Открытый урок в 5 классе
«Понятие о волокнах. Изготовление ткани»
Урок провела и
подготовила
учитель технологии
Сувалко Таиса
Владимировна
Цели: практическая - а) обеспечить усвоение учениками знаний о волокнах. О нитях основы и утка; б) сформировать умение вручную изготовить нить из данного волокна;
Развивающая - развивать у детей эстетический вкус; воспитательная - воспитывать у детей ответственное отношение к труду, взаимопомощи, приучать к аккуратности в работе.
Оборудование: таблица «Текстильные волокна», ручная прялка, волокна шерсти, вата, куколка шелкопряда, бинт.
Тип урока - комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент:
а) проверка количественного состава класса;
б) проверка готовности учеников к уроку.
2. Актуализация учебных знаний:
Ткани широко используются в народном хозяйстве. Из них шьют одежду, изготавливают ковры, покрывала, палатки, рюкзаки, парашюты, оббивают мебель.
А как вы думаете - из чего делают ткани?
Какие бывают ткани? (ответы детей)
Сырьём для производства любых тканей является волокно.
Так вот тема сегодняшнего урока – Понятие о волокне и практическая работа- изготовление нити. Я хочу, чтобы вы узнали, что такое волокно, научились сами прясть пряжу.
3. Основной этап
Перед вами на парте лежит клочок ваты и шерсти. Рассмотрите их внимательно. Что мы видим?..........
Они состоят из маленьких ворсинок, очень тоненьких, гибких, прочных.
Давайте теперь дадим определение волокну:
Волокно-это маленькие, прочные, гибкие тела
(записываем определения в тетрадь) Волокна, которые применяют для изготовления тканей называют текстильными.
Различают следующие виды волокон:
(посмотрим на таблицу – что мы видим?)
Натуральные растительные волокна вырабатываются из стеблей и листьев разных растений: хлопка, льна, конопли, джута и др. Натуральные волокна животного происхождения – это шерсть и шёлк. Шерсть- вероятно, самое древнее из используемых людьми волокон. Его получают из шерсти овец, коз, верблюдов, ламы и др. Шёлк натуральный получают из коконов тутового, дубового и др. шелкопрядов.(показ куколки тутового шелкопряда).
Много сотен лет назад из волокон хлопка и шерсти нити путём скручивания изготавливали руками. Потом это стали делать при помощи ручных веретён. А затем появилась прялка – первое приспособление для ручного прядения, которое приводилось в движение ножной педалью (показ настоящей прялки) и мы приглашаем мастерицу работы на прялке Примак Валентину Михайловну, она нам покажет как работает эта прялка? как прядётся нить? Пока прядётся нить мы продолжим разговор о волокнах. Из волокон получают нить, а нити из которых изготавливают ткань, называют пряжей.
На прядильном производстве наиболее массовой профессией является прядильщик. Они ликвидируют обрывы пряжи, меняют бобины с пряжей (большие по размерам катушки), следят за оборудованием. Современные предприятия постепенно оснащают автоматизированными прядильными машинами, поэтому работа прядильщика всё больше сводится к наблюдению за работой машин.
Для изготовления одежды, белья, палаток др. изделий используют разные ткани.
Ткань состоит из продольных и поперечных нитей, которые переплетаются между собой. Нити, которые идут вдоль ткани называют основой, а те, что поперёк ткани- утком. С обеих сторон по краю ткани проходит кромка, в которой нити размещены плотнее. Благодаря кромке края ткани не осыпаются.
Процесс изготовления ткани называют ткачеством. Ткачество было известно очень давно – ещё в 4 тыс. до нашей эры.
А сейчас мы сами попробуем сделать нить итак 4. Практическая работа.
1.взять клочок волокна;
2. скручивать вытягивая волокно;
3.полученную ниточку скрутить туже;
4.готовую нить вклеять в тетрадь.
5. Контроль учителя и при необходимости помощь во время работы.
6. Самоконтроль и взаимоконтроль.
7. Подведение итогов практической работы:
а) демонстрация лучших работ;
б) оценивание практической работы.
А теперь посмотрим какая нить получилась у нашей мастерицы? (высказывания детей )
5.Закрепление нового материала
Сейчас повторим всё то, о чём узнали на нашем уроке по схеме «Закончи предложение»
1.Волокна, которые применяются для изготовления
.
Старинная ткацкая рама.
ткани, называются текстильными.
2.Различают натуральные и химические волокна.
3. Натуральные волокна подразделяются на волокна
растительного, животного и минерального пр-ния
4. Волокна растительного происхождения…..лён, хлопок, конопля.
5. Волокна животного происхождения….шерсть, шёлк.
6. Волокна минерального происхождения….асбест.
7. Химические волокна подразделяют на….искусственные и синтетические.
Так с чем мы сегодня познакомились?-
С В О Л О К Н А М И.
6. Рефлексия
Вам урок понравился?
7. Домашнее задание
Принести цветную бумагу.
8.Итог урока
Оценивание учащихся.