие «профессиональная компетентность» - характеристика деловых и личностных качеств специалистов, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

  2. Типовые модели карьеры: (работа по карточкам в группах)

  • Карьера по типу «трамплин»

  • Карьера по типу «лестница»

  • Карьера по типу «змея»

  • Карьера по типу «перепутье»

5. Принципы и правила карьерной стратегии.

Существуют общие для любого карьерного процесса принципы и правила карьерных целей. Их необходимо понимать и соизмерять свои действия с этими эталонами.

  • Работа в группах. (3 группы по 2 карточки).

  • Демонстрация результатов и их обсуждение.

Правила карьерной стратегии.

  1. Ставить перед собой только реальные цели.

  2. Верить в свои возможности.

  3. Не терять времени на работу с неперспективным начальником, а стать нужным инициативному руководителю.

  4. Готовиться занять более высокооплачиваемое место, которое вскоре станет вакантным.

  5. Познать и оценить других, могущих способствовать своей карьере.

  6. Расширять свои знания, приобретать новые навыки.

  7. Составлять план на сутки и на всю неделю, в котором резервировать место для любимых занятий.

  8. Помнить, что все в жизни меняется: мы, наши знания, навыки, рынок труда, организация, окружающая среда и т.д. Надо суметь оценить эти изменения.

  9. Нельзя жить одним прошлым.

  10. Надо увольняться, как только убеждаешься, что это необходимо.

  11. В поисках новой работы необходимо надеяться прежде всего на себя.

  12. В организации следует заявить о себе.

6. Факторы, влияющие на карьеру:

  • Общая сфера (внеслужебные: семья, друзья)

  • Макросреда (мировое сообщество: родина, город, село, быть в курсе международных событий, быть в курсе событий НТП, интересоваться жизнью делового мира).

  • Специальная сфера (служебная):

  • Организационная структура фирмы, профессиональные требования, возможность профессионального роста

  • Кадровая политика: каковы шансы получения высокой должности, создаются ли условия для повышения квалификации, система оплаты труда.

Каковы внутренние факторы человека, влияющие на карьерный рост?

(способности, активность в решении профессиональных задач, уверенность в собственных силах, стремление к лидерству, чувство долга и ответственности, профессиональные знания и опыт, интерес, здоровье).

Психологи определяют три уровня притязаний человека, которые зависят от внутренней уверенности личности в своих силах.

Задание: изучите информацию об уровне притязаний. (Работа в группах).

Составьте психологический портрет человека.

Нарисуйте портрет человека с такой психологией (карикатурный).

9. Планирование карьеры – это процесс медленного развития профессионального самоопределения в пределах собственных способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений и ценностей.

Планирование охватывает определение целей, обеспечение средств для их достижения.

Составляется план профессиональной карьеры:

  • Четкое видение личных профессиональных перспектив (определение целей)

  • Возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности (обеспечение средств)

  • Высокая степень удовлетворенности от работы в организации, предоставляющий человеку возможности профессионального роста и повышения уровня жизни.

  • Повышение личной конкурентоспособности на рынке труда.

  1. Рефлексия.

  2. Оценивание результатов работы.

  3. Выставление оценок.

  4. Дом. задание. Подготовить информация: интересные факты из истории карьерного роста личности.


Карточка оценивания группы № 1

Ф.И.

Участие в работе группы

Активное участие

1 балл

Проявлял инициативу

1 балл

Брал на себя ответственность

1 балл

Отвечал за группу (у доски, с места)

1 балл

Проявлял интерес и внимание к работе

1 балл

итог





































Карточка оценивания группы № 2

Ф.И.

Участие в работе группы

Активное участие

1 балл

Проявлял инициативу

1 балл

Брал на себя ответственность

1 балл

Отвечал за группу (у доски, с места)

1 балл

Проявлял интерес и внимание к работе

1 балл

итог






































Карточка оценивания группы № 3

Ф.И.

Участие в работе группы

Активное участие

1 балл

Проявлял инициативу

1 балл

Брал на себя ответственность

1 балл

Отвечал за группу (у доски, с места)

1 балл

Проявлял интерес и внимание к работе

1 балл

итог















































КАРТОЧКА № 1

Заниженный уровень притязаний.



  1. Изучите информацию об уровне притязаний.

  2. Составьте психологический портрет человека.

  3. Нарисуйте портрет человека с такой психологией (карикатурный).


Человек не уверен в себе, не верит в свои силы и возможности. Часто испытывает чувство тревоги и робости. Придает большое значение неудачам.






КАРТОЧКА № 2

Завышенный уровень притязаний.



1. Изучите информацию об уровне притязаний.

2. Составьте психологический портрет человека.

3. Нарисуйте портрет человека с такой психологией (карикатурный)


Человек склонен преувеличивать свои возможности и способности.






КАРТОЧКА № 3

Реалистичный уровень притязаний.


  1. Изучите информацию об уровне притязаний.

  2. Составьте психологический портрет человека.

  3. Нарисуйте портрет человека с такой психологией (карикатурный).


Человек склонен объективно оценивать свои личностные качества, возможности и способности.












КАРТОЧКА № 1

ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.

ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ

Ни одна из достигнутых целей в карьере не может быть окончательной или служить поводом для остановки. Продвижение может замедляться или прерываться в связи с возникающими трудностями. На этот случай необходимо создавать ресурсный резерв (дополнительные знания, укрепление социальных связей, здоровья и т.д.).



КАРТОЧКА № 2

ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.

ПРИНЦИП ОСМЫСЛЕННОСТИ

Любое карьерное действие должно быть целесообразным. Знание общих целей и особенностей движения обеспечивает оптимальность выбора маршрута. Осуществляемая деятельность должна быть социально продуктивной, только тогда продвижение будет поддержано средой.



КАРТОЧКА № 3

ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.

ПРИНЦИП СОРАЗМЕРНОСТИ

Скорость индивидуального продвижения должна быть соразмерна с общим движением в группе лидеров. Продвижение командой обычно надежнее.


КАРТОЧКА № 4

ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.

ПРИНЦИП МАНЕВРЕННОСТИ.

Прямолинейное движение возможно только на полигоне или «чистой» трассе. Таких условий в карьере не бывает. Попытки двигаться на «высокой скорости» и «только прямо» всегда чреваты разрушительными столкновениями. Стратегически карьерный маневр предполагает: смягчение столкновения за счет компромисса; «пропуск вперед» на опасном участке склонного к риску соперника и выжидательное следование за ним; «обход препятствия» без существенного изменения маршрута.










КАРТОЧКА № 5

ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.

ПРИНЦИП ЭКОНИМИЧНОСТИ.

На конкретном поле всегда выигрывает способ деятельности, дающий наибольший результат при наименьших затратах ресурсов. Производительность повышается путем возвышения в мастерстве, при объединении усилий, повышении заинтересованности. Карьерный путь долог. Для многих – это практически вся жизнь. Важно умело распределить силы на этом пути.



КАРТОЧКА № 6

ПРИНЦИПЫ КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ.

ПРИНЦИП ЗАМЕТНОСТИ.

Лучше, если человек, делающий карьеру, будет замечен раньше. Нередко талантливые люди неудачливы в карьере в связи с незаметностью. Если результатом можно гордиться, его необходимо презентовать и пользоваться для этого для этого любым удобным случаем



Правила карьерной стратегии.

  1. Ставить перед собой только реальные цели.

  2. Верить в свои возможности.

  3. Не терять времени на работу с неперспективным начальником, а стать нужным инициативному руководителю.

  4. Готовиться занять более высокооплачиваемое место, которое вскоре станет вакантным.

  5. Познать и оценить других, могущих способствовать своей карьере.

  6. Расширять свои знания, приобретать новые навыки.

  7. Составлять план на сутки и на всю неделю, в котором резервировать место для любимых занятий.

  8. Помнить, что все в жизни меняется: мы, наши знания, навыки, рынок труда, организация, окружающая среда и т.д. Надо суметь оценить эти изменения.

  9. Нельзя жить одним прошлым.

  10. Надо увольняться, как только убеждаешься, что это необходимо.

  11. В поисках новой работы необходимо надеяться, прежде всего, на себя.

  12. В организации следует заявить о себе.





Карьера по типу «ТРАМПЛИН»

Этот тип карьеры типичен для специалистов, которые не ставили перед собой продвижения по службе, а двигались сами собой, с постепенным ростом своего потенциала, квалификации. На определенном этапе такой работник занимает высшую для него должность и старается удержаться в ней до пенсии. А затем «прыжок» на пенсию.





Карьера по типу «ЛЕСТНИЦА»

Тип карьеры для тех работников, которые работают с полной отдачей. Каждая ступенька «лестницы» - это должность, которую работник занимает определенное время – в среднем около пяти лет. Затем идет дальше. Верхней ступеньки такой человек достигает в период максимального потенциала, затем планомерный спуск по служебной лестнице. И человек становится ценным консультантом на фирме.







Карьера по типу «ЗМЕЯ»

Каждая должность занимается на один – два года. И какое – то время работник не движется вертикально вверх, а занимает подряд несколько должностей одного уровня, например, инженер по проектированию может быть направлен на производство или сборку. Поэтому если человек доходит до верха, он знает всю фирму досконально.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!