СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пополнение багажа словесной вежливости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие для детей 5-6 лет по развитию речи, которое знакомит с вежливыми словами и учит пользоваться ими в жизни

Просмотр содержимого документа
«Пополнение багажа словесной вежливости»

МКУ «Управление образования» г. Рубцовска

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»


















Занятие для детей 5 - 6 лет

«Пополнение багажа словесной вежливости»

















Разработала:

Васюк Татьяна Павловна,

педагог дополнительного образования













г. Рубцовск

2021

Занятие для детей 5 - 6 лет

«Пополнение багажа словесной вежливости»



Цель:

Знакомство с вежливыми словами, закрепление умения пользоваться ими в жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

  • Углублять представление о доброте как ценном, неотъемлемом качестве человека, расширять знания о культуре поведения.

Развивающие:

  • Работать над выразительностью речи.

Воспитательные:

  • Вводить вежливые слова в  активный словарь дошкольников.

  • Воспитывать бережное отношение к речи и к русскому языку.

  • Побуждать детей употреблять в речи  вежливые слова.



Оборудование: разноцветные карточки на каждого ребенка, изображение сердца,  книга В.Осеевой «Волшебное слово», мультимедийный проектор, экран.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро.

- Доброе утро! - Солнцу и птицам.

- Доброе утро! - Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.



Педагог: Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся и пожелаем всем доброго утра.

Дети здороваются с гостями

Педагог: Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Дети, давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками в нашем сегодняшнем путешествии. А посетим мы с вами сегодня волшебный мир. В этом мире люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге. Как вы думаете, как называется этот мир?

Ответы детей

Педагог: Называется он Волшебный мир вежливости и доброты. И говорить мы сегодня с вами будем о вежливых словах.

Педагог: Кто помнит, с какого слова я начала сегодняшнее занятие?

Ответы детей (Доброе утро!)

Педагог: Приятно ли вам было услышать его? Почему?

Ответы детей

Педагог: Произнося эти слова, мы желаем людям приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.



Вот как хорошо сказано об этом в стихотворении «Я и солнышко»:



Солнышко ясное встало.

- Доброе утро! - сказало.

- Доброе утро! - кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим.

Но если, проснёшься,

А дождик в окно

Стучит да стучит,

И без солнца темно?

Доброе утро, друзья,

Всё равно.

Придумано мудро:

Доброе утро!



Педагог: Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, плохое настроение, нужно всё равно говорить: «Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее.

А какие ещё слова вам приятно слышать от других людей?

Ответы детей (Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь, в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи и т. д.)

Педагог: Слова эти не только приятно слышать, но и приятно произносить. Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в кабинете?

Вслушайтесь в слово «Здравствуйте!». Здравствуйте – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым. Каждому человеку приятно, когда ему желают здоровья.

Есть ещё одно приятное слово. Это слово «Спасибо!».

Откуда взялось это слово? Давайте узнаем.

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: Спаси вас Бог! «Спаси Бог!» – превратилось в короткое «спасибо». Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».



Педагог: А что значит слово «До свидания!»?

Ответы детей (До нового, до скорого свидания)

Что мы хотим сказать человеку, когда говорим ему «До свидания!»?

Ответы детей (Что прощаемся ненадолго и рады будем увидеть вас снова).



Педагог: Значит, с какой целью люди говорят друг другу «Здравствуйте!», «До свидания!», «Спасибо!», «Пожалуйста!» и другие слова?

Ответы детей (С целью уделить внимание человеку, пожелать ему всего хорошего)

Педагог: А как называются все эти слова?

Ответы детей (Вежливые)

Педагог: Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой, быть внимательным, доброжелательным, помогать другим людям.

Педагог: Ребята, давайте ещё раз вспомним вежливые слова. Я буду читать вам фразы, а  вы хором их заканчивайте нужными вежливыми словами.

Просмотр презентации с загадками

Педагог: Какие вы молодцы, все слова назвали.

Педагог: Вежливость бывает не только в словах, но и в поступках. Вежливый человек ведет себя так, что другим приятно находиться рядом с ним.

Ребята, а вы умеете отличить вежливый хороший поступок от плохого? Проверить вас поможет игра «Вежливо-невежливо». Возьмите, пожалуйста, жетончики. Я буду называть поступки, если вы считаете, что это вежливый поступок поднимаете жетончик, если считаете, что поступок невежливый, жетончик не поднимаете. Правила понятны? Тогда начинаем.

Игра «Вежливо - невежливо» 

Примеры поступков:

Поздороваться при встрече (вежливо)

Толкнуть и не извиниться (невежливо)

Помочь подняться упавшему (вежливо)

Перебивать взрослого человека (невежливо)

Пожелать всем приятного аппетита (вежливо)

Посмеяться над другом, который упал (невежливо)

Помочь поднять упавшую вещь (вежливо)

Отвечать грубо детям и взрослым (невежливо)

Разбрасывать мусор на улице и дома (невежливо)

Обижать и дразнить других детей (невежливо)

Брать чужие вещи без спроса (невежливо)



Педагог: Очень хорошо, что у нас девочки и мальчики умеют отличать вежливые поступки от невежливых.

Напомните, дети, а к кому нужно обращаться вежливо?

Ответы детей (К взрослым, к маме, к папе, к друзьям – ко всем)

Педагог: Вежливыми нужно быть всегда, с взрослыми и малышами, со знакомыми и незнакомыми людьми.

А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, со своих мест. Мы с вами поиграем в игру «Будь внимателен».



Я попрошу вас что-то сделать, если просьба с вежливым словом – то задание выполняете; если просьба без вежливого слова – просто стоите на месте.

-подпрыгните, пожалуйста, высоко 5 раз;

-повернитесь спиной;

-похлопайте, пожалуйста, в ладоши 6 раз;

-покружитесь, пожалуйста, 2 раз в одну сторону, 2 раза в другую;

-поменяйтесь местами с соседом;

-потопайте ногами, пожалуйста, 4 раза;

-пожужжите как пчела;

-помашите руками, как птицы, пожалуйста, 4 раза;

-скажите, пожалуйста, шепотом 3раза «тишина»;

-присядьте, пожалуйста, на стульчики как мышки.



Педагог: Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам послушать рассказ В.Осеевой  «Волшебное слово».

Чтение рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой. (просмотр презентации, слушание аудиорассказа)



Обсуждение

Вопросы:

  • Почему Павлика все ругали? (он не знал волшебных слов, был грубым)

  • Как надо обращается с просьбой?

(вежливо…)

  • Как старик помог мальчику?

(подсказал доброе слово, научил не кричать…)

  • Какое слово подсказал старик?

(пожалуйста)

  • Как его нужно было произносить?

 (тихо, глядя в глаза)

  • Помогло ли вежливое слово Павлику? (да помогло)

  • Как взрослые отвечали на вежливые просьбы Павлика?

(не ругали, не прогоняли, улыбались…)



Педагог: Действительно, если обращаться, просить что-либо грубо, то никто не захочет выполнить вашу просьбу. Оказывается, быть вежливыми не только приятно, но и полезно. Я уверена, что вы всегда будете вежливыми, добрыми и дружными.

В народе говорят: «Доброе слово лечит, а недоброе ранит». Почему?  Словом можно человека поддержать, помочь, а недобрым – обидеть, расстроить, испортить настроение, сделать больно.

Ребята, пройдите, пожалуйста, в круг, представьте, что так выглядит  сердце  обиженного человека, оно маленькое, сжатое. Подумайте как, можно помочь такому человеку?

Ответы детей (сказать добрые, вежливые, ласковые слова)

Педагог: Давайте поможем.   Каждый должен назвать ласковое, доброе или вежливое  слово и разгладить это сердечко.

В заключение игры «обиженное сердце» становится ровным.

Педагог: Посмотрите, ребята, как изменилось сердце после наших добрых, вежливых, ласковых слов. Как вы думаете, помогли мы человеку? А сердце стало полностью ровным?

Ответы детей

Педагог: Да, сердце распрямилось, но на нём остались видны следы. Так и человек, он простит вас за грубое слово или плохой поступок, но след на сердце может остаться. Не зря же говорят, что «слово может ранить». Поэтому прежде чем совершить какой-то поступок или что-то сказать человеку, надо хорошенько подумать.

Педагог: Наше занятие подходит к концу. И сегодня я хочу задать вам домашнее задание не на сегодняшний день или вечер, а на всю вашу жизнь.

Послушайте, пожалуйста, такие строки:



Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив.

Ведь это – основа основ.

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым – обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.



Помните это всегда! Спасибо за занятие! До свидания!