СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Понятие "Целое и часть" на примере рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целое – это характер человека (литературного героя). Части целого – это черты характера, строго индивидуальные для каждого. Эти части взаимосвязаны, влияют друг на друга. Например, доброта рождает великодушие; трусость может привести к предательству и прочее. Становление характера главным образом  зависит от воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Понятие "Целое и часть" на примере рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"»

Метапредмет « Целое и часть»

Современная наука показала, что в случае сложноорганизованных объектов целое несводимо к сумме частей. Целое характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям, но возникающими в результате их взаимодействия в определённой системе связей. Эта особенность любого целостного образования позволяет понять и другие специфические черты целого.

В отношении Часть и Целое, как показал ещё Гегель, ни одна из сторон не может рассматриваться без другой. Целое без частей немыслимо; с другой стороны, Часть вне Целого – уже не часть, а иной объёкт. Между частями органического целого (а также между частями и целым) существует не простая функциональная зависимость, а более сложная система разнокачественных связей (структурных, генетических, связей субординации и управления и т. п.)

Определяем, что целое – это характер человека (литературного героя). Части целого – это черты характера, строго индивидуальные для каждого. Эти части взаимосвязаны, влияют друг на друга. Например, доброта рождает великодушие; трусость может привести к предательству и прочее. Становление характера главным образом зависит от воспитания.

На примере рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( 6 класс) разберём, какие характеры формируются у двух героев - сверстников – Витьки и Саньки. Для работы предлагается таблица, левая часть которой – цитаты из рассказа. В правую часть нужно написать, к появлению какой черты характера может привести действие в приведённой цитате. В конце работы пишется вывод о характере героя.


1 вариант: Витька

Цитаты

Какая черта характера

воспитывается в Витьке

Бабушка — внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.

Учится зарабатывать своим трудом.

“Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.

Дисциплина и культура за столом.

“Бабушка держала деньги — “запас” на черный день”.

Не жить одним днем, а думать о будущем.

Бабушка — внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане — вошь на аркане”.

Учится не попрошайничать, не завидовать, не прибедняться, не надеяться на «чужой» кусок.

“Бабушка „привечала“ Васеню до утра, когда Левонтий бушевал”.

Учится сочувствовать, помогать в беде.

Бабушка не стала перекладывать ягоды из туеска.

Доверять людям.

“Бабушку надул, калачи украл. Что только будет?” “Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника”.

Быть совестливым, признавать свои ошибки.

Не стал будить бабушку: жалко ее будить, устала она, ей рано вставать.

Думать не только о себе, а понимать других людей.

“Дедушка никогда не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо”.

Скромность, трудолюбие, серьёзность.

На предложение Саньки зарыться в сено и притаиться: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!”

Уметь противостоять дурному влиянию.

“Дед погладил меня по голове: „Ну што ты! …Попроси прощения“”.

Уметь извиниться.

2 вариант: Санька

Цитаты

Какая черта характера воспитывается в Саньке

“Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”.

Жадность, нечестность.

“Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”.

Учится легкомысленно относиться к деньгам.

“Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок.

Лень, бесхозяйственность, безразличие к своей жизни.

“Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”.

Неряшливость, неуважение к себе и окружающим.

“Что такое жисть?” — после этого вопроса все разбегались, а Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

Учится срывать свою злость на других.

“По пути за ягодами левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, дрались, плакали, дразнились”. “Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.

Учится воровать, конфликтовать, драться.

Подбивают украсть у бабушки калач.

Учат других плохому.

Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.

Учится жестокости.

Санька учит: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод — и готово дело”.

Учит других обману.

“Левонтьевские ребята умели пропитаться „от земли“, — все ели, что бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснорожие, сильные, ловкие, особенно за столом”.

Учатся из всего извлекать пользу, не бояться трудностей, надеяться на себя.


Вывод: Характер Вити благодаря воспитанию бабушки положительный, характер Вити уже приобрёл многие отрицательные черты.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!