Г. А. Попко, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 7 г. Слонима» Гродненской области
Тире между подлежащим и сказуемым VIII класс
Цели урока:
-
познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым;
-
способствовать формированию навыка применять полученные знания на практике, составлять предложения, в которых необходимо тире; содействовать развитию умения анализировать предложенный лингвистический материал, орфографической, пунктуационной грамотности учащихся, речи учащихся;
-
воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету, лучшие человеческие качества.
Оборудование: презентация, индивидуальный раздаточный материал.
Эпиграф: Самая трудная профессия — быть человеком.
Хосе Марти
Ход урока
-
Организационный этап.
Приём «Яркое пятно».
Из россыпи слов быть, профессия, это, самая, человеком, трудная учащимся необходимо собрать предложение.
-
Операционно-познавательный этап.
-
Прочитайте эпиграф, слова кубинского поэта, публициста, философа Хосе Марти. В данном предложении ставится тире или нет? (Ответы учащихся.)
-
Запишите эпиграф без знака препинания. В конце урока мы ответим на вопрос, нужно ли в данном предложении ставить тире или нет.
Учитель сообщает тему урока.
-
Зачем нужно изучать данную тему? (Ответы учащихся.)
-
Правила пунктуации помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понять текст, выявить его структуру, передать эмоциональное напряжение. Константин Паустовский писал: «Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К концу урока вы должны знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, уметь ставить знаки препинания между главными членами.
-
Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу.
Нравственность человека видна в его отношении к слову (Л. Н. Толстой).
Словарная работа
— Дайте толкование слова нравственность.
Дежурный по словарю зачитывает определение.
НРАВСТВЕННОСТЬ, -и, ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. || прил. нравственный, -ая, -ое. Н. кодекс человека. (Словарь русского языка — С. И. Ожегова.)
-
Подберите синоним к слову нравственный в выражении нравственный кодекс человека. (Этический, моральный.)
-
Прослушайте видеолекцию «Тире между подлежащим и сказуемым» и составьте опорную схему по теме урока.
Ставится | Не ставится |
1. Книга — памятник ушедшим в вечность умам. Сущ. И. п. — сущ. И. п. | 1. Лес словно сказка. Частицы будто, словно, как |
2. Жить — Родине служить. Гл. неопр. ф. — гл. неопр. ф. | 2. Эта повесть длинна и печальна. Сущ.+ прилаг. |
3. Дважды два — четыре. Числ. — числ. | 3. Расстояние не помеха для друзей. Частица не |
4. Учиться — наша задача. Сущ. Им. п. — гл. неопр. ф. | 4. Я ещё молодой человек. Мест. |
5. Чтение — вот лучшее учение. (Указ. частицы вот, это) | |
Учащиеся делают вывод: тире между подлежащим и сказуемым
а) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже;
б) если оба главных члена выражены неопределённой формой глагола;
в) если один главный член выражен неопределённой формой глагола, а другой — именем существительным;
г) когда перед сказуемым стоит указательная частица это или вот.
а) если сказуемое присоединяется частицей как или другими сравнительными частицами;
б) если подлежащее выражено личным местоимением;
в) если при сказуемом есть отрицательная частица не.
-
Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым? Когда не ставится?
-
Проверьте свои теоретические знания, заполнив, где это необходимо, пропуски (?) в схемах.
-
Сущ.? как сущ.
-
Сущ.? сущ.
-
Инф.? сущ.
-
Личн. мест.? сущ.
-
Сущ. ? не сущ.
-
Инф. ? значит инф.
-
Сущ. ? колич. числ. + сущ.
-
Сущ. ? при лаг.
-
Сущ. ? это сущ.
-
Сущ. ? вот сущ.
Учащиеся проставляют баллы в лист контроля.
№ задания | Вид работы | Балл |
1 | Теоретический материал | |
2 | Орфографическая работа | |
3 | Проверочный тест | |
4 | Работа на уроке | |
Лист контроля
0 ошибок — 10 баллов; 1 ошибка — 9; 2 ошибки — 8; 3 ошибки — 7; 4 ошибки — 6; 5 ошибок — 5; 6 ошибок — 4; 7 ошибок — 3; 8 ошибок — 2.
Ключ.
-
Сущ. как сущ.
-
Сущ. — сущ.
-
Инф. — сущ.
-
Личн. мест. сущ.
-
Сущ. не сущ.
-
Инф. — значит инф.
-
Сущ. — колич. числ. + сущ.
-
Сущ. прилаг.
-
Сущ. — это сущ.
-
Сущ. — вот сущ.
-
Закрепление изученного материала.
-
Рубрика «Мудрые мысли».
Запишите предложения и объясните постановку тире между подлежащим и сказуемым.
-
Слово — великое оружие мысли.
-
Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик (И. Гёте).
-
Для меня жить — значит работать (И. Айвазовский).
-
Счастье не в счастье, а лишь в его достижении (Ф. Достоевский).
-
Человек по своей природе есть существо общественное (Аристотель).
-
Человек как кирпич; обжигаясь, он становится твёрдым (Джордж Бернард Шоу).
-
Я честный человек и никогда не говорю комплиментов (А. П. Чехов).
-
Каждый человек, безусловно, отражение своего собственного мира (Цицерон).
-
Работа с текстом.
Немало стари..ых сёл разбросано среди полей и лесов рязанской земли. Константиново одно из них.
Многим достойным людям оно было колыбелью, но только Сергей Есенин сделал родное рязанское село извес..ным во всём мире.
Ро..ия была для Есенина началом всех начал. Быть п..этом родной земли вот его ид..ал. Любить родину это самое важное из того, что должен уметь делать поистине народный поэт.
Есенинская любовь к родной земле так же естестве..а, как естественно дыхание. Она яркий свет, который изнутри осв..щает каждое его стихотворение. Она его философия жизни, его опора, источник, где он черпал силу. Она его комп..с, по которому он мог сверять каждый свой шаг. Она ключ от входной двери в мир его п..эзии.
Родное село, отчий край поэту дороже всего на земле.
-
Проверочный тест.
I вариант
-
Чистая совесть _ вот самая мя.жая подушка.
-
Фальшивый друг _ опаснее врага.
-
Искусство _ есть выражение великой идеи гуманизма в её бесконечно разнообразных проявлениях.
-
Задача лектора _ заставить себя слушать.
-
Лу..ший способ хранить память о добрых делах _ повторять их.
-
Поэзия _ есть одно из самых прекрасных проявлений свободы.
-
Превосходная должность _ быть на земле человеком.
-
Небо _ как звёздный шатёр.
-
Простота _ необходимое условие прекрасного.
-
Каждый вздох _ что радости глоток.
II вариант
-
Чистая совесть _ вот самая мягкая подушка.
-
Фальшивый друг _ опас..нее врага.
-
Иску..тво _ есть выражение великой идеи гуманизма в её бесконечно разнообразных пр.. явлениях.
-
Задача лектора _ заставить себя слушать.
-
Лучший способ хранить память о добрых делах _ повторять их.
-
Поэзия _ есть одно из самых пр..красных пр..явлений свободы.
-
Превосходная должность _ быть на земле человеком.
-
Небо _ как звёз..ный шатёр.
-
Простота _ необходимое условие прекрасного.
-
Каждый вздох _ что рад..сти гл..ток.
Учащиеся записывают результаты в лист контроля.
-
Подведение итогов.
-
Ставится ли тире между подлежащим и сказуемым в эпиграфе? Аргументируйте свой ответ.
-
Я буду читать предложения. Если в предложении ставится тире, вы поднимаете кленовые листочки.
-
Каждый человек есть отражение своего внутреннего мира.
-
Не отвечать на приветствие — верх невоспитанности.
-
Гений — это совесть прошлого и мозг будущего.
-
Грубость — такое же уродство, как горб.
-
Фальшивый друг опаснее врага.
-
Рефлексия.
-
Домашнее задание.
§ 18, упр. 138, повторить правописание имён числительных.