Урок русского языка 5 класс Тема: Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание.Слайд№1.
Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.
Цели урока:
Познакомить с понятием словосочетания и его строением;
Определять главное и зависимое;
Уметь правильно поставить вопрос;
Формировать культуру орфографического режима.
1.Оргмомент.(приветствие)
2.Актуализация.
Словарный диктант. Чудеса, коллектив,жюри, интеллект, мужчина, урожай, парашют, лингвист, подлинный, окрестность, подлинник,кросс.(12сл.)
2. Вхождение в тему Слайд№2
«КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ»
Этими вопросами занимаются два взаимосвязанных раздела лингвистики –СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ.
Знаете ли вы, что приблизительно тысячу лет назад наши предки писали книги не только без запятых,двоеточий и кавычек, но даже без точек. Предложения не были отделены друг от друга, и слова сливались в целые строки. Читать такие тексты было чрезвычайно сложно и под силу только действительно очень умным людям. Нам с вами сейчас намного легче, и все же синтаксис и пунктуация относятся к самым сложным и серьезным разделам науки о языке.
3. Установка учебной проблемы Слайд №3
СОЧЕТАНИЕ чета-два (слав.)
Как видим,термин словосочетание по своему происхождению связан со словами (см.выше). Это неслучайно: словосочетание всегда состоит из 2х частей. Каких же?
-Можно ли считать пару слов помогать и терраса словосочетанием?
4.Этап целеполагания
Мы столкнулись с тем, что не всегда два расположенных рядом слова образуют словосочетание. Попробуйте сформулировать основные задачи, которые нам предстоит решить на уроке.
Что будем узнавать
Что такое сл-соч.
(Выяснить, какие сочетания слов могут образовывать словосочетания? Как правильно сконструировать словосочетание?)
Чему научимся, что будем делать
-Как вы думаете, что может стать результатом нашей работы?
А поможет нам найти ответы, конечно, учебник,
Работа с учебником.
Словосочетание называет предметы, их признаки, действия более точно, более конкретно.чем одно слово. Словосочетание состоит из 2х частей: главной и зависимой.
5. Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.Слайд№4
1)Лингвистический эксперимент. Помогать и терраса.
-Что надо сделать, чтобы из механического соединения слов получить словосочетание?
СМ.УЧЕБНИК.-Окончание слов, предлоги, их роль в нашем языке изучаются в одном из важнейших разделов науки о языке- в грамматике. Поэтому связь зависимого слова с главным при помощи окончания и предлогов мы будем называть грамматическим.
- А еще как связываются слова в словосочетании? СМ.УЧЕБНИК.
— Обобщим информацию, которую мы получили о словосочетании в ходе наших исследований.
(Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. Слова в словосочетании могут быть выражены существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. Предлоги могут использоваться для связи слов).Грамматическая основа не является словосочетанием
ФИЗМИНУТКА!!!РАЗВЕДЧИКИ
2) Слайд №5 Обратимся к примерам ,как отмечаются гл. и завис. Слова.
-А как определить где главное слово , а где зависимое?.
6. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.
А)Объяснительный диктант. Слайд№6.
Задание: Запишите словосочетания, отметьте главное слово, поставьте вопрос к зависимому,укажите (устно) связь.
Кухонный стол, встреча с одноклассниками, обменяться впечатлениями. Серьезно настроиться.
Б)Игра «Оглянись!»
Задание:Оглянуться, внимательно посмотреть вокруг и записать 5 «увиденных» словосочетаний.
В) Этап контроля.Тест с самооценкой Слайд№7
8.Дом. задание:Слайд№8
1. правило, упр.34
2. правило, упр 35
9. Рефлексия деятельности Слайд№9
10.оценки.
Урок закончен. Всем спасибо.Слайд№10
2