
3 «А» класс
Классный руководитель: Лахно Л. В.
.
Тема: Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала.
Цель: Формировать представления детей об овале, упражняться в сравнении овала и круга; в соотнесении предметных картинок с формой овала и круга.
Развивать мыслительные процессы через сравнение предметов, внимание, речь, воображение.
Развивать мелкую моторику через специальные упражнения, творческие способности.
Оборудование:
игра «Здравствуй!»,
геометрические фигуры, пластилиновые палочки,
картинки с изображением предметов разной формы,
картинки с изображением контуров предметов, цветные карандаши,
Аппликации «Медведь», «Лягушка», готовые заготовки к ним
Ход занятия - Психологический настрой:
Игра «Здравствуй!»
-Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
-Посмотри-ка ты вокруг (участники поворачивают головы из
стороны в сторону).
-Здесь есть ты (игроки кладут правую руку на плечо соседа).
-Здесь есть я (левую руку участники кладут себе на грудь).
-Будем вместе (игроки соединяют обе руки ладонями)
-Жить (каждый участник хлопает в ладоши),
-Друзья (дети соединяют руки ладонями).
-Пожелание друг другу хорошего настроения , для этого используем слова, расположенные на доске ( хороший, прекрасный, чудесный, великолепный, замечательный, солнечный).
- Улыбнёмся друг другу и нашим гостям!
-Соотнесите ощущение настроения на нашем солнышке (дети отвечают – оно весёлое).
II. Объяснение нового материала:
1. -Сегодня мы с вами будем путешествовать по необычайной стране, в которой всё состоит из геометрических фигур. Мы познакомимся с «овалом», будем учиться различать предметы круглой и овальной формы. Чтобы начать путешествие, надо вспомнить названия геометрических фигур. На доске висят карточки, Назовите фигуру и цвет каждой. (учащиеся поднимаются и называют).
-Молодцы!
2. Пальчиковая гимнастика.
1,2,3,4,5 – вышли пальцы погулять
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине
Этот пальчик безымянный…
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал… Очень ловок и удал.
3. -На парте каждого лежит пластилиновая палочка.
-На какую геометрическую фигуру она похожа? (прямая линия).
-Вместе со мной вы медленно замыкаете линию.
-Что получилось? (круг)
-А теперь я медленно сдавлю бока круга.
-Что получилось на этот раз? (овал).
-Проделайте сами.
4.-На парте у вас заготовки круга и овала, возьмите их внимательно посмотрите и ответьте, чем похожи круг и овал? (нет углов)
-У овала и круга нет углов, этим они и похожи.
-А теперь я вас попрошу найти отличие этих двух фигур, наложите круг на овал, какие отличия вы заметили?
-Вы правы – овал как бы удлинён, вытянут.
5. -Возьмите карточки, закрасьте круги синим, а овалы зелёным цветом. А кто то может просто обвести контур кругов и овалов.
6. Игра на внимание. Работа с картинками стоя.
-В разных местах я поместила картинки, нужно назвать название предмета, и указать какие части предмета имеют форму овала и круга.
Молодцы!
7. Игра «Разрезные фигуры». Сложить фигуру, назвать форму, что изображено на фигуре.
8. Физминутка.
На болоте 2 подружки,
2 зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям физкультпривет!
III. Работа по теме:
-Продолжаем наше занятие.
-На доске две аппликации. Назовите кто изображён? (медведь, лягушка).
-Обратите внимание какие геометрические фигуры используются ?
-Я приготовила для вас заготовки и вы сможете изготовить такие аппликации. Внимательно смотрите, какие части этих предметов соответствуют деталям круглой и овальной формы.
-Работаем в паре с соседом.
IV.- Выставка работ.
- Кому было сложно справится? Что сложно?
V. Итог.
-Молодцы, ребята! Вы сегодня постарались, справились с заданиями.
-Давайте вспомним, с какими фигурами мы познакомились. Я показываю руками, а вы называете.
- Оцените свою работу карточками:
Красный круг – отлично
Зеленый треугольник – хорошо
Самоанализ
урока развития психомоторики и сенсорных процессов
Тема: Понятие «Овал». Упражнения в сравнении круга и овала.
Цели: Формировать представления детей об овале, упражняться в сравнении овала и круга; в соотнесении предметных картинок с формой овала и круга.
Развивать мыслительные процессы через сравнение предметов, внимание, речь, воображение.
Развивать мелкую моторику через специальные упражнения, творческие способности.
Урок проведён в 3 «А» классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. В классе 13 человек: 5 девочек и 8 мальчиков. Простакишин Дима находится на домашнем обучении.По типу - урок изучения нового материала.
Все этапы урока логически связаны между собой и выстроены в зависимости от особенностей возрастного и психологического развития детей данного класса.
Содержание изучаемого материала позволило выделить ключевые понятия урока: Овал. Объем выполненных упражнений соответствует необходимому количеству и соответствует структуре построения от простого к сложному.
На всех этапах урока осуществлялась коррекция внимания. На этапе актуализации опорных знаний по теме осуществлен прием концентрации внимания через название геометрических фигур, прием переключения внимания отрабатывался через смену видов деятельности фронтальной, самостоятельной форм работы, при проведении физминуток.
Объектом восприятия учеников являлась речь учителя, предметные картинки, слова-опоры, индивидуальные карточки, доска. Количество наглядных средств соответствовало нормам и требованиям методики.
На данном уроке ведущим методом организации учебно-познавательной деятельности являлся словесный: рассказ и беседа. На протяжении всего урока в соответствии с этапом урока использовала рассказ-вступление (актуализация опорных знаний), целью которого было проверить наличие имеющихся знаний учащихся о геометрических фигурах; ознакомление с новой темой, целью которого было последовательно познакомить учащихся с особенностями различия овала и круга с применением иллюстраций, самостоятельной работы по различению овала и круга. Самостоятельной работы( работа с аппликацией), заключение (закрепление), целью которого было резюмировать главные мысли, сделать выводы и обобщение.
В ходе применения метода рассказа использовала такие методические приемы, как: изложение информации в доступной форме; активизация внимания через использование дидактических индивидуальных карточек с заданиями, которые давались от простого к сложному; приемы ускорения запоминания через использование средств устной речи, речедвигательные физминутки, релаксацию ; логические приемы сравнения с использованием имеющихся знаний о овале и круге, подведение итога.
Для большего достижения образовательного и развивающего эффекта рационально использовала оформленные средства наглядности.
На уроке применяла и метод самостоятельной работы под руководством учителя (работа по индивидуальным карточкам).
Применяла здоровьесберегающие технологии, которые способствовали активности учащихся на протяжении всего урока.
В уроке применяла коммуникативную технологию обучения, при которой учащиеся класса становятся активными, сознательными, равноправными участниками учебно процесса, развивающихся по своим возможностям психологического и физического характера.
Так же использовала игровые технологии развивающего характера.
С моей точки зрения урок прошел в комфортной эмоционально-психологической атмосфере, соответствуя принципам коррекционно-развивающего обучения: динамичности, продуктивности, развития психических функций, мотивации к учению, добивалась достижения поставленных целей.