СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о синтаксисе и пунктуации. словосочетание.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок разработан по технологии поэтапного формирования понятий и умственных действий

Просмотр содержимого документа
«Понятие о синтаксисе и пунктуации. словосочетание.»

Урок русского языка 5 класс Тема: Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание.Слайд№1.

Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.

Цели урока:

  • Познакомить с понятием словосочетания и его строением;

  • Определять главное и зависимое;

  • Уметь правильно поставить вопрос;

  • Формировать культуру орфографического режима.

1.Оргмомент.(приветствие)

2.Актуализация.

Словарный диктант. Чудеса, коллектив,жюри, интеллект, мужчина, урожай, парашют, лингвист, подлинный, окрестность, подлинник,кросс.(12сл.)

2. Вхождение в тему Слайд№2

  • М/ф «В стране невыученных уроков»от запятой зависела жизнь человека.

«КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ»

Этими вопросами занимаются два взаимосвязанных раздела лингвистики –СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ.

Знаете ли вы, что приблизительно тысячу лет назад наши предки писали книги не только без запятых,двоеточий и кавычек, но даже без точек. Предложения не были отделены друг от друга, и слова сливались в целые строки. Читать такие тексты было чрезвычайно сложно и под силу только действительно очень умным людям. Нам с вами сейчас намного легче, и все же синтаксис и пунктуация относятся к самым сложным и серьезным разделам науки о языке.

  • Учебник. –Прочитайте, что изучают эти разделы?



3. Установка учебной проблемы Слайд №3

  • СЛОВОСОЧЕТАНИЕ чет-четное число (русск.)

СОЧЕТАНИЕ чета-два (слав.)


Как видим,термин словосочетание по своему происхождению связан со словами (см.выше). Это неслучайно: словосочетание всегда состоит из 2х частей. Каких же?

-Можно ли считать пару слов помогать и терраса словосочетанием?

4.Этап целеполагания

Мы столкнулись с тем, что не всегда два расположенных рядом слова образуют словосочетание. Попробуйте сформулировать основные задачи, которые нам предстоит решить на уроке.


Что будем узнавать

Что такое сл-соч.

(Выяснить, какие сочетания слов могут образовывать словосочетания? Как правильно сконструировать словосочетание?)

Чему научимся, что будем делать


-Как вы думаете, что может стать результатом нашей работы?

А поможет нам найти ответы, конечно, учебник,

Работа с учебником.

Словосочетание называет предметы, их признаки, действия более точно, более конкретно.чем одно слово. Словосочетание состоит из 2х частей: главной и зависимой.


5. Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.Слайд№4

1)Лингвистический эксперимент. Помогать и терраса.

-Что надо сделать, чтобы из механического соединения слов получить словосочетание?

СМ.УЧЕБНИК.-Окончание слов, предлоги, их роль в нашем языке изучаются в одном из важнейших разделов науки о языке- в грамматике. Поэтому связь зависимого слова с главным при помощи окончания и предлогов мы будем называть грамматическим.

- А еще как связываются слова в словосочетании? СМ.УЧЕБНИК.


— Обобщим информацию, которую мы получили о словосочетании в ходе наших исследований.

(Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. Слова в словосочетании могут быть выражены существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. Предлоги могут использоваться для связи слов).Грамматическая основа не является словосочетанием

ФИЗМИНУТКА!!!РАЗВЕДЧИКИ


2) Слайд №5 Обратимся к примерам ,как отмечаются гл. и завис. Слова.

-А как определить где главное слово , а где зависимое?.

6. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.

А)Объяснительный диктант. Слайд№6.

Задание: Запишите словосочетания, отметьте главное слово, поставьте вопрос к зависимому,укажите (устно) связь.

Кухонный стол, встреча с одноклассниками, обменяться впечатлениями. Серьезно настроиться.

Б)Игра «Оглянись!»

Задание:Оглянуться, внимательно посмотреть вокруг и записать 5 «увиденных» словосочетаний.

В) Этап контроля.Тест с самооценкой Слайд№7

8.Дом. задание:Слайд№8

1. правило, упр.34

2. правило, упр 35

9. Рефлексия деятельности Слайд№9

10.оценки.

Урок закончен. Всем спасибо.Слайд№10

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!