СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие о волокне. Изготовление ткани.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ткань состоит из продольных и поперечных нитей, которые переплетаются  между собой. Нити, которые идут вдоль ткани называют основой, а те, что поперёк ткани- утком

Просмотр содержимого документа
«Понятие о волокне. Изготовление ткани.»















Открытый урок в 5 классе

«Понятие о волокнах. Изготовление ткани»











Урок провела и

подготовила

учитель технологии

Сувалко Таиса

Владимировна







Цели: практическая - а) обеспечить усвоение учениками знаний о волокнах. О нитях основы и утка; б) сформировать умение вручную изготовить нить из данного волокна;

Развивающая - развивать у детей эстетический вкус; воспитательная - воспитывать у детей ответственное отношение к труду, взаимопомощи, приучать к аккуратности в работе.

Оборудование: таблица «Текстильные волокна», ручная прялка, волокна шерсти, вата, куколка шелкопряда, бинт.

Тип урока - комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

а) проверка количественного состава класса;

б) проверка готовности учеников к уроку.

2. Актуализация учебных знаний:

Ткани широко используются в народном хозяйстве. Из них шьют одежду, изготавливают ковры, покрывала, палатки, рюкзаки, парашюты, оббивают мебель.

А как вы думаете - из чего делают ткани?

Какие бывают ткани? (ответы детей)

Сырьём для производства любых тканей является волокно.

Так вот тема сегодняшнего урока – Понятие о волокне и практическая работа- изготовление нити. Я хочу, чтобы вы узнали, что такое волокно, научились сами прясть пряжу.

3. Основной этап

Перед вами на парте лежит клочок ваты и шерсти. Рассмотрите их внимательно. Что мы видим?..........

Они состоят из маленьких ворсинок, очень тоненьких, гибких, прочных.

Давайте теперь дадим определение волокну:

Волокно-это маленькие, прочные, гибкие тела

(записываем определения в тетрадь) Волокна, которые применяют для изготовления тканей называют текстильными.

Различают следующие виды волокон:

(посмотрим на таблицу – что мы видим?)

Натуральные растительные волокна вырабатываются из стеблей и листьев разных растений: хлопка, льна, конопли, джута и др. Натуральные волокна животного происхождения – это шерсть и шёлк. Шерсть- вероятно, самое древнее из используемых людьми волокон. Его получают из шерсти овец, коз, верблюдов, ламы и др. Шёлк натуральный получают из коконов тутового, дубового и др. шелкопрядов.(показ куколки тутового шелкопряда).

Много сотен лет назад из волокон хлопка и шерсти нити путём скручивания изготавливали руками. Потом это стали делать при помощи ручных веретён. А затем появилась прялка – первое приспособление для ручного прядения, которое приводилось в движение ножной педалью (показ настоящей прялки) и мы приглашаем мастерицу работы на прялке Примак Валентину Михайловну, она нам покажет как работает эта прялка? как прядётся нить? Пока прядётся нить мы продолжим разговор о волокнах. Из волокон получают нить, а нити из которых изготавливают ткань, называют пряжей.

На прядильном производстве наиболее массовой профессией является прядильщик. Они ликвидируют обрывы пряжи, меняют бобины с пряжей (большие по размерам катушки), следят за оборудованием. Современные предприятия постепенно оснащают автоматизированными прядильными машинами, поэтому работа прядильщика всё больше сводится к наблюдению за работой машин.

Для изготовления одежды, белья, палаток др. изделий используют разные ткани.

Ткань состоит из продольных и поперечных нитей, которые переплетаются между собой. Нити, которые идут вдоль ткани называют основой, а те, что поперёк ткани- утком. С обеих сторон по краю ткани проходит кромка, в которой нити размещены плотнее. Благодаря кромке края ткани не осыпаются.

Процесс изготовления ткани называют ткачеством. Ткачество было известно очень давно – ещё в 4 тыс. до нашей эры.

А сейчас мы сами попробуем сделать нить итак 4. Практическая работа.

1.взять клочок волокна;

2. скручивать вытягивая волокно;

3.полученную ниточку скрутить туже;

4.готовую нить вклеять в тетрадь.

5. Контроль учителя и при необходимости помощь во время работы.

6. Самоконтроль и взаимоконтроль.

7. Подведение итогов практической работы:

а) демонстрация лучших работ;

б) оценивание практической работы.

А теперь посмотрим какая нить получилась у нашей мастерицы? (высказывания детей )

5.Закрепление нового материала

Сейчас повторим всё то, о чём узнали на нашем уроке по схеме «Закончи предложение»

1.Волокна, которые применяются для изготовления

.

Старинная ткацкая рама.

ткани, называются текстильными.

2.Различают натуральные и химические волокна.

3. Натуральные волокна подразделяются на волокна

растительного, животного и минерального пр-ния

4. Волокна растительного происхождения…..лён, хлопок, конопля.

5. Волокна животного происхождения….шерсть, шёлк.

6. Волокна минерального происхождения….асбест.

7. Химические волокна подразделяют на….искусственные и синтетические.

Так с чем мы сегодня познакомились?-

С В О Л О К Н А М И.

6. Рефлексия

Вам урок понравился?

7. Домашнее задание

Принести цветную бумагу.

8.Итог урока

Оценивание учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!